POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 13 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Николай Танаев о цене ошибок по Кумтору

06.11.2013 12:03 - Polit.kg
Николай Танаев  о цене ошибок по Кумтору

Не утихают страсти вокруг золоторудного месторождения «Кумтор». Правительство Кыргызстана подготовило Меморандум с канадской стороной по условиям добычи золота, но парламентарии проголосовали против предложенных поправок. С чего начинались и какие изменения в отношениях с канадскими партнерами претерпел договор с «Кумтором»,  рассказал экс-премьер-министр Кыргызской Республики Николай ТАНАЕВ.

- Николай Тимофеевич, в 2003 году возглавляемое Вами правительство выступило с предложением об изменении Генерального Соглашения, заключенного по золоторудному месторождению «Кумтор» 4 декабря 1992 года в Торонто между правительством КР и госконцерном «Кыргызалтын» с одной стороны и канадской корпорацией «Камеко Корпорейш»  с другой. Каковы причины такого решения?

- Разработка рудника «Кумтор» осуществлялась на основании ТЭО и Постановления правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 1994 г. №895. Работы по разработке месторождения начались после прохождения всех необходимых экспертиз и согласований и велись в соответствии с концессионным договором и требованиями действующего на тот момент законодательства. Однако некоторые лица с кыргызской и канадской стороны инициировали, согласовали и даже подписали дополнение к Соглашению 1992 года без утверждения этого документа правительством КР. Данное дополнение предусматривало освобождение предприятия от всех налоговых платежей, применения к проекту «Кумтор» принципа, с которым любые убытки, понесенные проектом могут вычитаться в течение 7 лет наперед (при расчете налогов), что открывало лазейку для беспошлинного вывоза руды и концентрата золота из страны. Таким образом, Кыргызстан, при соотношении доли в проекте 67 на 33, нес огромные убытки: во-первых - затраты на производство, во-вторых  - выплаты кредита, в-третьих – бюджет не получал налоговые отчисления от производственной деятельности Кумтора, кроме подоходного налога. В качестве примера можно привести следующий факт. Затраты на доставку продуктов питания, всевозможных сладостей и выпечки из Канады, которые привозились их на национальные праздники относилось пропорционально на кыргызскую сторону (67%) и канадскую (33%).

Между тем, само производство с существующими ценами на золото практически не приносило прибыли.

Технологическая схема извлечения драгметалла из руды, применяемая на Кумторе, была менее эффективна, чем на месторождении Макмал (82% против 92%). Таким образом, в хвостохранилища ежегодно уходило неизвлеченным 2 тонны золота, больше, чем годовая добыча на Макмале. Затем необоснованно была завышена стоимость самого проекта «Кумтор». Анализ производственно-экономической деятельности предприятий проекта «Кумтор», при его детальном изучении в 2003 году, показал неэффективность и нерентабельность работы компании для Кыргызской Республики.

- Генеральная прокуратура предъявила Вам обвинение за то, что 31 декабря 2003 года Вы подписали постановление «О реструктуризации проекта «Кумтор». Обоснованы ли претензии?

- По инициативе руководства ГК «Кыргызалтын» и по согласованию с правительством республики канадской стороне было предложено реструктуризировать соглашение. Вариант, предложенный канадской стороной, не учитывал интересы нашей страны, так как практически все оставалось по-старому. МИД Кыргызстана направил в адрес «Камеко Корпрорейшн» несогласие правительства КР с предложенным канадской стороной вариантом соглашения. Ответ был неожиданным… Некоторое время спустя ко мне зашел господин Хоменюк, руководитель проекта с канадской стороны, со своим юристом и в присутствии сотрудников аппарата правительства заявил, что «если мы не примем их предложение, то они устроят нам «Бурю в пустыне» (по аналогии с американской операцией против Ирака)». Я его послал подумать еще раз. Затем сменился глава компании «Кумтор Оперейтинг Компани». С новым руководством была достигнута договоренность о реструктуризации проекта «Кумтор», в которой компания лишалась всех налоговых послаблений. Золото, полученное после извлечения и аффинажа, стало оставаться в нашей стране, так как выкупалось Национальным Банком в течение пяти дней, и таким образом пополнялся золотой запас Кыргызской Республики. Запрещался вывоз руды и концентрата за пределы республики. Добывающая компания улучшала технологию извлечения золота на 10% и производство полностью начинало работать в соответствии с законами Кыргызстана. Наряду с этим было достигнуто еще одно соглашение о монетизации всех запасов золота и активов со стороны КР,  участвующей в проекте «Камеко Корпорейшн» в Монголии, США и России, и создания на основе монетизации активов акционерной компании, а также вывод на Торонтскую биржу. Для проработки и реализации данного соглашения была создана Государственная комиссия, в которую вошли представители правительства КР, Жогорку Кенеша и специалисты АО «Кыргызалтын». Было решено, для подсчета монетизации активов всех участников создать новую акционерную компанию под названием «Центерра Голд Инк.», привлечь известные международные компании, имеющие опыт создания таких компаний, работающих на фондовой бирже. В результате проделанной работы было принято предложение о реструктуризации проекта «Кумтор» с разбивкой на две составляющие: первая - это производство, добыча золота, аффинаж золота и выплата всех, причитающихся по законодательству КР, налогов в казну страны; и вторая - это создание акционерного общества «Центерра Голд Инк.» с выходом на Торонтскую международную фондовую биржу с распределением процентов каждого участника от своего, подсчитанного независимыми экспертами, вклада. Только после принятия окончательного решения правительством КР было вынесено само  постановление о реструктуризации проекта «Кумтор» и участие представителя правительства КР в лице АО «Кыргызалтын» в компании «Центерра Голд Инк.» своими активами. В результате компания «Кумтор Оперейтинг Компани» в 2004 году, впервые за всю историю существования, перечислила в казну Кыргызской Республики 1 миллиард 600 миллионов сомов в виде налогов. До этого в казну не поступало ничего, кроме небольших поступлений подоходного налога. Заработал на полную мощность аффинажный цех в Кара-Балте. Кыргызская Республика от продажи части своих акций во время участия на фондовом рынке в Торонто получила 105 млн. канадских долларов (86 млн. долларов США), которые были зачислены на счет Национального Банка Кыргызской Республики.  АО «Кыргызалтын» получил 10 млн. долларов для переоснащения мощностей «Макмалзолота» (Казарман). Кроме того, реструктуризация проекта «Кумтор» позволила получить АО «Кыргызалтын» выгоды от другого золотодобывающего рудника «Центерра Голд Инк.» (Бору, Монголия), который был прибыльнее, на тот момент, чем «Кумтор» и финансировал его убыточную деятельность в сумме 115 млн. долларов США. Основная цель реструктуризации Соглашения в 2003 году заключалась: в первичном публичном предложении (IPO) акций «Центерра Голд Инк.» на Торонтской фондовой бирже, проценты в которой имело предприятие Кыргызской Республики; участии Центерры в дальнейшем изучении запасов месторождения «Кумтор» за счет вовлечения в переработку запасов и резервов флангов и глубинных горизонтов; отмене преступных Дополнения и Приложения к Генеральному Соглашению 1992 года, с которыми не было знакомо правительство КР. Отмечу, что данные документы тщательно скрывались от правительства КР. Отпала необходимость оплачивать из казны затраты на производство 67% при его низкой рентабельности в связи с низкой ценой на золото.

Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что реструктуризация Соглашения по проекту «Кумтор» от 31 декабря 2003 года была продуманной и принесла огромную пользу Кыргызской Республике. Претензии прокуратуры ко мне лично носят чисто заказной и политический характер, а не экономический.

- У Вас довольно богатый опыт работы в крупных бизнес-структурах. Скажите, выгодно ли новое соглашение, предлагаемое нынешним правительством республики и канадцами.  Суть документа заключается в создании совместного предприятия, половину прибыли которого будет получать Кыргызстан, а вторую – партнеры из-за рубежа?

- Что касается нового соглашения, то необходимо привлечь независимых экспертов и тщательно изучить все предлагаемые варианты, и только потом принять взвешенное взаимовыгодное решение. В международных судебных разбирательствах Кыргызстан не сможет выиграть. Проигрыш чреват огромными финансовыми санкциями.

- Обстановка в Иссык-Кульской области вновь неспокойная, повод – рудник «Кумтор». Как Вы считаете, кому выгодно расшатывать ситуацию и использовать народ в качестве противовеса властям?

- Два государственных переворота в 2005 и 2010 году не принесли ничего положительного для простых граждан страны и повлекли за собой спад экономики, отток капитала и инвесторов, ухудшение инвестиционного климата страны, увеличение безработицы.

Необходимо, в конце концов, сесть за стол переговоров всем противоборствующим сторонам, прежним властям, сегодняшним властям, представителям регионов, диаспор. В качестве посредника можно пригласить Россию и начать работу с «чистого листа» по укреплению государственности, развитию экономики, межнациональному согласию, укреплению имиджа на международной арене. Иначе, будет продолжаться вражда, месть и, возможно, утеря государственности. Сегодня, люди, стоящие у власти или рвущиеся к ней, говорят одно, а делают совсем другое. Например, тот же господин Сариев перед выборами президента КР встречался со мной, был дома у Аскара Акаева, просил денег на свою избирательную кампанию. Клялся, что сделает все необходимое для нашего возвращения на Родину, в случае если он станет президентом страны. Однако, получив отказ в содействии, так как ни я, ни Акаев принципиально не вмешиваемся во внутренние дела Кыргызской Республики и происходящие в стране  процессы, по возвращении в Кыргызстан начал обливать нас грязью. Были у нас и другие претенденты на президентский пост, и они также получили отказ.

- Периодически из уст различных чиновников и политиков в Кыргызстане звучат заявления о том, что Вы желаете вернуться к власти и о Вашей и Аскара Акаева причастности к проходящим митингам и народным выступлениям.

- Я не собираюсь вмешиваться во внутренние дела Кыргызской  Республики, но искренне хотел бы оказать посильную помощь в укреплении экономики страны. Вся моя  сознательная жизнь прошла в этой стране, и я сделал для нее достаточно много, чтобы мои внуки, которые сейчас живут в Кыргызстане, гордились мной. Хотелось бы. Конечно, приезжать, встречаться с родными, близкими, друзьями, которых у меня много. Но, к сожалению, пока действующие власти не начнут решать вопросы в соответствии с законодательством КР, я не могу приехать.

В отношении высказывания Жанторо Сатыбалдиева о том, что Соглашение 2003 года – «преступное»,  хотел бы ему напомнить о наших встречах в Москве и его просьбах. Советую главе правительства полностью хорошенько изучить документацию по всем соглашениям, касающимся проекта «Кумтор», с привлечением знающих специалистов, и только после этого делать выводы, тем более доводить их до общественности.

 

Автор: Александр Банников

Источник: News-Asia

Версия для печати   |   Просмотров: 1665   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная