POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Понедельник, 19 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Политический буддизм и нестабильность в Центральной Азии

25.06.2012 15:04 - Polit.kg
Политический буддизм и нестабильность в Центральной Азии

Что такое политический ислам, объяснять никому не надо, но вот политический буддизм для обычного среднеазиата – нечто диковинное и даже непредставимое. Возможность познакомиться с этим феноменом даёт деятельность японского проповедника Дзюнсэя Тэрасавы, сделавшего себе имя на пацифистских акциях чуть ли не по всему миру[1]. Зона же наиболее пристального внимания лидера буддистской секты «Ниппондзан Мёходзи» - территория бывшего СССР, на которой проживает большая часть его учеников. Результат этого внимания – серия запретов на въезд монаха в Россию, Украину и Казахстан. Чем он заслужил такое отношение спецслужб сразу в трёх государствах СНГ? Цель данной публикации – ответить на этот вопрос, попытавшись заодно выяснить, насколько опасна деятельность политических буддистов в Центральной Азии.

 

Поп Гапон на импорт

«Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё», - так звучит главная мантра «Ниппондзан Мёходзи». В переводе это означает что-то вроде «Слава Сутре о Цветке Лотоса Благого Закона!» Наиболее авторитетным писанием для этого ответвления буддизма является, как можно понять из мантры, так называемая «Лотосовая сутра», которая датируется Iв. до н.э. – IIIв. н.э. В средневековой Японии статус этого писания поднял святой монах Нитирэн, жизнь которого приходится на XIIIвек, хотя и до него «Сутра лотоса» была объявлена японскими иерархами буддизма одной из трёх «сутр, защищающих страну»[2]. Учение Нитирэна совместило буддизм с традиционными синтоистскими верованиями и объявило государство, наряду с отдельной личностью, объектом религиозного спасения. «Введенный Нитирэном в процессе разработки доктрины о теократическом государстве принцип слияния политики и религии, позднее получивший формулировку «единство политики и религии» (яп. сэйкё итти) или «благое единение правителя и Будды» (яп. обуцу мёго), был подхвачен его последователями», - отмечают современные российские исследователи[3]. Отметим этот момент. Но примем к сведению и то, что в самой Японии нитирэнизм – отнюдь не самое массовое направление буддизма. Численность даже самой крупной секты этого рода Сока Гаккай, включая не-монахов, – от 4 до 18 млн. человек[4], что составляет максимум 14% всего населения этой страны. Орден «Ниппондзан Мёходзи» («Храм чудесной дхармы на горе, где восходит солнце») насчитывает куда меньше последователей, но берёт не числом, а «умением» - умением терпеливо осаждать правительственные и дипломатические здания, а также чиновников заунывным повторением «Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё» и барабанным боем в непосредственной близости от последних. К примеру, антимилитаристская деятельность ордена началась в 1955 г. с участия в движении за ликвидацию военной базы США в Сунакава, когда верующие часами стояли у ворот базы или американского посольства в Токио, привлекая внимание боем барабанов и скандированием молитвенной фразы. Естественно, подобная практика доставляла и доставляет большое беспокойство японским властям, направлять которых члены ордена считают своей прямой миссией. По заповедям Нитирэна, если его последователь видит, что власть имущие нарушают заповеди и тем самым подвергают страну опасности, то он должен всегда открыто говорить им об этом или, по крайней мере, громко бить в барабан непосредственно перед теми зданиями, где принимаются судьбоносные решения[5]. По его мысли, нельзя достичь просветления – конечной цели любого буддиста – не «просветив» хорошенько всех вокруг. Представители многих других буддистских школ считают такую практику неприемлемой, поскольку навязывание своего видения мира другим людям расходится с основным принципом буддизма – «ахимса», что означает «ненасилие».

Сами нитирэнисты считают, что настоящее ненасилие – это театрализованный протест против войн. «Мы не занимаемся политикой, мы следуем пути Бодхисаттвы», - твердят СНГ-шные последователи «Ниппондзан Мёходзи»[6], вставая тут и там в первых рядах разного рода манифестантов - с бубнами, колотушками и унылым подвыванием на японском. В этом их обыкновение: фотографируясь на фоне многотысячных демонстраций, они – часто не более десятка человек – заставляют тех, кто после увидит эти фото, думать, что они чуть ли не главные субъекты происходящего. Тот же Дзюнсэй Тэрасава, будучи гражданином Японии, считает незазорным участвовать в митингах российской оппозиции, перемежая молитвы суждениями вроде «Путин воплощает собой застой политической и духовной жизни в стране. Во время его правления власть никогда не показывала по-настоящему созидательного будущего для России после распада Советского Союза»[7]. Как заправский провокатор, он вдохновляет беспечные массы москвичей: «Воистину надо продолжать поддерживать горение духовного пламени. Это не просто политическая агитация, не просто смена режима. Надежда и вдохновение к подлинным переменам лежат в гораздо более фундаментальной духовной плоскости, и дух должен оставаться живым, несмотря ни на какие обстоятельства». Всё это – в феврале 2012 года, когда ему всё-таки удалось прорваться на территорию Российской Федерации. За восемь лет до сего момента он поддерживает пыл собравшихся на киевском Майдане «оранжевых», выражая им свою «духовную поддержку»[8](что, впрочем, не снискало доверия к нему со стороны новых властей[9]) и распространяя слухи об участии ФСБ России в готовящемся подавлении «оранжевых» акций.  А ещё ранее – в 2003 г. – предлагает легитимному президенту Ирака Саддаму Хусейну добровольно сдать управление страной американцам и уехать подобру-поздорову в третью страну. Вот это скандальное обращение:

Президент Саддам Хусейн,

Сегодня от вашего решения зависит единственная жизнеспособная альтернатива войне. Я молюсь, чтобы Вы услышали божественный голос собственной совести, равно как и голоса других людей всей Земли, призывающие к миру. Всего лишь одним решением Вы можете спасти свою страну, сохранить ее территориальную целостность и суверенитет, освободить народ от жестоких десятилетних санкций, ценой который стали жизни миллионов детей.

Ваше решение могло бы быть очень простым - принять мир и ненасилие. Затем, как мирный, безоружный человек, Вы можете покинуть Ирак и жить новой жизнью в безопасном месте, предоставленном третьей страной. Это может быть Индия, Россия, Китай или любая другая страна, согласившаяся предоставить Вам пристанище. Одним своим решением Вы можете предотвратить бессмысленные смерти множества людей и разрушение своей страны. Никто на Земле не желает видеть ни продолжающиеся страдания народа Ирака, ни дальнейшее увеличение региональной нестабильности на Ближнем Востоке.

Уважаемый президент Саддам Хусейн, в последний час перед тем, как решится судьба Вас и Вашей страны, Вы можете повернуть историю человечества к чему-то совершенно иному. Вы можете дать пример САМОРАЗОРУЖЕНИЯ, обязанность последовать которому могут ощутить все ядерные державы, и тогда мир может отвести угрозу глобального «столкновения цивилизаций».

А вот – письмо того же периода президенту США Джорджу Бушу младшему:

Президент Джордж Буш,

Я молюсь, чтобы Вы вняли голосам, взывающим к миру, доносящимся со всех концов Света. Я призываю Вас помочь Саддаму Хусейну покинуть его страну, если таково будет его решение, и гарантировать ему надлежащую безопасность, чтобы изменить тот опасный курс истории, по которому может направить человечество эта почти неминуемая война. Я призываю Вас использовать силу и богатство Вашей страны для того, чтобы помочь безопасности и реконструкции Ирака и, как можно скорее, вернуть его народ в семью международного Сообщества. Тогда Вы, как член коллективного руководства ООН, могли бы преуспеть в деле принесения мира, стабильности и процветания на Ближний Восток.

Как вы можете убедиться, президенту Бушу японский монах удалиться хотя бы с президентского кресла не предложил. Откровенный цинизм сквозит за такого рода призывами к «мирному урегулированию конфликта». Следовательно, вектор понятен. Ясно, что скрывается за таким пацифизмом.  

Характер деятельности Тэрасавы отсылает к одному красноречивому примеру в истории России – а именно к личности Георгия Гапона, более известного как «поп Гапон»[10]. Тот тоже, помнится, был противником вооружённых методов борьбы. Чём всё закончилось, мы помним из школьного курса истории. Печально, что теперь на политической сцене сразу в нескольких странах кряду  - импортные Гапоны. Невдомёк им, видимо, что сильные мира сего требуют к себе как минимум тактичного отношения, позволить которое стоящий на пути просветления монах может хотя бы из сочувствия к порабощённой иллюзией душе. В моде у буддистских Гапонов из Японии – нескрываемое злопыхательство и нарочито издевательский тон. Пример тому – обращение к Президенту РФ В. Путину в 2000 году, отрывок из которого мы приводим ниже. Обратите внимание на выделенные обороты:

…с помощью каких бы высокопарных слов Вы ни пытались оправдаться, Чеченская война - неприкрытое и жестокое подавление свободолюбия, похожее по сути на усмирение непокорных территорий древней Римской Империей и средневековыми государствами.

Мое первое знакомство с Чечней случилось задолго до первой войны. Еще тогда меня глубоко впечатлили красивый дух и достойная уважения культура этого народа, который пронес их через все испытания своей трагической истории.

Сейчас Вы, не зная меры в применении силы, просто физически уничтожаете этот маленький достойный народ, за то, что он пронес через века древние понятия о свободе, чести и благородстве. Может ли быть что-либо более ужасным и апокалиптически удручающим, чем надежды чеченского народа, распятые новой Россией?! Даже руины и пепелища Чечни взывают к правосудию и состраданию!

Демократическое развитиеи реформы в России - на грани провала. И в свете этих событий последние десять лет без «холодной войны» могут оказаться не просто утраченным шансом человечества, но и опасным катализатором возможного противостояния народов и целых цивилизаций в новом веке.

Господин Президент Путин, Я хочу спросить, хватит ли у Вас храбрости и мудрости добиться примирения и мирного сосуществования со всем народом Чечни? В настоящей ситуации этому может способствовать вывод войск с территории республики и реальная действенная помощь в восстановлении общественного устройства без насилия и войн.

Если Вы упустите эту возможность, история предъявит Вам следующий ультиматум:

посадите за решетку тех, кто, во имя мнимых реформ, растранжирил национальное богатство страны и иностранные займы в последние десять лет. Схватите и выдайте международному военному трибуналувсех тайных и явных зачинщиков первой и второй Чеченских войн,в том числе и себя.

Какая сила дала главе микроскопического монашеского ордена право так разговаривать с политиком  мирового уровня, непонятно. Деятельность Будды Шакьямуни во благо всех живых существ до того, как он обрёл просветление (то есть, собственно стал Буддой) была направлена исключительно внутрь себя. Он не искал встречи с демоном Марой, зная, что Мара – внутри него. Будучи царским принцем, Сиддхартха Гаутама был поставлен своей судьбой перед выбором: стать великим царём либо великим святым. И он выбрал второй путь, в своей взрослой жизни полностью устранившись от политики. Когда Будда проповедовал, то обращался к нравственным основам человеческого бытия, а не к юридическим. Именно этим настоящий учитель и отличается от эрзац-гуру. Между тем, монах Тэрасава больше походит на ошалелого правозащитника, тут и там разбрасывающегося чисто юридическими понятиями вроде «геноцид». Одно его воззвание так и называется: «От Чеченского геноцида к видению нового глобального ненасилия». Вот что мы там находим:

То, что казалось новой эрой, наступившей после победы ненасильственной революции в Москве в августе 1991, в конечном итоге стало возвратом к циничной культуре государственного культа, и власть вернулась в Кремль. Насколько ироничен этот контраст! Я лично участвовал в тех исторических событиях в Москве, и меня глубоко тронуло и воодушевило то, как Президент Ельцин оказывал почести трем молодым москвичам-мученикам, потерявшим свои жизни во время неудавшегося путча.

Сегодня, 12 лет спустя, найдется ли кто-нибудь, кто скорбит о более чем 30% населения всей Чечни, погибших за последние две войны? Кто заботится сегодня о сотнях и тысячах чеченских беженцах, которые бежали, куда глаза глядят, из смертоносной Чечни лишь затем, чтобы очутиться в невыносимо мучительных условиях, без надежды на достойное человеческое обращение с ними?

Все благородные принципы и серьезные цели Организации Объединенных Наций оказались бессильны предотвратить ужас и зверства, через которые прошло все население Чечни. Главные цели этой мировой организации - предотвращать рецидивы актов геноцида, освобождать все народы от колониального правления и защищать, и гарантировать универсальные права человека для всех людей. Трагедия Чечни – истинная трагедия не только потому, что целая нация прошла через физическую бойню, но также потому, что единственный мировой авторитет предал свой собственный принципиальный смысл[11].

Интересно, что такую пламенную проповедь чеченского суверенитета мы слышим от человека, который говорит об обманчивости государственных границ, а также о том, что когда-то на Земле не было делений на государства, а существовала единая «небесная цивилизация кочевников». Духовный учитель Тэрасавы, преподобный Нитидацу Фудзии, в своё время водивший дружбу с Махатмой Ганди, считал Россию «ключевой страной для всего мира»[12]. А его ученик сегодня поддерживает чеченских сепаратистов и поддержит ещё чёрт знает кого, лишь бы досадить российским властям. Себе в заслуги он вписывает и развал Советского Союза – некогда крупнейшей евразийской державы, которая действительно могла сделать так, чтобы границ в этом мире было меньше. И самое циничное – гордится, что в перестроечном угаре предложил президенту СССР Михаилу Горбачёву в одностороннем порядке отказаться от ядерного оружия, а чуть позже – в 1991 г. – бил в молитвенный барабан во время штурма Белого Дома в Москве. В книге «Глобальное пробуждение он выставляет себя настоящим русофобом, заявляя, что «менталитет современных россиян ничем не отличается от менталитета нацистов в гитлеровской Германии». 

 

Толерантные «миротворцы»

В Евангелии от Матфея говорится: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»(Матфея 5:9). Что нужно сегодня понять – так это то, что далеко не все пацифисты – это миротворцы. Самозванцы - «миротворцы» пытаются примирить людей, не примирившихся с Богом. Можно с пониманием относиться к тому, что буддистская культура вообще не оперирует таким понятием, как Бог, но искоренить ненависть в обществе, уже сотни лет зиждущемся на понятийном аппарате ислама, христианства  и других теистических традиций, без Бога уж точно никак не получится. Другое дело, что там, где царит безбожие – зачастую прикрывающееся псевдорелигиозными догматами – спасательным кругом может стать любое нравственное учение. Но, опять-таки, когда автором этого учения признаётся человек, а не Бог, всё становится с ног на голову. Пример тому – существование ЛГБТ-иудаизма и ЛГБТ-христианства, приверженцы которых часто говорят об универсальных ценностях, но забывают о жесточайшем запрете, наложенном на сексуальные отношения представителей одного пола ещё во времена Моисея и до него – после гибели Содома и Гоморры. Для таких людей Божественный закон – красивое приложение к модной идеологии «толерантности» (симптоматично, что ЛГБТ-христиане в КР с готовностью откликаются на предложения «Ниппондзан Меходзи» принять участие в их мероприятиях). Да и вообще миротворческое движение с появлением пацифизма выродилось настолько, что уже никого не удивляют сообщения о том, что те же «миротворцы» ООН насилуют детей в стране своей миротворческой миссии[13]или открыто помогают самопровозглашённым правительствам[14]. Правозащитники, с которыми также любят тусоваться[15]миссионеры японской секты, профессионально защищают откровенных людоедов[16]. А потом все эти люди учат президентов и монархов «не ковыряться в носу».

В учении Махаяны, к которому принадлежит и ветвь Нитирэна, есть понятие о шести совершествах, которыми обладают бодхисаттвы[17]. Одно из них – «шила-парамита», то есть совершенство в этике поведения, подразумевающее склонность избегать негативного на уровне тела, речи и ума. Насколько этичны в этом отношении действия Тэрасавы, который в своей «миротворческой» деятельности доходит до грубых обвинений, соединённых с подлой издёвкой? Разве может обычный человек, пусть и служитель культа, на основании своих умозрительных заключений делать универсальные выводы? Конечно нет! Глупо объяснять буддистам, какую роль в этом мире играет иллюзия, но приходится.

В индийской культуре, из лона которой вышел буддизм, деление общества на четыре варны (сословия), первые из которых – брахманы (учителя, духовенство) и кшатрии (воины, управленцы), изначально задавало уважительное отношение к правителю. В исторически реальном буддизме роль управленцев в Средние века начали брать на себя учителя, что обусловило слабость и отсталость таких государств. В XXвеке пали теократии Монголии и Тибета. Это могло стать для буддистов знаком того, что каждый в государстве должен заниматься своим делом. Учитель, монах – открывать всем простым людям и управленцам знание о душе, определять нравственность общества. Управленец – защищать своих граждан от грубого и замаскированного вторжения, обеспечивать устойчивость системы, какой бы несовершенной она не была. Но до сих пор в буддистской среде действуют секты теократического плана – одну из таких сект (мы не вкладываем в это слово какие-то негативные коннотации) возглавляет сегодня Тэрасава.Опираясь на авторитет Нитирэна, деятельность которого изначально выстраивалась на оппозиции действовавшей в XIII веке в Японии власти[18], глава ордена «Ниппондзан Мёходзи» считает себя вправе вмешиваться в политическую жизнь других государств. Искать объяснение такому поведению можно в психологии японцев, которые на протяжении веков жили в самоизоляции от всего мира и, соответственно, воспринимали Японию как весь мир. Теперь, видимо, настал черёд воспринимать весь мир, как свою домашнюю Японию…

 

Кыргызстан под прицелом религиозных пацифистов

Так уж получилось, что Кыргызстан – традиционное место для проведения всевозможных слётов приверженцев «Ниппондзан Мёходзи» со всего СНГ. Пока Дзюнсэя Тэрасаву ещё пускают сюда, он непременно будет этим пользоваться. Здесь он руководит совместной духовной практикой монахов[19], распекая отдельных из них за выбор жить семейной жизнью[20], и молится за благополучный исход цветных революций в странах бывшего Советского Союза[21].

Неправы те, кто называет «Ниппондзан Мёходзи» псевдобуддистской сектой. Она буддистская, только весьма специфическая. Дело в том, что «буддизма вообще» не существует. Классик советской буддологии О.О. Розенберг ещё в 1918 г. отмечал, что отдельные течения и направления в буддизме так отличаются друг от друга, что напоминают больше отдельные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии[22]. Особенно это касается традиции «Махаяны» («Великой Колесницы»), к которой принадлежит «Ниппондзан». А вот насколько эта организация тоталитарна[23], судить не нам.

В XXIвеке уже были отмечены случаи, когда буддистские монахи становились социальной базой цветных революций, однако речь исключительно о странах, где буддизм – традиционная и доминирующая религия. В 2007 г. массовое движение протеста в Мьянме (бывшая Бирма) возглавили монахи буддистских монастырей. «…буддизм всегда был связан с политикой, просто эти связи не лежали на поверхности. Буддисты предпочитали влиять на мир через умы его властителей, и это удавалось им совсем не плохо», - отмечает gazeta.ru, анализируя подоплёку кровопролитных событий 2007 года в этой стране, - «…обычно скорая на расправу хунта непривычно долго медлила, прежде чем силой подавить многотысячные марши бритоголовых демонстрантов. В одной из передач бирманского телевидения можно было увидеть, как генерал стоит на коленях в буддийском храме и просит монахов прекратить демонстрации. Более того, по свидетельству очевидцев, арестованных монахов, прежде чем подвергнуть допросам, переодевали в гражданскую одежду. Военные всеми силами стремились избежать магических последствий от нанесения вреда монахам». «Что касается политизации какой бы то ни было религии, то это ни к чему хорошему не приводит. Примеров этого достаточно. Та же Мьянма в 1961 году была провозглашена буддийским государством, что обострило внутриполитическую ситуацию в условиях многонациональности и поликонфессиональности. Это закончилось военным переворотом 1962 года», - напоминает востоковед Николай Листопадов[24]. Мы приводим эти цитаты для того, чтобы развенчать миф об отрешённости современных буддистов и отсутствии у них политических амбиций. Что уж говорить, если Далай-лама XIV, на словах отойдя от политики[25], продолжает высказываться по поводу отдельных политических фигур на шахматной доске земного шара – например, по одной из ключевых героинь «помаранчевой революции» Юлии Тимошенко[26]. Западные публицисты пишут целые книги о беспринципности и трюках почтенного лидера тибетского буддизма[27].  

В общем, политический буддизм существует, но конкретно в Кыргызстане остаётся практически незамеченным. Монахи «Ниппондзан» живут здесь очень тихо, какие-то торжественные мероприятия – не говоря уже о митингах и акциях – устраивают в отличие от их учителя нечасто. Это смиренные и законопослушные люди, которые живут в так называемом «месте Пути», что находится в селе Горная Маевка в тридцати километрах от Бишкека. Время от времени они практикуют там семидневное голодание и каждый день встречают рассвет боем молитвенных барабанов и японской мантрой. Часто совершают хождения к сакским курганам, которые почитают, потому что Дзюнсэй Тэрасава между словами «сак» и «шакья» (род, из которого происходит Будда Шакьямуни) видит не просто созвучие, а полное лингвистическое тождество.

25 августа 2005 года Тэрасава, по его собственным словам, имел аудиенцию с бывшим (а тогда – только вступившим в должность) президентом КР Курманбеком Бакиевым. Что он ему говорил, догадаться несложно. Японский монах разработал собственную модель интеграции центральноазиатских республик. Вот как он описывает её в недавнем интервью ТРК «Мир»:

Когда на заре нашей эры послание Будды пришло из Индии в Центральную Азию, здесь начался воистину золотой век самой мирной духовной цивилизации созданной на основе буддизма. Этот период называется эпохой буддизма Гандхары, которая стала результатом эволюции уникальной конфедерации различных племён и народов, проживавших на территории современных: Алтая, всей Центральной Азии, Афганистана, Пакистана, северной и центральной Индии. Это было первым уникальным политическим объединением всех народов этого огромного региона в одном государстве – Кушанском Царстве, которое создало самую мирную цивилизацию, основанную на высочайших идеалах гуманизма, раскрытых посланием Будды. Кушанская конфедерация была посредником между Римской Империей и Китайской династией Хань. В ней образовалась комбинация цивилизаций: Рима и Персии, Индии и Греции, Центральной Азии и Китая. Она стала центром мировой цивилизации и создала первую глобальную рыночную экономику на основе первой международной валюты, чеканившейся в ней. Это было временем золотой эпохи Великого Шёлкового Пути, которую нам сегодня нужно возродить.

После того как распался Советский Союз и республики Центральной Азии получили независимость в их взаимоотношениях чувствуется недостаток понимания перспектив общего будущего. Необходимо создать новое социальное, культурное, духовное и политическое движение которое сможет возродить идею союза и конфедерации Кушанского Царства. Это позволит вашей стране занять центральное место в международных политических процессах по объединению крупнейших мировых цивилизаций, экономических и культурных центров. Здесь в Центральной Азии вы сможете объединить Индию, Россию, Китай, Запад, а так же Христианский и Исламский, Буддистский и Индуистский миры. Такое возрождение идеи духовного правления конфедерации Кушанского Царства откроет блестящее будущее для всех народов Центральной Азии[28].

«Новое государственное строительство в Центральной Азии может запустить новый процесс, в котором все окружающие сверхдержавы больше не будут конкурировать друг с другом, а станут совместно созидать новую модель глобального и регионального правления, построенного на принципах мира и сотрудничества», - считает Тэрасава[29].

На следующий день после президентской аудиенции 2005 года, японский буддист-провокатор заявил, что Кыргызстан – «первая страна, пожелавшая услышать, открывшая сердце и уши моим словам». Чем такая открытость обернётся через пять лет, он, конечно, не знал. Достоверно не известно, вдохновлял он вторую волну кыргызских революционеров или нет, да только ни Роза Отунбаева, ни Алмазбек Атамбаев его в Белый дом не звали. Если японского буддиста такое отношение к его собственной персоне заденет, он может потребовать, чтобы новая кыргызская  власть  самоустранилась, дабы не мешать его любимым кочевникам «воспринимать послания природы, космоса и других видов жизни». Это, в свою очередь, может отразиться на статусе мирных монахов-последователей Тэрасавы. Таким образом, в целях сохранения и без того немногочисленной кыргызстанской сангхи - общины буддистов – таким лидерам, как Тэрасава, стоит быть сдержаннее. В заключение хотелось бы обратиться к нему лично с его же словами (цит. по изданию «Рассеять мрак в живых существах») : «Нам не нужно ничего говорить – только идти и произносить Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё. Слова только разделяют. Слова никогда не приводят к Единой Колеснице Будды. Любые слова судят, хорошо или плохо происходящее, судят, что существует, что не существует. Этим они не спасают живых существ. Сами мы живем не на уровне слов, но из-за слов упускаем истинное единство, Одну Колесницу Будды». Деятельность политических буддистов где бы то ни было опасна уже потому, что они буддисты. Российский исследователь Галина Станкевич в работе «Конфликтный потенциал буддизма» предупреждает: «Религия как феномен обладает способностью воспламенять потенциальные стороны конфликта или усиливать намечающиеся тенденции путем придания им особой значимости или трансцендентного звучания. Религиозный дискурс связывает провокативные составляющие с концепциями, символами или событиями, которые могут разжигать или оправдывать конфликт. Определенные положения, вырванные из контекста и приспособленные к сложившейся ситуации, приобретают ореол религиозной и культурной «правды»[30]. Таким образом, религиозный фактор, о какой бы религии ни шла речь, оказывается серьёзнейшим фактором давления в борьбе за управленческий ресурс. Кыргызстан всегда оставался перекрёстком культур, и местным жителям до сих пор легче поверить, чем отнестись к чему-то критически. Именно поэтому деятельность современных «Гапонов» должна быть жёстко ограничена допустимыми для светского государства рамками. Самое главное, чтобы всё это не нанесло урон авторитету буддистской традиции, которая, вне всякого сомнения, шире, чем её политизированные отростки.

Бадам БААСАН, спец. корр. Polit.KG

  



[1]Биография Дзюнсэя Тэрасавы, написанная его учеником, живущим в Кыргызстане: http://www.proza.ru/2012/04/12/2109

[2]http://www.nichiren-etudes.net/kyobon/lotus/russe2.htm

[3]http://www.vladivostok.com/Speaking_In_Tongues/BUDDHISM.HTM

[4]http://www.ystolika.narod.ru/vostok/seko_gak_nichiren.html

[5]http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1011

[6]http://stupa.com.ua/category/activities/

[7]http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=89685

[8]http://nesam.in.ua/eshche-odna-agitochka/

[9]http://ningma.org.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=58:terasava&catid=55:politic&Itemid=53

[10]http://ru.wikipedia.org/wiki/Поп_Гапон

[11]http://ingushetia.kavkaz-uzel.ru/articles/37706/

[12]http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1011

[13]http://www.mignews.com/news/scandals/world/030107_33939_46018.html

[14]http://wffw.info/271054/mirotvorcy-kfor-primenili-silu-postradali-20-chelovek/

[15]http://refugee.ru/news/uchitel_buddijskogo_ordena_nippondzan_mjokhodzi_dzjunsehj_tehrasava_v_komitete_grazhdanskoe_sodejstvie/2012-02-12-176, http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=89862 

[16]http://www.novayagazeta.ru/society/6563.html

[17] Существа, которые стоят на пути к просветлению

[18]http://anthropology.ru/ru/texts/shomakhmadov/east03_15.html

[19]http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=11&id2=2677

[20]http://budhist-monk.livejournal.com/5135.html

[21]http://podrobnosti.ua/culture/literature/2006/02/06/283774.html

[22]http://drevnijmir.ru/fo/religia/5/103.php

[23]http://newsaltay.ru/index.php?dn=news&to=art&id=6859

[24]http://rodon.org/relig-071205145448

[25]http://www.forbes.ru/ekonomika-column/lyudi/65535-dalai-lama-uhodit-iz-politiki

[26]http://religion.ng.ru/events/2011-12-21/3_lama.html

[27]http://shugdan.narod.ru/not_so_zen.html

[28]http://budhist-monk.livejournal.com/12349.html

[29]http://budhist-monk.livejournal.com/11639.html

[30] Станкевич Г.В. Конфликтный потенциал буддизма (на примере стран Юго-Восточной Азии) // Вестник Института стратегических исследований ПГЛУ: Сб. научных трудов. - Выпуск 1: Конфликты – безопасность – геополитика: стратегический анализ современного мирового развития. – Ставрополь: Изд-во «Ставролит», 2011

Версия для печати   |   Просмотров: 5833   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная