POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Тариф до революции доведёт

23.09.2013 17:14 - Polit.kg

17 сентября в Бишкеке с подачи парламентской фракции «Ар-Намыс» и «Института по исследованию проблем водопользования и водно-энергетических ресурсов Центральной Азии» состоялась международная конференция, посвящённая основным проблемам энергетического комплекса Кыргызстана и оптимальным путям их решения. «Одной из самых болезненных тем, выходящих за рамки чисто экономических вопросов» назвал означенную тему лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов. Удручающие цифры, взаимные нападки, полярные мнение, - среди перечисленного нашлось место и для предложения о кардинальном преобразовании в структуре энергосектора: если на то будет одобрение парламентариев, компаний, занимающихся производством и реализацией электроэнергии в стране станет меньше. Подробности – в отрывках из выступлений.

 

Эрнест Карыбеков, зам. председателя партии «Ар-Намыс», председатель Международного общественного фонда «Институт по исследованию проблем водопользования и водно-энергетических ресурсов Центральной Азии»:

- Мы исходим из твёрдого понимания  необходимости достижения поставленной нами цели – создания прогрессивной и процветающей страны с крепким потенциалом. Мы хотели бы представить вашему вниманию оптимальный механизм решения энергетических проблем, имеющий большой экономический эффект. Финансовое оздоровление отрасли, создание условий для сбалансированного комплексного развития энергетического сектора и обеспечение энергетической безопасности Кыргызской Республике, - вот то, чего мы планируем достичь.

Сейчас на долю энергетики приходится около 5% ВВП, 16% промышленного производства и  10% дохода государственного бюджета. Страна богата на гидроресурсы, здесь много угольных бассейнов, но отсутствие эффективных реформ в отрасли приводит к тому, что проблемы остаются. 90% гидроэлектростанций действует на Юге, зависят они от стоков реки Нарын. Высоки показатели потерь: системные потери составляют ныне 22% (3 млрд. 300 млн. кВт/ч). Из них около 2,5 млрд. – потери в распределительных компаниях. Налицо моральный и физический износ оборудования. Недостаточное внимание уделяется научной разработке: отечественные институты остаются не у дел, так как все технико-экономические обоснования делаются иностранными компаниями.

В Кыргызской Республике отсутствует рынок электроэнергии. Естественным монополистом является акционерное общество «Электрические станции». Начатая в 2001 году реструктуризация  компании не дала положительного эффекта.

Нужды центральноазиатского региона зависят от попусков воды из гидроузлов государственного значения. Начиная с 90-х гг. гидроэлектростанции начали работать в энергетическом режиме даже зимой, хотя изначально строились и для ирригационных целей.

Наш вариант решения проблем заключается в объединении семи ныне существующих распределительных компаний в одну. Проанализировав эффективность деятельности каждой из семи, мы пришли к выводу, что какие-то инвестиции поступают сегодня только в «Северэлектро», покрывающую 50% потребности в электроэнергии. Остальные компании, например, «Жалалабадэлектро», «Востокэлектро», «Ошэлектро», кредитных ресурсов практически не получают.

Также мы предлагаем объединить «Электрические станции» с «Национальными электрическими сетями». В отдельности каждая из этих компаний постоянно теряет  свои позиции на международных переговорах. Вопросы по воде, транзиту электроэнергии также было бы удобней решать после этого объединения. В осеннее-зимний период Кыргызстан транспортирует свою электроэнергию с Юга на Север, используя сети Узбекистана и Казахстана, а это не самая маленькая статья расходов.

Необходима модернизация и автоматизация отрасли. Внутренние резервы системы освобождаются вместе с осуществлением наших предложений. Действия с распределительными компаниями даст порядка 850 млн. сомов в год за счёт сокращения фондов оплаты труда и капитальных вложений. Второе объединение даст результат в 1,5 млрд. сомов. Всего же для полной модернизации и автоматизации требуется 300 млн. долларов. Это значит, что по общепринятым стандартам она может быть осуществлена в течение 14 лет. И 4-5 лет понадобится для того, чтобы свести к минимуму потери. 2 млрд. кВт/ч, которые сейчас банально воруются, будут возвращены в систему. В результате всего этого цена 1 кВт/ч снизится до 8 тыйын.

Очень много средств уходит сегодня на импорт угля для ТЭЦ г. Бишкека. Впоследствии, если в республике будет построена ещё одна ТЭС, которая будет работать на местном угле, эти расходы снизятся. Кроме того, эта станция будет способствовать эффективной регуляции стоков на Токтогульской ГЭС за счёт того, что будет покрывать нагрузку последней в зимнее время.

Сегодняшняя система убыточна. А предложенная нами, будет приносить большие прибыли.  Ответственность за то, чтобы освобождённые средства шли в нужном направлении, мы предлагаем взять парламенту – самому важному политическому институту в стране. Правительство на такую реорганизацию не пойдёт. Сами АО – тоже. От них вообще никаких инициатив ждать не приходится. Так что выход только один.

 

Айылчы Сарыбаев, директор Инситтута экономики и финансов КНУ им. Жусупа Баласагына:

- Главная проблема – в распределении денежных потоков, поступающих от реализации электроэнергии.Сейчас везде только и слышно: денег нет, надо привлекать инвестиции. Но задумайтесь: наша энергетическая система была создана без каких-то зарубежных доноров.

До 90-х в республике была совершенно иная структура потребления электроэнергии: если сейчас большую часть потребляет население, то раньше на его месте были промышленность и сельское хозяйство. Это характеризует состояние всей экономики. Точнее, её отсутствие. Никакой экономики нет. Есть огромная масса безработных и малоимущих потребителей.

За счёт коррупционной составляющей себестоимость электроэнергии выросла в десятки раз. Зарплаты в распределительных компаниях с 2002 по 2011 годы выросли в 4,3 раза, тогда как материальные расходы – в 1,6. То есть ремонтом никто просто не занимается. Ухудшился уровень обслуживания. Убытки РЭК-ов через повышение тарифов возмещает население. И вот сегодня ставится вопрос о том, чтобы ещё больше увеличить количество распредкомпаний. Говорят, что это делается для того, чтобы была конкуренция. Но ведь элементарные основы экономики говорят: конкуренция возможна только там, где есть производство. Плохо, что именно это планируется делать вместо того, чтобы снизить затраты на производство и обеспечить возможности для экспорта. Проблем с производством как таковым у нас нет. Почему нет работы над повышением рентабельности?

 

Сапарбек Аргымбаев, член Совета директоров ОАО «Северэлектро»:

- Наступает переломный момент. Оттягивать решение этого вопроса очень и очень опасно. Те, кто говорит сегодня о какой-то «конкуренции» между распределительными компаниями, потворствует дальнейшему «умному и законному» растаскиванию электроэнергии.Наш энергосектор оказался чрезвычайно жизнеспособным. И расчеты показывают, что потери всё ещё можно снизить до уровня 10%. Запас времени – до двух лет. Мы должны понимать, что есть люди, которые не работают в энергосекторе, но могут на него влиять: прорытые ими каналы хищения до сих пор действуют. А ведь с энергетикой нельзя шутить!

 

Нурипа Муканова, генеральный секретарь Антикоррупционного делового совета КР:

- Основных источников коррупции в энергосекторе три: 1) несовершенство законодательства, в котором заложены коррупционные возможности, 2) система государственных закупок, 3) недобросовестное управление. Из системы выводятся деньги и ресурсы. Суммы варьируются от миллиона до миллиарда сомов. При этом каждый год в государственный бюджет закладываются суммы на некое реформирование отрасли. В лучшую сторону, конечно, ничто не меняется. Сверхнормативные потери электроэнергии и природного газа, расходы на невыполненные работы, наличие бесхозных электрических сетей, необоснованность в выборе подрядчиков, неправомерные подключения, масса задолженностей, - всё это имеет место быть сегодня. К сожалению, заслон этим негативным явлениям никакие действия правительства так и не поставили. В то же самое время, Министерству энергетики и промышленности на Антикоррупционном форуме было рекомендовано в течение первого квартала текущего года  устранить коррупционные возможности в нормативно-правовой базе, сужающие возможность наказания по факту. Говорилось и об одноэтапном объединении всех распределительных компаний в структуру с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству. Был пункт, касающийся ускорения составления тарифной методологии. А Фонду государственного имущества было предложено предоставить публичные обоснования для каждой кандидатуры в совет директоров и руководящие органы отраслевых компаний. Правоохранительным органам и Счётной палате предлагалось как можно скорее обнародовать факты хищения и незаконного вывода средств на постоянной основе.

 

Нурзат Абдырасулова, сопредседатель Наблюдательного совета по Инициативе прозрачности топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики и промышленности КР:

- На сегодняшний день рост потребления электроэнергии – от 3 до 5% в год, что опережает рост мощностей. Из этого следует, что в период реализации масштабных проектов отложенный спрос составит не менее 40%, то есть даже через десять лет и даже если будут введены новые мощности, дефицит электроэнергии останется на том же уровне.Действующие электростанции в строю уже более тридцати лет и нуждаются в капитальном ремонте, который может занять 5-7 лет. Ещё один фактор риска – то, что все наши ГЭС расположены на одной реке, и если наступит период маловодья, альтернатив не будет.

Больше половины всего потребления электроэнергии приходится на жилищный сектор. Здесь отрицательную роль играют высокие энергопотери, низкая осведомлённость об энергосбережении, отсутствие программ поддержки. Большая часть этих зданий – ровесники действующих ГЭС, и потребляют они до 700 кВт/ч на квадратный метр в год, что в 3-4 раза больше, чем в странах Европейского союза. Конечно, есть и кое-какие подвижки. Например, в 2011 году был принят закон «Об энергетической эффективности зданий», а также ряд постановлений правительства. Есть несколько свежих методик и руководств для оценки, нормативных документов по техническим характеристикам. В апреле этого года начала работу программа по финансированию устойчивого развития в Кыргызстане, разработанная Европейским банком реконструкции и развития. На сегодняшний день осуществляемые в её рамках проекты позволили сохранить почти 12 тысяч кВт/час энергии и значительно сократить объёмы выбросов.

 

Айбек Калиев, зам. министра энергетики и промышленности КР:

- Национальная стратегия устойчивого развития до 2017 г. предусматривает 16 проектов в области энергетики. 12 из них уже реализуются, а один даже завершён. В 2012 году была образована рабочая комиссия по реформированию энергосектора, куда вошли представители заинтересованных министерств и ведомств, а также гражданского общества. Результатом её работы стал план реформирования энергосектора. Предусмотрено проведение международного аудита всех энергетических компаний, чего ещё нигде не было. Мы надеемся, что это выявит реальную ситуацию в секторе. Большой акцент сделан на реконструкции и модернизации объектов. Ведутся мероприятия, направленные на улучшение качества обслуживания населения.  Для этого внедряется специальный расчетный центр. Кое-что в плане реформирования предусмотрено и относительно объединения распределительных компаний. К данному вопросу надо подойти очень тщательно, заранее всё экономически обосновав.

 

Скандальный законопроект

Среди прочих выступающих следует отметить Акбара Атакеева, председателя Ассоциации пекарей г. Бишкек. Он заметил, что увеличение тарифов на электроэнергию обязательно приведёт к большому дефициту хлеба и значительному повышению цен на хлебо-булочные изделия. То же касается и других проблемы энергосектора: «Производство хлеба – непрерывное, и при каждом отключении света мы несём очень большие убытки. Каждый раз это несколько тысяч сомов на пекарню». Тему отключений затронул и эксперт по теплоэнергетике Ахмет Джундубаев. Он заявил, что полностью решить проблему с дефицитом электроэнергии в зимнее время можно только через строительство и ввод в эксплуатацию нескольких теплоэлектростанций. Специалист презентовал проект Кавакской ТЭС (Нарынская область), подготовленный ещё в 80-х гг. прошлого века и до сих пор не реализованный. В свою очередь, экс-премьер КР Феликс Кулов напомнил, что в июле 2006 г. он лично подписал постановление правительства «О  строительстве тепловой конденсационной электрической станции на угольном месторождении Кара-Кече». «Идея была в том, чтобы подключить к этому проекту страны региона, лежащие в низовьях. Эта инициатива вызвала одобрение у руководства ряда государств, но когда дело дошло до организации всё упёрлось в коррупционные моменты», - сообщил лидер «Ар-Намыса».

Не обошлось и без маленького скандала. Мавлян Аскарбеков, лидер партии «Эркин Эл», а также многие другие участники конференции обвинили «ар-намысовцев» в том, что те повторяют историю с ХИПИК. Имелась в виду вторая статья 2 презентованного законопроекта «Об эффективном государственном регулировании электроэнергетическим сектором экономики Кыргызской Республики в условиях отсутствия рынка электроэнергии внутри страны». Критиков задела формулировка, касающаяся условий создания акционерного общества, что планируется создать слиянием четырёх распределительных компаний: «Доля акций в размере 93,72 процента, принадлежащая государству, может быть продана, заложена, обменена в счёт погашения внешнего долга Кыргызской Республики, передана в доверительное управление кому бы то ни было, а также выпуск новых акций может осуществляться без согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Феликс Кулов обвинения в том, что он торгует Родиной, отверг и заявил, что в данном случае речь идёт об опечатке. В пользу этой версии говорит наличие статьи 4 того же законопроекта, где говорится о возможном продукте слияния АО «Электрические станции» и «Национальная электрическая сеть Кыргызстана». Там мы находим совершенно противоположную норму: «Доля акций, принадлежащая государству, НЕ может быть продана, заложена, обменена в счёт погашения внешнего долга Кыргызской Республики, передана в доверительное управление кому бы то ни было, а также выпуск новых акций НЕ может осуществляться без согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Имущество данного акционерного общества НЕ подлежит любым видам отчуждения, включая косвенные». В целом, складывается впечатление, что в стане «Ар-Намыса» поработали «диверсанты», нарочно стёршие отрицательную частицу «не» в тексте второй статьи, перед тем, как отправить текст на печать. Как бы то ни было, к атаке на Кулова лично и его команду вообще подключились также представители гражданского общества. Зульфия Марат, эксперт Бюро по правам человека и соблюдению законности заявила: «Если авторы законопроекта делают возможной продажу предприятий, передачу под внешнее управление, то мне с ними не по пути. Даже если говорить о передаче части акций, это уже даёт внешнему инвестору право требовать изменений курса целой страны или направлять всё в то русло, куда ему необходимо. Энергосектор – всё-таки единственное крупное достояние, которое ещё находится под контролем государства». Её поддержала Калича Умуралиева из общественного фонда «Наше право»: «Формулировка статьи 2 фактически означает: «Проходимцы всех стран, приходите в Кыргызстан». И вообще, вопросы, которые рассматривает данный законопроект, носят чисто управленческий характер. Это формат правительственного постановления, потому что здесь нет никакого законодательного регулирования. Какой смысл в предлагаемом законопроекте?»

 

P.S.

По данным Минэнергопрома, в настоящее время средняя изношенность основного оборудования по отрасли составляет 46%, а по ТЭЦ г. Бишкек и вовсе 84%, тогда как кризисным считается показатель 25%. Единственным источником хоть как-то удерживать систему от краха в министерстве считают кредиты и ссуды, которые по причине отсутствия средств для их покрытия только ухудшают финансово-экономическое состояние отрасли. И, возможно, скоро вопрос о том, что лучше – действие и бездействие – отпадёт. Вспомнит ли тогда кто-нибудь об инициативе «Ар-Намыса»?

POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 1406   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная