POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Алмазбек Атамбаев: “Быть коррупционером в Кыргызстане стало опасно. Рано или поздно за воровство придется отвечать”

04.11.2013 18:24 - Polit.kg
Алмазбек Атамбаев: “Быть коррупционером в Кыргызстане стало опасно. Рано или поздно за воровство  придется отвечать”

4 ноября 2013 года, в Государственной резиденции «Ала-Арча» под председательством Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева проходит очередное заседание Совета обороны Кыргызской Республики. Рассматривается вопрос «О ходе реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики  и мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти».

На заседании Алмазбек Атамбаев выступил с речью.

 

(Тезисы вступительного слова Президента):

Уважаемые коллеги!

Проект решения сегодняшнего заседания Совета обороны и документы по его реализации готовились долго, более десяти месяцев. Привлекались все соответствующие ведомства, десятки экспертов. Было много споров, дискуссий. Рассмотрены сотни предложений, десятки вариантов документов. Иногда казалось, что мы так и не найдем решения.

Поэтому, прежде чем дать слово докладчикам, я хочу рассказать вам: почему мы в итоге предлагаем вам именно этот путь борьбы с коррупцией. И почему это именно новый этап борьбы с коррупцией.

На заседании Совета обороны в январе прошлого года я приводил оценку, которую дал коррупции в Кыргызстане ученый из Швеции Йохан Энгвалл. Что за двадцать лет независимости она стала у нас не просто одной из главных проблем, но даже «способом государственного управления».

Мы сделали первые решительные шаги в борьбе с этим злом.

Несмотря на существенные недостатки и недоработки в борьбе с коррупцией, мы все же наступили ей на хвост. Это видно по тому, как отчаянно сопротивляются коррупционеры.

Мы сломали практику неприкосновенности высоких коррупционеров. Быть коррупционером в Кыргызстане стало опасно. Рано или поздно за воровство придётся отвечать! 

В международном рейтинге по «Индексу восприятия коррупции» Кыргызстан улучшил за один год свои позиции на 10 пунктов и оказался уже на 154-м месте.

В то же время, граждане Кыргызстана недовольны тем, что первые позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией не получили должного развития.

И недовольство людей вполне обоснованно. Борьба с коррупцией буксует. Потому что боремся мы пока преимущественно с ее последствиями, а не причинами, порождающими коррупцию.

Но мы должны были пройти этот начальный этап со всеми его плюсами и минусами, успехами и ошибками.

Поэтому, я считаю, что в целом, начальный этап борьбы с коррупцией дал неплохие результаты. В том числе, оправдало себя образование Антикоррупционной службы ГКНБ на данном этапе.

Начиная после апреля 2010 года борьбу с коррупцией, многие из нас не представляли всего масштаба проблемы, насколько она стала системной и рационализированной. Мы совершенно не представляли себе и масштабов хищений в стране.

Приведу всего один пример. В 2008 году в Кыргызстане было собрано 18,7 млрд. сомов таможенных платежей. В 2009 году сборы уменьшились и составили 14,2 млрд. сомов.

После апреля 2010 года новое руководство таможни начало не на словах, а не деле бороться с коррупцией. По итогам нынешнего года ожидается, что объем таможенных платежей составит более 36 млрд. сомов. Таким образом, за 3,5 года сборы увеличились в 2,5 раза или на сумму 22 млрд. сомов.                   

Вы, наверное,  знаете, что ежегодное поступление в бюджет от злополучного Кумтора составляет около                      7 млрд. сомов. То есть, фактически обеспечив относительный порядок только в таможенной службе, мы получили экономический эффект, равный трём Кумторам! 

Уважаемые участники заседания!

За прошедшие годы мы смогли хорошо разобраться в этом явлении, изучить глубинные причины коррупции. Теперь мы можем и обязаны приступить к новому этапу борьбы с коррупцией.

Главной задачей этого этапа является устранение причин политической и системной коррупции в структурах государственной власти.

Мы изучали опыт Сингапура, Швеции, Грузии и других стран. Безусловно, это очень полезно. Но надо понимать, что применявшиеся там методы не могут автоматически сработать в Кыргызстане.  В каждой стране своя специфика.                                                        

Поэтому, мы должны находить свой путь, но с учетом опыта стран, победивших коррупцию.

Без эффективных рычагов координации, без координирующего органа, как показывает мировой опыт, невозможно добиться поставленных целей. Поэтому предлагается закрепить координационные полномочия по борьбе с коррупцией на уровне центральных органов власти и государственного управления за Советом обороны Кыргызской Республики и его Секретариатом.

В этом случае, не вторгаясь в процессуальные полномочия органов прокуратуры и других силовиков, Секретариат Совета обороны сможет обеспечивать проведение ими единой государственной политики, добиваться устранения случаев дублирования функций и действий в их антикоррупционной деятельности.

До законодательного урегулирования данного вопроса предлагаю образовать из числа руководителей государственных органов и независимых экспертов Рабочую группу по координации противодействия коррупции. Её руководителем предлагается назначить Секретаря Совета обороны, а заместителями руководителя – первого заместителя Генерального прокурора и Директора Антикоррупционной службы.

Далее. Основными направлениями государственной политики Кыргызской Республики в области противодействия коррупции предлагается определить следующие:

Первое - противодействие политической коррупции.

Нам следует открыто признать наличие политической коррупции в стране. 

Речь идет об угрозах попадания государственных решений в зависимость от узко групповых интересов политических сил. В своих обращениях к нам, граждане часто отмечают, что отдельные политики готовы на всё ради достижения своих интересов.

Необходимо снижать зависимость политических партий от финансовых интересов отдельных лиц и особенно от внешних проектов, обеспечивать прозрачность затрат на подготовку и проведение выборов.

К сожалению, негласный рынок государственных должностей, созданный ещё при Акаеве серьезно деформировал систему подбора кадров. После падения семейно-клановых режимов, практика продажи должностей существенно уменьшилась, но всё ещё существует. Коррупционеры находят выходы на политические партии, влияют на них, чтобы решать кадровые и финансовые интересы.                                          

Эта негативная тенденция наблюдается, как мы видим, и в центре, и на местах.

В этой связи предлагаются радикальные шаги подеполитизации государственной службы и повышению ее профессионализма.

На мой взгляд, следует законодательно разрешить выдвижение и назначение кандидатур по предложению политических партий только на выборные и отдельные политические государственные должности, перечень которых ограничен Конституцией.

Остальные должности должны замешаться по критериям, установленным законом, и из соответствующего резерва кадров, также сформированного в соответствии с законом.   

Второе направление - искоренение системной коррупции.

Народ видит, что даже аресты и задержания вымогателей и взяточников не приводят к разрушению коррупционных схем.

Эксперты открыто пишут о «продаже правосудия» и «маркетизации правоохранительных органов». А как иначе назвать систему поборов, например, в органах ДПС или, как их в народе называют, – «гаишников»? Взяточничество на дорогах стало уже притчей во языцех!

То же можно сказать и в адрес многих других ведомств Кыргызстана. «Продажа» учебных мест, оценок и дипломов в системе высшего образования привела тому, что по данным научных исследований, только 5-10% студентов после окончания высшего учебного заведения оцениваются как компетентные специалисты. А разве нет поборов в системе здравоохранения?

Все это говорит о поверхностном подходе к борьбе с коррупцией в министерствах и ведомствах. Рабочей группе при Совете обороны предстоит разработать комплекс мер по изучению и демонтажу всех коррупционных схем, существующих в государственных органах и коррупционноемких секторах экономики.

Руководители, не знающие как бороться с коррупцией в их ведомствах и учреждениях, должны освободить свои места. 

Третье из основных направлений нового этапа борьбы с коррупцией, это переформатирование взаимоотношений государства и гражданина с учетом приоритета установленных законом прав человека.

Предлагается системный пересмотр действующего законодательства и новых законопроектов на предмет коррупциогенности. Нам нужны простые и понятные правила взаимоотношений гражданина и государства, особенно в сферах, предполагающих государственный контроль, инспектирование, наложение штрафов, оказание государственных услуг, обеспечение законности, безопасности и правопорядка.

Необходимо задействовать потенциал всего гражданского общества в работе по противодействию коррупции. В стране должна быть сформирована атмосфера всеобщей нетерпимости к проявлениям коррупции.

Уважаемые члены Совета обороны!

Очень важно, чтобы желающие разбогатеть стремились не на государственную службу, а в бизнес. Стоит задача поддержки предпринимательства и повышения привлекательности бизнеса и его приоритетности по сравнению с государственной службой. Это напрямую касается борьбы с коррупцией.

Правительству  страны необходимо разработать во взаимодействии с бизнес-сообществом дополнительные меры по снижению административной и регулятивной нагрузки государства на предпринимательскую деятельность. Попросту говоря, не мешать работать предпринимателям, уменьшить количество проверок и количество проверяющих! И зажечь зеленый свет, помогать всячески тем, кто хочет открыть свое дело, решить вопросы кредитования, лизинга  и т.д.

Уважаемые соотечественники!

Достижение целей Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы невозможно без решительной и последовательной борьбы с коррупцией. Для меня это тоже одна из главнейших задач.

На данном этапе борьба с коррупцией должна стать приоритетом для страны. Сила любой власти – в доверии людей. А доверия людей мы смогли добиться только через беспощадную борьбу с ворами, с коррупцией!

Спасибо за внимание”.

Отдел информационной политики Аппарата Президента Кыргызской Республики

Версия для печати   |   Просмотров: 721   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная