POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Нужно ли строить мечеть на месте православного кладбища? Или Как в Кыргызстане чтят память усопших

23.09.2011 15:42 - Polit.kg

Пророк Мухаммед: «Вся земля может служить местом для поклонения, кроме кладбища и уборной» («Булуг аль-Марам», 212; пер. Э. Кулиева)

Иногда история проходит мимо нас. Так случилось и два года назад в Бишкеке: половина старого кладбища переместилась в другой конец города, а никто и не заметил. Память о тех, кто был похоронен на месте бывшего кинотеатра «Иссык-Куль» и прилегающего парка, по всей видимости, уже стёрта из памяти столичных жителей. Впрочем, неудивительно: с того момента, когда Советская власть снесла надгробия старейшего городского кладбища и на их месте основала, как бы сейчас выразились, «развлекательный центр», прошло уже более семи десятков лет. Тем не менее, нынешнее положение старого кладбища вызывает определённую тревогу: но не за чьи-то безымянные останки, а за нас, живых и здравствующих.

О произведённом перезахоронении безымянных останков нам пришлось узнать из  сообщения Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) - о том, что строительство Центральной мечети на территории бывшего кинотеатра «Иссык-Куль» и прилегающего парка откладывается на неопределённый срок. Как пояснил Таалайбек Назылбеков, начальник управления строительства ДУМК, для того, чтобы проект был осуществлён, необходимо около 10 миллионов долларов США, а выделить эту сумму кыргызстанскому муфтияту может только муфтият Турции. Предварительная договорённость по вопросу о финансировании была достигнута ещё до прошлогодней революции, но в связи с нестабильностью в Кыргызстане турецкая сторона не спешит вкладывать свои деньги в постройку. Таким образом, решение денежного вопроса откладывается – теперь на период после президентских выборов. Как это связано с перезахоронением покоившихся на территории будущей мечети останков, становится понятным, если учесть, что кое-какие деньги Духовное управление мусульман Кыргызстана выделило и со своей стороны. В том числе 500 тысяч сомов на означенное перезахоронение. Именно на эту сумму был заключён в своё время договор с Бишкекским агентством ритуальных услуг . Но медлительность турецких братьев по вере заставила ДУМК израсходовать лишь 270 тысяч сомов с тем, чтобы оставшуюся работу агентство произвело позже.

Конечно, само решение о необходимости перезахоронения с бывшего православного кладбища, принятое муфтиятом, можно назвать похвальным. В конечном счёте, могли, идя по стопам своих советских предшественников, просто кинуть эти кости и черепа под отвал. Тревожит другое. На вопрос, куда были вывезены останки, представитель ДУМК Назылбеков отвечает: «Нам это не интересно. Перезахоронением мы не занимались – просто заплатили деньги агентству ритуальных услуг при мэрии». Заметьте, это заявление исходит из уст религиозного деятеля! Получается, что в некоторых случаях наше духовенство предпочитает переложить ответственность на чьи-то чужие плечи по принципу «я им плачу – пусть они и разбираются». И это при том, что ответственность ДУМК взяло на себя уже тогда, когда получило право пользования участком согласно формулировке указа Президента Бакиева от 08.04.2009: «Мэрии города Бишкек в установленном порядке передать Духовному управлению мусульман Кыргызстана в пользование сроком на 49 лет здание, расположенное по адресу: город Бишкек, проспект Жибек-Жолу, 264, с прилегающим земельным участком площадью 3,261 га для строительства новой центральной мечети мусульман Кыргызстана».

Уж такие были у Советской власти понятия, чтобы на месте старых кладбищ кинотеатры строить. Но каковы в таком случае понятия ДУМК? Спрашиваем, не было ли внутри управления споров по поводу места, выделенного указом Президента. Получаем ответ: «Желательно, конечно, если бы побольше дали». Даём понять, что мы имели в виду другое и пытаемся выяснить, сколько же лет должно пройти по шариату, чтобы на месте старого христианского кладбища можно было возводить мусульманский храм и можно ли вообще это делать. «В арабских странах делается так: в этом году хоронят, в следующем – убирают в другое место». В общем, сколько должно пройти времени после закрытия кладбища, у представителя муфтията мы так и не узнали. Прямой вопрос, позволяют ли понятия ДУМК строить сегодня мечеть там, где ещё вчера лежали покойники, встречает безапелляционное утверждение: «Позволяют!» Для сравнения: представители малочисленной мусульманской общины г. Бийск (Алтайский край, РФ), когда там было принято решение о возведении городской мечети на месте старого православного кладбища, всё же осмелились сетовать на то, что городские власти «прежде чем предлагать участок под строительство, не выяснили историю этого места». «Ни один мусульманин не захочет строить мечеть на месте бывших могил», - подчеркнул тогда заместитель главного имама Алтайского края[1]. Почему-то ни от кого из нашей отечественной уммы[2]ничего подобного мы не слышали. Разве что известный политик и общественный деятель  Турсунбай Бакир уулу в одном из своих интервью поспешил заверить публику, что никакого отношения к инициативе о строительстве мечети на кладбищенской земле не имеет[3].

Что ж, мы не имеем право лезть со своим уставом в чужой монастырь и принимаем это мнение как самое авторитетное. Но что может быть авторитетнее для последователя ислама слов Пророка Мухаммеда? А ведь он, как на это указывают многочисленные хадисы[4], говорил примерно следующее: «Вся земля может служить местом для поклонения, кроме кладбища и уборной» («Булуг аль-Марам», 212; пер. Э. Кулиева) В других переводах словосочетание «место поклонения» заменяется словом «мечеть».   Как понимаете,  сказанное более тысячи лет назад можно толковать по-разному: а как иначе объяснить тот факт, что местное духовенство уже не первый раз посягает на кладбищенские земли? С практической точки зрения в этом присутствует своя логика: покойники протестовать  и вставать на защиту участков не станут. То, что у старых кладбищ есть свои защитники, в 2005 году пришлось доказывать представителям дунганской диаспоры Кыргызстана[5].  У попранного уже однажды православного погоста таких защитников не нашлось.  Владимир Соловьёв, главный инженер Бишкекского агентства ритуальных услуг мэрии г. Бишкек, рассказывает, как проходило перезахоронение: «Выглядело всё так: экскаватор грузит землю в машину, а наши люди складывают кости в специальный ящик. Таким образом было заполнено, кажется, 169 ящиков, которые были сложены в одну траншею на Братском кладбище». Выясняется, что на Братском кладбище место, куда были закопаны ящики, никак не обозначено и ни одного указателя на месте нового захоронения не установлено.  Позиция агентства такова: «Мы не видим в этом смысла».

Понятно, что всё было произведено на законных основаниях: указ Президента, решение мэрии. Только История, к большому сожалению, оказалась вынесенной за скобки этих законодательных актов. Ни для кого не секрет, что на городском кладбище, расчищенном под парк при Советах, был похоронен первый выборный староста (по нынешнему – мэр) Пишпека Илья Терентьев и много других достойных людей, силами и стараниями которых город рос, зеленел и накапливал столичный потенциал. И вот теперь, когда появилась возможность хотя бы с помощью какой-то символической акции почтить память этих светлых горожан, её вместе с ящиками сваливают в безымянную траншею. Довольно симптоматично, что мэрия столицы, взяв на себя исключительно техническую сторону вопроса (и то – с подачи муфтията), проигнорировала историческую ценность останков и духовное значение совершаемых ими действий. Если кого и интересовала история,  так это «чёрных копателей», по слухам орудовавших на месте будущего фундамента Центральной мечети в поисках старинных орденов  и медалей.

Кстати, о духовности… Представители Бишкекской Епархии, к которым мы обратились, сообщили, что решение о перезахоронении было принято без их участия и узнали они об этом, будучи приглашёнными на заседание рабочей группы, курирующей строительство Центральной мечети, в Мэрии. На вопрос о том, имело ли место какое-то ритуальное сопровождение в процессе перезахоронения, протоиерей Игорь Дронов, ответил, что тут вообще «трудно что-то придумать»и «обычно панихиду заказывают родственники умерших». В любом случае, новая могила не была освящена, как того требует православный канон[6].

«Никакие цивилизованные люди могил не разрушают», - считает Владимир Петров, известный бишкекский краевед, автор книг «Пишпек Исчезающий» и «Фрунзе Советский». По его мнению, процесс перезахоронения требует как минимум археологического надзора. В пример же всем прошлым и нынешним «гробокопателям» он приводит отношение царской власти к вопросу о старых кладбищах: «Все могилы местных жителей, которые существовали здесь до прихода русских, отмечены на картах военных топографов того времени. У меня есть такая карта 1865 года, где отмечены могилы Жантая, Салыбека, даже безымянные могилы. Царская администрация на таких местах ничего не устраивала».

Сегодня территория, отведённая под строительство Центральной мечети, огорожена. Слышно, что ведутся какие-то мелкие работы. В некоторых местах загородка деформирована. Если осмелитесь туда заглянуть, то с большой долей вероятности наткнётесь на «тусовку» наркоманов или влюблённую парочку. Надо всем этим безобразием возвышаются деревья. Многие из них были посажены родственниками захороненных под ними людей. Чтобы потомки не забывали, что место это особое. Как только в распоряжение Духовного Управления Мусульман Кыргызстана поступят турецкие деньги, эти деревья срубят, а кости, лежащие под ними, свезут в ящиках на то же Братское кладбище. Вот и всё.  

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

 



[1]http://biwork.ru/Novosti/Vse-novosti/Stroitelstvo-mecheti-pod-voprosom.html

[2]Мусульманская религиозная община

[3]http://comment.kg/video/item/839-gost-commentkg-tursunbaj-bakir-uulu-zapis-s-efira-chast-ii.html

[4] Предания о жизни Пророка, чтимые мусульманами

[5]http://www.msn.kg/ru/news/12442/

[6]http://www.tv-soyuz.ru/faq/8-cat11/472-quest72

Версия для печати   |   Просмотров: 5052   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная