POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

В Кыргызстане всерьез озаботились проблемой искоренения пыток, и в целом государственной безопасностью

15.09.2011 07:51 - Polit.kg

Что ни день, то очередной масштабный форум на уровне первых лиц страны. 

12 сентября Премьер-министр провел заседание Совета по обеспечению безопасности и правопорядка (POLIT.KG «Правительство Кыргызстана ищет пути противодействия  буйному росту экстремистских религиозных течений»).

Кроме этого религиозного вопроса был рассмотрен и не менее важный вопрос – о контрабанде ГСМ в Таджикистан. По итогам обсуждения вопроса с конрабандой ГСМ былопринято решение об отстранении от занимаемой должности начальника ГКНБ по Баткенской области С. Нурманбетова, начальника управления Финполиции по Баткенской области К.Абдыкадырова, начальника отдела по взысканию налогов ГНС по Баткенской области Р.Рустамова, начальника УВД Баткенской области Ж.Разакова, заместителя начальника УВД Баткенской областиШ.Тангирова, начальника  ГТС по Баткенской области и начальника  ГТС-Юг.

Помимо этого, обьявлен выговор председателю Финансовой полиции Мурату Джакыпбаеву, председателю Государственной налоговой службы Бактыбеку Аширову, заместителю председателя Государственной таможенной службы Асылбеку Кожобекову, губернатору Баткенской области Арзыбеку Бурканову.

Также было решено строго указать на недостатки в работе председателю Государственной таможенной службы Кубанычбеку Кулматову и министру внутренних дел Зарылбеку Рысалиеву.

Совет поручил подготовить представление Президенту Розе Отунбаевой об обьявлении взыскания за упущения в работе председателю  ГКНБ КР Кенешбеку Душебаеву и  первому заместителю  председателя - командующему Пограничными войсками ГКНБ  КР Закиру Тиленову.

В ходе заседания было отмечено,  что анализ ситуации на  рынке ГСМ в стране показал, что в течение последних трех лет часть импортируемой в республику продукции переправляется контрабандным путем в соседний Таджикистан. Данная преступная деятельность приобрела особенно угрожающие размеры в последнее время.

 

За 7 месяцев 2011 года объем импорта ГСМ в Кыргызстан составил 374,8 тысяч тонн. Фискальными и правоохранительными органами установлено, что значительная часть поступающих нефтепродуктов различными бизнес-структурами направляется в южные регионы республики, преимущественно в Баткенскую область, и незаконно реализуется за пределы государства.

 

По  расчетам Министерства экономического регулирования, ожидаемая потребность Баткенской области в ГСМ  составляет  13,0 тыс.  тонн. Однако, за указанный период 35,5 тыс. тонн продукции  (на сумму 1 112 776,1 тыс. сомов) отгружено в адрес субъектов, зарегистрированных в налоговых управлениях Баткенской области.  Таким образом, в области было реализовано нефтепродуктов в три раза больше ее потребности.

Премьер-министр  отметил, что   Правительство  предпринимает меры по укреплению границы страны. Только в нынешнем году для усиления  границы в пограничные войска Баткенской области направлено 500 военнослужащих. К сожалению, пограничные войска не справились с поставленной задачей по охране рубежей.

“Характерно, что все ответственные за безопасность государства органы четко знают маршруты, возможные места и механизмы контрабандных сделок, но активных действий не предпринимают. Правоохранительные, фискальные органы, таможня и  местные органы власти попросту провалили работу по борьбе  с контрабандой ГСМ из Баткенской области в соседнюю страну. Соотношение задержанных 1000 тонн к 23-м тысячам тонн топлива, вывезенным в соседнюю республику указывает на большие пробелы в деятельности правоохранительных органов на местах. Все ответственные сотрудники силовых структур, фискальных органов Баткенской области, которые не справились с   задачей по пресечению контрабанды,  должны быть уволены”, - заявил  Алмазбек Атамбаев.

Буквально на следующий день - 13 ноября - Президент Кыргызской Республики Роза Отунбаева приняла участие в совместном заседании двух Общественных наблюдательных советов - при Министерстве внутренних дел КР и при Государственном комитете Национальной безопасности КР.

Заседание ОНС было посвящено предупреждению нарушений прав человека, главным образом -  вопросам профилактики незаконных арестов, задержаний и пыток. С докладами по этой острой  теме выступили председатель ОНС при МВД Алмаз  Курманкулов и председатель ОНС при ГКНБ Кайрат Осмоналиев. Были названы вопиющие примеры нарушений прав человека со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Особое внимание в ходе заседания было уделено вопросам совершенствованияправоохранительной системы. Было отмечено, что приоритетными направлениями реформы силовых структур остаются организационные и кадровые преобразования.

Обращаясь к участникам совещания, Президент Р.Отунбаева подчеркнула роль Общественных наблюдательных советов. «Мы видим, что есть стремление к эффективному взаимодействию сотрудников МВД и ГКНБ с Общественныминаблюдательными советами, что они совместными усилиями хотят изменить ситуацию к лучшему. В составе ОНС – журналисты, юристы, представители неправительственных организаций - люди, которые хотят, чтобы в нашем обществе царил мир и порядок”, -  сказала Р.Отунбаева.

Глава государства подчеркнула, что обсуждаемая тема пыток и незаконных задержаний особенно актуализировалась после июньских событий (в г. Оше и г. Жалал-Абаде) 2010 года и работа силовых структур находится в центре внимания всей общественности. «Мы хотим сказать своему народу: проблемы пыток и впредь будут в центре внимания силовых структур, и мы будем искоренять это зло. Не будет справедливости  - не будет мира. Вопрос пыток – это вопрос стабильности в стране», - заявила глава государства.

Президент отметила, что,совершая поездку по южному региону, она неоднократно слышала мнение, что пытки применяются из-за низкого профессионального уровня следователей. В этой связи глава государства рекомендовала министру внутренних дел Зарылбеку Рысалиеву обратить внимание на качество образования и уровень подготовки в Академии МВД.

Глава государства обратила внимание на то, что, согласно данным прокуратуры, за 8 месяцев 2011 года возбуждены 35 уголовных дел, касающихся применения пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращения или наказания, по которым проходят потерпевшими 12 человек, 3 дела направлены в суд.

“Эти дела должны быть рассмотрены объективно и профессионально. Виновные должны понести заслуженное наказание”, - подчеркнула Р.Отунбаева.

Кроме того, Президент внесла ряд рекомендаций, среди которых - необходимость разработки законопроекта о создании независимой экспертизы, ужесточение наказания за применение пыток. Глава государства также предложила на ежемесячных заседаниях ОНС проводить мониторинг исполнения поручений и рекомендаций, озвученных в ходе сегодняшнего совещания.

14 сентября  группа депутатов внесла в Жогорку Кенеш проект закона «О Национальном центре Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». Законопроект уже прошел пять видов обязательных экспертиз (правовую, правозащитную, гендернуюя, анти-коррупционную и экологическую) и был доработан с учетом полученных рекомендаций. Принятие этого законопроекта, как считают эксперты, станет важнейшим шагом в борьбе с пытками.

Еще в 2008 году Кыргызстан присоединился к Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. По Факультативному протоколу наша страна должна учредить и обеспечить эффективное функционирование Национального превентивного механизма. Предупредительный подход основан на регулярном и периодическом мониторинге мест лишения и ограничения свободы посредством их посещения экспертами и членами Национального превентивного механизма. Открытие мест лишения и ограничения свободы для внешних механизмов контроля является одним из наиболее эффективных механизмов предупреждения практики применения пыток и улучшения условий содержания.

Несмотря на существование основательной правовой базы и механизмов контроля и наказания за пытки, практика их применения все еще продолжает существовать в Кыргызстане. Например, с августа 2009 года по август 2010 года членами Коалиции против пыток в Кыргызстане было зафиксировано 186 фактов пыток. Официальные статистические данные Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики свидетельствуют о тенденции роста количества жалоб на применение пыток и жестокого обращения. В 93 % зафиксированных случаев пытки применялись в изоляторах временного содержания органов внутренних дел. Среди потерпевших от пыток: 10 - женщины и 6 - несовершеннолетние. В трех случаях предполагаемые факты пыток закончились смертельным исходом.

Общественные наблюдательные советы внесли  конкретные предложения по борьбе с пытками, в целом по совершенствованию работы правоохранительных органов.

 

ОНС при МВД Кыргызской Республики предлагает:   

- Изменить методы работы Службы внутренней безопасности МВД КР, усилить работу  по повышению квалификации  сотрудников ОВД.

-Обеспечить независимость сотрудников ИВС.

- Усилить требования по соблюдению прав задержанных, подозреваемых, обвиняемых.

- Обеспечить своевременные этапирования обвиняемых из ИВС в СИЗО.

- Не допускать первичные допросы без участия адвокатов.

- Обеспечить исполнение статьи 17 Закона КР «О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений, т.е. право на защиту.

ГКНБ КР: - обеспечить доступ для проведения мониторинга в закрытых учреждениях при ГКНБ.

- Усилить требования по соблюдению прав задержанных.

- Не  допускать первичные допросы без участия адвокатов.

Прокуратуре КР: -  проводить тщательное расследование по всем жалобам о применении пыток или других форм жестокого обращения со стороны  ответственного лица.

На время расследования дела о применении пыток отстранять должностное лицо от занимаемой должности с правом восстановления в случае, если вина не будет доказана.

- Прокурорам по надзору при посещении ИВС, СИЗО обращать внимание  на каждого задержанного, на журналы по вызовам скорой помощи, на время этапирования, записи в журнале о времени вывода и привода в ИВС или СИЗО.

Судебной власти:

- Не принимать к производству уголовные дела, обвинения которых  построены только на собственных признаниях обвиняемого.

- Вести статистику возвращенных на доследование уголовных материалов для того,  чтобы эти преступления считать не раскрытыми.

При выявлении процессуального нарушения в ходе следствия выносить частное определение в отношении конкретного лица, допустившего  процессуальные правонарушения, с донесением руководству данной структуры.

Министерству здравоохранения: Не выдавать справку о состоянии здоровья задержанного человека без предварительного обследования этого человека. И справку выписывать только при предъявлении документа, удостоверяющего личность задержанного.

После визита бригады скорой помощи врачам не только оставлять в журнале записи, но и контролировать выполнение врачебных назначений.

 

С  предложениями по улучшению работы правоохранительных органов выступил от ОНС при ГКНБ А.Гладилов:

-  Радикальные изменения общественных отношений, и главное – возросшая динамика таких перемен – обязывают кардинально менять методы и направления деятельности спецслужб. Традиционные формы работы уже показали свою неэффективность, особенно в периоды так называемых революций, межнациональных конфликтов, нарастания протестных выступлений, совершенствования методов и средств манипулирования общественным сознанием

Говоря о службе национальной безопасности, мы подразумеваем не просто  государственную структуру, а построение целойсистемы государственной безопасности, которая не может замыкаться только на ГКНБ, но должна включать в себя комплекс мер и организаций. Если именно так понимать систему национальной безопасности, тогда очевидно, что она включает в себя ряд смежных общественных институтов, в первую очередь, конечно, правоохранительных органов, судов, СМИ, политических организаций,  религиозных конфессий, и т.д.

Трудно давать оценку деятельности ГКНБ, потому как нет у общества даже элементарного представления о стандартах безопасности, нет общепринятых норм, и даже понятия «права и свободы человека» еще не стали в нашем обществе признанными правами.   Зато в обществе укоренились превратные представления о справедливости, которые больше основаны на элементарном коллективном, региональном, национальном эгоизме. Люди уверены в силе толпы и ее праве на любые беззакония (погромы, мародерство, убийства), а закон ни в грош не ставят!

Но именно эти обстоятельства и обязывают  усилить и кардинально изменить методы работы ГКНБ и всего правоохранительного блока.  Политики, призывающие к ликвидации этой  структуры или ограничению  сфер ее деятельности, или не понимают самой сути государственной безопасности, или сознательно создают ситуацию по расшатыванию государственных устоев. 

  1. Должен быть расширен перечень (список) потенциальных угроз для существования государства. В этот перечень должны войти угрозы, связанные с современными коммуникационными технологиями.   При этом целесообразно все же провести четкие границы в полномочиях ГКНБ и органов МВД.
  2. Методы  негативного воздействия на государственные структуры, общественные организации, в целом посягательства на суверенитет, территориальную целостность, экономическую безопасность стали более изощренными и гораздо опаснее, чем 10-20 лет назад. Очевидно, что необходимо создавать межведомственные спецгруппы для исследования и  адекватного реагирования    на новые угрозы.
  3. Особое внимание ГКНБ обязан уделять вопросам межнациональных отношений, которые уже не единожды становились причиной кровавых столкновений, огромных человеческих потерь,  основным источником проблем для экономики страны, и самого существования государства.  Специалисты в этой сфере  безошибочно указывают на причины, порождающие межнациональные конфликты.   Но еще не было прецедента, когда за разжигание межнациональной неприязни кто-то понес бы наказание. А безнаказанность порождает вседозволенность. А оскорбление национального достоинства  рано или поздно приведет к крови.  Прямая обязанность ГКНБ - оперативно реагировать на любые националистические выпады,  внимательно отслеживать политические заявления и инициативы, подвергать  тщательной ревизии законопроекты и нормативные акты местных органов власти на содержание в них дискриминации по национальному, языковому признаку, вероисповеданию и пр. У ГКНБ есть  солидный штат общественников, можно подключить к этому делу ряд общественных организаций, фондов. 
  4. Внешняя безопасность Кыргызстана обеспечивается не только усилиями ГКНБ и МИДа, Администрации Президента, другими внешнеполитическими и экономическими ведомствами. Серьезный ущерб интересам государства и даже его безопасности  наносят иные гуманитарные акции -  извращения истории взаимоотношений Кыргызстана с другими странами,  иные трактовки исторических событий древности, которые оскорбляют чувства других народов, представляют историю этих государств в искаженном виде. Подобное недопустимо в цивилизованном обществе. Последнее время ряд историков усердствуют в очернении истории взаимоотношений между Кыргызстаном и Россией,  опровергают  исторические факты о добровольном вхождении кыргызских племен в состав Российской империи, а период  нашей совместной истории именуют «колониальным прошлым» для Кыргызстана.  Это делается не случайно. Цель ясна – осложнить взаимоотношения между Кыргызстаном и Россией, заставить Кыргызстан поменять свои внешнеполитические ориентиры.
  5. Манипулирование общественным сознанием сегодня стало обычным явлением. Чем ниже уровень образованности людей, тем эффективнее методы скрытого управления людьми. Ни для кого не секрет, как готовятся революции и как они реализуются. Кыргызстан пережил две ситуации, и он не застрахован от повторения того же сценария.  В стране немало политиков, которые хотят еще раз устроить революционную ситуацию (и такие попытки были). При этом, как правило,  именно «новые революционеры» становятся инициаторами нападок на ГКНБ, обвиняя службу безопасности во вмешательстве в  политические процессы, в поддержке властных структур.  Но именно ослабление системы безопасности и приводит  к «революционной ситуации».  Должен ли ГКНБ реагировать на политические процессы с целью недопущения массовых беспорядков, крупномасштабных конфликтов, предотвращать  «народные выступления»? Имеют ли право даже несколько тысяч человек навязывать всему обществу  свою волю,  правила «игры»?  Правомерно ли преследовать сотрудников спецслужб, которые выполняли свой профессиональный долг? Иными словами, пора  ставить вопрос ребром:  нам нужен порядок, или хаос? Демократия вовсе не означает вседозволенность. А интересы даже сравнительно большой группы граждан не всегда совпадают с интересами всего государства, всего народа.  ГКНБ обязан на ранних стадиях подготовки очередного «восстания»  нейтрализовать попытки манипулирования общественным сознанием, остановить подготовку очередного путча или межнационального конфликта.
  6. Для того, что действия этой структуры были правильно поняты обществом, служба национальной безопасности должна озаботиться собственной безопасностью. ГКНБ обязан поддерживать тесные связи со всеми  СМИ, проводить наступательную информационную политику – не оправдываться, а своевременно разъяснять ситуации, давать полный и беспристрастный анализ действительности. Ныне существующая пресс-служба ГКНБ пока не в состоянии решать эти задачи: нет ни специалистов, ни соответствующего технического оснащения. ГКНБ должен стать не просто информатором о тех или иных событиях – он должен объяснять людям причины опасных  процессов. Если общество будет проинформировано об опасности тех или иных идеологических, политических концепций – оно не пойдет на поводу у политиканов и экстремистов. У каждого человека есть чувство самосохранения – на нем и должен строить свою работу ГКНБ. Для этого ГКНБ должен иметь достаточно сил и средств, чтобы отслеживать общественные и политические процессы в обществе.  Отстранение  спецслужб от такой работы – подрыв безопасности страны. В Кыргызстане зарегистрированы и с разной степенью активности работают более 20 тысяч неправительственных организаций. Несомненно, многие из них занимаются благими и полезными обществу делами, но немало НПО  выполняют чисто разведывательные функции, а иные занимаются подстрекательством к протестам и беспорядкам, подрывом государственных институтов, разжиганием межнациональной розни.  ГКНБ не должен превращаться в орган по тотальному контролю за общественными процессами с функциями по их ограничению, но в целях государственной безопасности эта структура должна иметь демократические механизмы для защиты этих общественных процессов от опасных тенденций. 

 

POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 3717   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная