POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 23 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Почему «фундаментальный» ислам выигрывает сражение за души людей у традиционных религий?

28.09.2012 14:11 - Polit.kg
В последнее время многих тревожит распространение т.н. экстремистских религиозных учений, прежде всего фундаменталистского ислама. Увеличение количества их последователей видно как невооруженным взглядом на улицах наших городов, так и по новостным сводкам, регулярно сообщающим нам о взрывах и перестрелках в наших еще так недавно спокойных городах.

А ведь «фундаментальный» ислам не имеет исторических корней в казахской степи. Почему же он так легко сейчас забирает паству у своих «конкурентов», в том числе традиционного для Казахстана суннизма ханафитского мазхаба?

На мой взгляд, рост религиозности общества вообще не является чем-то неизбежным. В нашем обществе этот наблюдающийся рост происходит, прежде всего, из-за морального и идейного вакуума, образовавшегося после идеологического краха и распада СССР. Любая идеология конкурирует с религией в борьбе за сердца людей. Глубоко верующий человек не может быть, например, убежденным коммунистом (и наоборот). То есть сейчас религия просто заполняет пустоту в душах людей.

Человек устроен так, что ему надо во что-то верить. Если он уже не может верить в коммунизм и отказывается верить в деньги (как это, например, делают наши правители), он приходит в религию.

И что он видит в в мечетях, подведомственных ДУМК, нашему «официальному» религиозному органу? Не самых грамотных людей, умеющих прочесть арабский текст, не особо вникая в его смысл, и выучивших наизусть определенное количество молитв. При этом они сами часто не делают того, о чем проповедуют.

Они говорят: «Материальные блага – прах и тлен, даже ниточку из этого мира вы не сможете взять в иной мир, мир настоящий». А сами строят особняки в нескольких уровнях и берут деньги за любое действие, даже за чтение молитвы по усопшему. Мулла может читать Коран в ресторане, где на столах рядами стоят спиртные напитки, хотя употребление алкоголя запретно для мусульман. Не зря у казахов есть пословица: молданын жасаганын iстеме, айтканын iсте.

На мой взгляд, сила «салафитов», позволяющая им увеличивать число сторонников, не в том, что они отрицают мазхабы, или в каких-то иных тонкостях богословия, а в том, что их слова (особенно по сравнению с «официальными» муллами) не расходятся с делами. Запрещено Кораном спиртное – и они не пьют. Запрещено давать деньги в рост (под проценты) – и они не делают этого. Более того, сказано в Коране о помощи мусульман друг другу – и они реально помогают (или хотя бы стараются помочь). Например, в трудоустройстве – подтягивают своих.

Какой-нибудь простой бывший аульский парень толкает тележку на базаре, или кладет кирпичи на строительстве будущего элитного жилого комплекса, а сам при этом живет в съемной комнате 2 на 3 метра со всей семьей. Он понимает, что НЕ ТОЛЬКО ОН САМ, НО И ЕГО ДЕТИ НИКОГДА НЕ СМОГУТ ЖИТЬ В ТАКОМ ЖИЛЬЕ, разве только временно - в качестве охранника, уборщицы или проститутки.

И вот где-нибудь – на базаре или просто на улице – к нему подходят люди (или он подходит к ним), которые одеты так же, как и он, едят такую же простую пищу и не стараются показать свое превосходство, как наши мажоры или чиновники. Они говорят: «Брат, вся эта роскошь, которую ты видишь – ничего не стоящая мишура. Есть другие ценности, они намного более важны для тебя. Нельзя лгать, воровать, обманывать и унижать людей. А те, кто это делает сейчас, в том числе твои жадные работодатели – будут сурово наказаны за это».

Не имея возможности добиться реального «успеха» в жизни в его современном понимании (а для значительной части наших соотечественников это практически недостижимо), люди идут туда, где эти самые недостижимые для них цели становятся не только не важны – более того, предосудительны.

Один мой бывший сослуживец раньше вел достаточно беспорядочный образ жизни. Работал то там, то сям, пьянствовал, гулял направо и налево. Сейчас он как принято говорить, «ударился» в ислам, его «братья по вере» помогли ему открыть небольшой бизнес, он построил дом, женился и, хотя не разбогател, но зато живет в бОльшем ладу с самим собой, чем прежде. При этом дает работу другим обращенным. В свое время помогли ему – теперь он помогает другим. Вот так это и работает.

Можете Вы представить муллу, который бы стал помогать своему прихожанину открыть свой бизнес, в том числе и деньгами? Я – нет (не видел таких).

Распространению новых для нас религиозных течений способствует и разрушение традиций в нашем обществе. Следовать традиции в религии будет тот человек, который следует традиции во всем остальном. Т.е. человек традиционного («традиционалистического») общества. Которому совсем не нужно знать, как другие люди называют его обычаи и веру. Он делает что-то и верит во что-то только потому, что так поступали его отцы, деды и прадеды.

В нашем обществе генерально такая связь поколений была нарушена после революции. Уже наши отцы (а у более молодых и деды) не жили в юртах, не пасли скот и (многие) пили водку. В мечеть ходили единицы, в основном пенсионеры.

Второй слом уже новых, «советизированных» традиций и очередной мировоззренческий разрыв поколений произошел совсем недавно – после распада СССР. Опыт старших поколений был в очередной раз отброшен – за ненадобностью. Так о какой преемственности, в том числе в религии, может сейчас идти речь?!

В современных условиях глобализации традиционным (для нашего региона) религиям – тому самому ханафитскому мазхабу и православию – приходится конкурировать с множеством других вероучений. И, как показывает жизнь, они эту конкуренцию проигрывают.

Проигрывают во-первых, потому, что проповедники «традиционных» религий – не преданные делу веры сподвижники, а прежде всего люди, чье назначение было согласовано с Ак ордой, при этом главным критерием являлась не грамотность, образованность и убежденность, а лояльность власти. Все мы знаем, кто такой Дербесали и откуда он взялся. По сути, «официальные» муллы и батюшки – часто те же чиновники, только по «духовной» линии. А во-вторых, и в-главных, они проигрывают эту конкуренцию потому, (повторюсь), что их слова расходятся с их делами. Думается, во многом вторая причина является следствием первой.

 PS. Собственно, по аналогичным причинам многие казахстанцы не верят и чиновникам, начиная с «первых лиц».

С уважением,

Даулет Жумабеков

Казахстан

Версия для печати   |   Просмотров: 2590   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная