POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 13 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Пограничные проблемы сами не разрешатся. Нужна политическая воля руководителей стран региона

24.01.2014 16:44 - Polit.kg

Предпринимаемые в настоящее время меры по урегулированию пограничных проблем недостаточны, считает заведующий отделом географии Института геологии НАН КР Саламат Аламанов. Несмотря на декларативные заявления политического руководства Кыргызстана и сопредельных государств о готовности идти на взаимные уступки, процесс делимитации границ, по большому счету, так и не запущен, не решена проблема анклавов и трансграничного водопользования. Что мешает высшим должностным лицам договориться – непримиримость позиций, недостаточная компетентность подотчетных им профильных органов или застарелые «болевые точки» межгосударственных отношений – вопрос, на который, пожалуй, должны бы ответить сами участники процесса. А вот какие конкретные шаги необходимы для снятия напряженности на границе - это понятно уже сегодня.       

 

«Конфликтные события, наблюдавшиеся в прошедшем году на границах Кыргызстана с Узбекистаном и Таджикистаном, подтверждают наши прежние оценки о том, что на переговорах по делимитации государственных границ полномочия правительственных делегаций, работающих на основе директив, в существенной степени исчерпаны. Уровень взаимопонимания и взаимного доверия достиг самого низкого значения, – рассказывает Саламат Аламанов. – Так, по информации представителя правительства КР на переговорах после возобновления переговорного процесса с Узбекистаном, с 2011 года по настоящее время проведено 8 заседаний на уровне правительственных делегаций, по итогам которых не было описано и утверждено ни одного километра государственных границ. Сейчас на государственной границе не определено 56 участков.

По делимитации  государственной границы с Таджикистаном за два последних года проведено 7 встреч делегаций, 14 встреч топографо-землеустроительных рабочих групп и 5 встреч рабочих групп по правовым вопросам. За этот период согласовано и описано 64,2 км, из них утверждено на уровне правительственных делегаций лишь 15,8 км. Описано на уровне топографо-землеустроительных рабочих групп 48,4 км.Значит, даже частые встречи не свидетельствуют о результативности переговоров».

Здесь стоит вспомнить недавнее выступление вице-премьер-министра КР по обороне, безопасности и вопросам границ Токона Мамытова, который сетовал на нерегулярность встреч уполномоченных межправкомиссий и именно это назвал едва ли не главной причиной отсутствия прогресса в урегулировании пограничного вопроса. Так, значит, дело даже не в том, что мы как бы «не разговаривали» с соседями на наболевшую тему? Конечно, недостаточными объемами проведенной совместной работы проще всего объяснить затянувшийся кризис. Но решения как не принимались, так и не принимаются (чем это ни объясняй), хотя и переговоры вроде бы велись, и эскалация приграничных конфликтов тревожит все больше:  

«За 3 последних года на кыргызско-узбекской границе произошел 31 инцидент с применением оружия. В них погибло 5 и ранено 10 кыргызстанцев. А в период с января по октябрь 2013 года в приграничных районах Кыргызстана зарегистрирован уже 41 конфликтный случай. При этом на границе с Таджикистаном произошло 28 конфликтов, с Узбекистаном - 12, с Казахстаном – 1. Было возбуждено 7 уголовных дел, – делится статистикой Аламанов. - Кульминацией негативного развития приграничных отношений стала «январская перестрелка» пограничников Таджикистана и Кыргызстана  в окрестностях анклава Ворух. Также надо отметить широкое вовлечение в конфликты пограничников, которые призваны устанавливать и соблюдать порядок на  приграничных территориях. Так, каковы причины возникновения конфликтов, и что является их главным источником?

Основная причина, по признанию практически всех специалистов и аналитиков, - неопределенность линии государственной границы, незавершенность процесса ее делимитации. Этим обстоятельством создаются условия для произвольного обвинения сторонами друг друга в незаконном использовании земельных и водных ресурсов: выпас скота, строительство домов, вырубка леса, сооружение коммуникационных и ирригационных систем, забор воды и т.д. Пока отсутствуют правовые основания для  обеспечения территориальной безопасности государства и его целостности, такие конфликты, к сожалению, неизбежны».

 

Проблема анклавов – одна из первостепенных

«Прошедший год еще раз подтвердил, что ключевыми пунктами при решении вопроса прохождения линии границы с Узбекистаном и Таджикистаном являются проблемы ее определения в районах анклавов, - считает эксперт, ведь именно здесь и возникают постоянно локальные споры за землю, воду и все сопутствующие ресурсы. – Как известно, внутри Кыргызстана находятся четыре анклава Узбекистана: Сох, Шахимардан, Чонкара-Галча, Таш-Тепа. И два анклава Таджикистана: Ворух и Кайрагач (Курук-Сай). В пределах Узбекистана расположен анклав Кыргызстана – Барак, и анклав Таджикистана – Сарваксай. Главное противоречие состоит в притязаниях сторон на значительные по площади территории,  расположенные в нижней части анклавов Сох и Ворух. Учитывая, что эти земли, превышающие по площади суммарную площадь нынешних анклавов, всегда были во владении хозяйств Кыргызстана и никогда не использовались сообществами соседних республик, нельзя даже предполагать, что кыргызская сторона может уступить эти земли. Соглашение о режиме анклавов – наиболее приемлемый вариант решения вопроса».

Ситуация, конечно, очень проблемная, но, по мнению Саламата Аламанова, не тупиковая: «Поскольку аргументы сторон на переговорах по несогласованным участкам, основанные на документах, не убедительны друг для друга, по нашим оценкам вопрос может решиться только на самом высоком уровне, посредством принятия политического решения. В свое время мы позитивно оценили соответствующее поручение руководства делегациям и вице-премьер-министрам, касающееся достигнутого на тот момент взаимного согласия между Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Однако время показало, что эти меры в настоящее время недостаточны.

Стоит вспомнить о выстраданном человечеством мировом опыте, который свидетельствует о том, что единственным конструктивным путем решения спорных пограничных вопросов, подобных нашим, являются переговоры на основе взаимного уважения, на принципах равноправных консультаций и взаимных уступок. Немаловажными обстоятельствами позитивного развития переговорного процесса по границам являются его стабильность, подготовленность сторон к переговорам с конструктивными предложениями, поиск при встречах не противоречий, а компромиссов и взаимных выгод с убедительными аргументами. Выполнить эти условия чрезвычайно трудно, но сделать это необходимо».

       

Водный вопрос

Несовершенство трансграничного водопользования – еще одна проблема, год от года кочующая из обсуждения в обсуждение между правительственными делегациями, и не получившая своего разрешения ввиду катастрофического непонимания руководства страны, чего же оно в итоге хочет добиться: «Аналитическая работа, выполненная нами в рамках задания НИСИ КР, показала, что самым слабым звеном в водной политике КР является отсутствие Национальной стратегии или Концепции по развитию водных отношений с государствами, связанными в единую гидрографическую систему Аральского моря. Кыргызстану, как государству, находящемуся в верхнем течении бассейнов рек Сырдарьи, Чу и Таласа, жизненно важно установить порядок использования водных ресурсов, берущих начало на территории страны. Базовым концептуальным документом для упорядочения использования водных ресурсов должна стать Водная стратегия Кыргызской Республики, основанная на том, что вода как одна из основ жизнедеятельности народа Кыргызстана, в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, является собственностью государства. В качестве стратегической цели Национальная водная политика должна обеспечить гарантированное удовлетворение потребностей населения и отраслей экономики Кыргызстана в водных ресурсах необходимого количества и качества в настоящем и будущем.

 

По нашему мнению, в позиции КР по водной политике должны соблюдаться следующие основные положения:

-  Кыргызская Республика осуществляет свое суверенное право на владение водными ресурсами, формирующимися на ее территории;

 - Кыргызская Республика будет принимать меры по изменению действующего в регионе межгосударственного вододеления в своих национальных интересах;

 - Кыргызская Республика будет  последовательно внедрять экономические механизмы управления трансграничными водными ресурсами. 

 

Эти положения не исключают того, что Водная стратегия должна учитывать, что использование вод, принадлежащих Кыргызстану, имеет первостепенное значение для жизнедеятельности и экономики всего центрально-азиатского региона. В соответствии с таким подходом должны быть установлены принципы отношений между нашей страной и другими государствами, использующими воды Кыргызстана».

При этом, как рассказывает эксперт, проекты стратегических и концептуальных документов по водной политике разрабатывались Департаментом водного хозяйства и мелиорации Минсельхоза и Институтом водных проблем и гидроэнергетики НАН КР и направлялись в вышестоящие государственные органы, но так и не были приняты. Планы достаточно детальные, учитывающие и запланированные на ближайшее будущее проекты строительства гидроэнергетических объектов, так что остается только недоумевать, почему решение водного вопроса вслед за прочими откладывается в долгий ящик. Что же, в общих чертах, предлагают эксперты:

 

1.Международно-правовые инициативы.Продолжать  инициировать разработку и принятие многостороннего регионального документа по водным отношениям. Продвигать идею интегрированного управления водными ресурсами международных рек. Инициировать принятие новых схем вододеления на трансграничных малых реках, стекающих со склонов горного обрамления Ферганской долины.

2.Развитие водного хозяйства страны.Разработать и принять Национальную водную стратегию и Концепцию. Развивать в соответствии с этими документами орошаемое земледелие, в частности: до 2017 года осваивать ежегодно по 10 тыс. га орошаемых земель (в сумме 50 тыс. га); в перспективе площади орошаемых земель Кыргызстана увеличить до 2,5 млн. га.

«Запланированное сооружение крупных ГЭС также поможет решить экономические и экологические проблемы энергетики Кыргызстана, - подытоживает Саламат Аламанов. -

Согласно Стратегии развития Кыргызстана на период 2013-2017 гг. реализация намеченных задач развития электроэнергетики позволит таким образом Кыргызстану к 2017 году стать крупным производителем электроэнергии в регионе, полностью обеспечить электроэнергией население и увеличить ее экспорт в соседние страны».

 

Умысел или просто незнание?

Сторонников искать в пограничных конфликтах влияние каких-то «третьих сил», намеренно работающих на дестабилизацию обстановки в регионе, конечно, хватает. И это тоже самый простой способ объяснить происходящее, всякий раз заявляя: «Провокация!». Но за взаимными обвинениями пограничных служб, бесконечными разбирательствами в духе «кто первый начал» или «кому это выгодно», теряется главная реальная причина кризиса – банальное отсутствие информированности местного населения и тех же пограничников на фоне затянувшегося бездействия высших руководящих органов.    

«Общественность нашего региона должна понять, что при сохраняющихся условиях неопределенности границ конфликты и инциденты в приграничных районах, к сожалению, неизбежны. При этом следует признать, что большинство из них случается не по злому умыслу гражданских лиц и пограничников. Все дело в отсутствии правовой культуры взаимоотношений на приграничной территории и понимания правил поведения на границе и в прилегающей к ней зоне, - считает Аламанов. - Из-за этого необдуманный поступок жителя приграничья, незаконно пересекающего чужую границу при решении своих повседневных житейских вопросов, жестоко наказывается пограничником соседней страны, ориентированным командирами только на силовое пресечение нарушения правил.

Поэтому просветительская работа среди жителей приграничных территорий с разъяснением  новых реалий в регионе, связанных с разделением СССР на самостоятельные государства, приобретает большой практический смысл. Повторяющиеся  инциденты на границах доказывают, что разъяснение понятий о государственной границе, государственной территории, суверенности государства, обучение людей поведению в приграничье приобрели политическое значение. Эти мероприятия должны выполняться как государственными органами, так и экспертным сообществом.

Немалую роль в дестабилизации обстановки в приграничье играют и некомпетентные выступления и комментарии отдельных лиц, иногда занимающих государственные должности на местном уровне. Зачастую они нацеливают жителей приграничных территорий на конфликт. Здесь стоит вспомнить, как положительный пример, заявление мэра города Канибадам Н. Обидова, который на вопрос журналистов о его действиях в конфликте по Катта-Тузу сказал, что «администрация города не имеет права вмешиваться в приграничные дела. Для этого есть специальная комиссия на правительственном уровне». Такое понимание отношения местных властей к пограничным вопросам должно стать общепринятым правилом в нашем регионе. Но при этом надо признать и неоценимо важную роль местных властей в предотвращении или разрешении уже произошедших конфликтов. Главным в этом вопросе должно быть создание доверительных взаимоотношений между  местными государственными структурами сопредельных районов и областей».

В таких случаях принято говорить, «теперь дело за малым…» - проблемы сформулированы, решения предложены, остается только приступить к их реализации. Но в случае взаимоотношений Кыргызстана с соседями по вопросам границ как раз в отсутствие практических шагов все всегда и упирается. Поэтому абсолютно очевидно, что «малым» в этой расхожей фигуре речи для нас остается не что иное, как политическая воля руководства стран региона.   

Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.kg    

  

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1422   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная