POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 13 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Об истинной вере и суеверии, нравственности и традициях

08.01.2013 19:28 - Polit.kg
Об истинной вере и суеверии, нравственности  и традициях

В последнее время в СМИ, особенно в т.н. «либеральных», регулярно попадаются нападки на религию. Особо они активизировались во время рассмотрения дела «Pussy Riot». У нас в Казахстане, конечно, своя специфика (в частности, ислам как собственное вероисповедание называет большее количество людей, чем православие), но отголоски российских «баталий» докатываются и до нас.

Когда я недавно высказал (не свою) мысль о том, что религиозность является естественным сдерживающим фактором против разрушения традиционной морали, то в обсуждении многие стали писать о том, что я, дескать, обвинил атеистов в аморальности.

На самом деле я, прежде всего, имел в виду то, что традиционная мораль в обществе исторически основана, как правило, именно на религии. Например, традиционная мораль Америки и Европы – на религии христианской. Декалог Моисея и Нагорная проповедь лежат в основе как протестантской в своей основе морали американского общества, так и Кодекса строителя коммунизма, и той самой морали, которая была принята в обществе советском. Коммунисты, правда, одно время пытались отвергать традиционную мораль (вспомним, например, теорию «стакана воды» и иные «эксперименты»), но быстро поняли, что это опасно.

 

Что касается, например, отношения к чужому имуществу, воровству и многим другим вопросам, исламская мораль с христианской полностью совпадают. И истинно верующие люди стараются соблюдать нормы традиционной морали – как правила, установленные свыше.

И вот перед Новым годом в одной республиканской газете мне попалась подборка интервью на тему религии. Общее название было «Почему в нашей жизни все больше религии и все меньше духовности?» или что-то вроде этого. Известным и не очень людям корреспондентами был задан этот вопрос, но внятного ответа я так и не увидел. Между тем, на мой взгляд, все объясняется очень просто.

Чтобы понять этот кажущийся парадокс, достаточно вспомнить отгрохотавшую десятками миллионов петард, отгремевшую миллионами тазиков  с оливье и отхлопавшую миллионами бутылок из-под шампанского встречу этого самого Нового года. Несколько дней вся страна заготавливала продукты и спиртное, нарезала кубиками колбасу, яйца и вареные овощи, а затем еще несколько дней поглощала заготовленное, запивая его изрядным количеством алкоголя. Собственно, этот процесс, новое дыхание которому придало Православное Рождество, еще продолжается.

Между тем с 28 ноября 2012 г. и по 7 января 2013 года, в течение 40 дней продолжался православный Рождественский пост, в течение которого, в частности, запрещено есть мясные продукты. Вот как православная церковь говорит о том, чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен, не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без всякого масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей (растительное масло).

То есть 31 декабря прошлого года, которое пришлось как раз на понедельник, для православных были запрещены не только оливье, курочка гриль, колбаска и свиная отбивная, но и икорка, заливная рыба и селедка под шубой. При этом смысл религиозного поста – не сама по себе диета, а, говоря словами церкви, обновление духовного единения с Богом и приготовление к празднованию Рождества Христова.

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

Что касается ислама, то запрет на употребление спиртного (и не только в праздники, но ежедневно!) прямо прописан в главной священной книге мусульман – Коране. В исламе используется лунный календарь, и даты праздников устанавливаются по нему. 31 декабря или 1 января по календарю солнечному не относятся к праздникам по определению.

То есть, участие в праздновании Нового года в той форме, как это принято у нас, является  грехом - как в исламе, так и в православии.

Если обратиться к статистике, то по итогам переписи населения 2009 года в Казахстане исповедуют ислам более 11 миллионов человек или 70,2 % от общей численности населения, христианство более 4 миллионов (26,2 %). Неверующими назвались лишь 2,8 % (450,5 тыс. человек).

Конечно, можно допустить, что итоги государственной переписи не соответствуют действительности. Возьмем итоги более-менее независимого исследования, проведенного в 2002 г. Институтом сравнительных социальных исследований «ЦЕССИ-Казахстан». В опросе приняли участие 1120 казахстанцев. Распределение ответов на вопрос о том, «К какому религиозному направлению вы себя относите?» дало следующую картину: 33,4% выбрали ислам, 35,4% - православие, 2,4% - католицизм, 0,8% -протестантизм, а 0,2% - нетрадиционные религиозные направления. Остальные участники опроса затруднились ответить или же указали какие-то иные конфессиональные направления.

Таким образом, по итогам опроса православные вместе с мусульманами составили около 70% граждан страны. Можно ли сказать, что Новый год в стране празднует только треть казахстанцев? Думаю, тот, кто хоть раз был свидетелем праздничной «петардной канонады», вряд ли этому поверит.

Получается, что большую часть наших «верующих», т.е. людей, считающих себя как мусульманами, так и православными, нельзя назвать истинно верующими людьми. Собственно, мне это всегда было ясно. И всегда вызывало некоторое недоумение, когда неслабо (если можно так выразиться) пьющие люди вдруг начинали держать оразу. А по окончании поста тут же «развязывали» и со спиртным. Или когда люди, считающие себя «православными» вместо заботы о спасении души предаются праздности и порокам. Просто празднование Нового года показывает этот факт особенно наглядно.

По поводу имамов (или батюшек), зараженных жаждой стяжательства, я уже писал. С моей точки зрения, это результат влияния неолиберальной идеологии общества потребления на служителей культа, которые сами по себе всего лишь люди. Я не считаю таких людей религиозными вообще. По сути, они просто чиновники от религии. И так же, как светские чиновники, говоря, о государстве, думают о своем кармане, так и они ставят свой карман выше Бога. Это - ПСЕВДОрелигиозные люди. И любой теолог подтвердит Вам это.

Точно так же не являются подлинно религиозными людьми те, кто, стоя со свечками в церкви на всенощной, в остальное время разворовывают государственные средства и жертвуют на нужды храма часть наворованного. Можно ли считать верующим человека, укравшего миллионы, и затем построившего на часть украденных средств у себя на родине мечеть или церковь? Вопрос риторический. Для верующего человека Бог всевидящ, если он говорит : «Не воруй!», то подачками Его не обманешь, глаза Ему не замажешь. Любой подлинно верующий человек Вам скажет, что религиозность – она прежде всего в душе человека, а не в количестве постов или ношении нательного креста, и тем более не в сумме пожертвованных денег.

Собственно, в этом и заключается, на мой взгляд, ответ на вопрос, которым задалась редакция газеты. В нашей жизни все больше не религии – а ПСЕВДОрелигиозности. Никакого роста духовности в этих условиях ожидать не приходится.

При этом те, кто называет себя атеистами, часто ничуть не лучше (в смысле, отнюдь не отличаются бОльшей последовательностью). Просто место Бога и ангелов у многих из них занимают пришельцы, индейцы майя или «некая высшая разумная сила» (последняя, вообще, кстати, довольно популярна среди «креативно мыслящих» противников традиционных религий. Когда же пытаешься выяснить – что же это за сила, в чем она проявляется, где обитает и в чем ее отличие от Бога, Иеговы и Аллаха авраамических религий – ответа получить не удается. Не дают, понимаешь, ответа, как та самая птица-тройка ))). Хочется сказать таким людям: Уважаемые, атеист не может верить гадалкам, а также в фен-шуй, переселение душ, приметы, барабашек и тому подобные вещи по определению!

Впрочем, в них также не должны верить и те люди, которые называют себя мусульманами или православными. Пути Бога (Аллаха) неисповедимы – так как же можно верить, что эти пути откроются невежественной гадалке? В Его указания не входят советы о том, где должно висеть зеркало, и где должна стоять кровать. Покинувшие этот мир праведники попадают в Рай, а грешников ждет наказание, и никакого бесконечного прыгания из одного тела в другое в авраамических религиях не предусмотрено.

Но наши люди умудряются прекрасно все это совмещать. Ставя свечку в церкви или держа оразу – мы верующие. Расставляя мебель по фен-шую – язычники. Празднуя Новый год – атеисты. Думается, ту кашу, которая намешана в головах большинства наших сограждан, можно определить одним емким словом – суеверие. По Далю, суеверие, суеверство - ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знаменья. «Смешивая» ислам, православие или атеизм с верой в приметы и фен-шуй, мы как раз и демонстрируем, что ни вера, ни атеизм наши не истинные, все это – лишь внешний облик, маска, скрывающее то самое суеверие.

Естественно, мне попадались и последовательные атеисты. Но их число, так же, как и число истинно верующих, довольно невелико.

Как отличить истинно верующих от псевдоверующих (суеверных)? На мой взгляд, очень просто. У истинно верующих, поступки не расходятся с тем, что предписывает религия. Все подлинно религиозные люди, которых я встречал, жили по моральным нормам, проповедуемым религией. И именно поэтому подлинная религиозность препятствует «размыванию» традиционной морали, как я об этом и писал.

Чтобы еще прояснить свою позицию, повторю, что я против пришедшей к нам с Запада пропаганды агрессивного неолиберального атеизма, такой, например, как пляски в церкви группы «Pussy Riot» или спиливание православных крестов полуголыми украинскими феминистками. Таких людей я, действительно, считаю аморальными даже для нынешних "свободных" нравов. Что впрочем, они сами постоянно подтверждают то групповым сексом в музее, то размещаемыми в интернете фото с ворованной курицей во влагалище. Себя лично я считаю агностиком, и хотя сам не читаю намаз и не хожу в церковь, но к религии и к истинно верующим людям отношусь с уважением. Впрочем, так же, как и к атеистам, соблюдающим «традиционную» мораль. В приметы, фен-шуй и пришельцев не верю.

 

 

Даулет Жумабеков, jdaulet@mail.ru

Казахстан

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1721   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная