POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Судебно-правовая реформа в Кыргызстане (продолжение)

10.03.2011 17:15 - Polit.kg

Гладилов: Как вы считаете, что необходимо изменить в практике судопроизводства, чтобы минимизировать ошибки?

Осмоналиев: На Западе часто проводят досудебное разбирательство. То есть необходимо определить по имеющимся документам судебную перспективу. Суд просит представить доказательства, документы, и может сразу дать заключение: какие-то документы не соответствуют закону, доказательства сомнительные. И обеим сторонам становится ясна перспектива дела. Суд дает возможность сторонам взвесить свои аргументы,  оценить доказательства и не доводить дело до судебного рассмотрения. У нас такой практики не существуют. Хуже того, нас могут обвинить в необъективности, в том, что мы принимаем чью-то сторону, предвосхищаем решение суда.

Что еще нужно менять? Прозрачность судопроизводства. Есть специальные программы, которые обеспечивают свободный доступ к судебным актам, есть у нас свой сайт в интернете. У нас вывешиваются списки дел и любой желающий может присутствовать на судебном разбирательстве. У нас все процессы открыты. Закрытые процессы проводятся только в случаях, предусмотренных законодательством.

У нас уже обсуждается вопрос и скоро будет принято решение о применении специальной компьютерной программы для распределения дел  между судьями в зависимости от их загрузки. В этих условиях, сами понимаете, исключается элемент коррупционности.

Конечно, совершенствуются методы работы, применение новейших технологий, интернета – мы от этого никуда не денемся. Вместе с тем доступ граждан в Верховный суд  ограничен.

Гладилов: Насколько судья защищен от давления и со стороны власти, и со стороны родственников обвиняемых? Насколько судья самостоятелен в принятии справедливого и законного решения?

Осмоналиев: Да, бывают и звонки, и угрозы, и прочее давление. Но мы знаем, что мы отвечаем перед законом  за принятые решения. Вы видите, как изменчива политическая ситуация  в стране. Я вас заверяю, что единственное спасение судьи от обвинений в коррупции и прочих нарушениях – это принятие решения по закону.  Не станешь ведь ссылаться, что кто-то по какому-то вопросу тебе звонил и принуждал принять неправое решение.

Мы надеемся, что с внедрением институтов демократии, развитием парламентаризма и судебная ветвь власти станет подлинно независимой.

К сожалению еще не доведена до логического конца система обеспечения безопасности судей через институт судебных приставов. Сегодня есть угроза безопасности не только судей, но и других участников процессов. Вы видели, как сложно проходят резонансные дела. Но я надеюсь, что этот период пройдет,  и мы войдем в нормальное правовое русло.

Абакирова: Ни одна реформа ни в одной стране мира не давалась легко. Не всегда получается то, что хочешь, всегда вмешиваются объективные и субъективные факторы. За 20 лет нашего суверенного развития у нас постоянно идут реформы во всех сферах жизни. Да, все зависит от нас самих в большей степени: от судейского корпуса, от депутатов Жогорку Кенеша, от правительства. Совместными усилиями мы должны построить Храм правосудия.  Мы чувствуем ответственность за свою работу. И хотим, чтобы существовала преемственность в работе судов – чтобы лучшие традиции, лучшие принципы правосудия жили и укреплялись.

Надеяться на то, что правосознание людей радикально и за короткий срок изменится – не реально. Но надо к этому стремиться.

Омуралиев:А я вот не согласен с утверждением, что наши граждане должны думать по-новому. Они никому ничего не должны. Нужно формировать  новое мышление. 

Гладилов: Ваше мнение, чего не хватает нашей судебной системе?

Омуралиев:  Мое личное мнение – не хватает порядочности, честности судей.  Не хватает некоторым судьям профессионализма.

Гладилов: Как вы относитесь к выборности судей?

Абакирова: Сейчас бытует мнение, что  нужно на 100 процентов поменять судейский корпус. Все сломать и с нуля начать. Но это не правильно. Нельзя сказать, что сейчас кого хотят, того и назначают. Подобное исключено. У нас есть совет судей, будет создаваться совет по подбору судей – то есть, элементы выборности всегда присутствуют.

Другой вопрос – судей нужно готовить.

Гладилов: Реформы во всех сферах жизни Кыргызстана – это политическая кампания новой власти, или объективный процесс, вызванный новыми требованиями, новой ситуацией?

 Абакирова: Я считаю, что реформы нужно проводить комплексно – не только судебной системы, но всех правоохранительных органов. Нужно поднять ответственность следователей и качество следствия – тогда и в суде результат будет. Нужно и самих прокуроров учить… У нас есть учебный центр, где судьи проходят обучение.

Осмоналиев: Мы помним, как проходили раньше выборы судей. По большому счету выборы были формальными. Проводилась большая предварительная работа:  с пеленок растили кадры!

Я считаю, что не столь важна форма государственного устройства, - парламентская или президентская – а важно, чтобы работала система социальной поддержки людей, чтобы люди видели свои  перспективы. При советской системе была худо-бедно отлаженная система социальной защиты населения, бесплатное образование и здравоохранение, трудоустройство. Сейчас ничего этого нет. Как людям планировать свою жизнь?

Так вот, правовая реформа должна преследовать цель – защиту людей. И все государственные институты должны работать на эту цель. 

Уметалиева:  По Конституции 2003 года, к которой предлагали вернуться, как раз должность судьи была выборной.

 Если вспомнить советские времена, я не знала, к какому род или клану я принадлежу. Сейчас знаю. У нас создана и закрепилась система деления людей на кланы.  Я считаю, что выборность судей должна быть, но при этом должны существовать четкие ограничения, не допускающие условий для коррупции.    

Гладилов:  У кыргызов издавна сложилась достаточно справедливая система правосудия,  биями выбирались наиболее мудрые и справедливые сограждане.

Уметалиева:   В основе кыргызского правосудия лежали принципы толерантности, умения прощать. Это была система восстановительного правосудия. Человек, получивший прилюдно порицание, он прилюдно получает и прощение.  А у нас сейчас действует  строго карательно-наказательная система.  Вот Япония как раз пошла по кыргызскому пути в правосудии, создав восстановительную систему, элементы которой были и в советской системе.  Человек, понесший наказание, должен иметь право на реабилитацию, а общество должно помочь ему восстановить свое положение.  И здесь очень важно отрегулировать, реформировать саму систему исполнения наказаний.  Я бы предложила для начала провести мониторинг всей системы отношений: от задержания человека, расследования, суда и до наказания. Общественность должна контролировать соблюдения законности на каждом этапе. Тогда только мы сможет отсечь все негативные моменты и коррупционные схемы,  и перейдем к принципам восстановительного правосудия.

Кампания борьбы с терроризмом и экстремизмом, я думаю, приобретет уродливые формы.  Я впервые вижу за двадцать лет своей правозащитной деятельности, что ГКНБ задержал такое количество людей…

Торобеков: На сегодня борьба с терроризмом и экстремизмом  - самые важные цели органов ГКНБ и других спецслужб иностранных государств. Я не согласен с Токтаим в оценках нашей работы. В 2006, в 2009 годах мы проводили спецоперации в Оше, в Узгене, в Жалал-Абаде. Были изъяты различного вида оружие и боеприпасы. Обычным людям не нужно столько оружия и боеприпасов, тем более такого как автоматы, гранатометы, гранаты .  Естественно, все  это собиралось для совершения каких-то террористических актов. 

Нам нужно работать на предупреждение и пресечение каких бы то ни было преступлений, мы не должны допустить совершения террористических актов, которые повлекут смерть невиновных граждан.

Сегодня тяжело работать, когда доверие правоохранительным органам невысоко.

Гладилов: Снижение доверия было вызвано, очевидно, той практикой – тем, чем занималась ваша структура в прошлые годы, защищая  не столько  граждан, сколько власть, которая была далека от народа. Я думаю, это и была основная причина потери доверия …

Торобеков:   Да. Я согласен, что органы национальной безопасности выполняли указания и приказы отдельных личностей государства. Но простые наши сотрудники, как любой военный человек, не могут отказаться от выполнения приказа – они дают присягу.

Я согласен с тем, что судебная реформа необходима. Я работал следователем и хорошо знаю эту систему, как проводится следственная работа, как происходит рассмотрение дела в суде. Положение улучшилось  в этой сфере после того, как подняли зарплату в суде. Во-вторых, необходимо поднимать правосознание самого народа. Люди должны понять, что и суды, и все прочие структуры должны руководствоваться только законом.

Экономическое положение нашего государства – тоже немаловажная составляющая укрепления законности.

Уметалиева:  Сегодня на лицо кризис системы ГКНБ. То, что сегодня происходит в стенах ГКНБ уму непостижимо.  Вот, 8 месяцев человек просидел в изоляторе и оказалось, что он не виновен. А кто ответит за 8 месяцев унижений? Если прокурор не может получить судебно-медицинскую  экспертизу от следователя ГКНБ? Что это – отдельное государство? В таких условиях мы сами формируем террористов, мы заставляем людей защищаться любыми методами.

Уметалиева:   К чему приводит вся эта компанейщинав борьбе с коррупцией? К нагнетанию напряженности в стране. Ведь не секрет, что есть внешние силы, велико внешнее влияние. По всему миру идут не революции, а борьба за влияние в энергосекторе. Идет война теневых олигархов. И многие международные организации становится подручными в этой  борьбе.  Я смотрела репортажи из Египта, из Ливии и увидела очень характерные выражения лиц. У меня создалось впечатление, что те снайперы, которые отстреливали наших ребят на площади, перебазировались в другие страны.  Понимаете, очень типичные лица, близкие к северным афганцам. Даже элементы одежды одинаковы.  Я думаю, что действительно заинтересованные в дестабилизации структуры используют мобильные группы террористов.  Вот у нас говорили, что несколько снайперов были убиты, тела направлены в морг. И далее следы теряются. Потом говорили, что снайперы задержаны в Оше и переданы в ГКНБ. Почему эти люди исчезают?

Омуралиев:Почему сейчас по многим странам идут революции? Возможно, геополитика. Но мне кажется, что тут главный вопрос – это вопрос справедливости. Применительно к Кыргызстану нужно сказать, что вопросы справедливости у нас имеют особое значение. Законность и справедливость в судебной системе – это главное условие стабильности в стране!

Торобеков: Я отвечу на те вопросы, на которые уполномочен отвечать как военный человек.  В нашей системе, как и в других правоохранительных органах,  мы должны доказывать вину задержанного. Сам задержанный не должен ничего доказывать. Мы проводим расследование и предоставляем в суд все документы. И уже суд признает или не признает человека виновным.  Мы не можем обнародовать многие факты – в законе сказано, что сведения, добытые оперативно-розыскным путем составляют  государственную тайну.  Не секрет, что у нас есть агентурный аппарат, от которого мы получаем необходимую информацию.  Мы поддерживаем связи со спецслужбами других государств, получаем определенные сведения из за границы в соответствии со специальными соглашениями в рамках ОДКБ, ШОС.

Гладилов:  В прессе прозвучала информация, что 80 процентов уголовных дел, заведенных по июньским событиям в Оше и Жалал-Абаде лежат без рассмотрения.    

 Торобеков: Да, это обусловлено тем, что подозреваемые лица  скрылись. Много дел заведено по поджогам. Они и дают основное количество дел. Когда толпа шла и поджигала все на своем пути, трудно привлечь к ответственности конкретных виновников.  Поэтому эти дела приостановлены. Но те дела, где виновники установлены и вина доказана переданы в суд,  и вынесены наказания. Многие дела возбуждала Генеральная прокуратура, и потому я не имею полной информации по этим делам.

Омуралиев:  Я считаю, что  многие дела по этим события сильно политизированы. Следователям и судьям сложно  сочетать «политический заказ» со статьями Уголовного кодекса.

Гладилов:Благодарю участников обсуждения за откровенные ответы. Сразу хочу уточнить, что реформирование правосудия – тема не только актуальная, но и необъятная. Мы и не рассчитывали, что за час-полтора обсуждения нам удастся ответить на все вопросы. Мы лишь обозначили самые болевые точки  реформирования судопроизводства.  Для всех ясно, что сам процесс  реформирования правоохранительной системы и судебной ветви власти – это не кратковременная кампания, и уж тем более не «политический заказ», а трудоемкая и бесконечная работа.

Версия для печати   |   Просмотров: 2487   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная