POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Граница на замке?

01.12.2014 18:05 - Polit.kg
Граница на замке?

В этом году на государственной границе Кыргызской Республики в ходе разного рода инцидентов уже погибло пятнадцать человек, в том числе и три гражданина КР. Число конфликтов только на кыргызско-таджикской границе достигло сорока. Депутатов Жогорку Кенеша такая статистика навела на мысль о вооружении огнестрельным оружием гражданских лиц из разряда пограничных уполномоченных. На прошлой неделе президент КР наложил на соответствующий закон вето. POLIT.KGнеоднократно поднимал эту тему: (http://polit.kg/conference/5/162, http://polit.kg/conference/5/76http://polit.kg/conference/5/33, http://www.polit.kg/newskg/717) На этот раз  эксперты собрались в пресс-центре 24.kgчтобы обсудить  вопросы охраны границ. Как сказал модератор круглого стола «Способен ли Кыргызстан защитить свои границы?»  конфликтолог, полковник милиции в отставке Александр Зеличенко, «собрался весь свет и науки, и практики — все те, кто занимается границами непосредственно».

 

Искендер Мамбеталиев, полковник, начальник Главного штаба Государственной пограничной службы КР:

На вопрос - сумеет ли Кыргызстан защитить свои границы? - я отвечу однозначно: да, сумеет. Но при соблюдении следующих условий. Во-первых, мы говорим о том, что нам на государственной границе необходимы дополнительные силы в плане личного состава и технических средств. Также требуется дополнительное финансирование для содержания всего комплекса пограничной инфраструктуры. Ситуация на границе неоднозначная. Если говорить о странах, с которыми у нас правовой режим определён, там всё надёжно контролируется и охраняется. Что же касается тех стран, с которыми такая определённость в правовом режиме ещё не достигнута, там ситуация такова: на описанных участках лишних вопросов не возникает, а вот на спорных, где идёт активная хозяйственная деятельность, перемещение населения, всё периодически обостряется. Зимой, конечно, споры затихают, а вот каждый весенне-летний период — обострение. Так что обстановка требует ежедневной заботы, контроля и внимания.

Исключать вторжения боевиков нельзя. Нас, военных, всегда учили готовиться к худшему. Мы и готовимся. Принят закон об обороне и вооружённых силах. Генеральный штаб не сидит сложа руки. Пути проникновения, выявленные во время баткенских событий, у нас постоянно перекрыты. До самой осени там находятся наши люди.

 

Курбанбай Искандеров, спецпредставитель аппарата правительства по вопросам границ:

Пограничный вопрос обсуждается у нас в стране на самых разных уровнях. Тем не менее, никто не может сказать, когда закончится процесс делимитации границ с Узбекистаном и Таджикистаном. Между КР и РУз мы начали уточнять границу в 2000-ом году, между КР и РТ — с декабря 2002-ого. С Таджикистаном у нас граница проходит по горным хребтам и в основном разногласий нет. В качестве правовой основы мы предлагали таджикской стороне материалы 1955-59 гг., но там продолжают настаивать на варианте 1927 года. Вот поэтому граница до сегодняшнего дня и не определена. Тем не менее, проделана огромная работа, к которой были привлечены представители всех ведомств и местных органов власти. На данный момент мы уже согласовали 1054 км с Узбекистаном и 519 — с Таджикистаном. Дальнейшее согласование идёт со скрипом. На данный момент мы решили найти дополнительные документы и для этого на днях собираемся отправиться в Российскую Федерацию, чтобы воспользоваться помощью российского МИДа в плане ознакомления с  архивами. Представители Таджикистана там уже побывали, а мы до недавнего времени не могли, так как речь идёт о военном архиве.

 

Саламат Аламанов, эксперт:

Я согласен с господином полковником. Да, адекватный ответ наших пограничников на действия соседей доказывает, что наша Пограничная служба готова выполнять свои функции и границу охраняет прекрасно. Думаю, в будущем будет также. Для этого нужно улучшить её  оснащённость и усилить кадровый состав.

Подавляющая часть наших бед связана, конечно, с тем, что так и не завершился процесс делимитации и демаркации государственной границы. Это делает невозможным многие дальнейшие юридические действия. Хочу сказать: не стоит возлагать какие-то особые надежды на новые российские материалы. До этого мы уже привозили из России множество материалов — но это всё то же, что есть и у таджиков. Продвижения в переговорном процессе это не даёт и не даст. Читать эти документы в силу их сложности можно по-разному. Когда мы разбирались в аналогичных документах с Китаем, то столкнулись с тем же самым и в итоге решили отложить их в сторону и прийти к консенсусному варианту. И сейчас тоже надо искать компромиссную линию. А то, что творится сегодня, я называю синдромом Узенгуу-Куша: люди боятся решать вопрос, опасаясь отрицательной реакции как с той, так и с этой стороны. С Узбекистаном у нас не один, а шестьдесят «Узенгуу-Кушей»! Так что больше, чем все документы, сейчас нужна политическая воля и решительность государственных мужей, которые могут взять ответственность на себя. 

Я отдал этому вопросу большую часть своей жизни и до сих пор отслеживаю ход переговорных процессов. И я полагаю, что сейчас переговорный процесс просто сломался: со всех сторон идут только ультимативные заявления. Заявления о том, что кто-то сейчас претендует на чужие территории — это некорректные заявления, потому что линия границы ещё не проведена. 

Главным условием снятия напряжённости в пограничных отношениях является завершение процесса делимитации и последующей демаркации линии государственных границ. Учитывая сложную структуру и историю формирования спорных участков границы, решение этой задачи будет очень трудным. Принимая во внимание, что в последние годы переговорный процесс по различным причинам усложнился, правительственным делегациям сторон необходимо найти пути к формированию конструктивных переговоров на основе соблюдения сторонами принципов равноправных консультаций, взаимного уважения и взаимной уступчивости. Пока не будет выработан механизм уступок, вопрос не решится, а тут нужна политическая воля. Стратегия и тактика ведения переговоров должны определяться их основной задачей. 1) Если поставлена цель все спорные вопросы решить в свою пользу, что маловероятно и чревато продолжением негативного сценария, необходимо вести переговоры с требованием односторонних уступок. Сегодня в случае с тремя нашими странами так и происходит — и каждая считает это верхом патриотизма. Но я думаю, что патриотизм заключается в том, чтобы сделать, наконец, границу. 2) Если поставлена цель разрешить противоречия, создав условия для мирного сосуществования пограничного населения, правительственной делегации рекомендуется предпринять следующие действия:

а) исключить из переговорных процессов прямое обсуждение хозяйственных вопросов и изъять из функций делегации и специального отдела правительства Кыргызской Республики вопросы экономического развития пограничных районов, строительства дорог, социальных объектов и т. д. В мировой практике во время разговора о делимитации никто не обсуждает хозяйственные вопросы. Когда обсуждение строится вокруг них, всё заканчивается просто ничем;

б) разработать несколько вариантов проведения линии границы на спорных участках, учитывая баланс взаимных интересов по площади и качеству земель на всей протяжённости несогласованных границ, продвигать их на переговорах. Вариантный подход — это очень важный момент, ведь именно в предложении новых и новых вариантов и состоит суть переговоров; 

в) разработать для руководства государства памятную записку с комплексной, детальной и объективной характеристикой истории и современного состояния пограничных проблем с рекомендациями по проведению переговоров на высшем уровне. Из публичных выступлений отдельных руководителей страны видно, что они не обеспечены объективной информацией о состоянии проблемы. Это чревато серьёзными недоразумениями в ходе обсуждения с их коллегами из других стран. Лично я часто ощущаю, что сейчас им либо даётся неполная информация, либо они не воспринимают целиком то, что было дано. Недавно от одного из ведущих чиновников я услышал выражение «решение этого вопроса мы передали пограничной комиссии» - а ведь имелась в виду делегация по делимитации и демаркации, а никакая не комиссия. Однажды мне, к слову, пришлось разъяснять кое-что руководителю соседнего государства и он, убедившись в моей правоте, потом наказал своих подчинённых, которые его на протяжении долгого времени дезинформировали;

г) опираясь на опыт и результаты работы паритетных комиссий 1955, 1958, 1959, 1963, 1979 гг., провести делимитацию границ анклавов. Тогда работали, добивались взаимопонимания специалисты высочайшего уровня. И было много решений, которые не были приняты в то время руководством соседних республик (не нашей!), хотя им научно объясняли: единственный путь определения границ — это опора на фактические границы землепользования. Другого пути нет. Уже само то, что эти вопросы неоднократно поднимались при Советском Союзе, говорит о том, что решения 20-х годов местное население не удовлетворяли. Я верю, что современные специалисты тоже хорошо всё это понимают. Экспертный уровень очень важен, потому что именно эксперты готовят позицию государства. Проблему взаимоотношения анклава с окружающим государством следует решать путём разработки и принятия соглашений о режиме анклавов, где должна быть предусмотрена возможность упрощённого пересечения границ гражданским населением, перемещения грузов различного характера, фитосанитарного и зооветеринарного контроля, сотрудничества в чрезвычайных ситуациях. Только в этом году на таджикско-кыргызской границе было сорок конфликтов. Мне в дурном сне не могло такое присниться. Но это факт. Поэтому надо думать: это конфликт государственного уровня или флуктуации отношений местного населения между собой?

 

Тимур Исаков, полковник, начальник отдела Государственной службы по контролю за наркотиками при правительстве КР, эксперт Международного комитета ООН по контролю наркотиков:

Вопросы границ и наркотиков связаны неразрывно, ведь вся проблема состоит как раз в наличии именно международного наркотрафика. 90% «напряжёнки» создают как раз наркотики, которые приходят к нам извне. Об афганском наркотрафике слышал сегодня едва ли не каждый школьник. И можно сколько угодно говорить о том, какие проблемы он несёт. Но для нас важно понять, что с этим делать. ООН выработала ряд рекомендаций, пользуясь которыми Кыргызская Республика надеется снизить напряжённость в этой сфере. Но у нас нет никаких «розовых очков». В Афганистане в последние годы идёт и увеличение посевов опиумного мака, и производство опия. Всё это не может не волновать. Национальный орган принимает все возможные меры. Каковы пути решения? Во-первых, охрана государственной границы: тут мы, располагая целой сетью подразделений, работаем на «второй линии» обороны. Но, к сожалению, дойти до идеала в стремлении сделать границу непроницаемой для наркотиков просто невозможно. Наркотики так или иначе будут проникать. Поэтому надо сделать всё, чтобы у населения выработался антинаркотический иммунитет, чтобы молодёжь сделала выбор в пользу здорового образа жизни. Когда-то всё это воспринималось как несбыточная мечта, но сейчас я хочу сказать, что «первая ласточка» уже пролетела: на протяжении последних двух лет количество официально зарегистрированных лиц в системе наркологической помощи снижается. Теперь надо сделать так, чтобы эта тенденция удерживалась. В этом нам помогут связи по линии ОДКБ, ШОС и других международных организаций: мы активно работаем со всеми. Наши офицеры связи уже работают за рубежом. Мы делаем это, понимая, что проблема международная. И нам очень бы хотелось, чтобы пограничные вопросы как можно быстрее решились. Это бы существенно уменьшило тот урон, который наносят государству наркотики. По линии ОДКБ у нас присутствуют две  составляющие работы: оперативно-розыскная (проведение международных операций — прежде всего, по методу контролируемой поставки) и наркопрофилактическая (выработка на всём пространстве ОДКБ единого подхода к проблеме в виду непрерывной миграции населения). Также большую роль в этих процессах занимает обучение личного состава.

 

Бактияр Кускакбаев, инспектор секретариата Совета обороны КР:

В последнее время вопросам обеспечения пограничной безопасности уделяется большое внимание. 3 ноября состоялось заседание Совета обороны. Были проанализированы все проблемы, о которых сегодня говорилось. В итоге заложен комплекс дипломатических, административно-хозяйственных, финансовых мер, необходимых для их решения. Я не могу комментировать эти решения, потому что они были приняты в закрытом режиме. От того, как мы сможем выстроить систему охраны государственной границы, будет зависеть существование нашей страны.   

 

Рахат Сулайманов,  официальный представитель ГКНБ:

Я коснусь темы терроризма, от появления которого не застрахован сегодня никто. В Кыргызстане только в этом году было проведено более 500 различных операций по территории всей республики. Обезврежено 7 террористических групп, намеревавшихся организовать теракты в городах Бишкек и Ош. 36 членов международных террористических организаций находятся в СИЗО ГКНБ. Мы и дальше намереваемся работать над обеспечением безопасности КР. По официальным данным в Сирии погибли уже 8 наших граждан, сражавшихся на стороне боевиков. Ещё более 150 находятся там в зоне боевых действий. Это только предварительные данные. Предупредить выезд наших граждан туда очень сложно: все ведь выезжают в сопредельные с Сирией государства, причём под видом работы и учёбы. К счастью, факты, озвученные ранее Кызыл-Кийским РОВД о поимке вербовщиков, не подтвердились.

 

Леонид Сумароков, эксперт:

Обеспечение охраны границ — это первостепенная для Кыргызстана задача. Тем более, учитывая, что нахождение в составе Таможенного союза скоро предъявит новые требования и повысит планку ответственности. Само участие в ТС предполагает фактор развития. Я полагаю, что это будет в том числе и развитие пограничной безопасности. От чего зависит последняя? Во-первых, от совершенствования системы госуправления. Во-вторых, от урегулирования пограничных споров. В-третьих, от состояния самой Пограничной службы. В-четвёртых, от того, как будут развиваться приграничные территории. Понятное дело, тут всё должно обсуждаться отдельно от вопросов делимитации и демаркации. В любом случае, ничто не может существовать в замороженном состоянии, и все понимают, что приграничье нуждается в экономическом подъёме. Низкий уровень жизни населения делает из него пособническую базу для разного рода преступников. Два года назад наш офицер-пограничник погиб от рук наших же граждан, которые занимались контрабандой. Потом выяснилось, что киргизские контрабандисты очень тесно связаны с таджикскими. Трансграничная преступность потому так и называется, что для неё не существует государственных границ. Так вот, пограничники тоже всегда обращались к местному населению за помощью. Тут можно вспомнить хотя бы картину Семёна Афанасьевича Чуйкова «На границе», где девушка указывает пограничнику в сторону нарушителей границы. Так должно быть и сейчас. Пусть формируется миролюбивый образ нашей государственной границы. Формирование такого положительного имиджа во многом будет зависеть от того, какая поддержка будет оказана властям самим народом. Недавно, кстати, в Баткене прошла конференция «Баткен-2014», где молодёжь из Таджикистана и Кыргызстана обсуждала приграничное сотрудничество. Все понимают, что народы на границе живут дружественные. И эта дружба должна проявляться в том числе и через сотрудничество с теми пограничниками, которые стоят по другую сторону границы. Благо, министерства внутренних дел КР и РТ подписали недавно  соглашение о совместной деятельности по обузданию трансграничной преступности. Положительный опыт тут может дать опыт Чуйской области: я имею в виду сотрудничество киргизских и казахских пограничников. Обязательно следует изучить и российско-казахский опыт взаимодействия. Главное, в итоге, - это добиться понимания на всех уровнях.

 

Марс Сариев, политолог:

За всю историю Кыргызстана у народа не было причин для того, чтобы предъявлять какие-то веские претензии нашим пограничникам. Они выполняют свой долг профессионально. Но, пользуясь случаем, я хотел бы обратить внимание на слова господина Аламанова, который подчеркнул, что какие бы профессионалы не привлекались к решению вопросов, ключевым моментом всегда будет оставаться политическая воля. И если смотреть на всё с точки зрения политики, то мы увидим, что очень многое тут упирается в строительство Камбаратинских ГЭС. Участие в этом проекте России ставит Узбекистан в совершенно новую геополитическую ситуацию, а именно в водную зависимость от Кыргызстана и России. Камбаратинские ГЭС — это накопительная система, своего рода «кран», который сможет перекрыть течение водных ресурсов в Ферганскую долину, где выращивается хлопок и развито сельское хозяйство. Это может поставить Узбекистан на колени. Присутствует политический аспект и в случае с Таджикистаном. Вот уже сейчас таджикский Бадахшан — территория, лишь номинально подконтрольная Душанбе, фактически же это автономия. И Таджикистану может быть выгодна конфликтная ситуация на границе с нами, потому что создание образа врага всегда сплачивает граждан. Кстати, ни одного критического высказывания узбекских экспертов в сторону Таджикистана во время всех сорока конфликтов на таджикско-киргизской границе не было. То есть данный конфликт ещё и сближает Таджикистан с Узбекистаном. При этом в такой ситуации Кыргызстан входит в Таможенный союз. Естественно, это сразу меняет всю  конфигурацию.           

Вообще, конфликты в современном мире чаще происходят внутри государств, нежели на их границах. Посмотрите на Сирию, Ливию, Украину. Мы должны понимать, что есть геополитические центры, которые против интеграции на постсоветском пространстве. Мы оказываемся в фокусе их внимания, и расшатываться ситуация будет прежде всего внутри страны — исходя из естественных расколов. Военная машина Сирии создавалась изначально с ориентацией на внешнего врага, на Израиль, а сама Сирия была взорвана изнутри. Так что у нас сейчас нужно создавать в том числе и совершенно новую армию, представляющую собой мобильные отряды, которые обучены воевать в горной местности. Надо понимать, что если что-то вспыхнет в городе, нельзя будет применить тяжёлую технику. Следует учитывать новые вызовы.

 

Джумакадыр Акенеев, эксперт:

Одной из причин того, что эксперты России, Казахстана и Белоруссии так долго — четыре года — рассматривали наше заявление о вхождении в Таможенный союз, была боязнь столкнуться со многими и многими проблемами вроде лёгкого (есть такое мнение) проникновения в нашу страну террористов, наркотиков и контрабанды. И именно благодаря тому, что именно за последние годы в этом направлении сделано очень много, в ТС поняли, что на Кыргызстан всё-таки можно надеяться как на партнёра.

Советский Союз, внезапно развалившись, оставил нам груз проблем, которые не решаются по сей день. Мы прекрасно знаем, что пережила за последние 23 года Пограничная служба: сколько раз она меняла название, под кого только не уходила. Надо отдать должное нашим пограничникам, что они, несмотря ни на что, со многими проблемами справляются. И хочется надеяться, что вступление в Таможенный союз скажется положительно. Сегодня озвучивается цифра, что из 200 млн. долларов, безвозмездно выделенных нам Российской Федерацией, половина будет направлена на укрепление границ. Конкретно на развитие Пограничной службы направится по предварительным данным около 55 миллионов. Вопросы пограничной безопасности выходят в приоритет.

 

Улукбек Кочкоров,  депутат ЖК:

Мы уже добывали в России материалы, которые однажды помогли нам на переговорах. Поэтому нельзя говорить, что наши поездки туда не несут никакой пользы. Что касается вариантов, то у нас уже отработано по три-четыре на каждый спорный участок. Всё это уже было представлено таджикской стороне, но, к сожалению, встречных шагов мы так и не увидели. Отработана концепция решения вопросов. Делегацией руководит вице-премьер, это довольно высокий уровень. Мы считаем, что до политического решения у нас есть некоторый резерв.

До 2010 года такого пристального внимания к проблеме со стороны руководства страной не было. Сейчас пограничникам поднята зарплата, увеличен штат, проводится укрепление материально-технической базы. Конечно, соседние страны имеют некоторое преимущество: на некоторых участках соотношение 1:4 не в нашу пользу.

Конфликты на границе случаются там, где не решаются вопросы делимитации. Граждане анклава Ворух до сих пор пасли скот и вырубали арчовые леса там, где им хотелось. Никто не пытался выяснить, сколько воды положено нам, сколько — соседним странам. Быстро решить все эти вопросы не получится, потому что всё зависит не только от нас. А нам навстречу пока не идут.

(текст составлен на основе аудиозаписи)

 

POLIT.KG

Реплика POLIT.KG:

Хочется добавить ко всему сказанному «ложку дегтя». Как можно эффективно охранять то, что еще НЕ ОПРЕДЕЛЕНО? Если столько спорных участков, то это говорит скорее о проблемности охраны границы, но никак не о ее надежности. И дело не в профессионализме самих пограничников – дело в отсутствии такового у людей, которые столько лет не могут прийти к согласию по определению  самой линии  границы. И человеческие жизни – на совести политиков. Поэтому рано говорить о какой бы то ни было надежности и эффективности функционирования  границ. Границы-то на замке, но ключ от них под ковриком…


Версия для печати   |   Просмотров: 1285   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная