POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 23 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Какими должны быть внешнеполитические приоритеты Кыргызстана?

29.08.2012 19:46 - Polit.kg
Соглашения Кыргызстана с Россией и Казахстаном, достигнутые в ходе саммита Совета тюркоязычных стран и ряда двусторонних встреч, свидетельствуют о планомерном развитии внешнеполитических отношений и являют собой новый виток экономического сотрудничества республики со своими стратегическими партнерами –  так считают эксперты. На сегодняшний день у страны появилась реальная возможность продвижения своих интересов на внешние рынки, привлечения инвестиций в сферу бизнеса, энергетику и горнодобывающую отрасль.        

 

Речь идет не только о стабильности в регионе, в обмен на которую соседние государства согласны вкладываться в нашу экономику. Политико-экономические отношения с Россией и Казахстаном вступили в ту фазу развития, когда взаимные интересы не только транслируются и закрепляются разнообразными меморандумами, договорами и соглашениями, но возникает необходимость разработки конкретных стратегических проектов и путей их осуществления. Примером тому послужили кыргызско-российские проекты строительства Камбар-Аты-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, казахстанские инвестиции в рамках открытия совместного фонда в поддержку отечественного бизнеса и проч. Отмечаемая активизация экономического сотрудничества Кыргызстана с соседями по региону – тенденция, безусловно, положительная. Каковы дальнейшие перспективы данного процесса, и что необходимо для укрепления партнерских внешнеполитических взаимоотношений – об этом в интервью POLIT.KGрассказали эксперты-политологи:            

 

Акылбек Салиев, директор Института стратегического анализа и прогноза: «Динамика включения Кыргызстана в обще-региональные процессы приобретает устойчивый характер» 

 

- Исходя из таких событий, как нынешний визит президента РК Назарбаева в Кыргызстан и переговоры правительственных делегаций России и КР в Чолпон-Ате 14-15 августа, можно ли проследить определенную тенденцию развития внешнеполитических отношений республики с этими странами? Есть ли какая-то устойчивая динамика, положительна ли она?

- Членство Казахстана в ТС по сути определяет общую тенденцию, которая наблюдается и будет наблюдаться в регионе в целом. Совершенно очевидно, что Узбекистан и Туркмения выпадают из этого процесса, но Кыргызстан и Таджикистан со временем станут полноценными участниками этого интеграционного проекта. Для Кыргызстана вторая половина текущего года стала определяющей в формировании ее позиции по отношению к Таможенному союзу, к РФ и РК. Надо полагать, что в августе 2012 года пройдена точка не возврата, и теперь КР будет целиком в орбите интеграционных процессов, которые двигаются Москвой и Астаной. Если только очередные революции в КР не приведут к "смене ее окраски", то можно полагать, что динамика включения Кыргызстана в обще-региональные процессы приобретет устойчивый характер. Общеизвестно, что сообща всегда легче преодолевать любые препятствия. Для нас всегда был неизбежен выбор: с кем?.. Так вот, с соседями и старыми друзьями лучше, чем с кем бы то ни было.

 

- Чем вызвана заинтересованность ближайших соседей Кыргызстана в том, чтобы республика вступила в Таможенный союз? Каковы перспективы?

- В том, чтобы Кыргызская Республика вступила в ТС заинтересованы не только ее соседи. Это выгодно и нам. Любая кооперация выгодна по определению. Перспективы этого процесса для КР не просты и  сильно зависят от политической воли руководителей государств-членов  ТС. Поэтому нашим лидерам нужно четко представлять эту ситуацию и максимально защищать свою страну.

 

- Сотрудничество в области энергетики, приток в Кыргызстан инвестиций со стороны Казахстана и РФ – возможен ли какой-то прогноз? Внешнеполитическое взаимодействие осуществляется на достаточном уровне для того, чтобы перейти к таким масштабным проектам?

- И Казахстан и Россия объективно заинтересованы в наших гидроэнергоресурсах. Владея 50% акций какой-либо большой ГЭС, РФ может получить больший рычаг влияния на регион, чем военная база в Канте или в Душанбе. Это в случае разночтений между странами региона. А в случае согласованной линии поведения стран Центральной Азии и РФ - выгодно всем. Сейчас настало время, когда Кыргызстану однозначно надо строить, достраивать гидрообъекты. Если РФ и Казахстан останутся в стороне от этого дела, то хуже будет им. Они в этом случае потеряют последние серьезные нити, связывающие их с Кыргызстаном. 

 

-  Можно ли сказать, что развитие экономики Кыргызстана выгодно его соседям с точки зрения поддержания стабильности в регионе - инвестиции в обмен на стабильность?

- Для любого государства, где есть разумные руководители, выгодно, когда у соседей все хорошо. Здесь работает не только формула - инвестиции в обмен на стабильность. На деле все страны региона взаимозависимы. Нужно всего лишь избавиться от гиперамбиций и жить по принципу кота Леопольда. Но так получается не всегда и тому примеры картина на нашей границе: колючая проволока, мины и т.п.

- Насколько активную позицию занимает республика в деле поддержания внешнеэкономических связей с соседями по региону, с РФ?

- В Кыргызстане во времена правления двух первых президентов были откровенные внешнеполитические шараханья. Хотя А.Акаев и говорил, что КР в своей внешней политике придерживается принципа "и, и", а не "или, или". То есть и США и РФ, а не или США или РФ, то сейчас многие утверждают о приоритетности турецкого вектора. Все это хорошо. Но на повседневную жизнь большинства населения КР любой даже суперакцент на турецком векторе не может оказать заметного влияния. Потому что это, во-первых, далеко, а самое главное - турецкое общество в общей массе не может быть для нас образцом для подражания, поскольку уровень образованности среднего кыргызстанца выше, чем среднего турка в Турции. Для Кыргызстана оптимально поддержание с сопредельными государствами добрососедских отношений. По поводу стран дальнего зарубежья мы также должны четко формулировать свои национальные интересы и стараться их обеспечивать. Политическая элита РФ в последнее десятилетие сделала акцент на усилении интеграционных проектов с Беларусью, странами Центрально-азиатского региона. Кыргызстану не удастся уйти в сторону от этих процессов. Да нам и не надо отказываться от участия в этих общих проектах. Сейчас важно большим чиновникам, которые разрабатывают форматы интеграции, думать не о своих личных интересах, а заботиться о будущем государства.

 

Сергей Масаулов, директор Центра перспективных исследований Кыргызстана: «Надо решиться на некоторые трудности, связанные с переходом в новое качество, чтобы обрести перспективу экономического развития»

 

- Сегодняшняя картина внешнеполитических шагов Кыргызстана свидетельствует о каком-то стабильном потеплении отношений с РФ и РК? Это уже сложившаяся тенденция?

- Первое: отношения всегда имеют несколько аспектов и соответственно этапов развития. Я полагаю, что все аспекты, связанные с прощупыванием возможных позиций, возможного изменения этих позиций, уже пройдены, это время закончилось, этап давно позади. Мы в развитии отношений с Россией перешли на следующий уровень, когда фактически в РФ принято решение выходить на, скажем так, дорогу договоренностей с существующим руководством страны. Это означает, что по всем основным вопросам, которые имелись, так или иначе какие-то соглашения достигнуты, причем в сторону прямого проектирования дальнейшего взаимодействия. Остается, пожалуй, согласовать только один вопрос – это мощность Камбар-Аты-1, ибо мощность 1800-1900 мегаватт, которую заказывает Кыргызстан – это слишком много с учетом позиций Узбекистана и проч. Россия же говорит о том, необходимо 850 мегаватт, соответственно плотина должна быть поменьше. Т.е. это договоренности уже такого экспертного технологического порядка. Существенно то, что обсуждаются вопросы действительного стратегического партнерства, мне так это представляется, и мы готовы перейти к реализации всего того, что говорилось в идеологическом смысле, как об экономическом взаимодействии, глобальном сотрудничестве и т.д. Это что касается России. Соответственно все другие векторы, которые, так или иначе, надо было учитывать, приобретают свою оценку в рамках существующей договоренности.

 

- В ситуации с Казахстаном многие наши проблемы – приграничные, экспортные и т.п. - связанны со вступлением Кыргызстана в ТС, все перечисленное действительно разрешимо в рамках данного экономического объединения?

- Да, разрешимо все, потому что в любом случае, мы находимся не в безвоздушном пространстве, так что взаимодействовать приходилось и раньше. По большому счету призыв Нурсултана Назарбаева больше работать, переходить от слов к делу, фактически означает, что Казахстан предлагает, несмотря на сложности вступления в Таможенный союз, перейти на этот путь и самостоятельно проработать механизм данного перехода. Потому что только в этом случае возникает возможность сохранения национального производства и через него сохранения экономических перспектив страны. Во всех других вариантах мы оказываемся логистическими придатками или еще чем-то таким. В общем, в любом случае Назарбаев вполне естественно трактовал наши национальные интересы как сотрудничество с Казахстаном и Россией.

 

- Останавливаясь подробнее на экономических связях с Казахстаном, какие перспективы здесь возможны в среднесрочном периоде?

- Вопрос, какого они качества и с каким знаком - эти перспективы. Не рассматривая гео-экономику, скажем, это возможность развития и, спустя несколько лет, появления перспектив с положительным знаком. Т.е. сохранение швейной промышленности, выход ее на внешние рынки, включение энергетики в транснациональный экономический процесс, создание не банальных криминальных условий для горнодобывающей отрасли, а более адекватных современным мировым требованиям, и, конечно, транспорт. Это все в той рамке, которая называется Таможенный союз, и открывающаяся со вступлением России в ВТО перспектива. Назарбаев не зря отметил, что эти возможности появляются в том случае, если работать, а не просто сидеть, изображая из себя национальную суверенную государственность, и подозревать, что все вокруг только и хотят подмять нас под себя и поживиться. Какие еще возможны варианты? Конечно, мы можем оказаться в орбите китайского вектора, но тогда это продолжение линии существования Кыргызстана, как перевалочного пункта для товаров, произведенных в Китае. Т.е. такая площадка, через которую они попадают на другие рынки. Можем ли мы оказаться в рамках какого-то западного влияния – думаю, вряд ли, это иллюзии. А вот Сунитско-исламский вариант вполне возможен. И вот тогда у нас перспективы совершенно понятные, это видно потому, что сейчас делается в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Исходя из этого, если брать с точки зрения национальных интересов, надо решиться на некоторые трудности, некоторые проблемы, связанные с переходом в новое качество, но, тем не менее, обрести перспективу экономического развития. А иначе сохранятся только условия некой вечной болтанки, в которой обитают люди, желающие жить лучше.

 

- Будут ли достигнутые соглашения сохраняться с приходом нового правительства? Они уже достаточно устойчивы или с приходом «новых людей» стоит ожидать смены внешнеполитического курса?

- Если брать не внешнюю форму, а суть, все соглашения какими были, такими и остались, работают и продолжают соблюдаться. В этом плане никаких отступлений и раньше не было. Была одна проблема – вяловатая позиция России по отношению к Средней Азии и к нам в частности. Сейчас это положение вещей изменилось, существовавшая точка зрения РФ переросла в позицию, возникли цели по отношению к нам. Соответственно происходит активизация этого вектора. А подспудно он всегда присутствовал. Все остальные разговоры, пантюркистские и проч. – это только разговоры, связанные больше с культурой, они имели место, будут и впредь. Но делать нужно то, что представляется объективным. А объективен как раз этот вектор – Россия и Казахстан, что в принципе можно отнести и к Узбекистану.

 

- То есть нынешнее политическое сближение - это взаимное желание сторон?

- Да, это взаимный шаг. Какие-то детали будут меняться с приходом тех или иных руководителей, могут меняться акценты, но в принципе общий вектор как был,  так и остается. Тут ведь другого выбора нет: либо мы включаемся в это большое экономическое пространство, либо будем дальше болтаться и сообщать друг другу разные мифы, которые не собираемся реализовывать.  

Ну а для успешной реализации экономических проектов Кыргызстану, говоря уже не о внешней, а о внутренней политике, сегодня необходимо только несколько принципиальных реформ. Тамерлан Ибраимов, директор Центра политико-правовых исследований:  

 - Я убежден, что главной задачей должно стать создание некоррумпированной управленческой системы. Не увеличение ВВП или привлечение инвестиций, как самоцель, ни создание благоприятного имиджа Кыргызстана за рубежом – это все очень важно, но вторично. Мы часто слышим о том, что, мол, давайте приходите, вкладывайтесь в наши заводы, в нашу экономику, но это глупо и смешно на фоне таких событий, как, например, национализация. К чему она привела мы знаем – ни один национализированный объект не работает эффективно, постоянно вьется вокруг этого объекта какая-то группа чиновников, имеющая с него доход. Или когда местные элиты не подчиняются центральной власти и рассматривают те же горнодобывающие проекты, как объекты для мелкого шантажа. Поэтому я думаю, что основополагающим должен стать ряд мер по созданию новой управленческой системы.

 

Корреспонденты POLIT.KG

 


Версия для печати   |   Просмотров: 2471   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная