POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Реформы проходят мимо (часть II)

28.06.2011 19:58 - Polit.kg
Реформы проходят мимо (часть II)

Реформы проходят мимо

(часть II)

Мы уже писали о проекте реформирования органов внутренних дел, вышедшем из недр МВД – это было почти три месяца назад. Что с тех пор изменилось?

Во-первых, к обсуждению проекта  Концепции развития органов внутренних дел на 2011-2015 годы и Закона о полиции присоединилось огромное количество представителей гражданского сектора, многие из которых, впрочем, ещё не успели ознакомиться с рабочими версиями. Во-вторых, из числа проникнувшихся идеей правозащитников сложилась рабочая группа по доработке Концепции. В-третьих, наконец-то стали слышны отклики представителей законодательной и исполнительной власти. В-четвёртых, из среды либеральной молодёжи вышел альтернативный проект Концепции реформы системы МВД – это уже в начале июня. Всё спуталось в такой клубок, распутать который под силу, судя по всему, только будущим кандидатам в президенты. Мы же немного им в этом поможем.

 

Официально

Что интересно, до сих пор в публичное пространство не попадало ни одного высказывания по поводу реформы, которое исходило бы из уст нынешнего министра МВД Зарылбека Рысалиева. Всё, чем пока приходится довольствоваться – это речь его заместителя, генерал-майора милиции Джениша Джакипова, произнесённая на круглом столе по обсуждению Концепции развития 15 июня:

Складывающиеся социально-экономические и политические отношения в нашем обществе требуют переоценки органами внутренних дел своих приоритетных задач, которые в значительной степени должны быть направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина. Усиление роли и ответственности органов внутренних дел в условиях построения демократического правового государства требует инициирования и проведения системной правовой политики во всех правоохранительных органах: органах прокуратуры, суда, в сфере юридического образования и науки. Сегодня надо понять, что реформирование органов внутренних дел невозможно реализовать без коренных изменений в государственном управлении, в том числе и в силовых структурах. Во исполнение распоряжений Президента Кыргызской Республики от 25 февраля 2011 года о создании рабочей группы по разработке проекта Концепции правовой политики, в Министерстве внутренних дел создана комиссия по разработке Концепции развития органов внутренних дел КР на период с 2011 до 2015 г. Предлагаемый проект разработан с учётом действующей системы государственного управления. Проведён ряд рабочих совещаний с представителями гражданского общества. Для более широкого обсуждения Концепции при содействии с программой ОБСЕ по реформированию органов внутренних дел КР проведены региональные совещания во всех УВД областей, городов Бишкек и Ош. По итогам проведённых мероприятий от представителей гражданского сектора, государственных администраций, международных организаций внесён ряд предложений, замечаний и рекомендаций, в целом не отличающихся от основных положений представленного проекта Концепции. В реализацию Концепции должны быть заложены конкретные цели и задачи, механизмы реализации, а самое главное – временные параметры и источники финансирования.

Как известно, ранее постановлением правительства КР от 23 июля 1998 года была одобрена Концепция развития системы МВД КР. Последующим указом Президента КР от 18 марта 2005 года была утверждена Концепция реформирования органов внутренних дел КР  на период до 2010 года. Обе они не были реализованы по следующим причинам:

- отсутствие политической воли высшего руководства страны и руководства МВД;

- поверхностная разработка механизмов реализации Концепции;

- игнорирование мнения гражданского сектора и международного опыта;

- отсутствие финансовых средств на их реализацию;

- высокий уровень коррупции в государственном аппарате.

С учётом допущенных просчётов в реформировании органов внутренних дел, Правительством и руководством МВД проводится целенаправленная работа по изучению международного опыта реформирования милиции/полиции в странах ближнего и дальнего зарубежья. Процесс реформирования требует времени и усилий, твёрдой политической воли и выделения значительных финансовых средств. Наглядным примером для нас являются реформы, проводимые в прибалтийских государствах, Грузии, Турции и России. С 2003 года, согласно меморандуму, подписанному Правительством республики и ОБСЕ, успешно реализуются программы ОБСЕ по реформированию органов внутренних дел: оказана учебно-методическая помощь, разработана новая методика работы квартальной милиции, созданы учебно-методические центры, проведены тренинги и круглые столы, осуществлены поездки в страны ближнего и дальнего зарубежья для обмена опытом. Несомненно, что всё это положительно сказывается на деятельности органов внутренних дел. Однако фундаментальные возможности взаимодействия с ОБСЕ не были использованы в силу политики двойных стандартов со стороны руководства МВД и республики.

Все силы нужно направить сегодня на коренное преобразование тех подразделений, которые непосредственно связаны с обслуживанием населения: участковые инспекторы милиции, патрульно-постовая служба, Государственная автомобильная инспекция, дежурные части, следственные подразделения. Особое внимание должно быть уделено вопросам подбора и обучения кадров. Есть смысл аккумулировать все управленческие, организационные и финансовые ресурсы для реформирования двух-трёх пилотных проектов на уровне городских и областных управлений внутренних дел,  а также отделений милиции.

В целях нового восприятия органов внутренних дел как социального партнёра, обеспечивающего не только безопасность и общественных порядок, но и защиту прав граждан, целесообразно введние существенных изменений, способствующих укреплению доверия населения и повышению престижа сотрудников милиции. По тому, какими качествами обладают сотрудники служб общественной безопасности, начиная с внешнего вида, умения общаться, этичности, у населения формируется образ сотрудника милиции, который на сегодня носит в целом негативные черты.

На деятельности участковых инспекторов милиции, оперуполномоченных сотрудников сказываются устаревшие критерии оценки их деятельности. Каждый оперативный работник должен сегодня раскрыть в месяц три преступления, чтобы быть признанным успешным сотрудником. При этом не учитывается его стаж работы, навыки, тяжесть раскрытых преступлений. Это способствует тому, что сотрудники стремятся раскрыть преступление любыми путями. Осюда и возникают вопросы, связанные с пытками, нарушением элементарных прав человека, злоупотреблением полномочиями. Установленные жёсткие требования к раскрываемости и погоне за количеством раскрытых преступлений создали вакуум в отношениях милиции и населения. За последние 10-15 лет милиция отошла в сторону от жизненных интересов и потребностей населения. Поэтому и ставится вопрос о трансформации милиции в полицию.  В конечном итоге мы, видимо, к этому и придём. Большие требования должны быть предъявлены управленческому звену, которое станет локомотивом реформ. Заслуживает внимание опыт полиции Турции, Польши, прибалтийских государств, где в основные критерии, наряду с раскрываемостью, заложен ряд показателей, связанных с морально-психологическим состоянием в коллективе, профессионализмом сотрудников, авторитетом среди населения.

К сожалению, до настоящего времени в правоохранительной сфере в нашей республике нет единой политики в отношении следственных подразделений. С принятием в 1999 году новой редакции Уголовно-процессуального кодекса КР полностью были сокращены полномочия органов дознания. В связи с этим упразднены подразделения дознавателей. В настоящее время все заявления, поступающие в органы внутренних дел, должны рассматриваться следователями. По указанной причине участковые инспектора и оперативные сотрудники не вправе рассматривать заявления и сообщения о преступлениях, проводить по ним предварительные проверки, принимать процессуальные решения. Указанные нововведения стали причиной значительного увеличения объёмов работы следователей, что отрицательным образом отражается на результативности. Следственные работники, работая в условиях значительной перегруженности, допускают волокиту в отношении рассмотрения заявлений граждан. Следуют необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, некачественные расследования, необоснованные задержания. Не случайно, что сегодня каждое второе заявление граждан связанно с деятельностью следственных органов внутренних дел. Поэтому следует внести целенаправленные изменения в законодательство и вернуть институт дознавателей.

Отсутствие преемственности, частая сменяемость руководящего состава МВД все проводимые реформы сводили, в конечном счёте, к различным структурным преобразованиям, которые окончательно подорвали доверие к МВД как у населения, так и у личного состава органов внутренних дел.

Реформирование необходимо начинать с создания единой системы подбора, обучения и расстановки кадров. За последние 10-15 лет Академия МВД стала монополистом в обучении основного ядра сотрудников органов. Консерватизм, обособленность, отдалённость теоретических познаний, научных исследований, высокая коррумпированность при подборе кадров и в процессе обучения, недостаточный уровень знаний приводят к несоответствию мировым стандартам подготовки к полицейской деятельности. На сегодняшний день ежегодно Академия подготавливает 200-230 выпускников, которые в последующем не могут трудоустроиться в органы внутренних дел как минимум в течение года. Половина из них пытается трудоустроиться в столице и Чуйской области, где на фоне избытка кадров создаются условия для  коррупционных проявлений. В свою очередь, руководители МВД принципиально не поднимают этот вопрос. В связи с этим, руководство УВД вынуждено увольнять в запас сотрудников с большим опытом работы, что способствует постепенной ликвидации института наставничества.

В связи со значительным притоком населения в г. Бишкек, возникновением неконтролируемых новостроек, большую озабоченность представляет обеспечение порядка и безопасности в столице. При анализе форм и методов работы столичных подразделений органов внутренних дел  вскрывается несовершенство их структурных служб, дублирование функций, отсутствие должной материально-технической базы. С учётом криминогенного положения в столице, программа реформирования городской милиции должна быть комплексной. Немаловажную роль играет предоставление социальных гарантий для сотрудников органов внутренних дел: обеспечение жилой площадью, государственное страхование, возмещение ущерба, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение. Подобные гарантии, обеспечиваемые государством, внесли бы свой вклад в становление уверенного, инициативного и ответственного осуществления сотрудниками милиции своих служебных обязанностей. В настоящее время необходимым и неизбежным для реализации реформы является вопрос о создании профсоюза по защите прав и интересов сотрудников, о вхождении в Международную ассоциацию полицейских, о создании полиции нравов в г. Бишкек, экологической полиции, института шерифов для отдалённых сельских регионов.

Решение вопроса о преобразовании милиции в полицию является делом времени. Действующий закон об органах внутренних дел чётко определяет социальные гарантии, но, в силу отсутствия финансового обеспечения, фактически не исполняется. В этой связи, разработка нового закона, внедрение мировой практики, трансформация милиции в полицию является неизбежным шагом. В обществе и высших органах власти укоренено мнение о проведении реформы в определённый промежуток времени, что по своей сути неверно. Заявлять о конкретных сроках без устойчивой преемственной политики, мощных финансовых средств не имеет смысла. Речь должна идти о качественном, поэтапном реформировании с конкретными конечными результатами. В заключение я хотел бы перечислить основные приоритетные направления, которые осуществимы в ближайшее время:

- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов внутренних дел;

- коренные изменения в кадровой политике: обучении, подборе и расстановке кадров;

- усиление борьбы с коррупцией в органах внутренних дел;

- совершенствование форм и методов управления, критериев оценки действий служб и подразделений;

Работа в данных направлениях не требует значительных финансовых вливаний. Только наличие чёткой политической воли государства, руководства МВД, а также системная работа позволит нам эффективно преобразовать органы внутренних дел.  

Если уж речь зашла о политической воле, стоит привести замечания, высказанные на том же круглом столе вице-премьером КР Шамилем Атахановым. Как это ни странно, начал он с критики Правительства,  будто сторонний наблюдатель:

Двигателем реформ является ОБСЕ – и никто более. Уже в течение многих лет они пытаются сдвинуть систему МВД, но двигатель постоянно глохнет. Главная причина в том, что не подключён главный исполнительный орган республики – Правительство. Правильно отмечалось здесь, что само МВД себя не вытащит, даже вместе с наблюдательным советом. Правительство должно скрупулёзно прорабатывать программу, ведь именно оно курирует все правоохранительные органы. Самый коррумпированный из них – это Генеральная Прокуратура, потому что она одновременно выполняет функции надзора и следствия. Это абсурдное сочетание, которое создаёт коррупционную базу. Делать реформу МВД, не рассматривая другие правоохранительные органы, весьма наивно.

1200 человек в системе МВД существуют сегодня за счёт местных бюджетов, которые сейчас обанкротились. Когда в Оше 168 человек таким образом остались без оплаты, их начали использовать в политических акциях. Сегодня МВД должно полностью перейти на государственное бюджетирование. Я предлагал это мэру г. Бишкек И. Омуркулову (на бюджете столичной мэрии 700 человек), мотивируя это тем, что освободившиеся средства можно использовать в осуществлении программы «Безопасный город», которая уничтожит ГАИ как класс выдающихся коррупционеров. В Грузии их, например, уже заменили патрульные службы, которые реагируют на всё, что происходит в их зоне.

Кадровая, финансовая проработка Концепции реформирования должна проводиться Правительством. Мы должны знать, насколько высок потенциал ОБСЕ как международного донора, чтобы совместить его с бюджетом государства. Жогорку Кенеш сегодня в последнее время выдумывает фантастические, идеалистические проекты. Но, я думаю, мы в ближайшее время объединим усилия и определим, в каком направлении мы должны двигаться.

 

«После сборки доработать напильником»

Результаты деятельности рабочей группы по внесению изменений в Концепцию развития органов внутренних дел на круглом столе 15 июня представили Дмитрий Кабак и Калича Умуралиева. Известный правозащитник отметил необходимость внесения изменений в структуру документа и напомнил всему гражданскому сектору, что их предложения вполне могут быть интегрированы в Концепцию. Калича Умуралиева, глава общественного фонда «Наше право», презентовала целый ряд практических соображений:

В 2004 году на содержание милиции было затрачено 311 млн сомов, в 2007 – уже почти в два раза больше, а в 2010 – 1 млрд 680 млн сомов. Как видите, эффект обратно пропорционален вложенным средствам: чем больше денег вкладывается в милицию, тем хуже с нашими правами. Пора переходить от экстенсивных методов  реформирования к интенсивным. Важно соблюсти постепенность и помнить о главных принципах реформы – деполитизации и демилитаризации милиции. Основную же цель реформирования мы определили пока как повышение качества услуг, оказываемых населению через внедрение современных стандартов управления.

Рабочая группа гражданского сектора предлагает следующие рекомендации в Концепцию МВД:

- Введение в системе МВД наряду с политической должностью министра, предлагаемого премьером и утверждаемого парламентом,  высшей административной должности вице-министра, тщательно подбираемого из числа квалифицированных специалистов. При этом должен быть соблюдён принцип неназначения кандидатов от политических партий на посты ниже министра: это позволит государственной службе быть надпартийной силой и представлять национальные, а не партийные интересы, как происходит сейчас. Если мы введём систему МВД под действие Закона о государственной службе, это приведёт к стабильности в кадровой политике, коллегиальности в принятии решений, а самое главное – к изменению статуса милиционера. 

- Осуществление приёма/перевода на вышестоящую должность сотрудника, присвоения очередного специального звания через Государственную кадровую службу на основе предложений МВД, которое отбирает кандидатуры. У нас эта система действует пока только в отношении статс-секретарей.

- Процедура оценки тех, кого принимают на работу в МВД, должна выглядеть так: подавшие заявление о приёме на работу проходят психофизическое тестирование на профпригодность, экзамены по юридическим и специальным дисциплинам, тестирование на практические навыки принятия решений и на определение уровня IQ.

- Для каждой категории сотрудников необходимо разработать особые критерии приёма на работу.

- Разработать систему мотивации, способствующую высокой эффективности.

- Признать неверной практику возложения на милицию ответственности за рост преступности, так как этот показатель отражает социально-экономическое состояние общества в целом. Разработать новую систему оценки работы органов внутренних дел.

- Создать при Министерстве юстиции службу по регистрации заявлений, которые зачастую не принимаются органами внутренних дел.

- Создать при органах Нацстаткома службу по определению общественного мнения об органах государственной власти, в том числе и о милиции, с обязательным размещением результатов в Интернете и СМИ.

- Введение коллективной ответственности в целях недопущения фактов коррупции. Проработка функции парламентского контроля.

- Создание криминальной полиции.

- Создание при правительстве такого органа, который будет анализировать и обобщать информацию по организованной преступности.

- Передача ряда функций, не свойственных милиции, в аутсорсинг.

«Служба внутренней безопасности – бесполезное подразделение, созданное «для галочки», - считает представитель Общественного Наблюдательного Совета при МВД, руководитель Центра «Кылым шамы» Азиза Абдирасулова. Главный разработчик Концепции развития полковник милиции Шамшибек Мамыров, занимающий должность заместителя начальника главного управления права и криминального анализа МВД КР, в свою очередь, признаёт необходимость создания органа общественного контроля. Как оказалось, поддерживает он и введение позиции руководителя (не министра) сроком на 4 года – то, о чём говорила Калича Умуралиева.

Роза Акназарова, депутат ЖК КР от партии «Республика», предлагает полную инвентаризацию правовой базы по системе внутренних дел. Зульфия Марат, представляющая Бюро по правам человека и соблюдению законности,  отмечает необходимость проведения финансовой экспертизы всей концепции реформирования и отмечает: «Если говорить о переименовании милиции в полицию, есть, во-первых, риски, что этим всё и ограничится, а во-вторых, на это уйдёт 5-10 млн долларов, которые могут пойти на создание лаборатории по ДНК-экспертизе».

«На сегодня все реформы ОБСЕ привели к полному развалу системы внутренних дел», - заявила известная правозащитница Токтоайым Уметалиева. Обращаясь к вице-премьеру Атаханову, она высказалась так: «ОБСЕ и любые международные структуры должны стоять вне системы государственного управления. Пусть они дают свои рекомендации, а Правительство смотрит, приемлемы ли они или нет».

Ряд мелких, но сугубо практических рекомендаций дал Сардар Багишбеков, руководитель общественного фонда «Голос свободы»:

Даже в случае её скорого принятия, на реализацию Концепции уйдут годы. Поэтому надо быстрее переходить от рекомендаций-«хотелок» к реальным шагам. Я предлагаю изменения в форменной одежде, обязательным элементом которой должна стать нашивка-бейдж с фотографией, фамилией и именем, а также должностью сотрудника и названием отделения. Это может пригодиться при обжаловании действий милиции. Милиционеры должны составлять протокол об административных правонарушениях на месте, как это делают сотрудники ППС: часто фраза «проедем в отделение» используется сегодня как угроза. Строго должно быть запрещено любое воспрепятствование аудио- и видеосъёмке при общении с гражданами. Для граждан при задержании должна быть предусмотрена возможность телефонного звонка, а также введено «правило Миранды», согласно которому перед допросом подозреваемый в совершении преступления должен быть уведомлен о своих правах. Последняя рекомендация: должна быть создана единая горячая линия по принятию жалоб на действия сотрудников милиции.

Уже упоминавшийся полковник Мамыров заверил всех высказавшихся, что их предложения будут учтены и сообщил о подготовке Национального форума, где будет представлен итоговый документ – мероприятие, по словам главного реформатора из структуры МВД, пройдёт в начале июля. Пока, напомним, Концепция развития органов внутренних дел на 2011-2015 годы ходит в редакции от 30 марта 2011 года. На вопрос, чем реформаторы занимались в период с апреля по июнь, отвечает официальный пресс-релиз: «В период с 18 по 28 мая 2011 года в регионах Кыргызской республики были проведены рабочие совещания Министерства Внутренних Дел по обсуждению «Концепции…» в органах внутренних дел в УВД всех регионов республики и ГУВД города Бишкек». Там же говорится и о рабочих совещаниях с участием 65 представителей организаций гражданского общества: НПО, представителей Советов аксакалов, аппарата Омбудсмена, а также руководителей местных администраций. Что ж, министерство демонстрирует основательный подход к собственному своему преобразованию.

 

Либеральный проект и реформа в предвыборном контексте

Заметное оживление в обсуждение реформы МВД внесла публикация так называемой «Альтернативной концепции реформы системы МВД». Проект является плодом творчества нескольких членов Клуба либеральной молодежи, которые позиционируют себя как независимую группу.  Во многом активисты-либералы ориентируются на опыт грузинской реформы органов внутренних дел, чего и не скрывают. Главным отличием этого проекта от положений Концепции, которую продвигает полковник Мамыров, является кардинальный подход к обновлению кадров: предполагается выведение за штат всех сотрудников МВД с последующим проведением конкурсного набора для всех желающих. «Это приведёт к увольнению 30-40% из числа нынешних сотрудников органов внутренних дел», - заявляет один из разработчиков альтернативной концепции Тимур Шайхутдинов. Он замечает также, что «общее управление самой реформой должно осуществлять не МВД, а Правительство или какой-то коллегиальный временный орган, как было в Молдавии».

Другим отличительным признаком альтернативного проекта является желание упразднить нефункциональные и непрофильные структуры МВД. Расформированию в данном случае подвергаются Внутренние войска МВД. Разгосударствлению или передаче на баланс других государственных органов, согласно этому же плану, подлежат санаторно-курортные и лечебные учреждения МВД. Изоляторы временного содержания передаются Государственной службе исполнения наказаний. Ликвидируются приёмники-распределители. Прекращает существование институт внештатных помощников. С другой стороны, предполагается введение ряда новых подразделений: на месте УВД областей и городов республиканского значения создаются региональные управления, подчиняющиеся непосредственно МВД; внедряется служба психологической поддержки для работников МВД; вводится электронное делопроизводство; возникает Департамент содействия правоохранительной системе с довольно широкими полномочиями - в помощь значительно сокращённой (по плану) Службе внутренней безопасности; учреждается Орган гражданского надзора из числа активистов гражданского общества.

Осуществление таких наполеоновских планов должно пройти в три этапа и завершиться к 2015 году. А вот как выглядят ожидаемые результаты (цитата из текста альтернативной концепции):

• не менее 40 % сотрудников полиции, назначенных по результатам реорганизации, не работали ранее в милиции;

• ежегодные, начиная со второго года реформы, социологические опросы фиксируют повышение уровня доверия населения к полиции;

•ежегодно, начиная со второго года реформы, фиксируется уменьшение количества жалоб граждан на полицию в органы прокуратуры, Департамент содействия и специализированные НПО;

•Не менее трети граждан к концу первого этапа реформы понимают смысл реформ и поддерживают.

«МВД - правоохранительный или правонарушительный орган?» - так юные либералы обозначили тему дискуссионной встречи, прошедшей 25 июня. Презентация альтернативной концепции прошла в присутствии ряда видных отечественных политиков, которых можно условно разделить на две группы: «обиженные» и «не совсем согласные». Там же были представлены результаты экспресс-исследования, посвящённого отношению кыргызстанцев к правоохранительным органам: «39% ничего кроме неприятия к стражам правопорядка не испытывают; 33% респондентов относятся к ним безразлично; 18% видят, как положительные, так и отрицательные стороны в их работе. Всего 8% населения полностью поддерживают милицию. Недовольство милицией приводит к пониманию потребности серьёзной трансформации системы МВД. 46% респондентов считают, что реформа нужна, притом срочно; 21% согласны с этим, но полагают, что время ещё не пришло; 16% думают, что, несмотря на необходимость преобразований в системе, их не удастся осуществить. Только 8% не видят потребность в реформах, поскольку их устраивает в целом состояние правоохранительной системы».

Данные социсследования были сразу же подвергнуты критике. «Я несколько скептично отношусь к соцопросам по уровню доверия общественности. Если начать сравнивать доверие к милиции с доверием каким-нибудь другим профессиям, особо сильного разброса мы не увидим. Скажите, какая профессия, какая сфера деятельности сегодня не коррумпирована?» - заявила правозащитница Чолпон Джакупова

Своё видение проблемы представил затем Александр Зеличенко, директор Центральноазиатского центра наркополитики:

То, что сегодня происходит в милиции – это системный кризис, куда милицию загнали поставленные рамки. Чтобы выйти из него, нужно, не дожидаясь политической воли, приступать к активным действиям. Первый шаг – демилитаризация: милиция должна быть гражданской. Во вторую очередь, нужно менять систему с самых низов, начиная с Академии МВД – этого огромного и страшного механизма, откуда и начинается коррупция. Почему бы не сделать шестимесячные курсы для людей с высшим образованием? Посмотрите, сколько у нас юристов без работы сидит! Нужно вводить конкурсную систему приёма на работу. Тот конкурс, который мы имеем сейчас – три человека на место – это ерунда. И последнее предложение. Давайте посмотрим на ситуацию реалистично: «менты» живут сегодня по бандитским понятиям. Закон, офицерская честь – не играют сегодня никакой роли в этой игре.

Последний тезис поддержал и правозащитник Нурбек Токтакунов, заметив, что «…милиция, прокуратура и суды сейчас – это и есть организованная преступность».

Присутствовавший на встрече начальник Службы внутренней безопасности МВД КР Айтмамат Рахманов, как бы оправдывая факт существования своего ведомства, заявил, что сегодня СВБ проводит такую работу, которая ещё никогда не проводилась: «Имел место целый ряд крупных спецопераций, в результате которых из органов внутренних дел был уволен целый ряд высокопоставленных лиц – чего никогда раньше не было». Чиновник попытался повернуть острие критики на ГАИ: «Я предлагаю убрать сотрудников младшего состава из ГАИ – пусть работают офицеры: им есть, что терять, есть, чего бояться». Однако тут же констатировал, что «даже сержанта уволить сегодня большая проблема, ведь за каждым стоит какой-то влиятельный родственник».

Правозащитник Дмитрий Кабак сделал довольно интересное замечание: «Изменения – это не вопрос концепции, а вопрос дисциплины, организационных мер. Кое-что можно изменить уже сейчас. Например, сотрудники милиции часто не дают снимать себя на видео, а по закону не должны препятствовать съёмке. Чтобы объяснить это каждому, не надо, заметьте, объёмных концепций. Мы должны бороться сегодня с ненадлежащим исполнением законодательства, которое само по себе может быть адекватным».

Мнения присутствовавших политиков разделились. Феликс Кулов, лидер партии «Ар-Намыс», сказал, что презентация альтернативной концепции его приятно удивила, но тут же заметил, что решающую роль в реализации тех грузинских реформ, на которые ориентируются юные либералы, сыграли американские деньги. Опальный экс-И.о. Генерального прокурора Кыргызской Республики Кубатбек Байболов и вовсе показал себя безнадёжным пессимистом. Он обратился к молодым либералам так:

Отрадно, что у вас ещё сохраняется вера в реформу МВД. Я этой проблемой занимаюсь, по меньшей мере, пятнадцать лет, и моя вера иссякла. Всё напоминает мне невыдуманную историю, когда секретарь Самаркандского обкома решил у себя в области построить коммунизм. У него, конечно, ничего не получилось, и его сняли с должности. Мораль такова: отдельно взятое ведомство реформированию не подлежит. Процесс от принятия заявления гражданина до отбывания наказания осужденным – это единая цепь. Реформируя одно звено этой цепи, мы проблему не решим. Удивительным образом, и при Акаеве, и при Бакиеве мне поручалось руководство рабочими группами по написанию концепций реформирования МВД. Обе концепции были одобрены довольно представительными совещаниями… Но не были реализованы ни в одной из своих частей. А там, где что-то было реализовано, довели до такого уродства, что мы получили обратный эффект. Проведение реформы – это бескровная война, связанная с перераспределением полномочий и ресурсов. Именно поэтому слово «реформы» воспринимается сегодня скорее отрицательно.

В чём отличие нынешней грузинской власти от нашей? Там пришла единая, сплочённая команда. А у нас – все, кто угодно: от монархистов до либералов. Подходы разные, взгляды разные, мотивы разные. При таком раскладе говорить о каких-то реформах невозможно. Не будет этой реформы! Власть никогда не откажется от того, чтобы органы внутренних дел, прокуратура и т.д. обслуживали их. Нынешний режим исключением здесь не является. А значит, не будет и никаких либеральных изменений. Не питайте иллюзий!

Чолпон Джакупова охарактеризовала речь Байболова как «призыв на баррикады» и кое о чём напомнила собравшимся: «Когда начинается реформаторский зуд, особенно по поводу судов и милиции, я знаю: выборы на носу». Стоит отметить, что некоторые из возможных кандидатов в Президенты КР присутствовали тут же. Например, Марат Султанов, депутат ЖК КР от партии «Ата-Журт», который поспешил возразить Кубатбеку Байболову: «Если мы будем считать, что без всеобъемлющей реформы ничего не получится, то она никогда и не начнётся». Его соратник Нариман Тюлеев многозначительно молчал. А Равшан Жээнбеков, депутат ЖК КР от партии «Ата-Мекен» упомянул только о своём назначении руководителем рабочей группы по подготовке правовой реформы МВД. «Человек дела» – отличный имиджевый шаблон.

 

Вместо заключения

Куда повернётся флюгер реформы в дальнейшем – непредсказуемо. Сомнению не подлежит одно: будущие кандидаты в президенты в стороне не останутся. А сами реформы, конечно, нужны. Для начала было бы хорошо реформировать сознание наших граждан…

21 июня, в первом часу дня, я, приближаясь к перекрёстку улиц Советской и Киевской, был буквально сбит с ног визгом милицейских сирен. Пять автомобилей самых разных марок, оснащённые этими самыми сиренами, затормозили на перекрёстке и перегородили движение.  Всё произошло мгновенно. В одной из машин включили музыку, оттуда же вышли хрестоматийные «молодчики». Один из них успел даже станцевать лезгинку на освободившемся пятачке. Прохожие, которые собирались в этот момент переходить дорогу, крутили пальцем у виска. Устроившие этот карнавал молодые люди были одеты в форму курсантов Академии МВД и наверняка были её выпускниками. Среди них были и девушки. Все они нагло улыбались, демонстрируя своё превосходство над окружающими. Сие продолжалось едва ли больше двух минут, но оставило после себя красноречивое свидетельство: теперь они – хозяева положения и могут позволить себе что угодно. Демонстрация в духе «Я ЗДЕСЬ ХОЗЯИН» состоялась. Готовьтесь граждане, грядёт новое поколение милиционеров, которое воспринимает закон как нечто потустороннее и созданное для «окучивания лохов»! Эта реформа, к сожалению, уже свершилась.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ 

Концепция реформы системы мвд  (альтернативный проект)

Концепция развития системы Министерства внутренних дел Кыргызской Республики на период с 2011 по 2015 годы

ЗАКОНКЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О ПОЛИЦИИ»

 

Версия для печати   |   Просмотров: 3013   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная