POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 13 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

В Кыргызстане готовится к пуску Нефтеперерабатывающий завод «Джунда»

18.07.2013 20:52 - Polit.kg
В Кыргызстане готовится к пуску Нефтеперерабатывающий завод «Джунда»

Совсем скоро в Кыргызстане появится новый  нефтеперерабатывающий завод. Уже известно, что он позволит сократить зависимость страны от внешних поставок ГСМ на 40%. Производить будет  бензин, дизтопливо,  машинные  масла и сжиженный  газ. При этом возможно,  цены на ГСМ станут ниже.

 

Но местные жители до сих пор «воюют» против его строительства. Волею судьбы город Кара-Балта теперь стал моим вторым -  «воскресным» домом. Соседи, которых мне приходится видеть каждый выходной, встречают меня недовольством - одним шум круглосуточно слышен, вторым все время чем-то пахнет, третьи не спят от постоянного страха взорваться ночью. Главной бедой всему, безусловно, является новый нефтеперерабатывающий завод «Джунда».

«Мы против строительства этого предприятия.  У них у всех только доллары в голове, а то, какой урон это может нанести экологии, никто не думает. Правительство наше прекрасно поживает в столице, а мы «наслаждаемся» звуками и запахами нового «соседа», - рассказывает Анна Семеновна Щербакова, жительница города Кара-Балта. Она живет на соседней улице, расстояние от завода составляет около 500 метров.

«Да, это мы устраивали забастовку перед воротами завода, - рассказывает житель Замир Усенов,  - мы недовольны компенсацией экологического ущерба, предложенной компанией «Джунда». Приезжал премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев, распорядился, чтобы все дома в диаметре 500 метров были выкуплены фирмой. Но мы, например, живем  чуть дальше полукилометра. И не меньше опасаемся за свое здоровье. У нас есть нефтяные скважины в Кочкор- Ате. Вот пусть оттуда нефть и добывают».

Озабоченность жителей вполне понятна. Ведь на территории города работают 34 предприятия, из них 22 - промышленные. Но китайский инвестор уверяет, что им небезразлична экология региона и города. «Следует знать, что  в мире нет производств, которые безопасны на все 100%. Но, благодаря нашим технологиям и специальным установкам, мы максимально минимизируем эти выбросы за счет глубокой переработки нефтепродуктов - до 94%, - говорит представитель Сhina Petrol Company Zhongda Ю Шан Лин,- На данный момент наш завод, наше оборудование и технологии - самые передовые в Центральной Азии. Мы  готовы и к постоянному контролю как со стороны местных властей, так и со стороны экологических организаций. Заборы проб воды и воздуха будут проводиться один раз в 3 месяца, как того требует законодательство. Есть местные экологические компании, которые возьмут пробы воды, земли, воздуха возле нашего завода или в городе Кара-Балте.  Мы открыты к сотрудничеству и готовы доказать, что наш завод экологически безопасен, и здоровью кара-балтинцев ничего не угрожает. Будут браться 90 проб на определение качества атмосферного воздуха, 100 проб на определение загрязненности почвы и 16 проб на определение качества поверхностной воды реки Кара-Балта, отводного канала и подземных вод. Многие путают нефтехимический завод с нефтеперерабатывающим, здесь нет химического производства. Для тех, кто не знает, скажу, нефть - это органический продукт природы, и она у нас будет перерабатываться на 94%, поэтому говорить о вреде этого производства и негативном воздействии на экологию нельзя. Но, в любом случае, природоохранные мероприятия будут проводиться», - подытожил Джан Юнь.

 

В принципе, дом моих родителей тоже находится «за порогом» – всего в 700 метрах от завода. И правда, строительство нефтеперерабатывающего завода идет полным ходом, порой не прекращалось даже ночью. Потому, что запуск первого этапа крупнейшего инвестиционного проекта Кыргызстана и Китая запланирован на август.Из $250 млн. инвестиций, вложенных в строительство, освоено уже больше половины. На данный момент все строительно-монтажные работы практически завершены. Вместо бывшего склада сельхозудобрений теперь здесь красуются административное здание нового завода, склады и гигантские цистерны для сырья и готовой продукции.

Транспортировка сырой нефти, которую компания будет импортировать частично из  России и Казахстана, будет осуществляться по железной дороге. Для ее отгрузки, а позже и погрузки готовой продукции уже построены4 ветки. А также автомобильные и железнодорожные эстакады, которые обеспечат бесперебойную работу завода, так как смогут принимать и отправлять более 35 вагонов одновременно.

Весь технологический процесс, превращения сырой нефти в бензин, дизтопливо, масло и сжиженный газ будет происходить внутри специальных установок, монтаж которых уже почти завершен. Именно сюда по нефтепроводу длиной около 2 тыс. 800 метров будет поступать сырая нефть, а после переработки отправляться в цистерны и на склады. Здесь же уже построены системы пожарной безопасности, водоочистные сооружения и лаборатория.

«Знаете, сегодня, наверное, ни для кого не секрет, что госказна трещит по швам, и что изменить ситуацию к лучшему могут только иностранные вливания. Поэтому я не против открытия такого предприятия, - рассказывает самый ближайший сосед завода Сергей, -  Наверное, бензин будет по 20 сом – это радует.  Да и соседи мои, которые утверждают, что нефть есть и в Кыргызстане, видимо не знают, что уже несколько раз обсуждалось и доказывалось то, что киргизская нефть пригодна для мазута в виду низкого качества. А об ущербе экологии, о котором так рьяно все кричат, тоже, знаете, бабушка надвое сказала. Почему-то о том, что великий и могучий Советский союз оставил нам, молодому государству, в наследство 92 хвостохранилища и горных отвала с радиоактивными и токсичными отходами никто не задумывался. И большая часть отходов уранодобычи была сосредоточена на хвостохранилищах именно Кара-Балтинского горнорудного комбината. Об этом жители Кара-Балта тоже молчали. Хотя врачи-онкологи говорят, что каждый второй больной - родом из Кара-Балты. Теперь мы трубим об экологической опасности от деятельности «Джунды», перекрываем дороги  и не даем государству выживать. Проблема нашего народа в том, что нас не научили воспринимать инвестора. Та же ситуация и на Кумторе. Народ, конечно, хозяин своих недр, но хороший хозяин использует свои возможности и возможности своей земли по максимуму: все, что есть у государства, должно работать на людей, приносить средства и имидж. В случае с «Джундой» можно сказать одно: завод однозначно нужен и городу, и области, и стране. Это рабочие места и налоги».

 

«Я как эксперт могу смело заявить: нефтехранилище это промежуточное хранение сырой нефти до ее превращения в готовый продукт, - говорит эколог компании «Экоаудит» Мирбек Ильязов- там значительных выбросов не будет. Более того представители завода планируют использовать технологию «плавающих крышек», с ее помощью выбросы от хранения нефтепродуктов будут минимизированы, все будет  в рамках санитарных норм. Угрозу здоровью населения несет не нефтеперерабатывающий завод, а всем нам привычный автотранспорт. По некоторым данным, предельно допустимые концентрации по показателям загрязняющих веществ, которые выделяются от использования ГСМ, бензина, дизеля у нас в столице в несколько десятков  раз  превышает норму».

Мэр города Кара-Балта Данияр Шабданов  призывает горожан поддержать данный проект:

 «Эту компанию нужно полностью поддержать, она должна работать. Потому, что в городе необходимо решить проблемные вопросы питьевой воды, школ, детских садов. Сейчас  проблемный вопрос с домами, находящимися вблизи завода, полностью решен. ОсОО «Чайна Петрол компани Джунда» выкупила 89 квартир барачного типа, находящихся в санитарно-защитной зоне нефтеперерабатывающего завода в Кара-Балте. Осталось выкупить 8 квартир, на 4 из них уже оформляются документы. По остальным 4 квартирам вопрос еще не решен по причине отсутствия документов», - сказал градоначальник.

Кстати, жителям, которые жили вблизи завода «Джунда», можно сказать, крупно повезло. Потому, что цена недвижимость в Кара-Балте очень низкая. Люди годами не могут продать дома. А тут китайцы со своим заводом! Три года подряд, из-за угрозы здоровью жителей, компания «Джунда» активно скупала их дома. В итоге было куплено 95 квартир по цене от 12 до $30 тыс., в зависимости от количества комнат. Некоторые хозяева, почуяв, что денежкой пахнет, так взвинтили цены на свои квартиры, что сами китайцы диву даются:

«Самая высокая цена, которую просят – это  $350 тыс.! И это за трехкомнатную квартиру общей площадью 48 квадратных метров. Цена слишком завышена, поэтому мы никак не можем договориться», - комментирует  помощник президента нефтеперерабатывающего завода ОсОО Чайна Петроль компани «Джунда» Ю Шан Лин.

Для сравнения, квартиры в городе Кара-Балта стоят от 3 тысяч долларов до 20 тысяч. За 350 тысяч долларов в Бишкеке можно купить хороший особняк в элитном районе!

По словам члена парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу, депутата Азамата Арапбаева, «вообще нам нужен не один, а десять таких заводов от любого инвестора, дабы снизить зависимость Кыргызстана от внешних факторов». Проблемы на НПЗ, по его утверждению, являются делом рук «определенного круга политиков, эксплуатирующих опасения относительно влияния проекта на экологию, чтобы зарабатывать политические дивиденды».

То же самое обозреватели говорят и о неприятностях, с которыми сталкивается крупнейший инвестор республики, канадское золотодобывающее предприятие «Кумтор». В последние два года «Кумтор» пережил акции протеста, блокирование дорог, призывы к национализации и четыре правительственные проверки, возглавляемые политиками всех мастей. Все эти проблемы отпугивают международных инвесторов.

Хотя Азамат Арапбаев и отказался назвать какие-то имена, одна группа, выступающая против НПЗ, а также «китайской экспансии» в целом, представляет собой небольшую группку националистов, называющих себя движением «За спасение Кыргызстана». В марте сего года  движение провело небольшой митинг в центре Бишкека, на котором его лидер Мукар Чолпонбаев предостерег, что Пекин пытается подчинить Кыргызстан, и потребовал освободить из-под стражи трех оппозиционеров, отправленных осенью прошлого года за решетку за попытку взять приступом здание парламента на фоне призывов национализировать «Кумтор».

 

Теперь проблем с водой не будет

«Нефтеперерабатывающий завод в Кара-Балте будет приносить бюджету страны $100 млн. в год в виде налогов, - говорит заместитель полномочного представителя правительства в Чуйской области Туратбек Жунушалиев, - В прошлом году к нам поступило 57 миллионов сомов налогов, в этом году мы получим аналогичную сумму. В бюджет Кара-Балты тоже будет поступать средства от работы завода. Я думаю, 60-70 млн. сомов городу Кара-Балте будут не лишними, ведь с их помощью будут решены вопросы воды, электричества, тепла, асфальтирования городских дорог», - сказал зам. губернатора.

Министр экономики Темир Сариев тоже высказал свое «за»: «По нашим подсчетам завод будет приносить от 100 до 150 млн долларов ежегодно. Разве это плохо? Это можно сравнить с налогами Кумтора».

До конца года бюджет уже пополнится деньгами от работы завода: «Согласно плану, до конца года завод должен будет произвести 80 тыс. тонн готовой продукции, при этом налоговые отчисления в казну государства составят 20 миллионов долларов. Кроме того, по мере запуска завода, количество кыргызстанцев, работающих на заводе должно достичь 90%», - отметил Жанторо Сатыбалдиев.

Впрочем, в проекте, который еще долгие годы будет связывать народы Кыргызстана и Китая, уже трудятся кыргызстанцы. По их рассказам, средняя заработная плата составляет15-17 тысяч сомов. Они этому безмерно рады, держатся за свое место и молятся, чтоб завод не остановил свою работу. «Это лучше, чем ездить каждый день в город за 70 километров и получать там еще меньше», - радуются кыргызские ребята.

«Я не могу сказать точно, сколько на заводе работает сотрудников из КНР, но их около тысячи. Здесь работают и граждане Кыргызстана, их около 200 человек. Почему так мало? Отвечаю: в Кыргызстане таких специалистов нет. Это нефтеперерабатывающий завод мощностью до миллиона тонн нефти в год. Никто не против рабочих-кыргызстанцев, однако, в данный момент это не представляется возможным, поскольку наши сограждане не имеют соответствующих навыков и образования. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы наши соотечественники работали на НПЗ и зарабатывали приличные деньги. Но чтобы обучить их тому, что знают китайские рабочие, нужно много времени, а открытие завода состоится уже в августе», - говорит советник президента ОсОО «Чайна Петроль Компани Групп»  Шатман Борбоев.

 

Негласная борьба?

Со времени обретения независимости Кыргызстан почти полностью зависел от российской нефти, а новый проект сигнализирует о попытках Пекина расширить свое влияние в нефтяном секторе, пишет американский сайт Eurasianet. Планируется, что новый завод в Кара-Балте, под управлением небольшой китайской компании «Джунда» будет получать сырье с казахстанских месторождений и производить до 600 тысяч тонн топлива в год. По данным статистического комитета Кыргызстана, импорт нефти из России в Кыргызстан в настоящее время составляет до 1 миллиона 150 тысяч тонн в год.

И все нынче взволнованно предвкушают, раз КНР финансирует строительство первого крупного нефтеперерабатывающего завода в Кыргызстане, то данный объект позволит нашей республике покончить с монополией России в сфере топливных поставок. Вместе с тем, ряд обозревателей выражают опасения в связи с потенциальной возможностью проекта вызвать недовольство на местах и стать объектом политического противоборства.

По словам одного депутата, кыргызско-китайский проект «Джунда» уже неоднократно становился объектом экологических акций протеста и трудовых конфликтов, которые поддерживают оппозиционные политики, желающие использовать НПЗ в качестве оружия в своей политической борьбе с правительством.

Руководитель Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Жумакадыр Акенеев выражает мнение, что строительство НПЗ – это «хорошие новости для страны, единственный нефтеперерабатывающий завод которой производит 70 тыс. тон низкокачественного бензина и дизельного топлива в год. Ценовую политику в Кыргызстане полностью определяет один большой игрок – «Газпром нефть Азия», - говорит он, имея в виду местную «дочку» российского государственного энергетического гиганта, отвечающую также за почти 80% распределительной сети внутри страны. Большую часть предназначаемого Кыргызстану топлива «Газпром» направляет со своего НПЗ в Омске.

Импорт этих ГСМ в Кыргызстан не облагается налогом. Но в прошлом Россия использовала свои господствующие позиции на рынке.  Так, например, многие обозреватели полагают, что внезапное введение топливного налога с 1 апреля 2010 года послужило существенным фактором в деле свержения администрации президента Курманбека Бакиева шесть дней спустя.

«Чтобы экономика Кыргызстана выросла, разнообразие и стабильность именно в нефтяном рынке – очень важные факторы», – говорит Акенеев, добавляя, что топливо «Джунды» должно быть дешевле, чем российское, потому что его не нужно транспортировать на дальние расстояния – «только дорога из России занимает треть цены».

По словам депутата Арапбаева, на данный момент это столкновение «могло бы быть выгодно для Кыргызстана». НПЗ, на его взгляд, сократит возможности оказания давления на Бишкек и раскроет нефтяные богатства Казахстана, которому до сей поры было выгоднее экспортировать свою нефть в более отдаленные территории.

Многие обозреватели по-прежнему считают НПЗ отражением более масштабной негласной борьбы, разворачивающейся в регионе между Россией и Китаем. Хотя, уместнее тут все же говорить о взаимовыгодном сотрудничестве, чем о противоборстве – ведь нефть-то так или иначе будет поступать из России.

«Китай – наш сосед, у которого динамичная,  быстроразвивающаяся экономика, – сказал депутат, – Но тогда у нас старые, более традиционные отношения с Россией, и эти отношения нам необходимо сохранить и не нарушить».

На данный момент время запуска завода уже намечено:  август 2013 года: «Строительство нефтеперерабатывающего завода в Кара-Балте завершится летом 2013 года. Запуск завода планируется в августе 2013 года, если нам никто не будет мешать. Лишь бы никто не установил юрты перед воротами на территорию завода!»  - заметил замдиректора компании «Чайна Петроль Компани «Джунда» Джао Шунрон.

 

Анна Мягчилова, спецкор POLIT.KG

 

Справка: нефтеперерабатывающий завод начали строить в 2009 году. В строительство завода инвестировали более 250 миллионов долларов.

Проектная мощность строящегося завода – переработка 850 тысяч тонн сырой нефти в год с получением порядка 650 тысяч кубометров готовой продукции, в том числе бензина марок АИ-85, АИ-92, АИ-97, дизельного топлива, мазута и машинных масел. Сырье для завода будет поставляться из Казахстана и России.

Для сравнения:  аналогичные заводы расположены и в Европе, например в самом центре немецкого города Дрезден, славящегося своей культурой. В тридцати метрах от этого предприятия стоят жилые дома. В Кара-Балте же санитарная зона определена в 500 метров. В Китае, в городе Сиань, подобный завод, только гораздо более мощный, функционирует также в центре города.

 

Версия для печати   |   Просмотров: 4397   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная