POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 13 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Резкая смена режима является авантюрой с непредсказуемыми последствиями»

17.10.2013 18:15 - Polit.kg
«Резкая смена режима является авантюрой с непредсказуемыми последствиями»

Как лидер фракции «Ата Мекен» О.Текебаев, выступая с докладом на заседании Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), переложил некоторые общеизвестные  проблемы с «больной головы на здоровую».

Приводим текст выступления О.Текебаева:

Уважаемые коллеги!

Я хочу остановиться на ряде моментов, имеющих существенное значение в вопросе противодействия терроризму и радикальным политическим течениям. Начну с той темы, которая сейчас волнует всех. Как предотвратить приход радикальных сил после падения авторитарных режимов? Как избежать хаоса и насилия, сопровождающего падение диктаторов в разных регионах мира?

Скоро исполнится два года с начала событий, получивших название «арабской весны». И я предлагаю вновь вспомнить причины, вызвавшие кризис и катастрофическое обрушение ряда политических режимов Ближнего Востока.

Причины волнений в Тунисе, Ливии, Египте, Сирии и других арабских государствах, похожи. Авторитаризм, многолетний политический застой, несменяемость и коррумпированность политической элиты. Режимы, сложившиеся во второй половине ХХ века, не сумели адаптироваться к реалиям нового столетия и растущим запросам населения.

Весь мир, в том числе страны ОБСЕ следили за этими событиями в надежде, что они приведут к формированию новых демократических систем. Теперь эту надежду сменили тревога и разочарование. Египет стоит между военной хунтой и теократической диктатурой. Ливия расколота и погрузилась в хаос. В Сирии гражданская война между авторитарным режимом и религиозными радикалами. «Арабская весна» не предложила ни одного положительного сценария.

После 20, 30, 40 лет политической монополии в этих странах не нашлось морально-политической альтернативы, общественно-политических сил, готовых предложить обществу четкую программу действий и взять бремя управления на себя. В отсутствие институциональной альтернативы авторитарным режимам, их свержение привело к анархии, хаосу и росту влияния радикальных течений и сил.

Вывод из событий «арабской весны» заключен в том, что для перехода от авторитаризма к демократии необходимо предварительное развитие общественно-политических институтов. Без наличия этих предварительных условий, резкая смена режима является авантюрой с непредсказуемыми последствиями. События на Ближнем Востоке четко продемонстрировали, как это бывает.

Государства Центральной Азии имеют тот же набор проблем и противоречий, который «взорвал» стабильность на Ближнем Востоке. Авторитаризм, коррупция, многочисленная неустроенная молодежь, возрастающие стандарты потребления на фоне ограниченности ресурсов и отсутствия перспектив развития. Некоторым государствам Центральной Азии тоже предстоит смена власти, что бы ее не вызвало. Жители региона смотрят в будущее с тревогой. Они не знают, что ждет их впереди – преемственность, реформы или хаос и потрясения.

Поэтому так важно заранее готовить те институты и площадки, которые могут обеспечить переход от авторитарного режима к демократическому управлению. Иначе падением авторитарного режима воспользуются радикальные силы.

Как известно, в 2014 году силы Международной коалиции покинут Афганистан. Эксперты высказывают опасения, что после этого Центральная Азия может подвергнуться экспансии террористического «интернационала» из этой страны.

Считаю, что это возможно только при наличии глубокого кризиса в самих центральноазиатских обществах. Если в обществе произойдет непримиримый раскол. Если политическая элита и государственная власть потеряет доверие и авторитет в глазах граждан. Если люди утратят веру в закон, в политические институты. Именно в таких условиях неожиданная смена власти дает шанс радикальным течениям и террористическим организациям.

Для чего террористам может быть нужно присутствие в государствах Центральной Азии?

Во-первых, для пропаганды своих идеологических ценностей и установок. Во-вторых, для доступа к ресурсам региона. В-третьих, для контроля над наркотрафиком из Афганистана.

Поэтому так важно заранее готовить и укреплять в нашем регионе институты и принципы демократии, прав человека, свободы слова и верховенства закона. Прошу Парламентскую Ассамблею ОБСЕ обратить на эту проблему особенно пристальное внимание.

Хочу подчеркнуть, что благодатной почвой для распространения радикальных идей и террористических методов является хищническая, циничная политика некоторых компаний.

В современном мире распространены коррупционные сговоры между нечистыми на руку компаниями с одной стороны и компрадорским чиновничеством развивающихся стран – с другой. Предметом их сговора является грабительская, заведомо несправедливая и экологически опасная эксплуатация природных богатств, инфраструктуры и иного национального достояния развивающихся стран.

Грабеж, который происходит на глазах населения, начинает рассматриваться людьми, как косвенное свидетельство согласия развитых стран на ослабление и эксплуатацию отстающих государств и регионов.

Такие подозрения и ощущения вкупе с потерей доверия граждан к коррумпированному национальному чиновничеству являются той питательной средой, которая ведет к расширению влияния радикальных течений, в том числе религиозного характера, в современном мире.

Поэтому государствам-членам ОБСЕ необходимо решительно осудить идеологию и практику подкупа отдельными транснациональными компаниями национальных чиновников и правительств ради хищнической эксплуатации развивающихся стран и регионов.

Твердая и принципиальная позиция таких авторитетных организаций, как ОБСЕ в этом вопросе способствует стабильности и развитию регионов, подобных нашему.

Приведу в пример ситуацию с золоторудным месторождением «Кумтор» в Кыргызстане. За 21 год недобросовестный канадский инвестор несколько раз по сговору с чиновниками ныне свергнутых режимов менял правила концессионного соглашения в свою пользу и фактически полностью отстранил государство от этого предприятия. Пользуясь отсутствием контроля, инвестор использует методы разработки, наносящие невосполнимый ущерб экологии региона и здоровью местных жителей. Граждане страны регулярно выступают за возврат к первоначальному договору, но канадская компания отказывается. Это сделало рудник источником массовых протестов и нестабильности. Пользуясь случаем, хочу отметить, что Парламент Кыргызстана рассматривает вопрос о денонсации незаконной реструктуризации проекта «Кумтор». Мы надеемся, что наши европейские коллеги в вашем лице с пониманием отнесутся к этой вынужденной мере со стороны Кыргызстана.

Благодарю за внимание!

 

МНЕНИЕ POLIT.KG

Можно ли рассматривать мнение О.Текебаева о  смене власти путем переворотов как выстраданное на личном примере долгого оппонирования власти в Кыргызстане? Собственно, чем отличается ситуация в нашей стране от развития событий в некоторых арабских странах? Такая же авантюра с непредсказуемыми последствиями. Хотя, почему с непредсказуемыми? Как раз последствия таких резких перемен вполне предсказуемы, о чем свидетельствует и опыт двух «революций» в Кыргызстане: в экономике – углубление кризиса и бегство инвесторов, в политике – хаос и анархия, развал системы управления, в правовом поле – неуважение закона и полная свобода для преступности, в социальной сфере – падение жизненного уровня и бегство населения в другие страны, и т.д.

Не совсем понятно, что за «площадки» и «институты» предлагает лидер «Ата Мекена» при падении авторитарных режимов в нашем регионе? Есть же отработанная система парламентаризма, при условии, что она представляет интересы народа, а не кучки подхалимов и мошенников. Или Текебаев разочаровался в этом институте власти? И чем авторитарный режим одного человека  лучше или хуже диктата одной политической или религиозной организации? Или уж тем более - совсем безвластия?

И уж совсем притянутой, что называется «за уши» на этом глобальном фоне выглядит проблема взаимоотношений частной компании с государством. Стоило ли использовать столь солидный форум для того, чтобы пожаловаться мировому сообществу на канадскую золотодобывающую компанию, чтобы оправдать практику наездов на инвесторов и хоть как-то обелить отечественных чиновников, не способных эффективно решать сложные задачи?  Только, если быть до конца последовательным, Текебаеву следовало бы признать, что и «хищническая, циничная политика некоторых компаний» - это лишь следствие хаоса и дезорганизации в стране победивших революций, а не причина!  Не нужно перекладывать вину с больной головы на здоровую! Текебаев призывает:  «государствам-членам ОБСЕ необходимо решительно осудить идеологию и практику подкупа отдельными транснациональными компаниями национальных чиновников и правительств ради хищнической эксплуатации развивающихся стран и регионов». А почему бы ОБСЕ не осудить в первую очередь чиновников и правительства, которые продают интересы своего народа оптом и в розницу транснациональным компаниям?!  Что в этом коррупционном сговоре первично, а что вторично? Компании понять не трудно: для них главное – прибыль (вполне законное стремление) и им плевать на интересы других участников процесса (что также не запрещено). Но правительства-то выбирают представители народа, и чиновники просто обязаны защищать интересы государства и народа, и вымогательство взяток – уголовно наказуемое деяние! Так что гнев на коррупционные проявления Текебаеву следовало бы направить на самого себя, как представителя парламента Кыргызстана, который формирует правительство, которое и обязано блюсти народные интересы при заключении соглашений с транснациональными компаниями, и которое не должно вымогать  у последних взятки… 

Аркадий Гладилов

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1474   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная