POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Есть ли нацизм в Кыргызстане?

09.06.2014 19:43 - Polit.kg
Есть ли нацизм в Кыргызстане?

Всплеск националистических настроений на братской для многих из нас Украине вынуждает задаться вопросом: возможно ли что-то подобное в Кыргызстане? В какой мере наше общество заражено коричневым вирусом? Можно ли говорить об эпидемии? На каких позициях стоят властные структуры? Ответить на все эти вопросы мы постараемся прямо сейчас.

 

Больше «революций» — больше нацизма

Ради справедливости отметим: за последний год градус национализма как такового заметно снизился. По крайней мере, обсуждение соответствующих вопросов утратило резкость, характерную для первых трёх лет после переворота 2010 года. Напомним, тогда руководителем аппарата президента переходного периода стал откровенный националист Эмильбек Каптагаев. При Атамбаеве, к слову, он напугал многих, будучи назначенным президентским советником по межнациональным отношениям, но затем ушёл в «тихий омут», став полпредом правительства в Иссык-Кульской области. Его не менее радикальный наставник Топчубек Тургуналиев был советником при Отунбаевой — именно от него исходит инициатива тотального насаждения кыргызского языка. Что же до Каптагаева, известный эксперт Александр Князев характеризует этого деятеля как «главного идеолога формирующегося национал-фашизма». Вообще же, националистические нотки проскальзывали в речах и поведении многих наших политиков. Просто народ Кыргызстана очень быстро забывает, на каких позициях в своё время стоял тот или иной деятель. А ведь неудавшийся революционер Ташиев в 2010-ом вывел свою партию «Ата-Журт» в лидеры на парламентских выборах во многом именно благодаря привлечению маргинального электората, который он «примагнитил» своими откровенно ксенофобскими высказываниями. Это ведь ему принадлежит мысль, что на территории Кыргызстана могут проживать лишь те представители этнических меньшинств, кто готов повиноваться кыргызам, а также служить им верой и правдой!

Последний крупный скандал на почве национализма разгорелся в марте 2013 года. Тогда правительство Сатыбалдиева одобрило изменения в республиканский закон «О государственном языке КР». Согласно новой норме, русский язык, являющийся в Кыргызстане официальным, больше не будет употребляться в качестве основного языка  делопроизводства: его заменит государственный кыргызский. Представители ряда общественных организаций поспешили объявить это решение антиконституционным, но правительство вовремя дало пояснение: введение новых правил не означает вытеснение русского языка из делопроизводства: просто если раньше все документы в оригинале составлялись на русском, то теперь языком оригинала будет кыргызский. Когда все, кто был недоволен, удостоверились, что официальный язык в данном случае не противопоставляется государственному, шум стих.

Кроме официальных политиков и чиновников информационные поводы для разговоров о «кыргызском нацизме» дают и менее значимые фигуры. Среди них выделяется Салмоорбек Дыйканов, лидер партии «Асаба», в мае прошлого же года выступивший с предложением полностью перейти на киргизский язык в сфере высшего образования. Два года до этого, напомним, члены означенной партии устроили дебош в редакции информагентства 24.kg. Претензии к журналистам молодчики «приправили» оскорблениями по национальному признаку и угрозами «сжечь дома».

Другой «партизан» - это известный своими выходками «угольный король» Нурлан Мотуев, выступающий, например, с такими призывами: «Наши враги – русские, и я специально затеял тяжбу к России, требуя с них 100 миллиардов долларов за уничтожение кыргызов. Вначале меня не поняли, но, в этом году очень много организаций поддержали мою инициативу. Через 3 года, ох как жарко будет». Мотуев опасен тем, что скрещивает свою русофобию с исламизмом, а посему предлагает убивать русских «ради довольства Аллаха».

Есть также политики, декларирующие поддержку национальным меньшинствам Кыргызстана, но действующие в несколько ином направлении. Таков, по всей видимости,   лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов, в конце 2012 года поддержавший законопроект о наложении на госслужащих штрафов за незнание государственного языка и неумение составлять на нем документацию. Эта норма, конечно, будет впоследствии изъята из законопроекта — но память о том, что депутатам парламента пришло в голову штрафовать чиновников суммами до 100 тысяч сомов за их лингвистические навыки, останется.

А в общем картина такова: с одной стороны, имеют место самые «остроумные» инициативы, с другой — до сей поры всегда находился кто-то здравомыслящий. Здравомыслящий хотя бы в той степени, чтобы просто не пропускать всё это наверх.

 

Кому мешает Васильевка?

«Не надо быть националистами», - с таким призывом выступает сегодня президент страны Алмазбек Атамбаев. Надо полагать, он понимает, что своеобразный «нож в спину» ему могут загнать представители его же родной социал-демократической партии. Можно вспомнить, что именно социал-демократы Эркин Сакебаев и Чыныбай Турсунбеков завели в 2011 году моду возмущаться законопроектами, подаваемыми депутатам ЖК КР на русском языке.  «Если еще хоть один проект документа закона поступит на русском, то вообще рассматривать не станем», - возмутился тогда один из них.

Помнится, бывшего премьера Бабанова тоже сильно раздражало на разного рода заседаниях присутствие переводчиков с кыргызского на русский. И он такой не один! Это лишь  показатель того, что официальное двуязычие для многих представителей властных структур в нашей стране воспринимается как нечто излишнее и ненужное, а, следовательно, не имеет ценности. У них даже в голове не укладывается, что их могут слушать люди, не знающие государственного языка и этим людям тоже надо как-то понимать, о чём идёт речь.

Когда обсуждались поправки, касающиеся оригинального языка делопроизводства, многие эксперты предупреждали, что переход на кыргызский обязательно приведет к огромному количеству неточностей, допускающих двойное толкование формулировок — просто потому, что стиль нормативно-правовых актов как таковой в случае с нашим государственным языком ещё не сформирован. Но эти доводы были пропущены мимо ушей. Таким образом, в описываемых случаях мы определённо имеем дело с иррациональным началом.

Три года назад Азимжан Ибраимов, глава  Национальной комиссии по государственному языку при президенте страны, призвал избавиться от «несвойственных кыргызам» названий целого ряда населённых пунктов - «таких, как Васильевка, Константиновка, Лебединовка, Малиновка, Алексеевка и прочих подобных». С данным обращением его ведомство обратилось к президенту переходного периода Розе Отунбаевой, спикеру Жогорку Кенеша, в акимиаты и органы местного самоуправления. В который раз сработало здравомыслие — и чиновник был от своей должности освобождён. Правда, как показало время, далеко не все поняли, в чём состояла ошибка  Ибраимова, придумавшего, что у основанных русскими деревень были изначально кыргызские названия. Спустя некоторое время, а именно в ноябре 2012 года, в кыргызскоязычной газете «Азат.kg» мы наталкиваемся на статью «Чуй – область России?», где автор, некто Адылжан Жажанов, один в один повторяет ход мыслей поплатившегося своим креслом чиновника. «При выезде из Тараза и попадании в Чалдовар сразу начинаются: Панфиловка, Ново-Николаевка, Константиновка, Петропавловка, Сосновка, Садовое, Александровка, Гавриловка, Военно-Антоновка, Ново-Павловка, Лебединовка¸ Ленинское, Ново-Покровка, Полтавка, Ивановка, Степное, Лесное, Озерное, Пригородное, Комсомольское, Воронцовка и другие. Когда видишь эти названия сел, чувствуешь себя так, как точно сказал Расул Гамзатов, словно приехал в «какую-то область России». Я говорю это, основываясь на отсутствие у нашего народа, у так называемых руководителей чести и достоинства. … Названия некоторых районов на юге – Араван, Абшыр, Исфайрам, Баткен, Ноокен у нас на фарси-таджикском языке, в Нарыне Дурболжун, Тянь-Шань – по-китайски, в Чуе Рот-Фронт по-немецки, Милян-фан по-дунгански. Вот последствия нашей «щедрой» слабости. … Если покопаемся и исследуем исторические источники, то в Чуйской области большинство названий сел оказалось связанным с  именами презренных переселенцев-захватчиков из России, эксплуататоров, которые наших предков, отцов и матерей без суда и следствия расстреливали и уничтожали». Далее автор, ничтоже сумняшеся, заявляет, что «у большинства из этих сел и деревень есть свои исторические коренные названия по-кыргызски» и пускает пламенный призыв «переименовать по-кыргызски топонимы сел и деревень, данные в честь имен русских захватчиков». Сама статья, отметим это, выявляет опаснейшую тенденцию — растущую склонность вменять в вину этническим меньшинствам Кыргызстана экономическую отсталость основной части этнических кыргызов.

К слову, с главами Нацкомиссии по госязыку республике фатально не везёт. Совсем недавно её очередной председатель посоветовал действующему президенту вне зависимости от того, с кем тот проводит встречу, вести переговоры исключительно на кыргызском языке. Вот только представьте себе это: Атамбаев, Назарбаев, Путин …и переводчик…

 

Простые граждане тоже спешат оседлать волну такого националистического энтузиазма. Вот и всплывают члены некоего «Студенческого курултая», заявляющие, будто «русский язык препятствует равитию кыргызского языка». Или какая-нибудь тележурналистка, говорящая то же самое, да ещё добавляющая: «Только при наличии одного языка в государстве может быть развитие». Ну что поделать, если люди ничего не слышали про Швейцарию или, скажем, Канаду! Глубокое невежество — это одно. А вот стремление ввести в заблуждение других людей — уже опасность. Всё бы ничего, да факты указывают на то, что многие  подобные заявления часто инспирируются из-за рубежа и продиктованы интересами государств, отнюдь не заботящихся о том, чтобы кыргызстанцы жили в мире со своими соседями и, конечно, с Россией. 

 

Интернацизм: от смешного к грустному

В апреле весь Казахстан обсуждал скандал, связанный с появлением на обложке журнала «Жұлдыздар отбасы — Аңыз адам» («Человек-легенда» - приложение к журналу «Звёздный дом»), издаваемого известным казахским националистом Жарылкапом Калыбаем, фотографии Адольфа Гитлера. Целый номер был посвящён 125-летию этого персонажа. Шикльгрубер был выставлен чуть ли не ангелом на фоне президента России Владимира Путина. Насыщенные русофобскими сентенциями тексты, сочетающиеся с оправданием нацизма как такового и его германских «столпов», - явление для нашего региона из ряда вон выходящее. В Кыргызстане, к слову, до такого ещё не дошло. Наша пресса пока лишь осторожно восхищается тем, что в Третьем Рейхе в 1944 году был издан на немецком языке эпос «Манас» (правда, умалчивается, что первый немецкий перевод эпоса опубликовал ещё в 1885 году русский учёный В.В. Радлов) и осторожно гордится кыргызским происхождением известного участника «Туркестанского легиона» СС Бет-Алмана (Сатара Алмамбетова). 

Такие настроения сильно отдают всем, что есть сейчас худшего на Украине. Слава Богу, Кыргызстан не имел опыта массового участия местного населения во Второй мировой войне на стороне немцев. Может быть, поэтому нынешний директор Госагентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений КР Накен Касиев может открыто говорить сегодня: «Наши отцы и деды разбили фашистов, но не вырвали корни коричневой идеологии. Результат этого мы видим сегодня на Украине - ультраправые радикалы творят бесчеловечные зверства в отношении собственных сограждан. Чтобы не допустить подобного в Киргизии, при формировании государственной политики нужно помнить об идеологическом воспитании молодежи. Прививать идеи интернационализма и патриотизма необходимо с детсадов». Осуждение новых украинских властей, к слову,  слышится иной раз и в речах президента Атамбаева. Например, в конце апреля он негативно оценил то, что русский язык там «лишили статуса официального и исключили из жизни». Это, к слову, не отменяет давно озвученную президентом позицию, что кыргызским языком в той или иной степени должен владеть каждый кыргызстанец.

В то же время, нельзя не заметить: на откровенную ксенофобию в кыргызскоязычной прессе власти смотрят сегодня сквозь пальцы. Когда же нотки ответной кыргызофобии начинают пробиваться у публицистов  других национальностей (примеров, что радует, не так много), на них заводятся уголовные дела. Так, например, вынудили покинуть страну блогера Фарафонова. Создаётся  впечатление, что здесь мы имеем дело не с чем иным, как с двойными стандартами.

Руководству Казахстана тоже приходится сталкиваться с вызовами националистов — и при том довольно часто. Но каждый раз коричневым даётся должный отпор. Кроме того, изо дня в день идёт мощная позитивная пропаганда интернационализма — причём, совершенно ненавязчивая. Вот, например, в документальном фильме телеканала КТК показывают русскую бабушку, которая в молодости кормила своим молоком будущего президента Назарбаева. Разве это не то, что нужно? И таких примеров там — сотни. При этом сами по себе  казахские нацисты ещё суровее и самоувереннее наших. Они не стесняются подмётных писем с требованием лишить русский язык статуса официального. А Назарбаев реагирует — причём, делает это так, чтобы донести свою точку зрения в первую очередь, до молодёжи. «Всеразговоры по изменению Конституции - это от дьявола…», - пишет он тогда в «твиттере». Чем не пример эффективной коммуникации? Раз за разом Назарбаеву приходится повторять, что межэтнические отношения — не поле для политических игр. И это очень актуально, потому что нацизм - один из главных инструментов в арсенале противников евразийской интеграции. Культивируя отношение к русским как к колонизаторам, эти силы искажают суть интеграционных процессов, разворачивающихся сегодня. Искусственная политизация последних выражается, например, в акциях против такого символа, как Георгиевская ленточка (имели место как в Казахстане, так и в Кыргызстане). В КР организаторы такой акции раздавали на 9 мая ленты с флагами Кыргызстана, обосновывая это тем, что  Георгиевская ленточка превозносит исключительно Россию и русских, а следовательно не может быть символом Победы для кыргызстанцев. 

 

Нацисты во всех уголках мира — на одно лицо. Особенно те, что прикормлены Вашингтоном. Обоснованность этого утверждения иллюстрируют последние сведения, поступающие от правоохранительных органов Казахстана. Оказывается, наделавший в Казахстане шуму «Антиевразийский форум» 12 апреля был проведён в Алматы по сценарию... русского националиста  Александра Белова-Поткина. Его опыт перенимал, в частности, ярый казахский русофоб Жанболат Мамай. Последний организовывал закрытые тренинги Белова-Поткина для  активистов казахской молодежной национал-патриотической организации «Ұлт азаттығы». Тренер обучал казахских юнцов методам провоцирования конфликтов между представителями «титульной нации» и славянского населения. Что интересно, это обучение проводилось на территории Кыргызстана. Такой вот «нацистский интернационал»! Сегодня против Мамая и его российского товарища правоохранительными органами Казахстана заведено уголовное дело.

 

«Агрессивный национализм – часть игры по разгосударствлению Киргизии, сценарии этой игры написаны, конечно, далеко от Бишкека. ... Агрессивный национализм позволяет увести протестные настроения значительной части киргизского населения от общей социально-экономической проблематики, обозначить врага, виноватого в социальной неуспешности киргизов, особенно важно это для маргинального населения, являющегося основным материалом всех конфликтных процессов», - не так давно высказался по теме эксперт Александр Князев, изгнанный из КР в том числе и за критику нацистских элементов во власти. Учёный предупреждает нас о большой опасности: «Спровоцировать конфликты при наличии огромной массы маргиналов в условиях стремительно нарастающего социально-экономического коллапса совсем нетрудно. Да и за последние годы сформировался уже огромный круг людей, способных за небольшие деньги на любые действия. В позднее советское время в масштабах СССР в бесконтрольном обороте, в розыске, находилось несколько десятков единиц боевого оружия. Сейчас в Киргизии в подобном обороте – тысячи единиц. Понятно, что ситуация межэтнического конфликта в отношении русского населения не будет способствовать позитивным отношениям с Россией. Хронологическая рамка антирусского национализма – 1916-й год, к этому времени все русское, российское – от остатков населения до двусторонних отношений – должно быть устранено. Такова задача, поставленная киргизским националистам их кураторами на западе и на юге».

 

Не самый оптимистичный прогноз имеет под собой определённые основания.   Вбив событиями 1990 и 2010 годов клин между кыргызами и узбеками, силы, желавшие превратить нашу страну в зону хаоса, в значительной мере этого и достигли. Следующим врагом для «титульной нации» будут назначены, конечно, русские.

Схему того, как может быть организовано искусственное «противостояние», описывает блогер Адилет Макенов:  «5 июня. 06:33 утра. Перекресток Советской и Киевской. Нас семеро. Шесть русских (На самом деле среди них есть украинец, белорус и сибиряк, но ребята не обижаются) и я кыргыз. Мы праздновали день рождения моего друга и собирались разъезжаться – кто по домам, кто на работу.  Рядом с нами жуют шаурму два пьяных в драбадан парня. Они подзывают одного из нас – Диму -  он как дурак идет. Дает прикурить. Они начинают прикапываться к нему – «Ты че тут делаешь, русский? Почему не на своей земле? Почему по Бишкеку ходишь». Он пока еще вежливо отвечает им, что Бишкек и его родной город.   От нас отделяются Коля и Олег. Настроение у нас хорошее, мы не хотим проблем (Никогда не хотели), но жующие шаурму явно нарываются. Один из них, в красных мокасинах, бьет Колю по лицу. Большая ошибка, ибо Коля занимается историческим фехтованием. И вообще, нас семеро. Мы пытаемся их разнять. Красные мокасины и его жующий друг, понимают, что сделали что-то не то и отходят назад. Попутно кидаются мусорными бачками и табуретом. Табурет у них отбирают. Тогда они орут – «Кыргыздар, эмне турасынар? Сикпейсинерби!». Вокруг нас мгновенно появляется толпа из агрессивно настроенных кыргызов. Я, кыргыз, получаю от своих же по башке. Один, второй раз. От разных людей. С разных сторон. Третьему, который дал мне по зубам, я даю сдачи. Однако, ума у нас больше, поэтому мы отходим, со стороны зачинщиков драки летят камни. У Димы подозрение на сотрясение головного мозга. У Коли болит нога. Он ею отбивал брусчатку, летящую в него. У Сани разбита губа.  Спасает проезжающий мимо инкассатор. Он отделяет толпу. Появляется милиция. Толпы как будто не бывало. Остаются только красные мокасины, его жующий друг и мы.  После того, как нас разняли, инкассатор задал вопрос красным мокасинам и его жующему другу: «Зачем? Что тебе плохого сделали русские?». Мокасины не смог ответить».

Самое важное, что можно вынести из этого рассказа — так это то, что  уровень консолидации и способность к быстрой мобилизации в кыргызской этнической среде и в русской  отличаются. У кыргызов, как и других восточных народов, он чрезвычайно высок. Повод, чтобы направить энергию соплеменников в нужное русло, для провокатора из кыргызской этнической среды может быть сколько угодно мал. Сам же механизм сработает как часы. Толпа маргиналов только и жаждет того, чтобы ей указали на врага. Уже сейчас, к слову, кыргызскоязычная пресса формирует образ кыргыза как «хозяина всего вокруг» и приравнивает этнические меньшинства в их правах к приезжим. Распространены сетования на то, что представители этнических меньшинств используют кыргызов как дешёвую рабочую силу и мешают им богатеть. Естественно, стремление к материальному благополучию при завышенных амбициях «хозяина всего и вся» мешает развивать качества, нужные для того, чтобы достичь этого самого благополучия. Но об этом нацистская пропаганда молчит. Главное — показать на врага и вселить в будущих «героев» погромный дух.

В 2011-ом на стене одного из домов в бишкекском микрорайоне Аламедин-1 появилась надпись: «Русаки валите в Расию или вам и вашим детям смерть!» Надо готовиться к тому, что таких случаев со временем будет всё больше и больше. Если последний год, в связи с относительной стабилизацией обстановки в стране, местные нацисты притихли, это не значит, что они совсем прекратили культивировать ксенофобию в себе и своём окружении. Вулкан националистических страстей дремлет, чтобы однажды прорваться. Как это бывает — никому в четвёртую годовщину резни на Юге Кыргызстана объяснять не надо.

 

Рустем ИЛЛЯЕВ, политический обозреватель POLIT.KG

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2562   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная