POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Понедельник, 19 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Китай или Таможенный союз? Трудный выбор Кыргызстана

19.06.2012 18:44 - Polit.kg

В отсутствие четко сформулированной концепции экономического развития выбор приоритетного стратегического партнера Кыргызстана по-прежнему остается неопределенным. Какую пользу может извлечь республика из интеграционного сближения с Китаем или со странами Таможенного союза, представляет ли тот или иной вариант внешнеполитического сотрудничества угрозу для национальной экономики – ответить на эти вопросы необходимо в самом ближайшем будущем.

Почему разнообразные оценки интеграционных рисков и выгод до сих пор не нашли отражения в какой-либо внятной и, наконец, утвержденной государственной стратегии? Прежде всего, в контексте развития внешнеэкономических отношений  необходимо определиться с тем, какие конкретные цели ставит перед собой Кыргызстан и чего он ждет от потенциальных партнеров. Как считает эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубатбек Рахимов, сложившаяся на данный момент тенденция не лишена некоторой иронии и сродни сомнениям нерешительного жениха, не знающего толком, что ему нужно: «По сути это выбор, который я уподобил бы браку, мы пока мечемся между невестами: эта красивая, эта умная, а эта богатая. Здесь необходим цивилизационный подход. Ведь все инфраструктурные проекты в конечном итоге - результат большой геополитики. От этого и надо отталкиваться. Что должен представлять собой Кыргызстан в перспективе – часть Евразии или задворки СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район, прим.ред.)? Китай предлагает нашей стране какие-то интеграционные проекты? Я не могу назвать ни один интеграционный проект кроме ШОС. Мы пытаемся позиционировать себя как равноправного партнера, но территориально в сравнении с Китаем мы - то же, что собачка Моська из басни в сравнении со слоном. С точки зрения геополитики интересы Кыргызстана лежат в Чуйской и Ферганской долинах. И первое, что нам нужно – это цивилизационный выбор. Даже задворки СУАР – не вопрос, но давайте, если уж готовиться к такой перспективе, то делать это системно».          

Велика вероятность и просто потерять время, разбираясь в собственных чаяниях и интересах, считает Кубатбек Рахимов, поэтому лучшим вариантом для Кыргызстана может стать внешнеполитический вектор, уже намеченный и обусловленный исторически: «Прежде всего, стоит внимательноизучить этноэкономику страны. У каждого этноса есть свои специфические виды хозяйственной деятельности, и это необходимо учитывать. Кыргызы – кочевники, и их ментальная особенность выражается в том, чтобы периодически уходить в спячку, так сказать, на зимнее пастбище. Это и есть основной вектор внешнеполитических отношений Кыргызстана: заключаются какие-то соглашения, подписываются документы, а потом спад. Естественно, мы не должны лишать людей ретроградной модели ведения хозяйства, но необходимо также задать и новый вектор развития современного Кыргызстана – четко позиционировать себя относительно европейской цивилизации. И здесь нужно помнить, что европейская цивилизация пришла сюда через русскую. Китай – очень специфическое и по-своему феноменальное явление в истории человечества. По пути ли нам с ним? Помимо этого любые интеграционные мероприятия надо проводить с учетом местной геополитической традиции: разделения страны на север и юг, в чем совпадают интересы двух этих территориальных единиц – есть некое коллективное эго, миссия. И миссия эта лежит не на восток или запад, а на север. Родина Манаса – Алтай, поэтому давайте пойдем неким исторически сложившимся и интуитивно понимаемым путем, будем говорить о Евразийской интеграции. А риски всегда можно просчитать: все риски, связанные с Таможенным союзом, с единым экономическим пространством. Нас слишком хорошо учили в советские годы, чтобы не справиться с такой задачей. Я думаю, что интеллектуальный запас мощности в Кыргызстане очень хороший».

С тем, что первым шагом на пути к долгосрочным интеграционным проектам должно стать определение конкретных ожиданий и целей Кыргызстана, согласна и эксперт Института стран СНГ Аза Мигранян: «На сегодняшний день в Кыргызстане очень много обсуждений, ведущихся на всех уровнях, относительного того, каким образом республика может выйти из того экономического кризиса, который сопровождает страну уже довольно долгий период. Однозначно, что собственными ресурсами у республики нет возможности выти на этап экономического роста, и исходя из возможностей развития, ресурсного потенциала, а главное человеческого, интеллектуального потенциала необходимо выбирать максимально эффективную модель экономического сотрудничества, которая позволила бы выполнить серьезную задачу реанимации экономической системы республики. При анализе ситуации и комплексном изучении характерных для Кыргызстана тенденций было выявлено следующее: страна очень восприимчива к любым предложениям, интеграция происходит со всеми заинтересованными сторонами, и иногда даже складывается впечатление, что во внешней политике мы «всеядны». Поэтому должны быть расставлены приоритеты, которые позволят сконцентрировать усилия на каких-то наиболее важных направлениях, задающих тон целенаправленному решению основных экономических вопросов. Без этого распыление ресурсов и всевозможные проекты не принесут пользы республике».

Так или иначе, Кыргызстану элементарно необходимо выстраивать партнерские взаимоотношения с сопредельными государствами. В этой связи и Китай должен занять какое-то место в нашей внешнеполитической картине мира. Кыргызско-китайские транспортные проекты, торговля, горнодобывающая промышленность, к которой наш сосед в последнее время проявляет все большую заинтересованность – это достаточно «веские доводы» для сотрудничества и они не могут быть сброшены со счетов. Другой вопрос, обязательно ли безоговорочно примыкать к тому или иному центру силы (в данном случае к Китаю), и стоит ли перед Кыргызстаном настолько жесткий выбор? Как раз здесь возникает необходимость взвесить собственные силы, считает директор Центра перспективных исследований Кыргызстана Сергей Масаулов: «Сегодняшняя глобальная экономическая структура мира такова: Запад осуществляет контроль взаимодействия правовых стандартов и форматов внешнеполитического сотрудничества - и это штабная интеллектуальная экономика. Восток идет индустриальным путем, производит то, что разработано Западом. Югу же предоставляется возможность поставлять сырье, ему отведена более чем скромная роль сырьевого придатка. Где в этой системе место Кыргызстана? Если рассматривать географически, мы попали в ситуацию схожую с 3-4 вв. до н.э., т.е. происходит такой масштабный перенос людей, как было с древним переселением народов. Фактически от пятимиллионного населения Кыргызстана можно спокойно отнять миллион - это люди, находящиеся в трудовой миграции. Страна малая, с малой экономикой, мы вынуждены отдавать часть функций государственного суверенитета крупным международным организациям, так что надо решать, кому же мы их отдаем».

 

Каждому кланяться – голова отвалится…

Так все-таки – примыкать или не примыкать к одному из мировых экономических гигантов?  Помимо предложения дружить понемногу со всеми существует и принципиально иная точка зрения, так, например, экс спикер парламента, а ныне председатель комитета Жогорку Кенеша КР по бюджету и финансам Ахматбек Келдибеков считает, что надежды на иностранных инвесторов все равно нет - экономику Кыргызстана путем привлечения иностранного бизнеса не поднять - и выстраивать отношения нужно с теми, кто уже сегодня оказывает влияние на состояние дел в стране: «Что касается внешней политики, за двадцать лет независимости было подписано много соглашений, которые мы мало соблюдаем. Дважды менялась власть, и кто бы ни пришел на замену старой, тут же начинал искать новые направления, заключались соглашения, которые потом просто не соблюдают, происходят метания из одной крайности в другую. И все обещают сделать конфетку из экономики страны. А проблема в том, что мы до сих пор не изучили структуру ВВП, не знаем толком, из чего он складывается. Если каждая государственная структура изучит для начала структуру ВВП, станет понятно, куда и с кем идти дальше. Сегодня госбюджет Кыргызстана, в целом, социально ориентирован: 80% уходит на выплату пенсий, пособий, коммунальное обслуживание, нет прироста ВВП, мы каждый год пишем новую программу и тем самым успокаиваем сами себя. Когда начинают говорить о том, что к нам придет инвестор - все это обман, никакой добрый инвестор к нам не придет.

Сейчас ставится вопрос: Евразия или Китай – исторически мы связаны с евразийским регионом, доказательство тому – трудовые мигранты, 80% которых находятся на территории РФ. Кстати никаких условий для них не создано ни правительством России ни самим Кыргызстаном. Почему некоторые базовые законы экономики для нашей страны не работают? У нас систематически отрицательный баланс: импорт в 3 раза превышает экспорт, три таком положении вещей макроэкономические показатели должны рухнуть за 3-4 года. Нас спасают только трудовые мигранты. Анализ того годового дохода, который мы получаем от трудовых мигрантов, показывает, что это два бюджета нашей страны. Исходя из того, что 1,5 млн. граждан зарабатывают два бюджета страны, они и есть показатель, с кем и как нам надо сотрудничать. А во внешней политике сегодня просто необходимо придерживаться тех соглашений, по которым мы уже дали обязательства, когда мы научимся это делать, все будет нормально».         

 

Безопасность - прежде всего

В числе прочего основным ориентиром при выборе дальнейшего пути Кыргызстана называется национальная безопасность, из обеспечения которой проистекают и интересы республики. Аза Мигранян: «Хотелось бы предложить свое понимание этой ситуации, в каком русле должно проходить сотрудничество с ближайшими партнерами и с более далекими, как достичь успеха. Мы выделяем три основные цели, которые на сегодняшний день стоят перед страной:

 - это создание рабочих мест, решение вопросов социальной напряженности с тем, чтобы выполнить основную миссию государства – обеспечить достойный уровень жизни народонаселению; 

- обеспечение финансовой и энергетической безопасности республики, которая может быть решена путем интеграционного сотрудничества с различными странами;

- обеспечение продовольственной безопасности. 

Для достижения этих целей необходим комплекс мероприятий и внешнеполитических интеграционных проектов сотрудничества с различными странами, а не только какое-то одно узкое направление. И нужно опять же определить, каковы ожидания Кыргызстана от этого сотрудничества».

 

Мелис Джунушалиев, эксперт Национального института стратегических исследований: «В понятие национальной безопасности входят и религиозная безопасность, и информационная. Мир стал другим за последние двадцать лет. Кыргызстан вынужден самостоятельно определять свой вектор развития, свои цели и во внешней и во внутренней политике. Дефицит ресурсов диктует различные возможные форматы интеграции. На мой взгляд, говорить о том, что Кыргызстану следует выбрать тот или иной формат интеграции будет неточно, лучше остановиться на том, что наша страна преследует определенные национальные интересы, происходящие из необходимости обеспечения национальной безопасности. Кыргызстану нужно входить в разные интеграционные форматы и использовать их для достижения собственных целей. Другими словами, Таможенный союз не является самоцелью, а только способом решить собственные проблемы. В этой связи и президент, и премьер-министр на различных уровнях заявляли о том, что Россия является стратегическим партнером Кыргызстана, но это не мешает стране сотрудничать и с другими государствами. В отношении Китая можно сказать следующее: крупные инфраструктурные проекты важны для Кыргызстана в контексте укрепления национальной безопасности и экономического развития. Страна может выбрать вектор широкоформатного сотрудничества – стать точкой роста стабильности и площадкой для многосторонних переговоров. Водно-энергетические проблемы могут быть решены только в рамках более широких форматов. Однозначно, переговоры на двусторонней основе к успеху могут привести с очень малой вероятностью, необходимо участие и других заинтересованных сторон. Что касается миграции – это объективная часть того масштабного проекта, который происходит на постсоветском пространстве. Существует и региональная миграция внутри страны - из южных областей на север Кыргызстана, это тоже обусловлено экономически».

 

Сергей Масаулов: «Из того, что было сказано, следует одна очень важная вещь, описываемая одним простым словом «баланс». Необходимо найти баланс разных способов жизни, экономического проявления. И это означает, что на территории Кыргызстана все эти разные способы должны быть вполне престижны. Надо четко выделить несколько важных аспектов:

- ресурсы, которыми обладает страна;

- ВВП и потребление;

- с кем должна вестись интеграция.  

Относительно их и следует выстраивать концепцию. Надежды многих представителей наших прошлых правительств связывались только с одним из этих аспектов, в частности с ресурсами. Если втянем ресурсы от кого угодно, то дальше… И теперь главный вопрос: что дальше? Где национальное производство, когда все сели на реэкспорт китайских товаров, где то, что создает платформу для существования государства как суверенной единицы? Либо мы находимся в поле гео-экономики, либо платим ренту в виде испорченных ландшафтов, трудовой миграции и оттока людей. Мне кажется, что мы уже прошли точку выбора, и надо даже не входить, а просто впрыгивать в Таможенный союз, потому что люди выезжают в том направлении, там же решать рамки согласования по водно-энергетическому вопросу. 

Дальше, если мы это приняли как идеологию, то где конкретно расписанные шаги?  Пора действовать. Снижение численности населения на приграничных территориях, ориентация подрастающего поколения на миграцию, в основном, трудовую, угрожает государственности как таковой. Важный вопрос - водно-энергетический комплекс. В принципе он возник в процессе модернизации, проводимой еще Советским Союзом, и связывал всю территорию Центральной Азии, и в этом плане может существовать только как единый для нескольких стран. Попытка за прошедшие двадцать лет каким-то образом согласовать взаимоотношения по водно-энергетическим ресурсам между сопредельными государствами не удалась. Соответственно, если мы не можем сами договориться, нас рано или поздно заставит договориться природа тех тяжелых обстоятельств, в которые периодически попадает страна. Но энергетическая проблема не решается в рамках двусторонних отношений, необходим какой-то глобальный интеграционный проект».

Таким образом, отсутствие готовой концепции внешнеэкономической политики объясняется просто: «На сегодняшний день правящая элита не может договориться о стратегических целях страны» - подытожил Мелис Джунушалиев. Выходит как в басне: «когда в друзьях согласья нет…» и не предвидится, судя по тому, что открытое обсуждение внешнеполитического курса все еще редко выходит за пределы экспертного сообщества.   

 

Евг.Николаева, спец. Корр. POLIT.KG 

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2407   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная