POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 20 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Реформу МВД Кыргызстана нужно начинать с поголовного увольнения всех сотрудников милиции во главе с министром

01.08.2012 16:57 - Polit.kg
Реформу МВД Кыргызстана нужно начинать с поголовного увольнения всех сотрудников милиции во главе с министромТакое предложение прозвучало на конференции по обсуждению реформы МВД. На сегодняшний день разработано несколько альтернативных концепций: свои варианты предлагали и парламентарии, и само ведомство, и активисты гражданского сектора. Окончательное решение о том, как будет проходить реформа, отложено на осень. Пока же на прошедших в Бишкеке открытых слушаниях представители Гражданского союза «За реформы и результат» рассказали об итогах проведенных ими региональных исследований и анализа общественного мнения, которые стали завершающим этапом в доработке проекта коренного изменения структуры МВД, предложенного объединением активистов.


Как отмечают представители различных общественных организаций, сплотившихся под эгидой союза «За реформы и результат», по данным их исследований 63% населения республики сегодня не доверяет милиции, и это недвусмысленно свидетельствует о серьезной «болезни» системы. «Мы проводили общественные слушания по всему Кыргызстану и выявили, что речь идет о самых разных структурах органов правопорядка, - рассказал один из лидеров объединения Тимур Шайхутдинов, - недовольство системой существует на всех уровнях. Так, например, в регионах жители часто говорят о плохой работе участковых инспекторов. Тому есть несколько причин: во-первых, участковых не хватает, бывает, на пять достаточно отдаленных друг от друга сел приходится один участковый инспектор, и он просто физически не успевает работать, иногда речь идет и о халатном отношении к обязанностям, низкой квалификации сотрудника. Помимо этого, мы спрашивали у местных жителей, что их больше всего интересует в новой концепции. Мы предлагаем, чтобы участковые инспекторы избирались самим населением из числа представленных МВД кандидатов, и эта идея находит большую поддержку. Еще одно предложение - это выведение всех действующих сотрудников за штат, с тем, чтобы набрать сотрудников по более объективным критериям и усилить гражданский контроль над милицией, создавать ОНС (общественные наблюдательные советы) в регионах, которые будут отслеживать работу органов правопорядка на местах, реформировать ГАИ. Для нас было очень важно узнать, что думают люди, ведь таким образом мы определяем, какие идеи и концепции актуальны, находят поддержку у населения, их мы будем усиливать и  развивать в рамках проекта, те же идеи, которые не были приняты нашими гражданами, мы пытались переосмыслить».

Впрочем, основные положения альтернативной концепции не претерпели изменений, и по ключевым моментам почти завершенный проект пока остается прежним:

- обновление личного состава МВД, набор сотрудников через открытый конкурс и продвижение внутри системы посредством аттестации;

- гражданское руководство МВД (предполагающее, что министр и секретариат представлены гражданскими лицами, при этом непосредственно в оперативную работу гражданский менеджмент не вмешивается);

- создание специфических департаментов внутри МВД, осуществляющих профилактику правонарушений, контроль работы полиции и т.д.;

- разграничение полиции на местную (расследование преступлений средней тяжести) и криминальную (управление расследований);

- ликвидация ГАИ как отдельной структуры (патрульная служба должна входить в состав местной полиции);

- новый формат Академии МВД в качестве центра постоянного обучения сотрудников и доступ в структуру выпускников гражданских вузов;

- избираемость участковых инспекторов (квартальных полицейских)[i].

Основной упор в представленном проекте его инициаторы делают на новую кадровую политику.

Урмат Казакбаев: «Проблема эта очень актуальна, недостаточная социальная защищенность сотрудников милиции в регионах приводит к тому, что у молодых специалистов нет стимула идти на эту работу. При этом поступить на службу можно только отучившись в Академии МВД и используя самые разные личные связи и коррупционные схемы. Отсутствуют возможности для карьерного роста, звания приобретаются тем же коррупционным путем, естественно, у сотрудников милиции нет мотивации. Имеет место и излишняя авторитарность системы, сотрудник милиции обязан следовать приказу, какой бы характер этот приказ не носил, даже противозаконный, так как вышестоящий по званию в любом случае окажется прав. Есть ситуации, когда приказ должен быть выполнен в любом случае, и для некоторых подразделений, таких как спецназ, должна сохраниться прежняя система. Но прочим структурам необходимо больше независимости, ведь сегодня использование милиции, к примеру, в политических целях едва ли не норма - властные структуры всегда найдут, на кого «надавить». Для решения выявленных проблем необходимо создать группу по отбору кадров, куда бы вошли представители профильных комитетов, МВД и гражданского общества. Группа создается госкомиссией по реализации реформы МВД, и возглавлять ее должен сам премьер-министр, потому что кто-то должен нести ответственность за проводимые в стране реформы. А пока не будет конкретного лица, отвечающего за проводимые преобразования, и в случае успеха или провала реформ не с кого будет спросить, в ней никто не будет по-настоящему заинтересован».

Авторы проекта реформы МВД ответили и на ряд возникших в ходе обсуждения вопросов, наиболее интересные из них приводятся ниже:

В какой форме альтернативная концепция будет представлена парламенту?

Тимур Шайхутдинов:Через неделю будет готова окончательная версия концепции альтернативной реформы МВД, а 5 августа мы вместе с нашими партнерами из регионов проведем встречу, в ходе которой будут утверждены как сам проект, так и план дальнейших действий по его реализации, в том числе сбор подписей. Передача в Жогорку Кенеш концепции в виде готового законопроекта с необходимыми 10 тысячами подписей планируется на начало осени. Мы создадим инициативную группу из числа наших активистов, которая официально пройдет регистрацию в Министерстве юстиции, чтобы представлять проект, как того требуют правовые нормы, в качестве общественной законодательной инициативы.

Вы упомянули, что у альтернативной концепции есть противники – некие очень влиятельные силы, можете ли вы их назвать, и, как вы считаете, достаточно ли на сегодняшний день у гражданского сектора политической воли для того, чтобы претворить реформу в жизнь?

Тимур Шайхутдинов:Силы известные, и я могу их назвать. Не по именам, конечно, но это определенная часть нынешнего состава МВД, некоторые политические деятели. Необходимо понимать, что есть люди, которые пытаются саботировать не только нашу концепцию, но и любые прогрессивные изменения. При этом мы находим союзников и среди сотрудников Министерства внутренних дел, но многие просто не рискуют поддерживать нас открыто, опасаясь репрессивных мер со стороны руководства. Хватит ли политической воли – это вопрос к каждому из нас, за последние полгода у нас появилось больше сторонников, мы стали сильнее, а хватит ли воли и энергии «продавить» реформу – покажет осень. В Жогорку Кенеш будет направлена и правительственная концепция и альтернативная, и уже по итогам их рассмотрения станет понятно, чего мы все стóим.

Депутаты, входящие в состав совета по реформированию МВД, все еще поддерживают ваши инициативы?

Атыр Абдрахматова:Был ряд встреч с депутатами по поводу нашей концепции, также мы работали с межведомственной комиссией, были и разногласия, и общие мысли по решению отдельных проблем. Есть депутаты, поддерживающие наши идеи, такие, как например, разработанная нами система мониторинга и оценки деятельности сотрудников МВД.

Существует несколько концепций реформирования ведомства, вы пришли к какому-то консенсусу внутри правозащитного сообщества по поводу того, как именно реформировать МВД? Ведь ваша концепция отличается от тех, которые сформулировали Калича Омуралиева и само Министерство внутренних дел. Как вы намерены находить баланс, когда правительство будет выбирать между представленными проектами?

Атыр Абдрахматова:Наше сотрудничество с парламентариями и межведомственной комиссией и было обусловлено тем, что мы хотели консолидации, выбора того компромисса, который устраивал бы и правительство и общество. В ходе работы мы не сошлись в основных положениях концепции. Наш гражданский союз был не согласен с тем, что в межведомственную концепцию не включены вопросы кадровой политики, а это на сегодня одна из наиболее важных проблем. Без усовершенствования кадровой политики невозможно проведение самой реформы. Члены межведомственной комиссии, в свою очередь, отрицательно отнеслись к тому, что в альтернативную концепцию включены такие пункты, как кадровая политика, оптимизация структуры ведомства. Мы считаем, что наша концепция более логичная и эффективная, в ней представлены результаты мониторинга деятельности правоохранительных органов по стране, расписаны этапы ее реализации и ответственность лиц, поэтому и было решено продвигать свою концепцию и искать сторонников.  

Как, в соответствии с вашей концепцией, будут решаться вопросы гендерного и этнического равенства в рядах сотрудников МВД?

Урмат Казакбаев: Думается, не имеет смысла расписывать, сколько процентов женщин или представителей разных этнических групп должно служить в МВД. Это решится естественным путем, как можно ставить какие-то квоты, если нет, например, желающих? Привлекать кого-то специально? Вот в такой-то структуре не хватает женщин или представителей определенной национальности, значит, наберем их побольше, а где гарантии, что человек будет качественно выполнять свою работу? Когда мы говорим о престижности профессии, высокой заработной плате – это и есть те критерии, по которым соискатели будут определять для себя, хотят они работать в данной структуре или нет. Многие люди ушли с этой работы в силу экономических причин или потому, что не хотели связывать себя с теми негативными сторонами профессии, который объективно есть на сегодняшний день. Если решить эти проблемы, сотрудников разной этнической и гендерной принадлежности станет больше, чем сейчас, и вопрос моноэтничности личного состава органов правопорядка больше не возникнет

Заложены ли в проекте конкретные цифры по поводу количества штатных единиц в данной структуре и расчеты ее бюджетного финансирования?

Асыл Айтбаева: Для того, чтобы произвести необходимые расчеты, нужно четко представить себе нынешнюю ситуацию: сколько сотрудников на данный момент, достаточно такого числа или нет, каков бюджет ведомства. Мы направляли запрос по поводу бюджета и количества штатных единиц в Министерство, ответа пока нет. Нужно рассчитать и во что обойдется сама реформа, такие расчеты мы готовим, пока же МВД со своей стороны не предоставляет данных. Как выход: когда варианты концепции будут рассматриваться в парламенте на уровне законопроекта, эти цифры в любом случае должны будут озвучить, тогда мы сможем провести точный расчет.  

Каким должен быть статус Академии МВД: упраздняется ли она или при ней создается тренинговый центр для сотрудников? Если по окончании среднесрочных курсов будет выдаваться сертификат, то каковы функции академии и выдаваемого ею диплома? Какие будут создаваться условия для прихода на службу МВД выпускников гражданских вузов?

Урмат Казакбаев: Академия МВД дает высшее образование и на сегодня является едва ли не единственным способом поступить на службу в органы внутренних дел, мы хотим расширить эти возможности. Не для всех подразделений ведомства необходимо одинаковое высшее образование, туда могут поступить выпускники и других юридических вузов, и не только юридических. Экономических, например, смотря по тому, куда подаются документы. Конечно, следователю необходимо юридическое образование, а если подается резюме в бухгалтерию МВД? Здесь предпочтительнее будет экономическое образование. А для каких-то структур и среднего специального достаточно. Просто Академия не должна быть единственным вузом, выпускники которого могут работать в МВД.

Что случится с таким понятием как внештатный сотрудник? Общественные фонды, работающие с молодежью, сталкиваются с тем, что в стране набралась уже целая армия внештатников?

Урмат Казакбаев: Это одна из проблем сегодняшней милиции. Внештатных сотрудников, как показывают мониторинги, часто привлекают в качестве понятых и свидетелей, хотя это противозаконно. Понятие «внештатный сотрудник» в нашей концепции исключается. Разумеется, должны быть механизмы воспитания молодежи, взаимодействия с ней, но оно должно осуществляться таким образом, чтобы впоследствии привлекать этих молодых людей в штат, а не использовать в качестве подставных свидетелей, готовых подписаться под любым протоколом.  

Помимо полярных мнений сторонников и противников альтернативной концепции реформирования структуры МВД, в равной мере высказавшихся на общественных слушаниях, находятся и такие эксперты, правозащитники и представители гражданского сектора, которые действительно склонны искать компромисс среди существующих точек зрения и не спешат делать выводы относительно того, кто прав в этом споре (а обсуждение концепции, приходится признать, по большей части напоминало именно спор):

Азиза Абдирасулова, правозащитник:«Конечно, приятно отметить смелость ребят, их сознание необходимости реформ. Актуальность уже обозначена, я призываю к последовательности. Должны быть решены вопросы зарплаты, поднятия престижа профессии, устранения насилия, к которому сегодня так запросто прибегают сотрудники органов. Нужно выработать четкий план, и представить не только список выявленных проблем, но и собственный готовый ответ, как их решить. Я, как правозащитник, против полумер. Выводить за штат действующих сотрудников надо не постепенно, что спровоцирует только бесконечные суды, и отсеется максимум 10-15%. Население сегодня не доверяет милиции – это уже достаточное основание для того, чтобы коренным образом пересмотреть систему. Вывести за штат необходимо всех, начиная с министра. Не надо бояться привлекать к процессу реформирования и гражданский сектор, пусть будет больше открытости. Достойные, профессиональные люди благополучно вернутся в органы и займут прежние должности, только нужно, чтобы у них была какая-то перспектива, чтобы звания и карьерный рост не зависели от личных связей.

Второй принципиальный момент – экономическое обоснование. Внутри МВД необходимо провести экономическую экспертизу. Ведь этих цифр сегодня просто нет, их никто не знает. Органы правопорядка должны обеспечивать, в том числе, и экономическую безопасность каждого гражданина, а об этом не может быть речи, пока бюджет самого МВД – «слепое пятно», мы не знаем, существует ли дефицит денежных средств, что вообще происходит с бюджетом ведомства. Пока мы не обнародуем эти данные, мы не знаем, какую сумму денег нужно требовать от правительства и парламента на обеспечение работы МВД. И достаточно ли штатных единиц? Для всего этого должно быть какое-то экономическое обоснование».

Равшан Абдукеримов, эксперт:«Самый сложный вопрос – это определение структуры МВД. Именно эта часть в представленной альтернативной концепции вызывает больше всего нареканий, и здесь необходимо привлечение специалистов высокого уровня. Спорным, в первую очередь, является гражданский менеджмент, что, естественно, не приветствуется самими органами внутренних дел. Нужно также отметить, что МВД в принципе - это не то ведомство, которое существует сейчас. Ранее в него входили государственная пожарная служба, подразделения регистрации и выдачи паспортов и т.д. – то есть все, что касается в прямом смысле внутренних дел страны. В последнее же время от МВД отпочковались такие структуры, как, например, ИТУ (исправительно-трудовые учреждения), государственная пожарная служба, которая отошла МЧС, паспортная служба, регистрационная служба транспортных средств, т.е. в самом МВД осталась только служба, обеспечивающая общественный порядок. Можно ли эту структуру назвать министерством внутренних дел? В предлагаемой структуре ведомство должно  быть восстановлено в полном объеме. Обеспечение правопорядка отдается полиции при МВД, департамент профилактики преступлений должен стать отдельной подструктурой, где необходимо сотрудничество и с Минздравом, и Министерством образования и т.п. Кстати, его сотрудники необязательно должны носить погоны, т.е. частичная демилитаризация штатного состава действительно имеет смысл. Предлагается создать департамент содействия правоохранительной системе, его функции: проведение служебных расследований, раскрытие коррупционных схем и т.д. Та служба безопасности, которая сейчас находится в структуре МВД, однозначно должна получить большую независимость.

Кыргызстану нужен свой путь, а не слепое копирование тех систем, которые мы видим в других странах. Гражданский министр во главе такого ведомства, как МВД – это не такая уж редкая практика в международном опыте, и не стоит от нее открещиваться. Гражданский министр в первую очередь политическое лицо, учитывая огромный объем работы в МВД, возможно, эти функции должен взять на себя вице-премьер министр. Нужна целостная структура, которой можно управлять и организовывать взаимодействие ее отдельных частей. Та же система ИТУ, которая одно время была передана под начало Министерства юстиции, а сейчас существует как самостоятельная служба, полностью потеряла связь с другими структурами МВД. Отбывшие наказание люди сейчас бесконтрольны, в самих исправительно-трудовых учреждениях создалась такая ситуация, когда отдельные уголовные элементы имеют условия, простите, как на курорте, мы даем им возможность устанавливать в тюрьмах свои правила. Когда эта система снова отойдет МВД, она будет логически связана с другими подведомственными структурами, и такая связь, общая подотчетность и контроль и должны стать ядром концепции реформы».




[i] - подробнее проект реформы см. www.reforma.kg 

 

Евг. Николаева, спец. Корр. POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 10123   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная