POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Почему «фундаментальный» ислам выигрывает сражение за души людей у традиционных религий?

28.09.2012 14:11 - Polit.kg
В последнее время многих тревожит распространение т.н. экстремистских религиозных учений, прежде всего фундаменталистского ислама. Увеличение количества их последователей видно как невооруженным взглядом на улицах наших городов, так и по новостным сводкам, регулярно сообщающим нам о взрывах и перестрелках в наших еще так недавно спокойных городах.

А ведь «фундаментальный» ислам не имеет исторических корней в казахской степи. Почему же он так легко сейчас забирает паству у своих «конкурентов», в том числе традиционного для Казахстана суннизма ханафитского мазхаба?

На мой взгляд, рост религиозности общества вообще не является чем-то неизбежным. В нашем обществе этот наблюдающийся рост происходит, прежде всего, из-за морального и идейного вакуума, образовавшегося после идеологического краха и распада СССР. Любая идеология конкурирует с религией в борьбе за сердца людей. Глубоко верующий человек не может быть, например, убежденным коммунистом (и наоборот). То есть сейчас религия просто заполняет пустоту в душах людей.

Человек устроен так, что ему надо во что-то верить. Если он уже не может верить в коммунизм и отказывается верить в деньги (как это, например, делают наши правители), он приходит в религию.

И что он видит в в мечетях, подведомственных ДУМК, нашему «официальному» религиозному органу? Не самых грамотных людей, умеющих прочесть арабский текст, не особо вникая в его смысл, и выучивших наизусть определенное количество молитв. При этом они сами часто не делают того, о чем проповедуют.

Они говорят: «Материальные блага – прах и тлен, даже ниточку из этого мира вы не сможете взять в иной мир, мир настоящий». А сами строят особняки в нескольких уровнях и берут деньги за любое действие, даже за чтение молитвы по усопшему. Мулла может читать Коран в ресторане, где на столах рядами стоят спиртные напитки, хотя употребление алкоголя запретно для мусульман. Не зря у казахов есть пословица: молданын жасаганын iстеме, айтканын iсте.

На мой взгляд, сила «салафитов», позволяющая им увеличивать число сторонников, не в том, что они отрицают мазхабы, или в каких-то иных тонкостях богословия, а в том, что их слова (особенно по сравнению с «официальными» муллами) не расходятся с делами. Запрещено Кораном спиртное – и они не пьют. Запрещено давать деньги в рост (под проценты) – и они не делают этого. Более того, сказано в Коране о помощи мусульман друг другу – и они реально помогают (или хотя бы стараются помочь). Например, в трудоустройстве – подтягивают своих.

Какой-нибудь простой бывший аульский парень толкает тележку на базаре, или кладет кирпичи на строительстве будущего элитного жилого комплекса, а сам при этом живет в съемной комнате 2 на 3 метра со всей семьей. Он понимает, что НЕ ТОЛЬКО ОН САМ, НО И ЕГО ДЕТИ НИКОГДА НЕ СМОГУТ ЖИТЬ В ТАКОМ ЖИЛЬЕ, разве только временно - в качестве охранника, уборщицы или проститутки.

И вот где-нибудь – на базаре или просто на улице – к нему подходят люди (или он подходит к ним), которые одеты так же, как и он, едят такую же простую пищу и не стараются показать свое превосходство, как наши мажоры или чиновники. Они говорят: «Брат, вся эта роскошь, которую ты видишь – ничего не стоящая мишура. Есть другие ценности, они намного более важны для тебя. Нельзя лгать, воровать, обманывать и унижать людей. А те, кто это делает сейчас, в том числе твои жадные работодатели – будут сурово наказаны за это».

Не имея возможности добиться реального «успеха» в жизни в его современном понимании (а для значительной части наших соотечественников это практически недостижимо), люди идут туда, где эти самые недостижимые для них цели становятся не только не важны – более того, предосудительны.

Один мой бывший сослуживец раньше вел достаточно беспорядочный образ жизни. Работал то там, то сям, пьянствовал, гулял направо и налево. Сейчас он как принято говорить, «ударился» в ислам, его «братья по вере» помогли ему открыть небольшой бизнес, он построил дом, женился и, хотя не разбогател, но зато живет в бОльшем ладу с самим собой, чем прежде. При этом дает работу другим обращенным. В свое время помогли ему – теперь он помогает другим. Вот так это и работает.

Можете Вы представить муллу, который бы стал помогать своему прихожанину открыть свой бизнес, в том числе и деньгами? Я – нет (не видел таких).

Распространению новых для нас религиозных течений способствует и разрушение традиций в нашем обществе. Следовать традиции в религии будет тот человек, который следует традиции во всем остальном. Т.е. человек традиционного («традиционалистического») общества. Которому совсем не нужно знать, как другие люди называют его обычаи и веру. Он делает что-то и верит во что-то только потому, что так поступали его отцы, деды и прадеды.

В нашем обществе генерально такая связь поколений была нарушена после революции. Уже наши отцы (а у более молодых и деды) не жили в юртах, не пасли скот и (многие) пили водку. В мечеть ходили единицы, в основном пенсионеры.

Второй слом уже новых, «советизированных» традиций и очередной мировоззренческий разрыв поколений произошел совсем недавно – после распада СССР. Опыт старших поколений был в очередной раз отброшен – за ненадобностью. Так о какой преемственности, в том числе в религии, может сейчас идти речь?!

В современных условиях глобализации традиционным (для нашего региона) религиям – тому самому ханафитскому мазхабу и православию – приходится конкурировать с множеством других вероучений. И, как показывает жизнь, они эту конкуренцию проигрывают.

Проигрывают во-первых, потому, что проповедники «традиционных» религий – не преданные делу веры сподвижники, а прежде всего люди, чье назначение было согласовано с Ак ордой, при этом главным критерием являлась не грамотность, образованность и убежденность, а лояльность власти. Все мы знаем, кто такой Дербесали и откуда он взялся. По сути, «официальные» муллы и батюшки – часто те же чиновники, только по «духовной» линии. А во-вторых, и в-главных, они проигрывают эту конкуренцию потому, (повторюсь), что их слова расходятся с их делами. Думается, во многом вторая причина является следствием первой.

 PS. Собственно, по аналогичным причинам многие казахстанцы не верят и чиновникам, начиная с «первых лиц».

С уважением,

Даулет Жумабеков

Казахстан

Версия для печати   |   Просмотров: 2529   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная