POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 20 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Федор Лукьянов: Если Кыргызстан не подпишет Дорожную карту в ближайшее время – это не конец света

23.12.2013 13:00 - Polit.kg
Федор Лукьянов: Если Кыргызстан не подпишет Дорожную карту в ближайшее время – это не конец света Международный эксперт и политолог  России Федор Лукьянов выступил в пятницу в Академии управления при Президенте КР с темой «Россия в поисках идентичности: как меняется мировосприятие страны во втором десятилетии XXI века». Он - главный редактор российского журнала «Россия в глобальной политике», с 1990 года – журналист-международник, работал на Международном московском радио, в газетах «Сегодня», «Время МН», «Время новостей», ведет еженедельные передачи на радио «Голос России». Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России.

Таких гостей Кыргызстан встречает не так часто. В России Лукьянова знают как  политолога, который тонко разбирается в межгосударственных отношениях России. Обидно было, что в немаленьком зале академии я по пальцам пересчитала заинтересованных экспертов. Лукьянов посетил Кыргызстан по приглашению Международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой» в рамках проекта «Discover Asia». Политолог  представил  свое видение актуальных международных проблем,  ответил на волнующие вопросы взаимосвязи стран в рамках СНГ, Таможенного союза, перспектив вступления Кыргызстана в ТС.

 

 «Мы привыкли считать, что выбор делают страны-соседи, которые мечутся между Россией и кем-то еще — Европой, Китаем, Америкой. Между тем сейчас не менее серьезный выбор встает перед самой Россией»

- Москве придется решить, как далеко она готова двинуться во имя интеграционного проекта и до какой степени можно пойти на уступки сегодня и завтра ради строительства объединения, которое, возможно, принесет дивиденды в будущем. И еще один важный момент. Если Украина действительно вступает на путь, исключающий ее институциональное сближение с Россией (а об этом сейчас говорят все), то союз, который отстаивает Москва, может оказаться совсем не таким, как планировалось. Не секрет, что наиболее серьезные интеграционные начинания России — Единое экономическое пространство и Таможенный союз — затевались во многом с прицелом на Украину. По причинам как экономического, так и — в первую очередь — геополитического свойства. Пока членство Киева не исключалось, название «евразийская интеграция» было условным. В предполагавшемся ядре к «евразийству» отношение имел Казахстан, три другие страны ориентировались на Европу — не ЕС, а культурно-исторический и географический ареал. То есть речь шла о создании альтернативного центра притяжения именно в Европе.

Если исключить Украину, то «евразийскость» становится более реальной. Прежде всего, с точки зрения перспектив возможного движения — основным направлением становится восточное и юго-восточное. Насколько такой вектор российского государства отвечает настроениям российского общества, которое переживает всплеск антимигрантских настроений и склонно к изоляционизму на азиатском фланге, вопрос отдельный.

 

POLIT.KG: В одном из своих недавних интервью Вы сказали такую недвусмысленную фразу: «Уже в тройке основателей ТС достаточно проблем разного рода. Если еще добавить и другие страны, особенно государства «проблемные», тогда тем более все усложняется. У этого проекта, который только-только набирает обороты, уже наступает кризис развития институтов внутри». Кыргызстан находится на пути вступления в ТС. И у этой страны тоже есть свои проблемы…

-  Таможенный союз - это организация, которая строится на ходу. Мы сначала поехали, а потом начинаем привинчивать все детали. Это не в упрек сказано. Да, конечно, система не отлажена. Кыргызстан сталкивается с трудными переговорами, с неготовой дорожной картой, и т.д. эти проблемы нужно решить прежде, чем вступить в ТС. Ну, не буду лукавить,  есть наднациональный орган, который уже работает, и которому переданы полномочия, есть национальное правительство, интересы которого не сбалансированы. Наднациональный орган,  который должен сбалансировать все риски, как правило, обретает субъектность,  и как любая наднациональная бюрократия, будь то ООНовская или европейская, начинает действовать исходя из своей логики и интересов. Чем сильно начинает раздражать всех трех участников.

Но есть экономические и политические  темы, которые волнуют Россию больше остальных участников союза. Вернее, у России к Кыргызстану есть интересы помимо экономических, которых нет у Белоруссии и Казахстана. И поэтому, если Россия заинтересована в более быстром расширении, то президент Белоруссии вопрошает: «А зачем нам, собственно, Кыргызстан? Куда торопиться?». И в этом тоже есть своя правда.

Это естественный кризис роста. Иначе не бывает,  и идти не может. Если все это будет идти гладко, то в скором времени все протухнет, закончится как масса интеграционных начинаний, которые были в 90-е, 2000-е годы. Как только начинается реальная попытка интеграции, начинается «война». Потому, что интеграция - это высшая и самая сложная форма международного партнерства и отношений. И многие, я вам скажу, в России этого до сих пор не понимают.  Интеграция – война до последнего патрона. И если кто-то уступил, согласившись на условия, которые его не устраивают – запустится тормоз. А это не работа. Европейцы знают об этом очень много. Поэтому спешки тут быть и не должно. Если Кыргызстан не подпишет дорожную карту в ближайшее время – это не конец света. Главное – не опускать руки и не бросать все это. На мой взгляд, все идет нормально. Так как должно быть.

 

POLIT.KG: И все-таки Вы не ответили на вопрос. Ваше отношение к вступлению Кыргызстана в тройку негативное?

-  Если хотите конкретнее, по поводу цитаты, то я имел в виду вступление в ТС Украины. Если, упаси нас господь, это произойдет – кранты всему.  Это лично мое мнение. Я крайне негативно отношусь к Украине. Не как к стране, конечно, а как к власти и оппозиции.  На мой взгляд, это самые безответственные люди, которые занимаются чем угодно, только не принятием решений для страны. Поэтому, если у кого-то возникнет идея воспользоваться этим и затащить Украину в Таможенный Союз – это конец всему. Вот что я имел в виду, говоря о «проблемных» государствах и об их участии в ТС.

Кыргызстан я не рассматриваю в этом негативном контексте.

Если откинуть мои личные антипатии и мнение, то сценарий или программа-максимум России – вступление Украины в Таможенный союз, который с 2015 года должен преобразоваться в Евразийский. Многие, правда, считают такой сценарий нереальным – по причине неспособности и нежелания Украины делать какой-либо выбор. Некоторые выражают сомнения в том, что Киев вообще нужно зазывать в ТС, учитывая, наверняка, очень «особую» роль, которую Украина будет играть по любому вопросу, размывая только еще формирующееся объединения. Однако это скорее меньшинство, преобладающая точка зрения – нынешний успех нужно капитализировать в серьезное углубление экономических связей. Это мы уже слышали в 2010 году, когда было заключено Харьковское соглашение, но дальше сделки «газ в обмен на флот» дело не пошло. Сейчас, правда, Россия настроена более серьезно и президент у нее повесомее, чем тогда, но многолетний опыт взаимодействия не позволяет строить большие планы. За годы независимости Украина освоила один тип политического поведения – постоянное маневрирование, отход от него в любую сторону создает неопределенность и риски, которые Киев брать на себя не готов.

Если говорить о «внутренних» проблемах тройки, то они есть. Вот для России совместное участие в Таможенном союзе - еще одна форма укрепления геополитического альянса, прежде всего, в сфере безопасности. Участвует, скажем,  Армения в Таможенном союзе или нет, с экономической точки зрения это почти ничего не меняет. Это несущественный фактор.  До тех пор, пока «старая тройка» - Россия, Белоруссия и Казахстан не утрясут между собой ту структуру и правила, по которым будет функционировать Евразийский экономический союз, страны-кандидаты Армения и Кыргызстан будут находиться «в предварительном состоянии».

Только после этого,  считает политолог, произойдёт обсуждение того, как, кого и когда принимать в Таможенный союз. «Однако я думаю, что в целом странам-основателям ТС деваться некуда. Им придется пойти на такую договоренность. Слишком большая политическая ставка сделана со стороны трех государств, и это важно, поэтому они заинтересованы в том, чтобы прийти к общему знаменателю», - считает Лукьянов.

 

Россия и Украина: на виду у всех

«Да, сейчас дыры украинцы заткнут, все вернется в рутинную фазу политической борьбы, Майдан останется, но будет постепенно маргинализироваться. Дальше бороться уже и не надо. В Европе единства взглядов нет, очень многие говорят: "Мы чего боремся за Украину? Напомните". Это очень важно. А почему это очень важно?

Я не буду оценивать целесообразность крупных вложений в этот актив. Мы все понимаем, что еврооблигации украинского правительства с рейтингом B - это не та надежная инвестиция, которую хотелось бы видеть. Ясное дело, что это политически мотивировано.

Мне кажется, что российское руководство рассчитывает сейчас сбить рывок, попытку Украины, а потом уже Европа не будет ее тянуть к себе. И потом долгое время ни у кого не будет охоты с этим связываться. Уже сейчас чиновники Европейской комиссии, которые этим занимаются, еще до того, как Янукович отказался, честно говорили, что если все сорвется, они никого не убедят, что нам надо тратить силы, деньги и время на это. Ничего не вышло - да и гори оно огнем. Много других проблем».

 

А если на двух стульях?

Лукьянов рассказал и о новой идее украинских политиков. Киев собирается создать совет, который  так и называется: «Украина – ЕС – ТС».  «Понятное дело, в Кремле ответили, что диалог никто не отрицает. Но как можно координировать взаимодействия, которые невозможны, - вот в чем вопрос. Потому что после подписания [Украиной договора об ассоциации с ЕС], это было Владимиром Путиным сказано, в какой бы то ни было форме взаимодействие Украины с Таможенным союзом станет невозможным», - высказался Лукьянов.

 

Китай в Таможенном союзе?

«Постсоветская интеграция с участием России обрекает проект на встроенный дисбаланс: все возможные партнеры кратно уступают по экономическому, политическому, демографическому масштабу. Украина, конечно, полноценным противовесом России не стала бы, однако общий баланс получился бы иной — все-таки более чем сорокамиллионная страна с потенциально сильной экономикой и очень неуступчивым политическим менталитетом. Отсутствие такого государства в объединении — проблема, как ни странно, самого сильного участника, которого все будут бояться.

На эту тему недавно высказался только что ушедший с поста главы Национального банка Казахстана Григорий Марченко, один из наиболее авторитетных экономистов на территории бывшего СССР. Беседуя с телеканалом «Россия 24», он заметил, что «полностью интегрироваться в Европейский союз не получится ни у Украины, ни у Турции. Поэтому их вместе надо пригласить в Таможенный союз и сделать такой процесс принятия решения, чтобы они не боялись доминирования со стороны России и чтобы они не боялись, что их интересы не будут должным образом учтены».

«Они» в данном случае эвфемизм, имеется в виду, конечно, «мы». И Казахстан, и Белоруссия столь же озабочены проблемой равноправия. Далее экс-банкир замахнулся на большее — по его словам, объединенному или расширенному Таможенному союзу нужно сразу провести переговоры об ассоциации с Китаем и Монголией: «И вот тогда совсем другая будет критическая масса и совсем другие будут отношения и внутри Таможенного союза и с европейскими соседями».

Чтобы вообразить Таможенный союз, в котором вместе с постсоветскими государствами участвовали бы Турция и Китай, требуется смелый полет фантазии. Зато легко себе представить, чьи товары будут доминировать на этом общем рынке».

Напоследок серьезный Лукьянов выдохнул и с улыбкой сказал несколько слов о Кыргызстане: «Я впервые в Кыргызстане и нахожусь здесь всего сутки. Скажу кратко: эта маленькая страна не совсем такая, какой представляют ее там, в России. Вернее, она совсем не такая».  На следующее утро Федор Лукьянов был уже в Москве – давал экспертную оценку важным политическим событиям России.

 

Анна Мягчилова, спец.корр. POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 1305   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты