POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Чем больше говорим о безопасности, тем меньше ее остается…?

19.11.2015 19:51 - Polit.kg
Чем больше говорим о безопасности, тем меньше ее остается…?

(Критические заметки на полях конференции)

Очередная конференция по вопросам безопасности состоялась в Бишкеке 16 ноября вместе с презентацией «постояннодействующей площадки – Бишкекского Форума «BF». Отель «Ак-Кеме» собрал известных экспертов и политологов, экс-чиновников  силовых структур, отвечающих за вопросы национальной безопасности. Для чего? Чтобы в очередной раз заострить внимание общественности на проблемах и угрозах, или для формирования некой политической структуры, которая со временем может трансформироваться в интеллектуальный клуб, или стать реальным помощником государственных органов? 

Эта тема стала чуть ли не хитом этого года. В августе POLIT.KG  собрал экспертов, чтобы  обсудить  вопросы безопасности. А поводом послужила антитеррористическая операция, которая как говорится «поставила на уши» весь Бишкек.  Не смотря на отпуска и курортный сезон, в разговоре приняли участие: Марат Иманкулов, экс-секретарь Совета безопасности КР; Кайрат Осмоналиев, экс-председатель общественного наблюдательного совета при ГКНБ; Токтогул Какчекеев, политолог; Дмитрий Орлов, ген. директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад»; Сергей Сидоров, корреспондент газеты «Слово Кыргызстана» (Можно ли победить терроризм в Кыргызстане? http://polit.kg/conference/5/457).  Разговор состоялся открытый и жесткий, и оценки антитеррористическим акциям были не самые высокие. Тогда же эксперты сошлись во мнении, что осенью обстановка в стране будет достаточно сложная именно в вопросах безопасности. И не столько по внутренним причинам и политическим событиям, сколько из-за внешних угроз. К сожалению, оказались правы…

24 сентября эксперты и политологи на площадке  NEWS-ASIA обсуждали весьма сложную и неоднозначную тему информационной безопасности. (http://polit.kg/conference/5/465)  Как оказалось, нет единого понимания ни самого вопроса, ни составляющих его аспектов, ни тем более путей решения проблем. В этой конференции принимали участие уже не только кыргызские эксперты, но и специалисты из России: Андрей Русаков, Центр европейско-азиатских исследований (г. Екатеринбург), Вадим Козюлин, эксперт ПИР-центра (г. Москва). Эту тему в октябре  подхватила «Российская газета» - как победить в информационной войне с противниками вхождения Кыргызстана в Евразийский экономический союз?  «Проблематика ЕАЭС в СМИ Кыргызстана и стран Центральной Азии» - так обозначил тему очередной конференции бишкекский филиал «Российской газеты», которая прошла в столице Кыргызстана 22 октября. Однако обмен мнениями сразу же вышел за пределы очерченной темы. Эксперты больше говорили отдельно о проблемах СМИ, отдельно о проблемах экономики, немного коснулись информационных войн под знаменами евразийской интеграции. (http://polit.kg/conference/1/466)

На площадке «Вечернего Бишкека» в конце октября состоялась  конференции, организованной клубом региональных экспертов  Кыргызстана «Пикир», сайтом «Вести.kg» и фондом «Евразийцы новая волна».  Эксперты и политики размышляли над вопросом:  Разве война в Сирии – это не наша война? Ответы были самые неожиданные. И выходящие далеко за рамки озвученной тематики. Как должны реагировать страны Средней Азии на военные действия России в Сирии?  Ждать, когда  воздушно-космические силы РФ, возможно, в союзе с силами международной коалиции положат конец  продвижению ИГИЛ в Сирии, или должны сами как-то посодействовать в борьбе с международным терроризмом?  А как реагировать на обострение ситуации в Афганистане? Готовиться к провокациям, укрепляя свои ВС, или усилить контроль на границах, для начала нанеся удар по наркотрафику?  Чего не хватает суверенным республикам, в том числе членам ОДКБ, для более эффективной борьбы  с религиозным экстремизмом и международным терроризмом? Состав экспертов не сильно менялся. В этой конференции приняли участие даже депутаты Жогорку Кенеша (http://polit.kg/conference/5/467).

И вот очередной форум, и тоже по вопросам безопасности. «Кыргызстан: тревожные перспективы в сфере национальной безопасности». Как следует из названия, акцент должен смещаться с обсуждения общих угроз именно на те государственные структуры, которые отвечают за обеспечение национальной безопасности, следовательно, можно ожидать  объективной оценки деятельности этих органов. Ведь проведение последней антитеррористической операции по поимке беглецов из СИЗО в очередной раз заставило усомниться в профессионализме спецслужб, тем более, что сам президент страны  порекомендовал руководителям силовых ведомств тщательнее заняться повышением этого профессионализма. Очевидно, что  гибель гражданских лиц в ходе проведения подобных операций НЕДОПУСТИМА.

Не хотелось бы политизировать эту проблему, но несколько озадачило совмещение обсуждения вопросов эффективности деятельности  служб нацбезопасности с презентацией самой  площадки обсуждения, названной «Бишкекским Форумом-2015». Меня откровенно удивило модераторство конференции Адаханом Мадумаровым, известным политиком, сопредседателем достаточно крупного политического объединения, которое, однако, на минувших парламентских выборах не получило достаточное количество голосов. Но с другой стороны, это придавало форуму определенную интригу, и журналисты ожидали  какой-нибудь сенсации. Тем более, что в числе приглашенных экспертов доминировали как раз экс-чиновники тех самых органов, которые и отвечают за национальную безопасность. Но сенсации не было. Эксперты выступили с обстоятельными докладами. Принципиально нового и неожиданного собравшиеся не услышали. (POLIT.KGпредложит фрагменты этой конференции) Модератор призывал экспертов к емкости выступлений, конкретике, четкости определений и не ограничиваться критикой, но обязательно предлагать конструктивные решения. Примечательно, что эксперты благодарили организаторов Форума и лично Мадумарова за приглашение участвовать в конференции. Подобной отзывчивости я на других  конференциях уже давно не встречал.

Несколько озадачил, однако, не столько сам ход обсуждения проблем, сколько жесткий контроль модератора за регламентом. Вроде  важные и весьма интересные были выступления, но «краткость – сестра таланта». Еще больше озадачил заранее подготовленный пакет документов, который должны были утвердить собравшиеся: это Декларация Первого Бишкекского Форума и Резолюция. Это все как раз то, чего так не хватало всем предыдущим конференциям! Не столь важно, что говорили эксперты, сколько важны выводы и рекомендации! И вот здесь есть над чем поразмыслить. Сразу нужно отметить, что уважаемые эксперты не новички в политике, а уж работа в спецслужбах не только дисциплинирует мысль и поступки, но учит осторожности, рассудительности, если не мудрости. В предложенных документах участники конференции нашли много чего, что не соответствует текущему моменту и приняли решение ничего пока не подписывать, а доработать тексты. Модератор согласился, очевидно, предполагая, что эксперты в вопросах национальной безопасности будут щепетильны и осторожны. Одно дело – обсуждать проблемы и высказывать свое мнение, и совсем другое – делать политические заявления, которые могут быть не так истолкованы и поняты.

Что же в Резолюции Форума предлагалось отразить? Предлагалось признать (и все выступающие в своих докладах это признавали!),  «что основными проблемными  узлами национальной безопасности КР являются: а) коррупция; б) неспособность  государства и общества сформулировать основной круг идеологических  установок, в том числе в сфере ислама; в) радикализация части молодежи, вызванная многолетним дефицитом государственности и справедливости; г) общая слабость власти и политической системы КР в связи с событиями последних лет».  Очевидно, что участники Форума за этими словами разглядели политический подтекст и не готовы были как раз признавать «общую слабость власти», потому как сами все в недалеком прошлом имели к ней самое непосредственное отношение, и должны нести ответственность за «неспособность государства», в том числе и собственную за события последних лет. Хотя и здесь нужно бы уточнить – какие именно события? Слишком много чего произошло в стране такого, под чем подписываться совсем не хочется…

Конечно, все участники Форума  согласны  с тем, «что власть КР, все эшелоны управления страной как никогда  нуждаются в «интеллектуализации» принимаемых решений, в стратегическом осмыслении основных линий развития и, прежде всего, в сфере внутренней безопасности». Но экспертам совсем не хочется противопоставлять себя правящей элите, отказывая ей в интеллекте. Токон Мамытов в шутку предложил  кандидатам в депутаты не денежный залог вносить, а сдать экзамен на IQ.  Все посетовали на невысокий уровень образования и образованности в Кыргызстане. Но, поразмыслив, очевидно не могли придумать, как с этим злом бороться? Не открывать же в стенах парламента курсы повышения квалификации…

Да, эксперты говорили, что голоса профессионалов в высоких кабинетах не слышат, но вот как на деле обеспечить «принятие практических мер по установлению постоянно действующих коммуникативных связей между экспертным сообществом (включая представителей политических партий и СМИ) и системой госвласти»?  Система-то будет утверждать, что связь есть, что экспертов слышат, но будет  делать то, что считает необходимым сама власть, ибо ей народ доверил свою судьбу на недавних выборах.  А если кто не согласен – боритесь, убеждайте, доказывайте.

Но вот о проведении общенационального курултая эксперты разговор не вели,  и  третий пункт Резолюции было предложено хорошо обдумать, потому что «Проведение общенационального собрания для обсуждения идеологических запросов общества (в том числе в сфере религии) с учетом традиционных ценностей» сопряжено с решением массы организационных, политических, финансовых и прочих вопросов. Вообще-то это чисто политический вопрос и от мнений экспертов здесь мало что зависит.

Да и с инициацией проведения «Большого Центральноазиатского диалога» для обсуждения вопросов приграничного, водно-энергетического и общеэкономического взаимодействия» уважаемое собрание как бы запоздало – этот диалог уже вовсю идет, и даже есть определенные успехи. А уж общеэкономическое взаимодействие в рамках ЕАЭС от мнений экспертов по безопасности вряд ли пойдет быстрее.

Позитивно была воспринята идея принятия закона «Об основных гарантиях оппозиционной деятельности в Кыргызской Республике».Но  разговор о законе «Об оппозиции в КР» идет давно, и нет сомнений в том, что он будет принят. Только вот вопрос: насколько этот закон удовлетворит саму оппозицию? Как он будет согласован с другими   законами о выборах? Ведь понятно, что сам факт организации политической партии еще не свидетельствует о ее поддержке в народе и не дает ей право  вторгаться в государственные дела. Но мы прекрасно понимаем, что в Кыргызстане  авторитет завоевывается как раз через административные структуры. И политиками люди становятся, пройдя высокие должности, посидев в руководящих креслах, а не наоборот.

Вижу, что и идея организаторов Форума - «Создание «Национального информационного общественного совета» с участием руководителей СМИ. НПО, представителей общества» - не вызвала энтузиазма даже у журналистов.  Общество видит, как работают ОНС – Общественные наблюдательные советы, каковы результаты и чем нередко заканчивается такое вмешательство гражданского общества в деятельность государственных органов. Честно говоря, совсем уж непонятно, чем будет заниматься предлагаемая Форумом структура? Прежде, чем ставить этот вопрос о создании Совета, целесообразно обсудить сначала его функции, цели и задачи, порядок формирования и т.д.  Экспертное сообщество понимает, что нельзя ставить телегу впереди лошади…

Предложенная, но отправленная на доработку Резолюция Форума как раз и свидетельствует о стремлении политиков и отставных чиновников напомнить обществу о себе, заставить власть считаться с самим фактом наличия вот такого политического, экспертно-профессионального потенциала. В этом нет ничего предосудительного – обычная политическая технология. При этом само собрание страдает тем же синдромом политического расстройства, что и многие ветви власти.

И все-таки польза от обсуждения сложных тем в таких форматах несомненная. Основательно была продумана и сформулирована Декларация Форума.  Это уже чисто политический документ, который должен был бы рассмотрен партийным съездом, или иным политическим объединением, но не экспертным сообществом. Потому как голая констатация фактов не может удовлетворить думающего человека – ему нужна  программа действий по исправлению положения. Конечно, «Особую озабоченность вызывает наличие явного  преобладания корпоративных интересов господствующих элитарных групп в государственной политике. Участники Форума считают это чрезвычайно пагубным фактором как для общества, так и для национальной безопасности». И что дальше? А ничего. Озаботились и все.

В определении  главных внутренних опасностей неожиданностей не было: «подмена интересов народа, страны, корпоративными интересами политической элиты и олигархов; опасная эволюция интересов избранного меньшинства, отчуждающие народ от власти;  продолжение разрушительного разделения общества на бедных и богатых, дисбаланс в сфере общественного согласия». Что-то очень напоминает все это Манифест коммунистической партии. Но в выводах и предложениях нет упоминания о новой  революции и установлении общества всеобщего равенства и братства. А как предлагается бороться с нарастающим неравенством и засильем олигархата? Рекомендовано развивать институты гражданского общества…

Или другая угроза: «неэффективная  борьба с коррупцией». Рекомендовано «более активно формировать общественный запрос на борьбу с коррупцией», что «настоящего результата  можно добиться  только при объединенных  усилиях  государственной власти, политических партий и гражданского общества». О таком объединении усилий в Кыргызстане говорят давно и все, особенно любят рассуждать об этом сами коррупционеры, прекрасно понимая,  что такого объединения никогда не будет, а если и будет, толку от этого гораздо меньше, чем затрат  на организацию борьбы. И все знают, что зачастую  борцы с коррупцией сами  быстро превращаются в банальных взяточников.

Проект Декларации Форума отнес к внутренним угрозам «отсутствие механизмов влияния институтов гражданского общества на деятельность законодательной и исполнительной власти», о чем давно твердят некоторые НПО, строящие в республике основы демократии на зарубежные гранты.  А предлагается создать на базе «Первого Бишкекского Форума постоянно действующую неправительственную организацию «Бишкекский Форум» и поручить данной организации подготовить и провести в Кыргызстане осенью 2016 года Центрально-Азиатский Форум». Неужели на А. Мадумарова так подействовало поражение на недавних парламентских выборах, что он  решил отойти от партийных дел и переключиться на НПО?

Надо полагать, что не о  своей собственной судьбе  пекутся политики и экс-чиновники, а о судьбе страны и ее народа и именно этими соображениями продиктована последняя рекомендация проекта Резолюции: «Исходя из очевидного факта, заключающегося в том, что одним из самых эффективных путей  по обеспечению политической, экономической стабильности и национальной безопасности является подготовка и выдвижение компетентной национальной элиты, участники Форума предлагают Жогорку Кенешу и Правительству КР отказаться от квот в назначении руководителей государственных учреждений и создать единый банк кандидатов для назначения на руководящие государственные посты».

На этой конференции было сказано много действительно полезного и важного. Только как все это донести до реализации? Бесполезно уповать только на диалог гражданского общества с властью. Выборы состоялись, парламент занялся неотложными делами. Общество перешло в режим ожидания перемен. Политики прикидывают альянсы и заняты прогнозами и расчетами. Жизнь продолжается,  не смотря на внешние и внутренние угрозы.

 

Аркадий Гладилов

POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 1263   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная