POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

В Кыргызстане наступили «Последние времена» для коррупционеров?

16.02.2012 00:39 - Polit.kg

Борьба с коррупцией в Кыргызстане приобретает апокалиптический размах. По всей видимости, грядут последние времена – для коррупции, естественно. Пророком этого грозного времени выступает третий (четвёртый?) Президент КР Алмазбек Атамбаев. «Мы объявляем войну коррупции и пойдем в этом до конца», - заявил он на днях. 

 

А  ещё до Нового года с той же высочайшей трибуны прозвучало следующее обещание: начиная с 2012-ого правоохранители начнут ловить «не мелких рыбёшек, а акул». И вот – первые результаты работы Антикоррупционной службы при Госкомитете национальной безопасности, отныне главного «рыболова» в Кыргызстане (служба молодая, не судите строго):

1) задержан и водворен в следственный изолятор заместитель генерального директора ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» Кенешбек Мурзакматов[1] (подозревается в том, что нагрел топливно-энергетический комплекс страны более чем на 2 млн сомов);

2) в деятельности ЗАО «Альфа Телеком» за 2011 год были выявлены финансовые нарушения на 142 миллиона сомов, что повлекло возбуждение дел сразу по нескольких статьям Уголовного кодекса и арест генерального директора ЗАО Азамата Мурзалиева[2];

3) при обыске офисов и складов ОсОО «АЮ» в Бишкеке и Чуйской области было обнаружено более 100 тысяч бутылок алкоголя с акцизными марками, имеющими признаки подделки[3].

Таковы наиболее резонансные факты антикоррупционной активности. Помимо этого, глава ГКНБ Шамиль Атаханов докладывает Президенту об информации, «нарытой» по золоторудному месторождению «Макмал» (вотчина «Кыргызалтына»), откуда якобы ежегодно вывозится 150 кг золота[4]. Но туда руки госбезопасности не дотягиваются. «Генеральная прокуратура идет нам навстречу, но отсутствие законодательной базы не дает Антикоррупционной службе нормально работать. Мы видим полную картину по тем или иным делам, собрав все материалы, передаем дело другому органу, который не имеет полной картины происходящего. Дело, таким образом, ломается», - жалуется глава, казалось бы, всесильного ведомства[5]. А господин Президент «наседает» на руководителя службы Бектена Сыдыгалиева и обещает тому, что в случае отсутствия конкретных результатов борьбы с должностными преступлениями по итогам первого квартала нынешнего года, тот будет отстранен от занимаемой должности. Судя по всему, именно под президентским гипнозом были раскрыты вышеуказанные коррупционные схемы.

Отдельные указания Президента Атамбаева походят на заклинания. Полагаю, именно так следует расценивать следующий пассаж: «Я, как глава государства и Председатель Совета обороны, требую от Генеральной прокуратуры, правоохранительных и судебных органов, чтобы каждое уголовное дело против коррупционеров было доведено до логического конца, виновные должны нести ответственность в соответствии с законом».  

Не отстают и указания Совета обороны КР (возглавляемого, к слову, тем же Атамбаевым). Например, всем органам власти разом предписывается обеспечить «широкое привлечение институтов гражданского общества к работе по предупреждению и выявлению коррупционных проявлений путем создания комитетов гражданского контроля». Тут же - рекомендация Совету по отбору судей – «усилить работу по обеспечению выполнения судьями требований безупречности поведения судей и очищению судейского корпуса от лиц, недостойных звания судьи Кыргызской Республики». Не находите противоречия? Поясним, хоть речь и о давно ушедшем поезде. В означенный Совет по отбору судей по давней задумке реформаторов должны были войти представители пресловутого «гражданского общества». Но по воле парламентских фракций вопрос был решён в закрытом порядке – без всяких там «гражданских». К чему это привело? К тому, что уже второй глава Совета подаёт в отставку – причём, со скандалом и указанием на то, что поведение некоторых членов Совета, равно как и их биографии, мягко говоря, небезупречно[6]. Понятно, каких судей выберут эти подозрительные товарищи, из-за которых, кстати, задерживается реформа судебной ветви государственной власти. Вот вам и ростки большой коррупции. Вот вам и транспарентность наоборот. Но вернёмся к решениям Совета обороны.

Отдельный момент мистерии – это, как водится, нормотворчество: в ЖК КР уходит проект нового закона «О противодействии коррупции» и предложения о внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и другие законодательные акты Кыргызской Республики. Кроме того, уже разработан проект Государственной стратегии антикоррупционной политики, язык которой настолько эзотеричен, что непосвящённым покажется просто бессмысленным набором слов. Судя по всему, изучение этого документа предполагает вхождение в особое  медитативное состояние - как иначе объяснить, отчего в ключевой главе «Механизм реализации стратегии» механизмов-то и не сыскать? Цитируем:

Государственная стратегия антикоррупционной политики реализуется органами государственной власти, органами государственного управления и местного самоуправления, институтами гражданского общества:

- при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

- путём решения кадровых вопросов;

- в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

 - в ходе контроля за исполнением законодательства Кыргызской Республики, планов государственных органов по противодействию коррупции;

- путём обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Кыргызской Республики;

- путём оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

- путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции институтов гражданского общества.

Если в конце списка мы ещё находим какие-то полуабстрактные механизмы-штампы, то в первых они просто опускаются: понятно, в каких условиях надо что-то делать, но знание о том, ЧТО ДЕЛАТЬ КОНКРЕТНО, от непосвящённых сокрыто. Вот и кажется нам, обывателям, что сигнал этот  чиновничество должно воспринять, как «не волнуйтесь, ребята: всё будет по-старому». Но так ли это на самом деле, сказать с уверенностью нельзя. Поневоле поверишь в то, что существует этакая тайная практика: садится чиновник за свой письменный стол, читает, скажем, мантру – и начинает вдруг эффективно и чётко «проводить антикоррупционную политику». А что? В энергетическом центре Земли живём[7]!

 

Даже законные действия нуждаются в оправдании

Итак, антикоррупционная война (те самые «Последние Времена») в Кыргызстане начинается с арестов глав крупных компаний, уже давно вошедших в орбиту государственных интересов. Казалось бы, нормальная, законная практика. Но поднимаются представители бизнес-сообщества и заявляют: антикоррупционная деятельность – лишь прикрытие для государственного рейдерства[8]. Примерно о том же говорят и отдельные парламентарии[9]. Общественность как таковую настораживает тот факт, что «кошмарить» коррупцию начинают именно с бизнесменов, а не с чиновников.

Получается, что одной силы государства для того, чтобы система борьбы с коррупцией работала как часы и при этом не провоцировала вал нареканий, не хватает. Ощущается острая нехватка морального авторитета, который мог бы снять все сомнения в правомерности действий той же Антикоррупционной службы. Но, кажется, в этом отношении у нынешнего руководства республики нет никаких перспектив. Доходит до смешного. «Мы не можем делать вид, что в правительстве все дружные. Народ не скот, он всё понимает и видит. В правительстве есть личности, к которым не придерешься, а такие, как Сариев и Бекназаров, пытаются превратить в частную лавочку подведомственые им органы, заменяя Максима и Жаныша Бакиевых. Мне становится больно, неужели столько крови было пролито зря?[10]»- вот что можно было услышать от Алмазбека Атамбаева в мае 2010 года. А в конце 2011 упомянутый в столь нелестном контексте Темир Сариев становится – естественно, не без протекции Алмаза Шаршеновича – министром экономики и антимонопольной политики КР. И чем дальше на хронологической ленте апрельская революция, тем меньше апелляций вроде «95 человек погибло для того, чтобы была прозрачная страна, чтобы люди знали, куда идет каждая копейка, а не так, чтобы сегодня $1 млн. распилили, завтра $10 млн» (это тоже Атамбаев)[11]. То ли кровь обесценивается, то ли народ и действительно – скот…

Конечно, дело совсем не в том, что «распил» государственных миллионов стал вдруг делом законным. Но – внимание! – чёткого ориентира, на кого равняться чиновнику/бизнесмену/простому гражданину, до сих пор не появилось.

«Победить коррупцию в Кыргызстане обычными методами нельзя, потому что вся коррупция сосредоточена в верхних эшелонах власти. Мы называем это коррупцией, но для НИХ это не коррупция, а инвестиции», - считает Джорджио Фиаккони, известный бизнесмен и автор книги «Кыргызстан: 20 лет независимости. Среди скандалов и коррумпированной элиты». Наверное, именно поэтому представители политической элиты так полюбили, при всяком удобном случае (речь идёт как раз о тех случаях, когда требуется моральный авторитет) обращаться к журналистам и «гражданскому обществу». Подразумевается, что это самое абстрактное «гражданское» - образец нравственной стойкости. При этом, как только доходит до реальных дел, «гражданское общество» просят удалиться. Самому государству это морального авторитета не прибавляет: его боятся (особенно бедные), но уважения к нему не питают. Уровень подозрительности к каждому новому движению государственной машины только повышается. 

 

Может, тренинги проводить?

В последнее время в Кыргызстане стало модно вспоминать о том, как с коррупцией боролись модернизаторы Сингапура. Напомним и мы, что в Сингапуре с самого же начала антикоррупционной войны целый ряд министров постигла крайне тяжёлая участь: тюремное заключение, самоубийства, побеги из страны. В списке пострадавших от жестокой, но необходимой расправы с коррупцией оказались, между прочим, и соратники главного сингапурского реформатора Ли Куан Ю, роль которого примеряет на себя сегодня Атамбаев.

«В Сингапуре благодаря политической воле лидеров и грамотному антикоррупционному законодательству сумели с коррупцией справиться. В первую очередь были жестко регламентированы действия чиновников, упрощены бюрократические процедуры, очищена судебная система. На судейские должности привлекли «лучших частных адвокатов», их зарплаты резко увеличили. Кроме того, был полностью заменен личный состав полиции, а не только ее название, уволены и все сотрудники таможни. Наконец, был создан независимый орган - Бюро по расследованию коррупции. Его директор подчиняется напрямую премьер-министру, и ни один министр не может вмешаться в работу бюро. Методы ведомства авторитарны: оно имеет право задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционных деяниях даже без решения суда, проверять банковские счета и финансовые документы подозреваемых и их родственников. Его действительно боятся и за глаза называют «бюро по расследованию заразной жадности». В стране были введены чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Причем меры принимаются по отношению к обеим сторонам: и тем, кто берет, и тем, кто дает», - это ИА  24.kgцитирует экс-главу Центробанка России Виктора Геращенко[12]

 Согласитесь: ситуация, когда руководитель ГКНБ, под крылом которого работает Антикоррупционная служба, жалуется Президенту на недостаток полномочий, совсем не напоминает вышеописанную модель эффективного противодействия коррупции! Сингапурские модернизаторы оказались настолько смелы, что взяли на себя цивилизаторскую миссию, чем просто-напросто подчинили себе реальность. Разумная политика, ответственный подход  – и результат налицо.

Конечно, Сингапур – это совершенно особый случай. Попробуем поискать другие механизмы борьбы с коррупцией. В Китае, например, несколько лет действует специальная программа «Упражнения по выработке навыков самодисциплины по борьбе с коррупцией». «Суть этого тренинга сводится к тому, что каждый чиновник каждый день должен честно ответить самому себе на несколько вопросов: «Смогу ли я противостоять искушению получить взятку в размере 15 тысяч долларов? А если предложат 1,5 миллиона долларов? И готов ли я понести наказание?», - сообщают интернет-источники[13]. Пишут, что тренинги действительно работают. Учтём, впрочем, и то, что  с 2000 года в Китае расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников разного ранга (ещё 120 тысяч сидят в тюрьме)[14]. Да и моральный авторитет у Коммунистической Партии КНР просто железобетонный. 

Выберет ли руководство Кыргызстана один из этих путей или продолжит заниматься своими  эзотерическими практиками?  Ясно одно – от их действий или бездействия зависит в определённой степени каждый из нас.

Иосиф ИЛЛАРИОНОВИЧ, обозревательPOLIT.KG

 

[1]http://www.24.kg/investigation/119901-antikorrupcionnaya-sluzhba-gknb-kyrgyzstana.html

[2]http://www.24.kg/community/120898-antikorrupcionnaya-sluzhba-kyrgyzstana-soobshhaet.html

[3]http://www.knews.kg/ru/action/10807/

[4]http://www.knews.kg/ru/politics/10916/

[5]http://www.24.kg/parlament/121392-shamil-ataxanov-u-antikorrupcionnoj-sluzhby.html

[6]http://www.24.kg/community/114801-.html

[7]http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1323938700

[8]http://www.bulbul.kg/video:13400/

[9]http://www.knews.kg/ru/parlament_chro/10908/

[10]http://www.for.kg/ru/news/121940/

[11]http://www.fergananews.com/news.php?id=14800

[12]http://www.24.kg/community/120633-kyrgyzstan-kto-budet-sushit-suxari-chinovniku.html

[13]http://kostunov.livejournal.com/27503.html

[14]http://ventalife.ru/2011/07/korrupciya-v-kitae/

Версия для печати   |   Просмотров: 2887   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная