POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Понедельник, 19 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Почему шансы Кыргызстана на создание международного финансового центра стремятся к нулю?

29.11.2013 13:48 - Polit.kg

27 ноября эксперт Национального института стратегических исследований КР Бакытбек Сатыбеков представил результаты исследования, задачей которого было изучить правовую среду и международные условия дабы понять: реально это или нет - создать в Кыргызстане международный финансовый центр. Представляем вам это выступление, каким оно прозвучало в стенах НИСИ:

 

Международный финансовый центр (МФЦ) – это город или место, в котором расположено большое количество банков, предприятий и фондовых бирж международного уровня. Другими словами, это место сосредоточения банков, специализированных финансовых учреждений, которые совершают международные кредитные и финансовые операции с ценными бумагами и золотом. Есть ещё одно определение: страна или территория с низкими налоговыми ставками и другими условиями, делающими эти места привлекательными для инвестиций.

Условия, которые необходимы для формирования МФЦ – это:

- наличие крупного финансового рынка;

- открытость экономики для движения капиталов, трудовых ресурсов и т.д.: это подразумевает наличие либеральной экономики;

- либеральное законодательство, стимулирующее налоговую, таможенную политику;

- упрощение процедур регистрации, оформления сделок, низкие издержки администрирования и низкий уровень коррупции;

- развитая финансовая инфраструктура: биржи, банки, страховые и инвестиционные компании, финансовые консультанты и т.д.;

- большая глубина освоения финансовых инструментов, то есть наличие акций, облигаций, деривативов, фьючерсов и т.д. ;

- макроэкономическая и политическая стабильность в стране, благоприятность для проживания, высокое качество жизни, высокие темпы роста.

Цель создания МФЦ – это привлечение иностранных инвестиций для развития банковского финансового рынка и стимулирование экономического роста. Задача: привлечение в страну существенных дешёвых и долгосрочных финансовых ресурсов, что позволит облегчить доступ  местных компаний к капиталу. Предполагается расширение возможностей для финансовых сбережений граждан, увеличение количества участников финансового рынка и повышение эффективности размещения средств функциональных инвесторов (имеются в виду страховые, пенсионные фонды и т.п.)

Есть несколько международных индексов, которые определяют позиции международных финансовых центров относительно друг друга. Среди первого десятка пока нет ни одной из бывших республик СССР. Наиболее приближенный к нам опыт – это попытка казахстанцев создать региональный финансовый центр в г. Алматы. РФЦА должен был представлять собой особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения участников центра и заинтересованных лиц, направленный на развитие финансового рынка Республики Казахстан. Кстати, у нас в стране есть небольшое непонимание того, что есть «финансовый центр»: некоторые люди подразумевают под ним какую-то отдельную организацию или институт. На самом деле это всего-навсего правовой режим, определённые условия для осуществления международных финансовых операций, обеспечивающие приток дешёвых «длинных денег» из-за рубежа. Чего удалось достигнуть в Казахстане? Ничего существенного, к сожалению, пока сказать нельзя. Информация в открытых источниках отсутствует. Известно только, что в этом году Казахстан вошёл в индекс пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, а это большое подспорье в создании  РФЦА.

Насколько велики наши шансы на создание МФЦ? По индексу DoingBusinessКыргызстан стоит существенно ниже Казахстана. Причём, большее отставание как раз по важным для функционирования финансового центра пунктам: защита инвесторов, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности. По последним двум мы занимаем низшую позицию и в отношении других стран Центральной Азии.

Что касается условий законодательства, то здесь мы с Казахстаном примерно на равных позициях. Но там имеется большой поток финансовых ресурсов, который генерирует добывающая и другие экспортоориентированные отрасли.  В отличие от Казахстана, в Кыргызстане отсутствует должная защита прав инвесторов. Уровень коррупции тоже более высокий – за счёт того, что она всепроникающая. Об отсутствии у нас макроэкономической и политической стабильности и говорить не надо.

Формальные кое-какие предпосылки для создания МФЦ в Кыргызстане имеются, но рыка почему-то не существует. То есть банковский сектор формально независим. Формально обеспечены и условия для конкуренции: для учреждения новых коммерческих банков установлены равные права. Свободный ввоз/вывоз валюты гарантирован (в данном случае у нас, кстати,  действительно всё даже лучше, чем в Казахстане). Был создан фонд защиты депозитов. Проценты по вкладам в коммерческих банках не облагаются налогом. То же самое касается и дивидендов с ценных бумаг, которые котируются на нашей фондовой бирже. Приняты международные стандарты финансовой отчётности, аудита. Частично созданы предпосылки для создания накопительной негосударственной пенсионной системы. Требования к лицензированию банков в КР и РК похожие. Минимальный размер уставного капитала для новых банков у нас – 600 миллионов сомов, что, в принципе, не самый серьёзный порог для входа на рынок. Есть возможности для того, чтобы покупать банкротные банки, которые находятся в режиме спецадминистрирования в агенствое «ДЕБРА», но почему-то большого числа желающих тут, несмотря на старания государства, не наблюдается. Связано это, конечно, с грязной историей  одного такого банкрота.  

На сегодняшний день активы банковского сектора по состоянию на 30 июня 2013 года составляют 30% ВВП. Наиболее успешный банк с иностранным капиталом «Оптима Банк» занимает лишь четвёртое место по уставному капиталу, хотя по чистой прибыли и сумме активов – первое. Крупнейшими в стране являются пока два чисто государственных банка – «РСК Банк» и «Айыл Банк». Необходимости их капитализировать на сегодняшний день нет, хотя такие идеи и носятся в воздухе.

Если смотреть рейтинги СНГ, то здесь Кыргызстан занимает последнее место по суммарным активам. По числу банков мы стоим на одном уровне с Арменией: выше Таджикистана и Молдовы, но ниже всех остальных. Отношение активов к ВВП у нас самое низкое. В значительной степени мы зависим от денежных переводов трудовых мигрантов: за период 2008-2012 это 29% к ВВП (тут нас опережает только Таджикистан с его 47%).

Небольшой потенциал банковской системы страны определяется небольшой численностью населения и слабой экономикой. Депозитная база очень слаба из-за низкого уровня доходов населения. Значительная часть поступлений из-за рубежа очень быстро тратится местными жителями на текущее потребление, то есть мало что накапливается в банковской системе. Предложить инструменты для сохранения сбережений тех же трудовых мигрантов пока никто не смог. Таким образом, поступления от трудовых мигрантов, являющиеся основным генератором валютных ресурсов страны, нигде не аккумулируются. С учётом отрицательного торгового сальдо, высоких инвестиционных рисков и слабого потенциала, это сильно ограничивает приход иностранных инвесторов, которые могли бы значительно оживить банковскую отрасль.

Рынок ценных бумаг в КР в основном представлен государственными бумагами. Вторичный рынок практически отсутствует. Корпоративные ценные бумаги – это почти исключительно то, что было выпущено, когда проходило акционирование госпредприятий. Долговыми ценными бумагами оперирует пока только одна компания. Налицо крайне малая глубина освоения финансовых инструментов, особенно таких, как деривативы, фьючерсы, индексы.

Если говорить о степени капитализации страновых рынков в СНГ, то тут мы тоже на последнем месте – в лидерах страны с сырьевой экономикой, куда вливаются большие потоки финансовых ресурсов.  Наш показатель здесь – 1 млрд. 286 млн. долларов США, что составляется всего 22% к ВВП. Если сравнивать с переводами мигрантов, то можно понять, насколько этот показатель слаб. То же самое касается и страховых активов: население по большому счёту пока просто не осведомлено о страховых услугах. Достаточно большие средства с 2010 года начали накапливаться в государственном пенсионном фонде – уже около 4 млрд. сомов. В основном они инвестируются в государственные ценные бумаги и в меньшей степени – в депозиты коммерческих банков.

Отсутствие финансового рынка в стране давно должно было быть компенсировано такими факторами, как открытость экономики для движения капиталов, стимулирующая налоговая и таможенная политика, а также упрощение процедур регистрации, заключения сделок и т.д. В большинстве своём эти условия уже обеспечены, но по ряду пунктов остаются вопросы. Больше всего проблем создаёт фактор коррупции. Также не хватает стабильности в осуществлении государственной политики: основной курс не должен меняться так часто, как это имеет место сегодня.

Какие могут быть рекомендации?Во-первых, стоит стимулировать мобилизацию ресурсов от переводов трудовых мигрантов через внедрение розничных инструментов – например, бумаг с плавающей процентной ставкой, которая может защитить сбережения от инфляции. Надо продолжить и усилить меры по повышению прозрачности и подотчётности государственных органов: публикация всей отчётности и документации на веб-сайтах сильно повысит общественный контроль и станет препятствием для создания неформальных административных барьеров, а, следовательно, снизит уровень коррупции. Не лишним будет развить программу повышения финансовой грамотности населения. И, наконец, для привлечения иностранных инвестиций стоит начать хоть с какого-нибудь суверенного рейтинга, который будет подсказывать нам, где есть болезненные места и что нужно улучшать в первую очередь. В обязательном порядке следует улучшить меры по разрешению коммерческих споров – это, разумеется, подразумевает, реальную независимость судов. Должны быть усовершенствованы процедуры ликвидации, реорганизации предприятий и изучены возможности по дальнейшему снижению тарифных и нетарифных барьеров для развития внешней торговли. Также нужно разработать меры для дальнейшего развития накопительной пенсионной системы: например, можно пересмотреть требования по инвестированию пенсионных вкладов или предоставить гражданам самостоятельно определять, в какой пенсионный фонд отчислять (пока у граждан такого права нет). То же самое может, кстати, стать одной из мер и по развитию страхового рынка. 

POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 1708   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная