POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Что такое власть по-кыргызски?

21.09.2011 19:04 - Polit.kg
Что такое власть по-кыргызски?

Сегодня гость POLIT.KG  Мамбетжунус Абылов, Чрезвычайный и Полномочный посол Кыргызстана, экс-кандидат в Президенты КР, которого «завалила» комиссия на экзамене по государственному языку.  

- Так что такое «власть по-кыргызски»? В чём её основные особенности?

- Прежде чем говорить о «кыргызской власти», я хотел бы напомнить, что такое власть вообще. Прежде всего, это полномочия. Носителями этих полномочий являются люди. Приобретаются они по-разному. Есть люди, которые приобретают полномочия, представляя интересы определённого круга людей. Эта власть  может базироваться на национальных, религиозных, региональных и многих других принципах – это власть политическая.

А есть власть чисто функциональная, административная. Мы до сих пор путаем эти два вида власти, и это приводит к большой чехарде. В цивилизованных  странах политическая власть чётко ограничена и не занимается администрированием. Точно также административная часть власти не имеет права заниматься политической деятельностью.

Чем людей привлекает власть? Она не только предоставляет полномочия, но и заставляет принимать решения. Получив полномочия и возможность принимать решения, человек может преследовать разные цели. Если он следует собственным интересам – получается кыргызский вариант власти. Посмотрите на Акаева, на Бакиева. Они должны были представлять интересы общества, народа, государства, а начали преследовать интересы собственных семей. А там, где во главу угла ставятся личные интересы, возникает коррупция. Во всём мире коррупция тоже делится на политическую и административную. Чтобы не возникало коррупции в административной системе, люди там должны работать по контракту: на определённый срок, на определённых условиях, за определённые материальные блага. Со временем люди учатся дорожить этими благами и меньше влезать в коррупцию. Вторая особенность кыргызской власти и состоит в полном отсутствии таких механизмов. Политическая коррупция – это приобретение власти под прикрытием общественных интересов с тем, чтобы использовать её потом в личных. У нас сложилось так: тот, кто у власти – бывший бизнесмен или человек, обладающий определённым богатством. Атамбаев был бизнесменов, Бабанов – тоже. Посмотрите на любого!

-  То есть, они свои деньги инвестировали в политику?

- Именно.  А для чего? Для того, чтобы иметь возможность принимать решения в собственных интересах. Пример. Сегодня что богатые, что бедные – все равно один народ. Один получает 500 млн. сомов прибыли  и платит такой же процент, как тот, кто получает  100 тыс. сомов. Те, кто у власти, не будут облагать себя прогрессивным налогом. Это и есть политическая коррупция. 

Мы должны будем изменить  Конституцию, в которой должны быть чётко зафиксированы полномочия и политической, и административной власти. Для этого должен быть отработан механизм. Если говорить откровенно, нынешняя кыргызская власть не похожа на власть наших предков. У них существовала своя демократия, основанная на родоплеменных отношениях. В то время элита отдельного рода признавалась его представителями. Если кыргызы принимали какое-то решение, например, о вхождении в российское подданство, его принимал не один человек, а несколько. То есть, у нас была родовая демократия. Эту демократию разрушили до основания в советский период, потому что родовую культуру воспринимали как пережиток прошлого. С приобретением независимости прошлое начало подавать свой голос. Если вы заметили, последняя революция произошла в Кыргызстане на базе Курултая, которым хотел воспользоваться Бакиев. Оппозиция собрала свой курултай. И он стал поводом для переворота. Буквально на прошлой неделе у нас прошёл ещё один курултай, где звучали довольно агрессивные выпады. Устроители курултая хотят, чтобы им были предоставлены властные полномочия: вначале – надзорного порядка, чтобы Президент, Правительство и парламент были им подотчётны. Это абсолютно не та власть, которая была у кыргызов! Возьмите хотя бы великий эпос «Манас», эпизод Великого похода, когда Манас завоевал Бейджин (Пекин). Манас был отправлен туда представителями родовой элиты – и не в качестве главы кыргызского народа, а как командующий войсками. Главой народа был избран Бакай. Курултай, который нам сейчас навязывается, - не продолжение этой традиции.   

Когда Бакиев принял решение о проведении Курултая, он хотел повторить российский опыт создания Общественной палаты. Однако, поскольку кыргызстанская «палата» не имела никакой связи с населением, то превратилась в отдел Администрации Президента, выполняющий разовые поручения. Оппозиция тоже взяла термин «курултай» на вооружение и начала применять его по отношению к любым людским собраниям. Бакиев, решил приватизировать эту инициативу, и председатель Общественной палаты стал председателем Курултая. Бакиев хотел показать, что Курултай – это чисто совещательный орган, который не имеет права кому-то что-то навязывать. Но он просчитался. На созванном им Курултае против него выступили… представители его ближайшего окружения. Усен Сыдыков поднял тогда вопрос о продаже «Кыргызтелекома», тарифах на электроэнергию, о сидящем в тюрьме Исмаиле Исакове. Бывший тогда министром внутренних дел Конгантиев сказал тогда, что если бы ему не мешал закон, то он бы навёл порядок в стране за 20 минут. И Бакиев тогда испугался. Курултай – большая сила и, я считаю, институт курултая должен продолжать своё существование. На конституционном или неконституционном уровне – это уже другой вопрос. Факт тот, что курултай даёт конкретные результаты. Последний Курултай прошёл в духе переворота. Там звучали требования наказать Временное правительство за убийства кыргызов и узбеков на юге. У нас не  получается базироваться на заимствованных политических системах, поэтому надо пользоваться своей. Заметьте, что в Казахстане или Узбекистане курултай такой большой роли не играет – это наша, кыргызская особенность, часть реальной политической жизни.

-  Тогда почему бы не объединить институт парламентаризма с институтом курултая?

- На этот счёт в своё время грамотно высказался в прошлом году Феликс Кулов. Попытаюсь передать смысл сказанного им. Если вспомните советский период, Верховный Совет тогда состоял из двух палат. Законодательная власть должна формироваться на политической основе – в борьбе политических партий.  Но должно оставаться место и для представительской власти – её нужно построить на базе курултая. Здесь не надо быть всенародно избранным, но должно быть представительство всех национальностей: русских, узбеков, дунган в пропорциях по квотированной системе. Шансов быть избранным в парламент у представителей малочисленных национальностей сегодня практически нет.  Я разделяю мнение Кулова, но считаю, что представительская власть должна заниматься и кадровой политикой. Это могло бы способствовать равномерному присутствию во власти представителей всех народов.

-  Но тогда бы пропали многие стимулы для попадания в парламент.

- Тогда бы парламент стал парламентом, то есть органом, занимающимся исключительно законотворчеством и контролем за исполнением принятых им законов.

-  А где гарантия, что курултай,  как орган представительской власти, не превратится в такую же коррупционную площадку?

- …Нужно обеспечить равное присутствие во власти всех проживающих в Кыргызстане национальных меньшинств. К тому же снялся бы вопрос регионализма. Парламентская система, заимствованная из-за рубежа привела к двойственности. Парламент обладает полномочиями по формирования Совета по отбору судей, делает свои назначения. Это не нравится Администрации Президента. Выводят народ на улицу, через СМИ «охаивают» парламент. В итоге, Совет не работает, Верховный суд не работает, Конституционная палата не сформирована. И если в ходе предстоящих президентских выборов возникнут какие-то споры, то некуда будет обратиться. Мы находимся в составе СНГ и ШОС, но полномочия президентов России и Кыргызстане разные. На саммитах названных организаций главы государств должны совместно принимать определённые решения. А если у нашего Президента не окажется таких полномочий? Вот так мы сами создаём дисгармонию уже внутри международных организаций. Наше законодательство должно быть гармонизировано с законодательством других стран. Демократия у нас, сколько мы её не строили, попросту не состоялась. Но без неё мы не сможем двигаться дальше. Это ведь не только проведение выборов Бог знает какими способами…

-  Возвращаясь к вопросу о курултае. У нас есть достаточно неплохой орган, который и должен служить консолидации всех народов, проживающих в стране  – Ассамблея народа Кыргызстана…

- АНК была создана Аскаром Акаевым для того, чтобы показать, насколько многонационален народ Кыргызстана. В Казахстане это тоже практически президентская структура. На самом деле, это та же неправительственная организация, которая не должна иметь никакого отношения к власти. Мы создали АНК условия для полноценной работы, но всё, что она делает – это подтверждает правильность решений власти. Почему так происходит и по сей день? Потому что она зависит от власти. Если бы АНК работала в независимом режиме, необходимость в курултае скорее всего бы отпала. В свою очередь, трагедия курултая в том, что он сегодня базируется не на представительстве народов, а на отдельных политических платформах. Это инструмент свержения власти.      

-  Как сделать из АНК нормальный, дееспособный орган?

- Каждое национальное сообщество должно иметь возможность делегировать в Ассамблею своих собственных, независимых представителей, финансируемых этими национальными сообществами.

-  Можно ли в Кыргызстане построить власть по чисто европейскому стандарту?

- Как человек, десять лет проработавший за рубежом, обращусь к опыту Малайзии. Малазийская политическая система полностью копирует английскую, но сохранила национальную административную систему. Вы прекрасно знаете, как они сейчас развиваются. Сама жизнь подсказывает Кыргызстану идти по тому же пути.

-  С какими политическими осложнениями и неожиданными поворотами в нашей истории могут быть связаны предстоящие политические выборы?

- Сейчас наша страна расколота на Юг и Север. Соответственно, образовались два крупных общественных движения: «Мекен Биримдиги» (южане), «Сары-Озон Чуй» (Чуйская долина). Сейчас между ними ведутся переговоры с тем, чтобы либо создать тандем, либо создать условия, в которых проигравшая сторона не станет оспаривать результаты выборов и не будет выводить народ на площадь, то есть публично признает своё поражение. Я активный участник этого процесса. Мы хотим, чтобы была одна команда: если Президент будет с Севера, то Премьером надо назначить человека с Юга.

-  По-моему, у нас в стране процесс демократизации ещё не стал необратимым.

- Совершенно верно. Демократическая культура в сознании у нас ещё не сформировалась. Народу без разницы, кто станет Президентом, лишь бы он был «свой». Разве это демократическая ментальность?

-  Как Вы думаете, сколько времени потребуется нам, чтобы  выстроить такую систему власти, чтобы она отвечала интересам не северян или южан в отдельности, а  всей страны?

- Кыргызская земля – достояние всех, кто проживает здесь. В Конституции 1993 года было чётко зафиксировано, что земля и природные богатства являются собственностью государства. Потом Конституцию поменяли и была введена частная собственность на землю. К чему это привело? Посмотрите на «Кумтор»: когда эта эпопея начиналась, одна унция золота стоила на мировом рынке около 300 долларов, а сейчас уже 2000. Что мы от этого получаем? Ничего! Поэтому у многих зреет сегодня желание вернуться к Конституции 1993 года. Тогда бы мы точно знали, что, кто бы не осваивал наши природные богатства, принадлежат они государству. Сейчас всем уже понятно, что причины такого высокого уровня внешней миграции из Кыргызстана чисто экономические.

- Когда заключался договор по «Кумтору», без работы остался многотысячный коллектив Нарынгидроэнергостроя.  Рабочие и специалисты были вышвырнуты  на улицу, техника гнила и разбазаривалась, направляясь на металлолом в Китай, а крупнейшее золоторудное предприятия было отдано канадцам. Неужели мы сами не могли осваивать Кумтор?

- Я был руководителем строительной отрасли Кыргызстана. Мы запустили в эксплуатация Мак-Мал, начали строить Джеруй, Сары-Джаз. В это время Советский Союз распался и капитальные вложения, которые шли из Москвы, прекратились. Тогда появилась такая тактика: мы должны искать частных инвесторов. Так «Кумтор» был передан в  частные руки. Когда канадцы получили контракт, то не пустили местных строителей. Менеджеры тоже все были из-за рубежа. Мы еле добились того, чтобы там работали хоть наши рабочие. Но если у меня раньше работало по стране 27 тысяч человек и, работая в три смены, не успевали строить новые объекты, то в новых условиях большая часть из них оказалась выброшены  на задворки.

- Еще один наш уникальный политический опыт. Я говорю о роли и сущности НПО в нашем государстве.   НПО могут быть разными: есть те, которые работают открыто на протяжении многих лет и приносят пользу обществу, а есть те, которые делают что-то – и исчезают. 21 тысяча зарегистрированных по республике НПО – это, конечно, не религиозные секты. Но озаботилось ли наше государство хоть однажды, чем они все занимаются? Откуда получают деньги, какую роль в обществе играют?

- Неправительственные организации нам нужны. Но мы уже привыкли воспринимать их как политические структуры: они участвуют в митингах, каких-то политических операциях. Это же нонсенс! У каждой НПО должно быть своё уставное положение, зарегистрированное в Минюсте, за пределами которого она не сможет работать. Политикой должны заниматься только политические партии. А сейчас главная цель многих из них – это влияние на политику государства. Финансируются они с Запада, который с их помощью формирует здесь инфраструктуру присутствия и пытается проводить свою политику. Они же раскачивают кыргызско-российские отношения. Всё это происходит с ведома нашей власти. Если бы она потребовала от НПО, чтобы они занимались тем, чем они обязаны заниматься, такой проблемы бы не стояло.   

  Беседовал Аркадий Гладилов      

Версия для печати   |   Просмотров: 1909   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная