POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Понедельник, 19 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Какими должны быть внешнеполитические приоритеты Кыргызстана?

29.08.2012 19:46 - Polit.kg
Соглашения Кыргызстана с Россией и Казахстаном, достигнутые в ходе саммита Совета тюркоязычных стран и ряда двусторонних встреч, свидетельствуют о планомерном развитии внешнеполитических отношений и являют собой новый виток экономического сотрудничества республики со своими стратегическими партнерами –  так считают эксперты. На сегодняшний день у страны появилась реальная возможность продвижения своих интересов на внешние рынки, привлечения инвестиций в сферу бизнеса, энергетику и горнодобывающую отрасль.        

 

Речь идет не только о стабильности в регионе, в обмен на которую соседние государства согласны вкладываться в нашу экономику. Политико-экономические отношения с Россией и Казахстаном вступили в ту фазу развития, когда взаимные интересы не только транслируются и закрепляются разнообразными меморандумами, договорами и соглашениями, но возникает необходимость разработки конкретных стратегических проектов и путей их осуществления. Примером тому послужили кыргызско-российские проекты строительства Камбар-Аты-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, казахстанские инвестиции в рамках открытия совместного фонда в поддержку отечественного бизнеса и проч. Отмечаемая активизация экономического сотрудничества Кыргызстана с соседями по региону – тенденция, безусловно, положительная. Каковы дальнейшие перспективы данного процесса, и что необходимо для укрепления партнерских внешнеполитических взаимоотношений – об этом в интервью POLIT.KGрассказали эксперты-политологи:            

 

Акылбек Салиев, директор Института стратегического анализа и прогноза: «Динамика включения Кыргызстана в обще-региональные процессы приобретает устойчивый характер» 

 

- Исходя из таких событий, как нынешний визит президента РК Назарбаева в Кыргызстан и переговоры правительственных делегаций России и КР в Чолпон-Ате 14-15 августа, можно ли проследить определенную тенденцию развития внешнеполитических отношений республики с этими странами? Есть ли какая-то устойчивая динамика, положительна ли она?

- Членство Казахстана в ТС по сути определяет общую тенденцию, которая наблюдается и будет наблюдаться в регионе в целом. Совершенно очевидно, что Узбекистан и Туркмения выпадают из этого процесса, но Кыргызстан и Таджикистан со временем станут полноценными участниками этого интеграционного проекта. Для Кыргызстана вторая половина текущего года стала определяющей в формировании ее позиции по отношению к Таможенному союзу, к РФ и РК. Надо полагать, что в августе 2012 года пройдена точка не возврата, и теперь КР будет целиком в орбите интеграционных процессов, которые двигаются Москвой и Астаной. Если только очередные революции в КР не приведут к "смене ее окраски", то можно полагать, что динамика включения Кыргызстана в обще-региональные процессы приобретет устойчивый характер. Общеизвестно, что сообща всегда легче преодолевать любые препятствия. Для нас всегда был неизбежен выбор: с кем?.. Так вот, с соседями и старыми друзьями лучше, чем с кем бы то ни было.

 

- Чем вызвана заинтересованность ближайших соседей Кыргызстана в том, чтобы республика вступила в Таможенный союз? Каковы перспективы?

- В том, чтобы Кыргызская Республика вступила в ТС заинтересованы не только ее соседи. Это выгодно и нам. Любая кооперация выгодна по определению. Перспективы этого процесса для КР не просты и  сильно зависят от политической воли руководителей государств-членов  ТС. Поэтому нашим лидерам нужно четко представлять эту ситуацию и максимально защищать свою страну.

 

- Сотрудничество в области энергетики, приток в Кыргызстан инвестиций со стороны Казахстана и РФ – возможен ли какой-то прогноз? Внешнеполитическое взаимодействие осуществляется на достаточном уровне для того, чтобы перейти к таким масштабным проектам?

- И Казахстан и Россия объективно заинтересованы в наших гидроэнергоресурсах. Владея 50% акций какой-либо большой ГЭС, РФ может получить больший рычаг влияния на регион, чем военная база в Канте или в Душанбе. Это в случае разночтений между странами региона. А в случае согласованной линии поведения стран Центральной Азии и РФ - выгодно всем. Сейчас настало время, когда Кыргызстану однозначно надо строить, достраивать гидрообъекты. Если РФ и Казахстан останутся в стороне от этого дела, то хуже будет им. Они в этом случае потеряют последние серьезные нити, связывающие их с Кыргызстаном. 

 

-  Можно ли сказать, что развитие экономики Кыргызстана выгодно его соседям с точки зрения поддержания стабильности в регионе - инвестиции в обмен на стабильность?

- Для любого государства, где есть разумные руководители, выгодно, когда у соседей все хорошо. Здесь работает не только формула - инвестиции в обмен на стабильность. На деле все страны региона взаимозависимы. Нужно всего лишь избавиться от гиперамбиций и жить по принципу кота Леопольда. Но так получается не всегда и тому примеры картина на нашей границе: колючая проволока, мины и т.п.

- Насколько активную позицию занимает республика в деле поддержания внешнеэкономических связей с соседями по региону, с РФ?

- В Кыргызстане во времена правления двух первых президентов были откровенные внешнеполитические шараханья. Хотя А.Акаев и говорил, что КР в своей внешней политике придерживается принципа "и, и", а не "или, или". То есть и США и РФ, а не или США или РФ, то сейчас многие утверждают о приоритетности турецкого вектора. Все это хорошо. Но на повседневную жизнь большинства населения КР любой даже суперакцент на турецком векторе не может оказать заметного влияния. Потому что это, во-первых, далеко, а самое главное - турецкое общество в общей массе не может быть для нас образцом для подражания, поскольку уровень образованности среднего кыргызстанца выше, чем среднего турка в Турции. Для Кыргызстана оптимально поддержание с сопредельными государствами добрососедских отношений. По поводу стран дальнего зарубежья мы также должны четко формулировать свои национальные интересы и стараться их обеспечивать. Политическая элита РФ в последнее десятилетие сделала акцент на усилении интеграционных проектов с Беларусью, странами Центрально-азиатского региона. Кыргызстану не удастся уйти в сторону от этих процессов. Да нам и не надо отказываться от участия в этих общих проектах. Сейчас важно большим чиновникам, которые разрабатывают форматы интеграции, думать не о своих личных интересах, а заботиться о будущем государства.

 

Сергей Масаулов, директор Центра перспективных исследований Кыргызстана: «Надо решиться на некоторые трудности, связанные с переходом в новое качество, чтобы обрести перспективу экономического развития»

 

- Сегодняшняя картина внешнеполитических шагов Кыргызстана свидетельствует о каком-то стабильном потеплении отношений с РФ и РК? Это уже сложившаяся тенденция?

- Первое: отношения всегда имеют несколько аспектов и соответственно этапов развития. Я полагаю, что все аспекты, связанные с прощупыванием возможных позиций, возможного изменения этих позиций, уже пройдены, это время закончилось, этап давно позади. Мы в развитии отношений с Россией перешли на следующий уровень, когда фактически в РФ принято решение выходить на, скажем так, дорогу договоренностей с существующим руководством страны. Это означает, что по всем основным вопросам, которые имелись, так или иначе какие-то соглашения достигнуты, причем в сторону прямого проектирования дальнейшего взаимодействия. Остается, пожалуй, согласовать только один вопрос – это мощность Камбар-Аты-1, ибо мощность 1800-1900 мегаватт, которую заказывает Кыргызстан – это слишком много с учетом позиций Узбекистана и проч. Россия же говорит о том, необходимо 850 мегаватт, соответственно плотина должна быть поменьше. Т.е. это договоренности уже такого экспертного технологического порядка. Существенно то, что обсуждаются вопросы действительного стратегического партнерства, мне так это представляется, и мы готовы перейти к реализации всего того, что говорилось в идеологическом смысле, как об экономическом взаимодействии, глобальном сотрудничестве и т.д. Это что касается России. Соответственно все другие векторы, которые, так или иначе, надо было учитывать, приобретают свою оценку в рамках существующей договоренности.

 

- В ситуации с Казахстаном многие наши проблемы – приграничные, экспортные и т.п. - связанны со вступлением Кыргызстана в ТС, все перечисленное действительно разрешимо в рамках данного экономического объединения?

- Да, разрешимо все, потому что в любом случае, мы находимся не в безвоздушном пространстве, так что взаимодействовать приходилось и раньше. По большому счету призыв Нурсултана Назарбаева больше работать, переходить от слов к делу, фактически означает, что Казахстан предлагает, несмотря на сложности вступления в Таможенный союз, перейти на этот путь и самостоятельно проработать механизм данного перехода. Потому что только в этом случае возникает возможность сохранения национального производства и через него сохранения экономических перспектив страны. Во всех других вариантах мы оказываемся логистическими придатками или еще чем-то таким. В общем, в любом случае Назарбаев вполне естественно трактовал наши национальные интересы как сотрудничество с Казахстаном и Россией.

 

- Останавливаясь подробнее на экономических связях с Казахстаном, какие перспективы здесь возможны в среднесрочном периоде?

- Вопрос, какого они качества и с каким знаком - эти перспективы. Не рассматривая гео-экономику, скажем, это возможность развития и, спустя несколько лет, появления перспектив с положительным знаком. Т.е. сохранение швейной промышленности, выход ее на внешние рынки, включение энергетики в транснациональный экономический процесс, создание не банальных криминальных условий для горнодобывающей отрасли, а более адекватных современным мировым требованиям, и, конечно, транспорт. Это все в той рамке, которая называется Таможенный союз, и открывающаяся со вступлением России в ВТО перспектива. Назарбаев не зря отметил, что эти возможности появляются в том случае, если работать, а не просто сидеть, изображая из себя национальную суверенную государственность, и подозревать, что все вокруг только и хотят подмять нас под себя и поживиться. Какие еще возможны варианты? Конечно, мы можем оказаться в орбите китайского вектора, но тогда это продолжение линии существования Кыргызстана, как перевалочного пункта для товаров, произведенных в Китае. Т.е. такая площадка, через которую они попадают на другие рынки. Можем ли мы оказаться в рамках какого-то западного влияния – думаю, вряд ли, это иллюзии. А вот Сунитско-исламский вариант вполне возможен. И вот тогда у нас перспективы совершенно понятные, это видно потому, что сейчас делается в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Исходя из этого, если брать с точки зрения национальных интересов, надо решиться на некоторые трудности, некоторые проблемы, связанные с переходом в новое качество, но, тем не менее, обрести перспективу экономического развития. А иначе сохранятся только условия некой вечной болтанки, в которой обитают люди, желающие жить лучше.

 

- Будут ли достигнутые соглашения сохраняться с приходом нового правительства? Они уже достаточно устойчивы или с приходом «новых людей» стоит ожидать смены внешнеполитического курса?

- Если брать не внешнюю форму, а суть, все соглашения какими были, такими и остались, работают и продолжают соблюдаться. В этом плане никаких отступлений и раньше не было. Была одна проблема – вяловатая позиция России по отношению к Средней Азии и к нам в частности. Сейчас это положение вещей изменилось, существовавшая точка зрения РФ переросла в позицию, возникли цели по отношению к нам. Соответственно происходит активизация этого вектора. А подспудно он всегда присутствовал. Все остальные разговоры, пантюркистские и проч. – это только разговоры, связанные больше с культурой, они имели место, будут и впредь. Но делать нужно то, что представляется объективным. А объективен как раз этот вектор – Россия и Казахстан, что в принципе можно отнести и к Узбекистану.

 

- То есть нынешнее политическое сближение - это взаимное желание сторон?

- Да, это взаимный шаг. Какие-то детали будут меняться с приходом тех или иных руководителей, могут меняться акценты, но в принципе общий вектор как был,  так и остается. Тут ведь другого выбора нет: либо мы включаемся в это большое экономическое пространство, либо будем дальше болтаться и сообщать друг другу разные мифы, которые не собираемся реализовывать.  

Ну а для успешной реализации экономических проектов Кыргызстану, говоря уже не о внешней, а о внутренней политике, сегодня необходимо только несколько принципиальных реформ. Тамерлан Ибраимов, директор Центра политико-правовых исследований:  

 - Я убежден, что главной задачей должно стать создание некоррумпированной управленческой системы. Не увеличение ВВП или привлечение инвестиций, как самоцель, ни создание благоприятного имиджа Кыргызстана за рубежом – это все очень важно, но вторично. Мы часто слышим о том, что, мол, давайте приходите, вкладывайтесь в наши заводы, в нашу экономику, но это глупо и смешно на фоне таких событий, как, например, национализация. К чему она привела мы знаем – ни один национализированный объект не работает эффективно, постоянно вьется вокруг этого объекта какая-то группа чиновников, имеющая с него доход. Или когда местные элиты не подчиняются центральной власти и рассматривают те же горнодобывающие проекты, как объекты для мелкого шантажа. Поэтому я думаю, что основополагающим должен стать ряд мер по созданию новой управленческой системы.

 

Корреспонденты POLIT.KG

 


Версия для печати   |   Просмотров: 2416   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная