POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Формирование представительской ветви власти в Кыргызской Республике. Курултай + Ассамблея народов Кыргызстана = Элдик Кенеш

27.09.2011 16:18 - Polit.kg

Совершенствование системы государственного управления – не одноразовый  процесс. В Кыргызстане, однако, это совершенствование носит революционно-спонтанный характер и не затрагивает самих основ  системы управления, на что указывают многие политики и эксперты. Отсюда и проистекает спорадическое недовольство электората результатами  только что проведенных выборов.  Выборы законодательной ветви власти (год назад) не удовлетворили ни политическую элиту, ни  широкие слои кыргызского общества, особенно нетитульных этносов, которые оказались фактически отрезаны от процесса принятия решений на высшем уровне. Истекший год не показал, да и не мог показать результатов намеченных и начатых преобразований, которые также носят бессистемный характер.

Люди по-прежнему считают, что отстранены от принятия решений, что власть не слышит голоса народа, не учитывает и не работает в интересах народа, а озабочена только своим благосостоянием. Эти недовольства – зачастую обоснованные, но в большей мере являющиеся результатом экономической слабости государства, несостоятельностью политических групп, неспособностью руководителей ведомств эффективно руководить отраслью – подогреваются и многократно усиливаются «обиженными» и отстраненными от власти чиновниками прежней администрации, политиками, которые давно утратили доверие людей.   Доказывать обратное, чем занимаются органы местной власти, госучреждения, некоторые СМИ – это еще более проигрышная позиция, свидетельствующая о слабости власти.

В структуре нынешних институтов властинет места представительству  регионов, кыргызских родов, национальных сообществ. Парламентаризм, основанный на партийных списках, еще более сузил представительство в высшем законодательном органе целых регионов, этнических групп и иных сообществ.  В Российской Федерации  Совет Федерации гармонично дополняет президентско-парламентскую форму правления. В Кыргызстане когда-то Жогорку Кенеш был разбит на две палаты: законодательную и «народных представителей». Но народные представители никак не могли  согласовывать свои движения с законодателями в рамках одного органа власти. Вместо того, чтобы эти структуры развести,  у нас решили просто ликвидировать представительскую ветвь власти. С тех пор  и начались обиды целых регионов, и пошел регионализм, как стройное течение.  И возникновение революционных ситуаций в немалой степени обязано отсутствию на властном Олимпе структуры, отстаивающей интересы регионов и широких слоев общественности.

В преддверии президентских выборов самое время задуматься о целесообразности формирования представительской ветви власти. Не следует питать иллюзий, что парламент  поделится своими полномочиями, и президент примет как неизбежное и необходимое условие политической стабилизации формирование некой новой  властной структуры, которую можно условно назвать «Народный курултай».  К слову, положение об этом Курултае есть. Но в Конституции ему места не нашлось. А ведь именно Курултай был предшественником обеих наших революций.   

Но Курултай в нынешнем виде – это сугубо кыргызский национальный институт народного управления. Как его сделать общенародным? Объединить с Ассамблеей народов Кыргызстана! Но это должно быть не механическое слияние, а в большей степени функциональное.


Курултай + Ассамблея народов Кыргызстана = Элдик Кенеш  

 «Народный курултай должен стать высшим представительным органом в республике», - заявил  на круглом столе на тему «Кыргызстан после президентских выборов» общественный деятель Мукар Чолпонбаев.  По его словам, все ветви власти должны один раз в год отчитываться перед народом. «Мы предлагаем конституционно закрепить положение о народном курултае, в который войдут представители всех регионов, разных социальных слоев и национальностей. Более того, курултай мог бы избирать главу государства, формировать правительство и высшую судебную власть. Если народное собрание станет высшим представительным органом КР, возрастет ответственность и политических партий. Сейчас же они 4,5 года вершат свою политику, а в последний год перед выборами занимаются подкупом избирателей. Разве повышение зарплаты учителям и врачам не является подготовкой к выборам? На телевидении рекламируют одного кандидата - Алмазбека Атамбаева. Это ли не использование административного ресурса? Необходимо вернуться к Конституции 1993 года», - сказал Мукар Чолпонбаев.

Вроде правильные слова, но если следовать этим рекомендациям, то  придется  снова начинать  весь процесс преобразования властных структур. Но это уже изменения в Конституцию, новый референдум, новые  политические баталии и т.д. Зачем?

Пусть Жогорку Кенеш занимается тем, чем ему и положено заниматься – законами. Президенту тоже хватит работы. Элдик кенеш должен будет взять на себя как раз те управленческие функции, который выпали из нынешней системы власти. Вариантов много. Но главное – депутаты Элдик кенеша не должны находиться в зависимости ни у президентской, ни у парламентской ветви власти, ни тем более исполнительной. Почему бы выборным главам регионов (районов, областей, городов) не стать основой для формирования Народного кенеша? С одной стороны, это и есть представительская власть – если она представляет интересы регионов. С другой стороны, Элдик кенеш – это поднятие уровня и престижа местной власти, которая и должна решать все основные проблемы в государстве.  Объединение региональных властей в рамках Элдик кенеша – это эффективный инструмент против сепаратизма и иждивенчества.

В идеале сам Элдик кенеш должен состоять из двух палат: представителей регионов и Совета национальностей. Мы не имеем права забывать, что Кыргызстан – многонациональная страна, и игнорирование законных прав  диаспор – прямой путь к новым межнациональным конфликтам. 

Самый  серьезный вопрос – функции представительской власти. И здесь не нужно стремиться подмять под себя все. Будет достаточно прямого руководства развитием территорий, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней (почему бюджеты должны рассматривать законодатели?), согласования  комплексных программ развития регионов. Представительская власть закономерно вытекает из местной власти и своими функциональными обязанностями должна возвращаться к проблемам территорий.

Появление в Кыргызстане такого органа власти как Элдик кенеш – это решение проблемы регионализма, это шаг к реальному  единству страны. Осмелюсь предположить, что идеальным главой такого властного органа могла бы стать нынешний Президент страны Роза Отунбаева.  Она за минувшие полтора года показала себя как мудрый политик, способный консолидировать политические силы республики.

Самое главное – нужно успеть сформировать такой  орган до конца нынешнего года. Президентские выборы – это не  конец борьбы за власть, а только начало.  Соперничество политиков, а по большому счету кыргызских родов и союзов, с каждым годом будет нарастать. Но этот процесс должен идти в правовом русле и вестись цивилизованными методами. И его целью должно быть не разрушение властных структур (и объектов, символизирующих власть), не бесконечное реформирование ради самой идеи реформирования, а созидание, конструктивное соперничество политических сил в улучшении условий жизни народа, но не организацию  этого народа на очередные акции протеста. 

 

Аркадий Гладилов

Версия для печати   |   Просмотров: 3649   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная