POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Понедельник, 19 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Что на самом деле представляет собой «Ниппондзан Мёходзи» и ее лидер?

27.06.2012 22:39 - Polit.kg
Деятельность религиозных организаций - сфера, в которой право на свободу вероисповедания и реалии общественно-политической жизни конкретных конфессий могут рассматриваться только как неотъемлемые составляющие одного процесса. Анализируя его, необходимо оценить безопасность идей, целей, которые ставит перед собой организация, и методов их достижения. Буддистский орден «Ниппондзан Мёходзи» - не исключение, резкие политические высказывания его лидера Дзюнсэя Тэрасавы стали причиной неоднозначного отношения и к нему самому и к возглавляемому им религиозному течению, отчего дать объективную оценку происходящего становится только сложней. 

 

Дзюнсэй Тэрасава – фигура в медийном смысле настолько противоречивая, что впору уже составлять справочник: «Тэрасава и Те, кто им недоволен». Претензий, действительно, накопилось немало – это и участие в московском путче, антивоенные выступления во время боевых действий в Чечне, смутно обозначенная позиция в ходе митингов украинской «оранжевой революции», острая политическая критика глав государств и проч.проч. Итог вполне закономерный: кто-то записал буддистского проповедника в религиозные экстремисты, кто-то упрекнул в стремлении получить некое политическое влияние на пространстве СНГ. И въезд ему попеременно закрыт то в одну, то в другую страну Содружества. За всем этим незамеченным и не до конца понятым остается главное: что представляет собой орден, и какие цели преследует? Вернее, есть ли разница между теми духовными задачами, которые ставят перед собой нитирэнисты (к этому буддистскому религиозному течению относится «Ниппондзан Мёходзи»), и тем, чего, в конечном счете, добивается их лидер?                  

 

«Мир во всем мире» и чем это может кончиться

Пожалуй, единственное, что понятно в связи с учением о «Лотосовой сутре»: его последователи, как и каждые буддисты, проповедуют терпимость, ненасилие и стремление к поддержанию мира. Идеи более чем гуманистические, и вряд ли могущие вызывать возражения. Однако, предложения по их практическому применению, если опираться на наиболее оригинальные заявления Тэрасавы, действительно очень напоминают прямое вмешательство в политику. Чего только стоит его недавнее утверждение о том, что «России необходим свой Махатма Ганди», страна де нуждается в мудром правителе-философе (это уже из комментариев его последователей). При всем уважении к чужим религиозным взглядам… но это, правда, смешно. Где будем искать правителя? На факультете философии МГУ? Махатма Ганди, безусловно – значительная  фигура в контексте мировой истории, но его деятельность связана с совершенно конкретным историческим периодом и геополитическими условиями. России и второй Петр Ι сейчас вряд ли нужен, потому что другое время, другая экономика, даже информационно-коммуникационная среда другая. Так что подобные заявления, с какими бы благими пожеланиями они ни высказывались, воспринимать серьезно просто нельзя. И вполне понятно, почему они вызывают негативное отношение к их автору: «приехал иностранный гражданин к нам в страну и начал нам тут объяснять, как жить надо». Также и участие во всех без разбору митингах и манифестациях с призывами к миру может иметь только печальные последствия, как это и произошло с «Ниппондзан Мёходзи». Духовного учителя нитирэнистов в чем только не обвиняли, в то время как большая часть их общественных заявлений не несет никакой угрозы национальной безопасности и действительно содержит только призыв к миру и терпимости. И к этому, кстати, следует отнестись с уважением, становится ясно, что для своих учеников Дзюнсэй Тэрасава – духовный наставник, а не одиозная фигура, каким его воспринимают «со стороны».           

 

Последователь «Ниппондзан Мёходзи» Алексей Шмыгля: «Какое может быть отношение у ученика к Учителю – могу сказать совершенно определенно, что никаких оснований для того, чтобы заподозрить его в стремлении получить какие-то политические дивиденды, нет. Им движет сострадание и идея нести людям мир, добиваться этого конкретными действиями, а не пустыми словами. Никаких материальных выгод от своей проповеднической деятельности Дзюнсэй Тэрасава не получил. А те, кому не близки его идеи или не нравится он лично, просто пытаются найти здесь какие-то неблаговидные намерения. Пусть это остается на их совести. По поводу запрета въезда на территорию России – это особенности существующего на данный момент в государстве политического режима. И отношение к нему в РФ на уровне личной неприязни со стороны высшего руководства страны. Все те тенденциозные комментарии, которые сейчас можно прочесть в прессе – обычное промывание мозгов. Люди, которые это пишут, не имеют представления, о ком идет речь. Когда Учителя не пустили на Алтай – был большой резонанс, это вызвало возмущение многих людей. Главная наша задача миротворческая, у нас нет желания деятельности ради деятельности - просто, чтобы о нас говорили. Закон мы не нарушаем, недавно к нам приезжали с проверкой из Госкомиссии по делам религии. Да и законы КР предназначены не столько для свободы вероисповедания, сколько для контроля. Так что, даже если кто-то и решит заняться чем-то противоправным в религиозной сфере, у него это вряд ли получится. Наш Учитель в странах СНГ выступает больше как общественный деятель, а не как проповедник, в Казахстане его принимали на самом высоком уровне, он встречался с первыми лицами страны, и, разобравшись в ситуации, его исключили из «черных списков» на въезд».   

 

Последователь «Ниппондзан Мёходзи» Сергей Коростелев: «Все просто: эти комментарии необъективны, Дзюнсэй Тэрасава выступал в качестве миротворца, с чистыми намерениями. Когда началась война в Чечне, он как честный человек не захотел молчать. Мы проводили мониторинг и видели ситуацию изнутри, там действительно были серьезные нарушения: в одном только Грозном погибло 20% мирного населения. Дело совести каждого человека – как к этому относиться. В 2000 году Учитель выступал на заседании Комиссии ООН по правам человека, мы проводили марши мира, а его в конечном итоге обвинили в антироссийской позиции по вопросу войны в Чечне. Приписывали Учителю чуть ли ни сотрудничество с какими-то экстремистскими организациями, хотя он всегда выступал только от своего лица и действовал сам по себе. Запрет на въезд в Казахстан для него уже снят, в феврале этого года он побывал и в России, ему разрешили на общих основаниях подать документы на получение визы. В Кыргызстане нет никаких оснований его преследовать, Дзюнсэй Тэрасава приезжает сюда как частное лицо, если и проводит молитвы, то в узком кругу учеников, не пытаясь привлечь кого-то со стороны. Мы не думаем, что к нему у нас в стране могут быть какие-то претензии».   

Тем не менее, с точки зрения закона претензии к Дзюнсэю Тэрасаве все-таки есть, как поясняет старший инспектор отдела проведения религиоведческой экспертизы и учетной регистрации Государственного агентства по делам религии Юсупжан Кадыражиев: «Прежде чем вести проповедническую деятельность, Тэрасава должен был пройти у нас регистрацию, согласно статье 12 Закона о свободе вероисповедания Кыргызской Республики сейчас он не имеет права ею заниматься. Недавно наша комиссия побывала в Горной Маевке, где собирались его последователи, приезжали даже из Казахстана и с Алтая. Это уже однозначно подпадает под религиозную деятельность, хотя они и говорят о том, что он прибыл в Кыргызстан как частное лицо. В связи с данным фактом нарушения законодательства буддистской общине было вынесено официальное предупреждение». И это опять-таки на совести лично господина Тэрасавы, который дискредитировал не только свой орден, но и всю буддистскую общину Кыргызстана.      

Не так страшен черт, как его комментаторы

Итак, ознакомиться с Тэрасавой в лаврах «злого гения», преследуемого российским ФСБ и даже якобы взятого на карандаш в ФБР, несложно: материала в сети предостаточно, вот только что из этого правда, и какую реальную угрозу для Кыргызстана может представлять лидер «Ниппондзан Мёходзи» и его учение. «Орден нельзя отождествлять с экстремистскими организациями. Дальнейшая судьба этого ордена будет в немалой степени зависеть от того, сумеет ли руководство, в частности Тэрасава пересмотреть религиозно-идеологические догмы и политические доктрины в сторону направления усиления борьбы за мир и социальный прогресс, за демократическое обновление Японии и Центральной Азии»[i]. Так, может быть, действительно «величие и могущество» Тэрасавы не в меру преувеличенны? Та же секта Муна, окончательно запрещенная у нас в стране в начале этого года, по словам специалистов-религиоведов, обладает и большим человеческим и финансовым ресурсом. Что уж говорить о не менее известной сайентологии.

Оценку реального потенциала«Ниппондзан Мёходзи» дает ученый-религиовед, преподаватель кафедры ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религий КРСУ Денис Брусиловский:«Тэрасава у нас в Кыргызстане фигура довольно известная, о нем много написано в специализированной литературе отечественного издания, оценка дается в основном позитивная, хотя это скорее зависит от общего отношения автора к идеям нитирэнизма. Я подробно ознакомился с его трудом «Глобальное пробуждение», отождествлять изложенные там идеи с экстремистскими организациями – большая глупость. Уважение к религиозным, национальным и культурным различиям постоянно повторяется в книге. 

Тэрасава часто посещает нашу республику и практикует с учениками, его цель - возродить «Лотосовую сутру» в Центральной Азии, результатом чего должно стать увеличение числа бодхисатв, т.е. просветленных. Задача этого религиозного течения формулируется как решение насущных проблем современности – это сейчас модно: борьба за мир, экологические проблемы и т.п. Гонения на Тэрасаву начались из-за его активной проповеднической деятельности и резких политических высказываний, в первом случае недовольными оказались другие религиозные течения, во втором - раскритикованные правительства. В частности, Дзюнсэй Тэрасава заявляет, что его преследуют Свидетели Иеговы. Суть конфликта в том, что ведя активную проповедь, он просто забирает хлеб у них. К тому же таким образом он располагает к себе другие христианские конфессии: лютеран, католиков и т.д. В традиции христианства так сложилось, что представители одного течения не признают все прочие, поэтому разговоры о преследованиях со стороны Свидетелей Иеговы ему даже на руку, укажи Тэрасава, что его преследует какая-нибудь мировая религия, ему бы просто закрыли въезд везде. Из этой же серии заявление о том, что его преследует ФСБ России - можно расценить как ход саморекламы.

Как реагировать на эту фигуру нашим политическим деятелям – здесь необходимо  присмотреться к тому, какие цели он преследует в Центрально-азиатском регионе. Если последуют какие-то необоснованно резкие критические высказывания в отношении руководства страны, конечно, должны быть приняты соответствующие меры. Власти надо обратить внимание на то, что он будет здесь делать. Как частное лицо он, пожалуй, никакого негативного отношения у специалистов-религиоведов не вызывает. И слухи о его ангажированности ООН пока никак не подтверждены. Все нетрадиционные религиозные объединения стараются посещать мероприятия, проводимые ООН и другими международными организациями, фотографироваться там, выступать, чтобы потом распространять о себе такие слухи. Это еще необходимо доказать фактами, а пока такое утверждение может существовать только на уровне домыслов. Однозначно нельзя подходить к оценке его деятельности, а уж брать за критерий, ставленник он ООН или нет… может у него фишка такая, он себя так пиарит».      

Надо отдать должное: возможно, что-то из того, что говорит и делает Тэрасава, просто превратно понимается, но тут уж все претензии к самому автору. Вспоминаются слова знакомого телеоператора: «После того, как сюжет вышел в эфир, ты конечно можешь забраться на крышу какой-нибудь бишкекской высотки и кричать громко-громко, что ты не то имел ввиду, но это вряд ли поможет. Все уже посмотрели и поняли как есть» - принцип, кстати, подходящий для любых публичных заявлений. Поэтому господину Тэрасаве, если в его планах действительно только мир во всем мире, необходимо пересмотреть отдельные принципы своей общественной деятельности, иначе закрытых границ для лидера «Ниппондзан Мёходзи» станет только больше.    

 

Евг. Николаева, спец. Корр. POLIT.KG

 

 



[i]- цит. по изд. «Религиозный туризм в Кыргызской Республике» Бегалиева А., Брусиловский Д.

Версия для печати   |   Просмотров: 2219   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная