POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Реформу МВД Кыргызстана нужно начинать с поголовного увольнения всех сотрудников милиции во главе с министром

01.08.2012 16:57 - Polit.kg
Реформу МВД Кыргызстана нужно начинать с поголовного увольнения всех сотрудников милиции во главе с министромТакое предложение прозвучало на конференции по обсуждению реформы МВД. На сегодняшний день разработано несколько альтернативных концепций: свои варианты предлагали и парламентарии, и само ведомство, и активисты гражданского сектора. Окончательное решение о том, как будет проходить реформа, отложено на осень. Пока же на прошедших в Бишкеке открытых слушаниях представители Гражданского союза «За реформы и результат» рассказали об итогах проведенных ими региональных исследований и анализа общественного мнения, которые стали завершающим этапом в доработке проекта коренного изменения структуры МВД, предложенного объединением активистов.


Как отмечают представители различных общественных организаций, сплотившихся под эгидой союза «За реформы и результат», по данным их исследований 63% населения республики сегодня не доверяет милиции, и это недвусмысленно свидетельствует о серьезной «болезни» системы. «Мы проводили общественные слушания по всему Кыргызстану и выявили, что речь идет о самых разных структурах органов правопорядка, - рассказал один из лидеров объединения Тимур Шайхутдинов, - недовольство системой существует на всех уровнях. Так, например, в регионах жители часто говорят о плохой работе участковых инспекторов. Тому есть несколько причин: во-первых, участковых не хватает, бывает, на пять достаточно отдаленных друг от друга сел приходится один участковый инспектор, и он просто физически не успевает работать, иногда речь идет и о халатном отношении к обязанностям, низкой квалификации сотрудника. Помимо этого, мы спрашивали у местных жителей, что их больше всего интересует в новой концепции. Мы предлагаем, чтобы участковые инспекторы избирались самим населением из числа представленных МВД кандидатов, и эта идея находит большую поддержку. Еще одно предложение - это выведение всех действующих сотрудников за штат, с тем, чтобы набрать сотрудников по более объективным критериям и усилить гражданский контроль над милицией, создавать ОНС (общественные наблюдательные советы) в регионах, которые будут отслеживать работу органов правопорядка на местах, реформировать ГАИ. Для нас было очень важно узнать, что думают люди, ведь таким образом мы определяем, какие идеи и концепции актуальны, находят поддержку у населения, их мы будем усиливать и  развивать в рамках проекта, те же идеи, которые не были приняты нашими гражданами, мы пытались переосмыслить».

Впрочем, основные положения альтернативной концепции не претерпели изменений, и по ключевым моментам почти завершенный проект пока остается прежним:

- обновление личного состава МВД, набор сотрудников через открытый конкурс и продвижение внутри системы посредством аттестации;

- гражданское руководство МВД (предполагающее, что министр и секретариат представлены гражданскими лицами, при этом непосредственно в оперативную работу гражданский менеджмент не вмешивается);

- создание специфических департаментов внутри МВД, осуществляющих профилактику правонарушений, контроль работы полиции и т.д.;

- разграничение полиции на местную (расследование преступлений средней тяжести) и криминальную (управление расследований);

- ликвидация ГАИ как отдельной структуры (патрульная служба должна входить в состав местной полиции);

- новый формат Академии МВД в качестве центра постоянного обучения сотрудников и доступ в структуру выпускников гражданских вузов;

- избираемость участковых инспекторов (квартальных полицейских)[i].

Основной упор в представленном проекте его инициаторы делают на новую кадровую политику.

Урмат Казакбаев: «Проблема эта очень актуальна, недостаточная социальная защищенность сотрудников милиции в регионах приводит к тому, что у молодых специалистов нет стимула идти на эту работу. При этом поступить на службу можно только отучившись в Академии МВД и используя самые разные личные связи и коррупционные схемы. Отсутствуют возможности для карьерного роста, звания приобретаются тем же коррупционным путем, естественно, у сотрудников милиции нет мотивации. Имеет место и излишняя авторитарность системы, сотрудник милиции обязан следовать приказу, какой бы характер этот приказ не носил, даже противозаконный, так как вышестоящий по званию в любом случае окажется прав. Есть ситуации, когда приказ должен быть выполнен в любом случае, и для некоторых подразделений, таких как спецназ, должна сохраниться прежняя система. Но прочим структурам необходимо больше независимости, ведь сегодня использование милиции, к примеру, в политических целях едва ли не норма - властные структуры всегда найдут, на кого «надавить». Для решения выявленных проблем необходимо создать группу по отбору кадров, куда бы вошли представители профильных комитетов, МВД и гражданского общества. Группа создается госкомиссией по реализации реформы МВД, и возглавлять ее должен сам премьер-министр, потому что кто-то должен нести ответственность за проводимые в стране реформы. А пока не будет конкретного лица, отвечающего за проводимые преобразования, и в случае успеха или провала реформ не с кого будет спросить, в ней никто не будет по-настоящему заинтересован».

Авторы проекта реформы МВД ответили и на ряд возникших в ходе обсуждения вопросов, наиболее интересные из них приводятся ниже:

В какой форме альтернативная концепция будет представлена парламенту?

Тимур Шайхутдинов:Через неделю будет готова окончательная версия концепции альтернативной реформы МВД, а 5 августа мы вместе с нашими партнерами из регионов проведем встречу, в ходе которой будут утверждены как сам проект, так и план дальнейших действий по его реализации, в том числе сбор подписей. Передача в Жогорку Кенеш концепции в виде готового законопроекта с необходимыми 10 тысячами подписей планируется на начало осени. Мы создадим инициативную группу из числа наших активистов, которая официально пройдет регистрацию в Министерстве юстиции, чтобы представлять проект, как того требуют правовые нормы, в качестве общественной законодательной инициативы.

Вы упомянули, что у альтернативной концепции есть противники – некие очень влиятельные силы, можете ли вы их назвать, и, как вы считаете, достаточно ли на сегодняшний день у гражданского сектора политической воли для того, чтобы претворить реформу в жизнь?

Тимур Шайхутдинов:Силы известные, и я могу их назвать. Не по именам, конечно, но это определенная часть нынешнего состава МВД, некоторые политические деятели. Необходимо понимать, что есть люди, которые пытаются саботировать не только нашу концепцию, но и любые прогрессивные изменения. При этом мы находим союзников и среди сотрудников Министерства внутренних дел, но многие просто не рискуют поддерживать нас открыто, опасаясь репрессивных мер со стороны руководства. Хватит ли политической воли – это вопрос к каждому из нас, за последние полгода у нас появилось больше сторонников, мы стали сильнее, а хватит ли воли и энергии «продавить» реформу – покажет осень. В Жогорку Кенеш будет направлена и правительственная концепция и альтернативная, и уже по итогам их рассмотрения станет понятно, чего мы все стóим.

Депутаты, входящие в состав совета по реформированию МВД, все еще поддерживают ваши инициативы?

Атыр Абдрахматова:Был ряд встреч с депутатами по поводу нашей концепции, также мы работали с межведомственной комиссией, были и разногласия, и общие мысли по решению отдельных проблем. Есть депутаты, поддерживающие наши идеи, такие, как например, разработанная нами система мониторинга и оценки деятельности сотрудников МВД.

Существует несколько концепций реформирования ведомства, вы пришли к какому-то консенсусу внутри правозащитного сообщества по поводу того, как именно реформировать МВД? Ведь ваша концепция отличается от тех, которые сформулировали Калича Омуралиева и само Министерство внутренних дел. Как вы намерены находить баланс, когда правительство будет выбирать между представленными проектами?

Атыр Абдрахматова:Наше сотрудничество с парламентариями и межведомственной комиссией и было обусловлено тем, что мы хотели консолидации, выбора того компромисса, который устраивал бы и правительство и общество. В ходе работы мы не сошлись в основных положениях концепции. Наш гражданский союз был не согласен с тем, что в межведомственную концепцию не включены вопросы кадровой политики, а это на сегодня одна из наиболее важных проблем. Без усовершенствования кадровой политики невозможно проведение самой реформы. Члены межведомственной комиссии, в свою очередь, отрицательно отнеслись к тому, что в альтернативную концепцию включены такие пункты, как кадровая политика, оптимизация структуры ведомства. Мы считаем, что наша концепция более логичная и эффективная, в ней представлены результаты мониторинга деятельности правоохранительных органов по стране, расписаны этапы ее реализации и ответственность лиц, поэтому и было решено продвигать свою концепцию и искать сторонников.  

Как, в соответствии с вашей концепцией, будут решаться вопросы гендерного и этнического равенства в рядах сотрудников МВД?

Урмат Казакбаев: Думается, не имеет смысла расписывать, сколько процентов женщин или представителей разных этнических групп должно служить в МВД. Это решится естественным путем, как можно ставить какие-то квоты, если нет, например, желающих? Привлекать кого-то специально? Вот в такой-то структуре не хватает женщин или представителей определенной национальности, значит, наберем их побольше, а где гарантии, что человек будет качественно выполнять свою работу? Когда мы говорим о престижности профессии, высокой заработной плате – это и есть те критерии, по которым соискатели будут определять для себя, хотят они работать в данной структуре или нет. Многие люди ушли с этой работы в силу экономических причин или потому, что не хотели связывать себя с теми негативными сторонами профессии, который объективно есть на сегодняшний день. Если решить эти проблемы, сотрудников разной этнической и гендерной принадлежности станет больше, чем сейчас, и вопрос моноэтничности личного состава органов правопорядка больше не возникнет

Заложены ли в проекте конкретные цифры по поводу количества штатных единиц в данной структуре и расчеты ее бюджетного финансирования?

Асыл Айтбаева: Для того, чтобы произвести необходимые расчеты, нужно четко представить себе нынешнюю ситуацию: сколько сотрудников на данный момент, достаточно такого числа или нет, каков бюджет ведомства. Мы направляли запрос по поводу бюджета и количества штатных единиц в Министерство, ответа пока нет. Нужно рассчитать и во что обойдется сама реформа, такие расчеты мы готовим, пока же МВД со своей стороны не предоставляет данных. Как выход: когда варианты концепции будут рассматриваться в парламенте на уровне законопроекта, эти цифры в любом случае должны будут озвучить, тогда мы сможем провести точный расчет.  

Каким должен быть статус Академии МВД: упраздняется ли она или при ней создается тренинговый центр для сотрудников? Если по окончании среднесрочных курсов будет выдаваться сертификат, то каковы функции академии и выдаваемого ею диплома? Какие будут создаваться условия для прихода на службу МВД выпускников гражданских вузов?

Урмат Казакбаев: Академия МВД дает высшее образование и на сегодня является едва ли не единственным способом поступить на службу в органы внутренних дел, мы хотим расширить эти возможности. Не для всех подразделений ведомства необходимо одинаковое высшее образование, туда могут поступить выпускники и других юридических вузов, и не только юридических. Экономических, например, смотря по тому, куда подаются документы. Конечно, следователю необходимо юридическое образование, а если подается резюме в бухгалтерию МВД? Здесь предпочтительнее будет экономическое образование. А для каких-то структур и среднего специального достаточно. Просто Академия не должна быть единственным вузом, выпускники которого могут работать в МВД.

Что случится с таким понятием как внештатный сотрудник? Общественные фонды, работающие с молодежью, сталкиваются с тем, что в стране набралась уже целая армия внештатников?

Урмат Казакбаев: Это одна из проблем сегодняшней милиции. Внештатных сотрудников, как показывают мониторинги, часто привлекают в качестве понятых и свидетелей, хотя это противозаконно. Понятие «внештатный сотрудник» в нашей концепции исключается. Разумеется, должны быть механизмы воспитания молодежи, взаимодействия с ней, но оно должно осуществляться таким образом, чтобы впоследствии привлекать этих молодых людей в штат, а не использовать в качестве подставных свидетелей, готовых подписаться под любым протоколом.  

Помимо полярных мнений сторонников и противников альтернативной концепции реформирования структуры МВД, в равной мере высказавшихся на общественных слушаниях, находятся и такие эксперты, правозащитники и представители гражданского сектора, которые действительно склонны искать компромисс среди существующих точек зрения и не спешат делать выводы относительно того, кто прав в этом споре (а обсуждение концепции, приходится признать, по большей части напоминало именно спор):

Азиза Абдирасулова, правозащитник:«Конечно, приятно отметить смелость ребят, их сознание необходимости реформ. Актуальность уже обозначена, я призываю к последовательности. Должны быть решены вопросы зарплаты, поднятия престижа профессии, устранения насилия, к которому сегодня так запросто прибегают сотрудники органов. Нужно выработать четкий план, и представить не только список выявленных проблем, но и собственный готовый ответ, как их решить. Я, как правозащитник, против полумер. Выводить за штат действующих сотрудников надо не постепенно, что спровоцирует только бесконечные суды, и отсеется максимум 10-15%. Население сегодня не доверяет милиции – это уже достаточное основание для того, чтобы коренным образом пересмотреть систему. Вывести за штат необходимо всех, начиная с министра. Не надо бояться привлекать к процессу реформирования и гражданский сектор, пусть будет больше открытости. Достойные, профессиональные люди благополучно вернутся в органы и займут прежние должности, только нужно, чтобы у них была какая-то перспектива, чтобы звания и карьерный рост не зависели от личных связей.

Второй принципиальный момент – экономическое обоснование. Внутри МВД необходимо провести экономическую экспертизу. Ведь этих цифр сегодня просто нет, их никто не знает. Органы правопорядка должны обеспечивать, в том числе, и экономическую безопасность каждого гражданина, а об этом не может быть речи, пока бюджет самого МВД – «слепое пятно», мы не знаем, существует ли дефицит денежных средств, что вообще происходит с бюджетом ведомства. Пока мы не обнародуем эти данные, мы не знаем, какую сумму денег нужно требовать от правительства и парламента на обеспечение работы МВД. И достаточно ли штатных единиц? Для всего этого должно быть какое-то экономическое обоснование».

Равшан Абдукеримов, эксперт:«Самый сложный вопрос – это определение структуры МВД. Именно эта часть в представленной альтернативной концепции вызывает больше всего нареканий, и здесь необходимо привлечение специалистов высокого уровня. Спорным, в первую очередь, является гражданский менеджмент, что, естественно, не приветствуется самими органами внутренних дел. Нужно также отметить, что МВД в принципе - это не то ведомство, которое существует сейчас. Ранее в него входили государственная пожарная служба, подразделения регистрации и выдачи паспортов и т.д. – то есть все, что касается в прямом смысле внутренних дел страны. В последнее же время от МВД отпочковались такие структуры, как, например, ИТУ (исправительно-трудовые учреждения), государственная пожарная служба, которая отошла МЧС, паспортная служба, регистрационная служба транспортных средств, т.е. в самом МВД осталась только служба, обеспечивающая общественный порядок. Можно ли эту структуру назвать министерством внутренних дел? В предлагаемой структуре ведомство должно  быть восстановлено в полном объеме. Обеспечение правопорядка отдается полиции при МВД, департамент профилактики преступлений должен стать отдельной подструктурой, где необходимо сотрудничество и с Минздравом, и Министерством образования и т.п. Кстати, его сотрудники необязательно должны носить погоны, т.е. частичная демилитаризация штатного состава действительно имеет смысл. Предлагается создать департамент содействия правоохранительной системе, его функции: проведение служебных расследований, раскрытие коррупционных схем и т.д. Та служба безопасности, которая сейчас находится в структуре МВД, однозначно должна получить большую независимость.

Кыргызстану нужен свой путь, а не слепое копирование тех систем, которые мы видим в других странах. Гражданский министр во главе такого ведомства, как МВД – это не такая уж редкая практика в международном опыте, и не стоит от нее открещиваться. Гражданский министр в первую очередь политическое лицо, учитывая огромный объем работы в МВД, возможно, эти функции должен взять на себя вице-премьер министр. Нужна целостная структура, которой можно управлять и организовывать взаимодействие ее отдельных частей. Та же система ИТУ, которая одно время была передана под начало Министерства юстиции, а сейчас существует как самостоятельная служба, полностью потеряла связь с другими структурами МВД. Отбывшие наказание люди сейчас бесконтрольны, в самих исправительно-трудовых учреждениях создалась такая ситуация, когда отдельные уголовные элементы имеют условия, простите, как на курорте, мы даем им возможность устанавливать в тюрьмах свои правила. Когда эта система снова отойдет МВД, она будет логически связана с другими подведомственными структурами, и такая связь, общая подотчетность и контроль и должны стать ядром концепции реформы».




[i] - подробнее проект реформы см. www.reforma.kg 

 

Евг. Николаева, спец. Корр. POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 10019   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная