POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как в Кыргызстане защищают права граждан разных национальностей?

06.03.2013 20:20 - Polit.kg

Ученые и эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества России и Кыргызстана в сфере прав и свобод человека и гражданина. В ходе круглого стола особое внимание было уделено этнокультурному законодательству – проблемам пресечения распространения национализма, языковой политике и защите прав граждан различной этнической принадлежности – а также вопросам социальной защиты трудовых мигрантов и разработке мер по повышению общей культурной и правовой грамотности населения.  

 

Как рассказала руководитель Представительства Россотрудничества в КР Лидия Дьяченко: «Мы рассматриваем не только правовой аспект, но в большей степени этнокультурную сферу. Резолюция по итогам круглого стола будет направлена правительствам наших стран с тем, чтобы эта тема могла быть подробно рассмотрена». Круг вопросов, выдвинутых для обсуждения получился очень обширным: от общих положений Конституции КР и особенностей национального правового поля, до проблем русского языка, развития и укрепления толерантности и трудовой миграции.

Мы приводим отрывки из выступлений докладчиков:    

 

Надежда Калинина, советник Посольства Российской Федерации в Кыргызской Республике: «Заявленная тема носит широкий характер и затрагивает такие аспекты, как согласование действий в рамках международных институтов. Речь идет прежде всего об ООН, межпарламентской ассамблее СНГ и проч. Хотелось бы остановиться и на такой сфере нашего межгосударственного взаимодействия, как защита прав россиян в Кыргызстане и кыргызстанцев в РФ – соответственно. Необходимо пресекать действия, связанные с разжиганием межнациональной розни, при этом сохранять языковую и этнокультурную самобытность российской диаспоры в КР и кыргызской диаспоры в России. На повестке также продолжение сотрудничества по вопросам внешней трудовой миграции и урегулирование связанных с ней правовых вопросов. В юридическом сопровождении при решении разнообразных социально-бытовых проблем нуждаются не только граждане Российской Федерации, но и наши соотечественники – граждане КР. В Бишкеке уже открыты для этих целей центры правовой поддержки. Аналогичный центр уже функционирует в Оше. Основной сферой приложения их сил является предоставление соотечественникам, проживающим в Кыргызстане, юридических консультаций, помощь при подготовке к обращению в органы власти. Весьма востребованной оказалась и деятельность центров по работе с предпринимателями, особенно из сферы малого бизнеса, которые нуждаются в защите своих имущественных интересов. В то же время на территории РФ осуществляется задача сохранения культурно-языковой самобытности этнических общин, трудовым мигрантам и лицам, прибывающим на постоянное место жительства, предоставляется правовая помощь».

 

Бекбосун Борубашов, доктор юридических наук, заведующий кафедрой международного права КРСУ: «Для правильного понимания международно-правовых аспектов сотрудничества Кыргызстана и России мы должны учить историю. Недавно шли дискуссии на тему присоединения Кыргызстана к России в 1855 году: кто-то говорил, что это было сделано принудительно, кто-то – что добровольно. Но не надо забывать о том, что существовал ряд соглашений, посредством которых было закреплено данное присоединение, т.е. имело место правовое поле, и этого нельзя отрицать. Какие изменения произошли с тех пор в истории кыргызского народа? Разрабатывались законы, формировались органы местного самоуправления и судебной власти, регулярно проводились выборы. В настоящее время сфера международного сотрудничества Кыргызстана и России развивается по нескольким направлениям, наиболее заметное из которых - это сотрудничество в рамках международных либеральных организаций: ШОС, ОДКБ и т.д. Но есть и ряд проблем. Первая заключается в том, что мы плохо знаем свою историю – вот, например, недавно велись споры насчет учебника[i]. Чтобы писать хорошие учебники и научные работы, нам необходимо досконально изучить нашу историю. Большинство архивных материалов в настоящее время находится на территории РФ, Казахстана и других соседних государств, поэтому здесь ставится задача международного сотрудничества между учеными наших стран. Другое направление – это общая квалификация наших преподавателей. Нам необходимо повышать уровень квалификации преподавательского состава и научных работников. В Кыргызстане несколько вузов сотрудничают с российскими университетами, эта инициатива должна быть поддержана».

 

Марат Мырзалиев, кандидат юридических наук, доцент КРСУ: «Тот факт, что была поднята данная тема свидетельствует, в первую очередь, о заинтересованности сторон в обмене мнениями, обсуждении актуальных вопросов. Всеобщее соблюдение прав человека входит на сегодняшний день в число наиболее важных задач мирового сообщества. Вплоть до начала 20 века вопросы регулирования прав человека относились исключительно к внутренней компетенции государств. Положение кардинальным образом изменилось после принятия устава ООН и других соглашений в этой сфере, т.к. они не только налагают ответственность на страны, но и регламентируют контроль за соблюдением обязательств. Важнейшим условием становления государства, его демократических институтов служит приоритет незыблемости прав человека и соблюдение государством взятых на себя обязательств. На нынешнем этапе становления нашего государства весь объем прав и свобод, гарантированных конституцией, не может быть реализован. Это относится прежде всего к социальным и экономическим правам, таким, как право на труд и социальное обеспечение. Перечень социально-экономических прав, закрепленных Конституцией КР, рассчитан не на переходный период, а на конечные результаты, на становление правового государства. Таким образом, права и свободы в этой сфере обозначены в качестве того стандарта, к которому мы обязаны идти. Международная практика такова, что мировое сообщество ставит в зависимость от экономических возможностей каждого государства реализацию этого пакета социально-экономических прав. Современный период нашей истории констатирует, что Кыргызстану необходимо решать данные вопросы не только на уровне внутреннего законодательства, но в связке со своими внешнеполитическими партнерами».

 

Марина Зенько, кандидат исторических наук, сотрудник Российского центра науки и культуры в Бишкеке: «Этнокультурная сфера аккумулирует в себе некие процессы, которые происходят в политике, экономике и других общественных сферах жизни общества, и обнаруживает под собой более или менее очевидную подоплеку. Этнокультурную сферу не рассматривают только как социальную, и правовое регулирование здесь обозначает не только регламентацию национальных и межнациональных отношений. Она требует единого комплексного подхода. Должна существовать система, способная обеспечить реализацию всех этнокультурных прав и свобод. Речь идет не только о том, что перечислено в основных положениях конституций государств. Необходимо дальнейшее законодательное развитие. Анализируя современные тенденции российского законодательства нельзя не заметить появления в нем ряда новых направлений роста. К сожалению, этого пока нельзя сказать о собственно этнокультурном законодательстве, что, безусловно, требует доработки. Среди позитивных моментов можно отметить, что в настоящее время законодательство РФ гарантирует обеспечение этнокультурных прав и свобод соотечественникам, проживающим за рубежом, распространение и укрепление русского языка в мире, популяризацию этнокультурных достижений народов России, консолидацию русскоговорящего населения. Полагаю, все согласятся с тем, что в  обсуждаемых сегодня проблемах сотрудничества России и Кыргызстана в сфере обеспечения прав и свобод человека вопрос о правовой поддержке соотечественников рассматривается как один из наиболее актуальных. Наше межгосударственное сотрудничество будет эффективным только тогда, когда обе страны будут мыслить одинаково в гуманитарно-правовом русле, в том числе через развитие национальных законодательств». 

 

Станислав Епифанцев, член Всемирного Координационного Совета, председатель ОО «Владимирское общество»: «Мы обсуждаем вопросы чрезвычайной важности для нашей страны. Ни для кого не секрет, что Кыргызстан переживает не самые легкие времена по всем аспектам жизни общества, пребывает в жестоком кризисе. И стоит сказать себе честно, что выбраться из такого положения страна самостоятельно не сможет. При этом подавляющее большинство народа полагает, что выйти из кризиса мы сможем только в сотрудничестве с Российской Федерацией. Именно Россия, с которой кыргызы жили бок о бок веками, близка нам по ментальности. Однако представляется вполне очевидным, что помощь России отнюдь не будет волшебной палочкой, с помощью которой все преобразится само собой. Прежде всего, нам необходимо понимать, что мы можем сделать сами, и какие для этого необходимо провести реформы. Мы не можем делать вид, что не замечаем вызовов времени. И вопрос с повышением конкурентоспособности страны не сводится к количеству добытых тонн золота.

Вне всякого сомнения ключевым моментом в подъеме страны должно явиться гражданское единство нашего народа. Без этого любые усилия обречены на провал. Казалось бы, это аксиома, не требующая доказательств. Однако на сегодняшний день Кыргызстан, всегда бывший примером толерантности, свободы прав людей всех национальностей, вышел в лидеры региона в плане националистических проявлений. Национализм всегда существовал в истории человечества. Во многих странах Европы до сих пор есть вполне легальные политические партии националистов. Но это, суть, огромная разница между нашими националистами и теми же французскими националистами, пакты которых представляют интересы граждан всех национальностей и цветов кожи, объединенных французским гражданством. Ключевым моментом здесь является вопрос цивилизованности национализма. В странах Европы он находится под жестким контролем государства.

Постепенно наша страна становится лидером региона по числу граждан, покидающих ее навсегда, и опросы показывают, что среди причин лидирует в том числе страх перед национализмом. Кого-то, к сожалению, даже радует, что представители некоренных национальностей покидают Кыргызстан. Но вдумайтесь, что происходит: за годы независимости страна потеряла сотни тысяч граждан навсегда, а ведь главный капитал любого государства – это люди. Можно на этой почве разводить сколько угодно демагогии, прикрываясь иной раз спекулятивными фразами, но суть не меняется – у нас элементарно не хватает грамотных врачей, инженеров, проблемы в науке, искусстве. И у нас сегодня уже не появляются титаны такого масштаба как Айтматов и Чуйков. И в значительной мере свой разрушительный вклад в этот процесс внес национализм. Диву даешься, как стремительно меняется наше общество. Даже еще в не столь давние революционные времена националистические лозунги были редки и казались случайным явлением. Теперь они звучат открыто и даже с трибуны парламента и в стенах госучреждений. Жестокая ошибка, на мой взгляд, состоит в представлении о нации, как о базовой этнокультурной общности. История свидетельствует прямо об обратном: не нация утверждает государство, а государство создает нацию. Так кто мы? Как мы определяем себя? Если как единую нацию, то должно быть обеспечено равное соблюдение прав граждан всех национальностей».   

 

Итогом обсуждения, как и было заявлено, стала резолюция, основные предложения которой выглядят следующим образом:

 

- Активизировать гуманитарно-правовое сотрудничество России и Кыргызстана и актуализировать деятельность обеих стран в рамках международных соглашений, посвященных правам и свободам человека;

- Шире развить международное экспертное сотрудничество в сфере защиты прав и свобод, создать межгосударственный общественный институт независимой правовой экспертизы;

- Всесторонне, комплексно, с участием заинтересованных сторон проработать вопрос о правовом статусе русского языка в КР, определить возможные на данный момент механизмы защиты русского языка и использовать их в рамках существующего правового поля;

- Ввести практику ежегодного представления в органы государственной власти и аппарат омбудсмена КР независимых аналитических отчетов о положении русскоязычного населения Кыргызстана с обсуждением наиболее актуальных вопросов по этой теме на парламентских слушаниях и специальных пресс-конференциях;

- Провести работу по выявлению проблемности и противоречивости нормативных правовых актов миграционных и социально-трудовых законодательств России и Кыргызстана и, по возможности максимально, стремиться согласовать их;

- Содействовать повышению правовой и общей культурной грамотности выезжающих из Кыргызстана в Россию мигрантов, усилению мотивации потенциальных мигрантов к изучению русского языка, формированию и распространению в различных социальных средах установки на этническую, культурную, религиозную толерантность;

- Разработать и начать реализовывать с участием государства комплекс мер и мероприятий, способствующих искоренению бытового национализма в Кыргызстане; выявлять факты этнической дискриминации в сфере труда и занятости населения КР и создать правовые условия для их искоренения;

- Организовать как можно более развернутую деятельность по популяризации русского языка и русской культуры, с целью сохранения и защиты культурных и природных ландшафтов КР продумать вопрос об отнесении отдельных сельских поселений к категории «достопримечательных мест», в частности «исторических поселений», объявив их объектами регионального или местного значения и поставив их под государственную охрану;

- В целях развития правового сознания и правовой культуры детей и подростков, предупреждения возникновения криминогенных ситуаций, считать целесообразным введение в школьную программу в качестве обязательного предмета «Основы правоведения».  

 

Евг. Николаева, спец.корр.POLIT.KG




[i]  - материал POLIT.kg на данную тему http://polit.kg/conference/1/175

Версия для печати   |   Просмотров: 1918   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная