POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 13 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как Кыргызстан выглядит на международных выставках?

28.08.2013 17:20 - Polit.kg
Как Кыргызстан выглядит на международных выставках?

Президент Торгово-промышленной палаты КР Марат Шаршекеев: «Нам необходимы решительные шаги, чтобы в ближайшее время появилось хотя бы пять-шесть сильных инвесторов, которые расшевелят наше экономическое хозяйство»

 

Мировая выставочная деятельность реализует широкий спектр задач, фольклорная присказка «на других посмотреть, себя показать» здесь включает не только установление новых экономических связей, возможности контакта производителей и инвесторов, потенциальных покупателей, это и обмен опытом, новыми идеями, создание внешнеторгового имиджа каждой страны, и исследование региональных рынков. Потому и стратегия нашего участия в выставочных кампаниях должна вырабатываться, исходя из общих потребностей Кыргызстана в развитии экспорта, наиболее выгодном торговом сотрудничестве, решении проблем национальной экономики. Как не просто для галочки – «да, мы там были», а максимально результативно использовать возможности международных и внутренних выставок?

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь необходимо выйти из рамок среднесрочных планов. То, как Кыргызстан рассматривает свое участие в подобных мероприятиях, уровня, скажем, ЭКСПО, о котором POLIT.kgрассказывал в одной из прошлых публикаций[i], касается перспектив  в самом широком смысле. Какой будет структура экономики, какие отрасли обеспечат ВВП, с чем мы войдем в следующее десятилетие – все это в немалой степени зависит от «колес и шестеренок», которые заработают (или не заработают, чего бы, конечно, не хотелось), когда республика представит свои ресурсы на готовящихся выставочных площадках. О том, насколько эффективно этот механизм работает сейчас, что уже сделано, а что еще предстоит решить, рассказал президент Торгово-промышленной палаты КР Марат Шаршекеев:

 

- Какую продукцию сейчас представляет Кыргызстан на международных выставочных площадках?

- Их условно можно разделить на две группы: первые – это ближнее зарубежье, в основном страны СНГ, ко вторым в нашем случае относятся арабские страны, Турция, Европа. В настоящий момент нас более всего интересует восстановление положительного имиджа нашей республики. События последних лет, конечно, сыграли здесь негативную роль. Теперь важно показать, что Кыргызстан – это уже другая страна с хорошими экономическими возможностями, что период становления новой власти пройден, обстановка у нас спокойная. Вторая задача – развитие нескольких приоритетных направлений, которые должны быть представлены инвесторам: потенциал энергетических ресурсов, освоенных пока не более чем на 10%; месторождения, т.к. изменение цен на мировом рынке открывает новые возможности для их освоения, и интерес к ним в последние годы значительно возрос; у нас активно развивается легкая промышленность, там наблюдается высокая занятость, и мы активно пропагандируем бренд «MadeinKyrgyzstan»; экологически чистые продукты сельского хозяйства, что тоже соответствует современным запросам мирового рынка. Даже Китай, который активно экспортирует свою продукцию в другие страны, сегодня испытывает потребность в экологически чистых продуктах на внутреннем рынке. Но и это нам еще надо доказывать, надо чтобы этот бренд – сельхозпродукция из КР – тоже звучал. Необходимы лаборатории, соответствующая сертификация, нам предстоит кропотливая работа по развитию отрасли. На выставках сейчас представлены кыргызстанский мед, сухофрукты, ледниковая вода. Естественно, предприниматели следят и за технологическими новинками, завязывают контакты с другими производителями и потенциальными клиентами.

Зарубежных инвесторов, могу сказать откровенно, с каждым годом все больше, и мы должны донести до них, что у нас в стране стабильность, они уже начинают это понимать. Да, есть некоторые огрехи в законодательном плане, но у руководства появилось понимание и, главное, желание менять законодательную базу в пользу инвестора. Конечно, презентовать себя перед странами дальнего зарубежья сложнее, там есть торговая платформа, которая нарабатывалась десятками лет, они уже давно находятся на рынке, и ниши по каждому наименованию продукции уже давно заняты, и проникнуть туда сложно, но если не стремиться, можно так и остаться ни с чем. Неплохо в нашу сторону разворачивается Китай, ежегодная выставка в Урумчи дает положительные результаты. Китаю необходимы продукты питания. То, что они экспортируют – это одно, а то, что они могут получить от нас, от Таджикистана, Узбекистана, значительно выигрывает в качестве: мясо, молоко, овощи и фрукты, - поэтому Китай готов закупать и предпринимает активные попытки по сотрудничеству с нашими бизнесменами.

 

- Внутренние выставочные площадки действуют так же эффективно? Часто используемая приставка «-ярмарка» значит, что основная цель выставки – продажа тех или иных товаров? 

- Что касается наших внутренних выставок, да есть такая тенденция – это, по большей части, не только экспозиции, но и ярмарки, где производители стараются в новых условиях реализовать свою продукцию. Но на данный момент и это устраивает, мы со своей стороны стараемся пригласить зарубежных гостей, приурочить эти выставки к каким-то международным форумам. Таким образом расширяется их аудитория, и международное деловое сообщество не остается в стороне от этих мероприятий.               

Наша задача состоит в том, чтобы нефтедоллары наших соседей тратились, в том числе, и на отечественную продукцию.

 

- Возвращаясь к внешним площадкам, крупнейшая из которых ЭКСПО, как Кыргызстан выглядел на прошлой выставке, прошедшей в Шанхае? И что почерпнул для себя, учитывая, что формат ЭКСПО предусматривает обмен идеями, технологиями?  

- Нам две последние выставки как-то не везло. Обе они пришлись на неспокойное для страны время. Соответствующей была и реакция других участников, в Шанхае в первый же день к нам подходили с вопросами «Что у вас происходит?» - это первое, что интересовало посетителей выставки. Не скажу, что баланс такого отрицательного имиджа и положительных результатов оказался нулевым, но все же у участников и посетителей создалось вполне определенное впечатление. Сейчас у нас прямо по курсу выставка в Милане, и мы хотим показать всей Европе красоты Кыргызстана, сельхозпродукцию, достижения модной индустрии, но главное, что мы стабильная страна, которой, откровенно говоря, просто не хватает денег.

Технологии нам, конечно, интересны, правда, не все они применимы в условиях Кыргызстана. Любое европейское новшество в технике и технологии мгновенно становится достоянием китайских производителей, которые реализуют их с меньшей себестоимостью. Поэтому сложившаяся ситуация, когда Кыргызстан в основном закупается в Китае, вполне понятна – европейские цены кусаются.

 

- Но нам есть, чему поучиться?

- Да, безусловно. Но стоит помнить, что, говоря о Кыргызстане, мы имеем в виду все-таки очень небольшой рынок. Основные наши потребители – страны Таможенного Союза, и это затрудняет товарооборот. Более интересным и перспективным это дело станет, когда мы вступим в ТС.

 

- Насколько значимым для республики оказывается место проведения выставки? В 2017 году нас ждет Астана. В 2020 вопрос может решиться в пользу Екатеринбурга. Что выгоднее, присутствовать на территории своего уже готового стратегического партнера или на нейтральной, такой, скажем, как Милан?

- Казахи – наши соседи и давние друзья, что скрывать. Екатеринбургу придется сложно, соперники очень сильные, и им есть, что предложить, Измир лидирует в туристической отрасли, там хорошо развита промышленность, в экономическом потенциале Арабских Эмиратов тоже сомневаться не приходится. Но Урал – это сильное машиностроение. У нас с этим регионом хорошо налажены торговые связи. Астане в плане конкурентной борьбы было легче, Казахстан боролся за промежуточную выставку ЭКСПО. Нам остается только порадоваться и за себя, и за них. Мы ведь жители одного региона.     

 

- А с финансовой точки зрения есть разница, на какую площадку вести экспозицию?

- Для нас, конечно, лучше Астана, Екатеринбург, логистические маршруты налажены, визовый режим у нас вообще проще простого – визы даже не нужно. Но зависит и от качества организации выставки в каждом отдельном случае. Милан, например, обещает 40 млн. посетителей. Урало-сибирский регион в этом плане тоже перспективный, может, к тому времени будут решены вопросы скоростных железных дорог. Участие в выставках в Астане и Екатеринбурге нам, разумеется, обойдется дешевле.

 

- В ситуациях с более узкоспециализированными выставками на внешних площадках достаточно ли той информационной поддержки, которую они получают? Некоторые производители говорят о том, что вынуждены сами искать информацию о проведении таких мероприятий. В свою очередь наша общественность не имеет даже приблизительного понятия о том, что и как представляет Кыргызстан даже в Москве?

- В определенной степени да, это справедливо. Но те мероприятия, которые проходят по нашему ведомству, мы, конечно, отслеживаем, выдаем бизнесменам информацию.

 

- Можно сказать, что Кыргызстан находится в русле тех общих тенденций, которые отражают выставки?

- Мы до сих пор не решили проблем, связанных с рисками инвесторов, не урегулировали законодательную базу. Внутри локальных сообществ создаются ячейки, которые могут поднимать народ на перекрытие дорог и прочее. Это свидетельствует о том, что государство еще не полностью утвердило свои полномочия на местах. Есть закон, и он должен работать, а мы еще сами толком не понимаем некоторых его аспектов. Предпочтение должно быть при любых условиях отдано тому инвестору, который станет надежным налогоплательщиком, а не проплатит начальный бонус, что, конечно, приятно, но проблем не решает. Только те, кто работает честно, должны разрабатывать наши месторождения, строить заводы. С экономической точки зрения мы еще живем, но так тоже долго нельзя. Мы постоянно обращаемся за международными грантами, кредитами, это пополняет казну, но тут же и раздается на какие-то нужны. Нам необходимы решительные шаги, чтобы в ближайшее время появилось хотя бы пять-шесть сильных инвесторов, которые расшевелят наше  хозяйство. А то двадцать с лишним лет прошло, а кроме «Кумтора» ничего нет. Чтобы стать экспортной страной нам надо многое менять, и найти для себя торговые ниши.

 

Беседовала Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.KG



[i]  - http://polit.kg/news/215

Версия для печати   |   Просмотров: 1874   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная