POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Центральная Азия: мы все - относительно крупные меньшинства

24.06.2011 09:39 - Polit.kg
Центральная Азия: мы все - относительно крупные меньшинства

Региональная конференция «Продвижение прав меньшинств в Центральной Азии – эффективное участие в общественной жизни», собравшая на два дня - 21 и 22 июня - представителей ряда центральноазиатских государств в Бишкеке, продемонстрировала, что проблема национальных меньшинств имеет несколько измерений. Увы, без соблюдения прав индивида, понимания геополитической роли ЦА в мире и наличия компетентных государственных институтов в каждой из стран региона не может быть и речи об успешной работе в указанном направлении.

Президент Кыргызской Республики Роза Отунбаеваоткрыла конференцию приветственным словом, где изложила своё видение перспектив:

Это первая широкая конференция по правам меньшинств, проводимая в Кыргызстане. Тема, нет слов, актуальная. В 2010 году мы пережили политический кризис.  Новая власть столкнулась с отчаянным сопротивлением «уходящих», которые воспользовались тем, что годами на юге республики копились серьёзные проблемы. Этим силам не удалось развязать межэтнический конфликт на севере республики, но получилось на юге: столкнулись кыргызское и узбекское сообщества, мы понесли человеческие потери. Нам особо дороги жизни тех, кто ушёл в июне прошлого года. Это даёт нам стимул, чтобы полностью переосмыслить свою политику по отношению к многосложному миру этнических сообществ.

В Кыргызстане проживает восемьдесят этнических групп. Это люди, которые прописаны здесь судьбой и Богом, они были собраны в этом дальнем уголке Азии в силу разных исторических обстоятельств. Всё, что сегодня сделано в Кыргызстане, - результат труда многонационального народа Кыргызстана. Последние двадцать лет независимости нам так или иначе удавалось вести страну в согласии, но у развития было много недостатков. В прошлую пятницу мы говорили об этом на внеочередном курултае Ассамблеи народа Кыргызстана, где более 800 делегатов утвердили Концепт этнического развития и консолидации. Это платформа, которая в дальнейшем позволит нам развивать страну в согласии и единстве взглядов. Мы попробовали собрать там все точки зрения, выработанные мировой наукой. Нам помогали многие международные организации. Концепт был тщательно обсуждён на разных уровнях. Теперь мы должны приступить к конкретной реализации этого документа. Нас очень волнует вопрос эффективного участия национальных меньшинств в общественной жизни. Задача в том, чтобы все этнические группы, живущие в Кыргызстане, были к ней приобщены.

Мы понимаем, что нам нужно разрабатывать уже конкретные планы действий, программы по всем векторам развития. Конечно, этот год – посткризисный: очень много противоречивых взглядов в обществе, дискуссий. Но мы уверены, что всё должно устояться. Тем более, что участие в общественно-политической жизни у нас фундируется законами. 15% мест в парламенте безусловно квотируется для представителей других этносов, не-кыргызов. И это не означает, что их не может быть больше! Также мы хотим, чтобы активизировалось участие местных органов власти. Специального подхода требует вопрос участия других этносов в работе правоохранительных органов и в армии. Мы работаем над этим. На юге республики в скором времени будет открыта средняя школа милиции, в которую будут рекрутироваться представители всех этносов.

Совсем недавно мы создали специальный отдел в аппарате Президента – в его руках сейчас  сконцентрирована  имплементация всех наших действий. Заместитель руководителя аппарата Президента Шухрат Сабиров, который будет работать на этой конференции вместе с вами, - этнический узбек. Представитель Президента в правительстве – Надия Юсупова, дунганка. Таких назначений достаточно и в других ведомствах.

Дорогие участники конференции! Я думаю, что во всех постсоветских странах один из самых чувствительных вопросов – это вопрос языковой политики. Но не менее остро этот вопрос стоит сейчас и во всём мире. Пять лет я работала послом в Великобритании и наблюдала, как там буквально в инкубаторном порядке выращивается валлийский, ирландский, гэльский и даже такой малый, как язык острова Мэн. Речь идёт о территориях, где английский язык пророс уже на глубину нескольких столетий. Но задача поставлена – и, казалось бы, забытые языки вырастают вновь.

Мы всё время уповаем на политику государства, а я вижу, как по всему миру огромная роль отводится выбору родителей, которые определяют будущее для своих детей. А мы за двадцать лет независимости в вопросе языковой политики получили проигрыш. Кыргызский язык, который является государственным,  не встал на ноги. Наблюдается нехватка не только учебников, но и просто книг на кыргызском. Мы же хотим, чтобы его изучали не просто как язык кыргызов, а как государственный язык. Понимание этого внедряется сегодня в общество с немалым трудом. Знание языка как таковое не было для нас, в отличие от того же Казахстана, достижением независимости. Но мы стоим у края большой воды. Я глубоко изучила опыт Сингапура и Малайзии и считаю, что руководство страны должно ставить языковой вопрос таким образом, чтобы способствовать выходу своей нации на конкурентноспособный уровень в общемировом масштабе. Но опыт тех же стран показывает, что решить что-то раз и навсегда очень трудно. К сожалению, несколько лет назад  не получил институциональной поддержки швейцарский проект «СИМЕРА», который должен был внедрить у нас метод языкового погружения. Но сейчас мы и психологически, и политически готовы к тому, чтобы кыргызский язык стал языком согласия и единства. В данном случае не надо «политизировать» языки. Я отвожу огромную роль выбору родителей, которые думают о будущем своих детей. Учитывая огромный слой населения, который сейчас уезжает на заработки в Россию, я полагаю, мы обязательно должны знать и русский язык. Мы не отбираем родные языки у наших «крупных национальных меньшинств», но, я считаю, мы обязаны по-новому взглянуть на роль государственного.

Первую скрипку на конференции играли, конечно, её организаторы – представители различных подразделений Организации Объединённых Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Зарубежные эксперты говорили по большому счёту об одном и том же. Эндрю Тесорьер, глава Центра ОБСЕ в Бишкеке напомнил о существовании рекомендаций Международной комиссии по расследованию трагических событий на юге республики и отметил, что их внедрение«может способствовать более полной интеграции национальных меньшинств в общественную структуру Кыргызстана» (кажется, наметился ещё один кандидат на титул Персона нон-грата-2011…). Господин посол заметил также: «Нам особенно приятно, что конференция проводится в Кыргызстане – стране, чьи власти продемонстрировали желание решить существующие вопросы, а не отрицать их существование». В заключение он напомнил собравшимся, что в прошлом году Центр ОБСЕ в Бишкеке выступил одним из инициаторов создания координационного механизма по примирению, предотвращению конфликтов и построению мира, целью которого является координация деятельности международных и неправительственных организаций.

Заместитель главы Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии Фёдор Климчук отметил создание Концепции, о которой говорила Роза Отунбаева, как необходимый и прогрессивный шаг:

Центральная Азия – это уникальный регион, сочетающий в себе как наилучшие традиции Востока, так и передовые инновации Запада. В историческом развитии ЦА всегда находилась на перекрёстке различных языков, культур и религий. Сегодня этот регион является домом для сотен национальностей, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии. Многие века устои центральноазиатского общества основывались на принципах толерантности и поликультурности. Этот факт находит подтверждение в космополитической философии Великого шёлкового пути. С распадом Советского Союза и появлением в регионе пяти независимых государств все эти традиции толерантности приобрели форму международных правовых обязательств в рамках различных международных организаций – прежде всего ООН и ОБСЕ. Данные стандарты, в частности, в сфере прав меньшинств, должны восприниматься как позитивный опыт не только для продвижения разнообразия и равных возможностей, но и с целью заблаговременного предотвращения потенциальных конфликтов, что является основой мандата Центра ООН по превентивной дипломатии для ЦА. Должное обеспечение прав национальных меньшинств является одним из достижений любого правового демократического государства. Вместе с тем, нельзя отрицать, что это крайне чувствительный процесс, требующий комплексного подхода и основанный на тесном и конструктивном сотрудничестве государства с гражданским обществом. Реальные действенные механизмы должны достигаться через широкий консенсус по всем вопросам, включая спектр реализации этнической политики, а также обеспечение устойчивой защиты прав человека.

Межэтнический конфликт, имевший место в Оше и Джалал-Абаде ещё раз подчеркнул необходимость более тщательного и ответственного подхода к вопросам национальных меньшинств – в особенности, их полноценной интеграции в обществе и активного участия во всех сферах жизни. В этом контексте мы всецело приветствуем разработку Национальной Концепции КР по этнической политике и консолидации общества. Надеемся, что данный документ станет не только прочным фундаментом для дальнейших усилий по обеспечению прав национальных меньшинств в Кыргызстане, но и примером успешного и эффективного механизма предупреждения межэтнических трений.

Важным участником конференции стала американка Гэй МакДугалл, независимый  эксперт ООН по вопросам меньшинств:

Центральная Азия имеет сложную культурную и этническую структуру. Нынешнее положение в этом регионе диктует свои вызовы, которые следует распознать и принять во внимание. Я хочу не столько представить вам своё видение, сколько узнать больше от вас. Я первый носитель такого мандата ООН с 2005 года и моя миссия – работа по установлению согласия в многообразных обществах. Цели этой активности:

1) обеспечение выживания меньшинств внутри государства, если принимать во внимание факты жестокого обращения с ними;

2) защита и продвижение культурной идентичности меньшинств;

3) создание гарантий для отсутствия дискриминации и равенства;

4) гарантирование эффективного участия представителей меньшинств в общественной жизни, особенно в смысле принятия решений по этническим группам.

В 2009 году я работала в Казахстане, где удалось добиться многого в вопросе сохранения культурного наследия национальных меньшинств. Я рекомендую тем государственным деятелям, с которыми встречаюсь по работе, привлекать больше представителей национальных меньшинств, ведь это будет лучше и для государства в целом.

Участие в общественной жизни может принимать разные формы: право голосовать и быть избранным,право участвовать в управлении государством. Подходы, которые государство берёт на вооружение, должны играть не символическую, а подлинную роль. Здесь, в Кыргызстане,  где напряжённость между двумя этническими группами вылилась в кровопролитие, в котором, конечно, виноваты обе стороны, был нанесён таким образом удар по всему обществу. Мировая практика показывает: если государство занимает проактивную позицию в отношении национальных меньшинств, масштабного кровопролития можно избежать. Мощным двигателем конфликта могут выступить споры вокруг любых ресурсов: политического, трудового, земельного. Это важно принимать во внимание так же, как и необходимость участия национальных меньшинств в принятии решений…

Делегация из Казахстана продемонстрировала высокое умение убеждённо и уверенно славить Нурсултана Назарабаева. Ералы Тугжанов, зампредседателя Ассамблеи народа Казахстана говорил только о хорошем:

Буквально вчера мы подписали меморандум о сотрудничестве между Ассамблеей народа Казахстана и Ассамблеей народа Кыргызстана, который состоит из десяти пунктов, касающихся сфер образования, культурного сотрудничества, методических рекомендаций в работе с государственными органами. Кроме того, хочу поздравить граждан Кыргызстана с принятием важного документа – Концепции этнической политики и консолидации общества до 2015 года. Я думаю, этот документ будет базовой составляющей для принятия серьёзных законов.

Во время председательства Казахстана в ОБСЕ казахстанская модель была презентована всему миру. Я бы хотел поделиться нашим опытом и сегодня. Гарантировать эффективную роль этнических групп в политике и принятии решений позволяет как Конституция страны, так и структура Ассамблеи народа Казахстана. С 2007 г. в Конституцию были внесены изменения, благодаря которым Ассамблея является теперь конституционным консультативно-совещательным органом, а возглавляет её сам Президент РК Нурсултан Назарбаев. Решения, которые принимаются на заседаниях Ассамблеи, принимаются к действию во всех государственных органах. Заместители председателя Ассамблеи народа Казахстана представляют этнокультурные объединения, что позволяет обеспечивать прямое политическое представительство этнических меньшинств на высшем уровне по принципу ежегодной ротации. На ежегодных сессиях Ассамблеи 382 её члена представляют весь спектр этнического многообразия Казахстана и обеспечивают политическое участие этносов в решении наиболее важных вопросов государства и общества.

Политическое участие осуществляется путём гарантированного парламентского представительства – девяти избираемых Ассамблеей  депутатов Мажилиса Республики Казахстан. Они, отмечу сразу, представляют интересы не отдельных этнических групп, а всей совокупности последних. По линии политических партий национальные меньшинства сегодня представляют 26 мажилисменов (депутатов нижней палаты парламента) и 9 сенаторов (депутатов верхней палаты). Из 3330 депутатов местного уровня 810 представляют этнические группы. Диалог ведётся и на региональном уровне: советы региональных Ассамблей осуществляют взаимодействие с акимами и всеми исполнительными органами на местах. На республиканском уровне происходит взаимодействие с министерствами культуры, образования, иностранных дел, внутренних дел, труда и социальной защиты. Решение Совета Ассамблеи является обязательным для исполнения всеми государственными органами.

В соответствии с требованиями Хартии Европейской Безопасности 1999 г. этнические группы Казахстана обладают всеми необходимыми инструментами для реализации своих интересов. Государство полностью информировано о проблемах этнических групп, проживающих на территории РК. Представители этнических групп, имеющих одинаковый статус, выступают сегодня не в качестве национальных меньшинств, а как граждане, обладающие всей полнотой прав единого народа Казахстана.

Комсомольский задор своего соотечественника поддержал и глава Координационного совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана Юрий Захаров:

Координационный совет русских, казачьих и славянских организаций был создан более шести лет назад в преддверии прошлых выборов Президента Республики Казахстан с целью поддержать кандидатуру ныне вновь избранного Президента. Время было очень неспокойное, Кыргызстан сотрясали межнациональные конфликты и социальные катаклизмы. Всё это происходило буквально в двух шагах от казахстанской границы и грозило дестабилизировать политическую ситуацию в нашей стране. Координационный совет объединил все существовавшие тогда русские, казачьи и славянские организации республики и собрал более миллиона голосов в поддержку нашей кандидатуры. Нужно сказать, что мы не ошиблись в своём выборе и сегодня уверены: нет альтернативы курсу, предложенному главой нашего государства. Это мир и межнациональное согласие, национально ориентированное процветающее демократическое государство.

Русские и казаки по численности являются вторым после титульной нации этносом республики, составляют треть населения. И хотя у нас есть проблемы в государственном строительстве и пропорциональном представительстве в органах государственной власти, это признаётся нашей администрацией и, мы уверены, будет исправлено в ближайшей исторической перспективе с помощью Ассамблеи народа Казахстана и при содействии казахской общественности, которая поддержала обращение русской общины к Президенту Казахстана Нурсултану Абишевичу Назарбаеву.

В Центральной Азии большое историческое значение имеет персонификация власти. Поэтому мы призываем мировую общественность отметить заслуги нашего Президента, который более двадцати лет без «правых» и «левых», без «красных» и «белых» ведёт страну к процветанию и демократии.

Немного неуверенно посреди такого славословия прозвучало замечание делегата из Таджикистана Субхона Кошонова, призвавшего уточнить сам смысл понятий «коренной народ», «титульная нация», «национальные меньшинства». В ответ на эту реплику кыргызская правозащитница Чолпон Джакупова заявила, что не имеет права уходить в теоретический дискурс, так как каждый день сталкивается с судьбами людей, которые потеряли в межэтнических конфликтах своих близких. Приводим её дальнейшие рассуждения:

Треть населения  Кыргыстана – представители других этнических групп. Что нужно сделать, чтобы права меньшинств в нашей стране были не только гарантированы законом, но и защищены на практике? Краеугольные принципы – недискриминация и равенство всех перед законом. В этом смысле, правоприменительная практика сигнализирует об очень больших проблемах. Мне кажется, что реальные, а не декларативные механизмы осуществления прав национальных меньшинств, о поиске которых говорила Президент Роза Отунбаева, уже имеются и работают по всему миру, в том числе у наших соседей. У нас же из-за неосуществления принципа верховенства права представители национальных меньшинств чувствуют себя просто отвратительно. Именно с этим связан высокий уровень эмиграции из страны, высокий уровень  конфликтности. До тех пор пока государственные институты не начнут выполнять свои прямые функции, всё так и будет продолжаться. Одной из основных причин июньской трагедии было абсолютное разрушение правовой системы и отвратительное функционирование государственных институтов. Говорят, что правохранительные органы были деморализованы, но на самом деле они просто не работали.

Для того, чтобы правовая система работала, должна существовать чётко выстроенная вертикаль законов. А что мы видим сегодня? Многие положения Конституции, которая должна быть главным документом в этой вертикали, не работают до сих пор. И это спустя год, как она была введена в действие! Кроме того, существует целый ряд нормативно-правовых документов, статус которых не определён: я имею в виду так называемые «революционные декреты». Доступ к правовой системе ограничен, суды не принимают многие иски. В этой ситуации собственность, скажем, гражданина узбекской национальности можно отобрать безнаказанно.

Конечно, принятие таких масштабных документов, как Концепция этнического развития – это замечательно. Но в реальности единственными механизмами защиты прав граждан является работа законов и государственных институтов. Если же и то, и другое не функционирует, то какой замечательный документ мы ни создадим, он не будет являться гарантией продвижения и защиты прав меньшинств. И если мы не научимся называть вещи своими именами, в скором времени станем мононациональной страной. 

Госпожу Джакупову поддержал и Нурбек Омуралиев, директор Центра методологии науки и социальных исследований Национальной академии наук КР: «Система правоохранительных органов, которая у нас сейчас существует, формировалась в течение двадцати лет. И при Акаеве, и при Бакиеве она использовалась не по назначению. В жалобах узбекского населения на сотрудников органов я не вижу никакой националистической подоплёки: просто с узбеков выгоднее выжимать деньги. А пытки применяются и к кыргызам. И по количеству выезжающих из страны кыргызы опережают все другие этнические группы». Академик подчеркнул, что в обыденном понимании права человека противопоставляются правам этнических групп и вызвал на разговор об этом зарубежных экспертов, которые, естественно, объяснили ситуацию. Вот что заметил, например, региональный представитель Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека по Центральной Азии Армен Арутюнян: «Права меньшинств и права индивидов – взаимодополняющие права. Неправильно, когда их противопоставляют. Конечно, если индивидуальные права не обеспечены, очень сложно представить себе ситуацию, когда будут строго соблюдаться права национальных меньшинств. Там же, где все могут себя реализовать, никому не придёт в голову принимать какие-либо концепции».

Из самого хода дискуссии становилось ясно, что Кыргызстан считается наиболее проблемной точкой региона – об Афганистане никто, конечно, не вспоминал. Сместить направление удара помог Мурат Ауэзов, глава Фонда Мухтара Ауэзова, сын знаменитого казахского писателя. В отличие от других представителей делегации Казахстана, он оказался куда менее ангажирован:

Чем больше мы сумеем пробудить друг в друге ощущение единства в рамках центральноазиатского региона, тем большее количество проблем, о которых сегодня идёт речь, будут приглушены в своей остроте. Документ, подписанный 20 июня Ассамблеями народов Казахстана и Кыргызстана, имеет принципиальное значение. Мы живём в очень сложном геополитическом контексте, мы видим следствия «большой игры» и не сегодня-завтра можем придти к потере наших завоёванных суверенитетов. Но существует принцип внешнего дополнения: противоречия, которые не разрешимы в данном контексте, вполне могут найти разрешение в контексте, описывающем данный.

Я далёк от того, чтобы идеализировать ситуацию в какой-либо из наших стран: по существу, везде всё одинаково. Поэтому мы должны признать, что есть измерение, которое в равной мере относится ко всем нам. Идёт «война историй»: казахи пишут свою, узбеки – свою, киргизы – свою. Здесь один шаг до войны народов. Мы все относительно крупные меньшинства в этой ситуации. Принцип внешнего дополнения диктует нам необходимость центральноазиатской консолидации. Сейчас мы должны из объекта превратиться в субъект. Эта земля имеет громаднейший опыт консолидации наших народов.  

Мурат Ауэзов отметил, что громаднейший опыт консолидации народов Центральной Азии  даёт  Великий шёлковый путь. Что ж, для нашего региона период активного использования этой сухопутной торговой артерии действительно был «золотым веком»: эпохой процветания и мощнейшего культурного развития. Правда, народы, жившие здесь тогда, не называли себя кыргызами, казахами, узбеками, таджиками и т.д. И ещё большим анахронизмом символ Великого шёлкового пути будет выглядеть, если вспомнить, что упадок этой исторической магистрали напрямую связан с развитиеем морского сообщения. И сегодня миром правят отнюдь не потомки древних караванщиков, а наследники энергичных европейских мореплавателей, которые в том же XVвеке, когда началось угасание Великого шёлкового пути, открыли Америку. А ещё через полтысячелетия уже в самой Америке была открыта штаб-квартира Организация Объединённых наций. В наше время, когда «энергичные мореплаватели» диктуют «караванщикам» правила игры уже в глобальных масштабах, самая пора задуматься о том, кому нужна Центральная Азия и – самое главное – нужны ли кому все её «относительно крупные меньшинства» и их символическое или реальное единство…

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2493   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная