POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 20 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кыргызстан и другие страны ЦАР ориентированы на постсоветское пространство, а Россия и Украина – на Евросоюз

16.04.2014 20:29 - Polit.kg
Кыргызстан и другие страны ЦАР ориентированы на постсоветское пространство, а Россия и Украина – на Евросоюз

Социологи вычислили (выявили)  настроения  населения  государств постсоветского пространства (ПСП).

 Ежегодно в течение нескольких последних лет по заказу Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития международным информационно-аналитическим консорциумом «Евразийский монитор» проводится масштабное исследование общественного мнения по вопросам постсоветской интеграции: налаживанию экономических и кооперационных связей, социальных и бизнес-контактов, культурному взаимодействию. В результате проведенных опросов складывается подробная картина предпочтений граждан стран СНГ по различным аспектам интеграции и кооперации в регионе.


От Кыргызской Республики в таких исследованиях постоянно участвуют эксперты Центра изучения общественного мнения и прогнозирования «Эл Пикир». Рассказывает его руководитель, к.э.н. Эльвира Илибезова: 
– Прежде всего, хочу акцентировать внимание на некоторых особенностях самого проекта «Интеграционный барометр ЕАБР», в рамках которого регулярно проводятся общенациональные опросы в 10 странах СНГ, а также в Грузии. Выборочная совокупность в каждом из государств репрезентирует взрослое население по полу, возрасту и типу поселения. В этом ракурсе интересны обобщающие закономерности «притяжения» стран к крупнейшим геополитическим кластерам («Страны бывшего СССР», «Евросоюз», «Другие страны»), выявленные по результатам анализа ответов на сквозной блок задававшихся вопросов.

В политической сфере практически для всех участвующих в данном проекте стран приоритетным интеграционным направлением является постсоветское пространство. Единственное исключение – Грузия, выбравшая кластер «Другие страны».

В экономике преобладает ориентация на Евросоюз, характерная для шести стран – Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, России, Украины. Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан в экономической сфере притягиваются скорее к постсоветскому пространству, а кластер «Другие страны» является приоритетом для населения Азербайджана и Узбекистана.

Для сферысоциокультурных связейхарактерны почти те же закономерности, что и для экономической сферы. Единственное отличие составляет позиция Таджикистана, который в данном случае имеет приоритетное притяжение не к постсоветскому пространству, а к странам остального мира. По совокупности трех факторов – экономика, политика, культура – приоритетным вектором притяжения для большинства стран является постсоветское пространство. Преимущественно на страны остального мира ориентированы Азербайджан и Грузия. Украина и Россия в среднем представляют наибольший интерес в постсоветском пространстве для жителей остальных стран бывшего СССР. В то же время, именно в Украине и в России население оказалось ориентировано не на постсоветское пространство, а преимущественно на Евросоюз.
Что касается некоторых частных закономерностей, то здесь картина такова. Практически во всех вопросах обнаружилась крайне невысокая значимость периферийных (то есть, без участия главного аттрактора — России) предпочтений на постсоветском пространстве. И практические, и познавательные интересы населения стран бывшего СССР если и направлены в пределы этого пространства, то, зачастую, к России. В пределах постсоветского пространства Россия и Украина занимают, как правило, первые два места в условном рейтинге объектов культурного, познавательного или практического интереса, и одновременно — два последних места в рейтинге субъектов этого интереса. То есть, именно в России и Украине в большинстве случаев зафиксированы максимальные доли респондентов, не назвавших ни одну интересующую их страну ПСП. Иными словами, Россия и Украина больше всего интересуют жителей остальных стран, но жители России и Украины меньше всего интересуются какой-либо иной страной постсоветского пространства. 
В вопросах на экономические темы средние по странам доли ответов, приходящиеся на каждый из трех крупнейших геополитических кластеров, как правило, очень близки. То есть, среднего по странам приоритета нет, но есть постоянно воспроизводящиеся отклонения в частностях. Так, отклонения в сторону постсоветского пространства характерны для стран Центральноазиатского региона и Молдовы; в сторону Евросоюза – для России, Грузии и той же Молдовы (эта страна одновременно «притягивается» к России и к Румынии); в сторону стран остального мира – для Азербайджана и Таджикистана. Для Азербайджана приоритетом является Турция, а для Таджикистана – разные страны в зависимости от вопроса (Китай, США, Турция). 
В политических вопросах средние по странам доли ответов заметно смещены в сторону постсоветского пространства. Причем,  как в положительном смысле (например, в вопросе о дружественных странах), так и в отрицательном (в вопросе о недружественных). Единственная страна, население которой ориентируется на военно-политическую поддержку из-за пределов постсоветского пространства, – Грузия. Во всех без исключения странах, участвующих в проекте, группа ответов «Страны бывшего СССР» оказалась самой наполненной.
Отношение населения стран постсоветского пространства к созданию Таможенного союза и Единого Экономического Пространстваоказалось положительным. Поддержка ТС в государствах-участниках находится на высоком уровне: 80% в Казахстане, 72% в России и 60% в Беларуси. Примечательно, что ТС и ЕЭП воспринимаются положительно не только в государствах-участниках. Высокие доли положительных ответов характерны также для Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Молдовы – стран, население которых относительно более ориентировано на экономическое взаимодействие со странами бывшего СССР. Оба интеграционных объединения имеют уровень поддержки выше среднего также в Молдове и Армении, которые c территорией ТС и ЕЭП не имеют общих границ и, соответственно, всей полноты преимуществ гипотетического присоединения ощутить не могут. Частично такой уровень притяжения связан с историей трудовой миграции из этих стран – проиллюстрировать интенсивность этого потока может тот факт, что три четверти жителей Армении и каждый второй житель Молдовы в настоящее время имеют постоянные коммуникации со своими родственниками и друзьями в России.
Высокая поддержка Таможенного союза оказалась характерна для населения двух стран – потенциальных участников ТС - Таджикистана и Кыргызстана. Интересен также факт высокой поддержки ТС и ЕЭП в Узбекистане, несмотря на заметные изоляционистские настроения населения, очевидные из ответов на другие вопросы. В общем списке стран есть только две, где доли положительных оценок ЕЭП и ТС не превышают 50% – это Азербайджан и Грузия. Вероятно, в сложившейся ситуации сыграли свою роль и неурегулированные территориальные конфликты с участием этих стран.

В этом ракурсе особого внимания заслуживают данные, полученные по итогам одного из последних исследований, цель которого – выявить наиболее реальную информацию об  отношении кыргызстанцев к вступлению страны в Таможенный Союз. Опрос проводился социологами Центра изучения общественного мнения и прогнозирования «Эл Пикир» в самом начале 2014 года на территории городов и райцентров всех областей республики. Анкетированы свыше 1200 человек разного пола, возраста и социального статуса, кому было предложено ответить на единственный вопрос: « В какой мере Вы бы одобрили или не согласились бы с участием КР в ТС России – Казахстана – Беларуси?». Подробнейшее изучение и конкретное осмысление ситуации в регионах горного края продолжается, но и сегодня для экспертов организации вырисовывается  интересная картина.

К примеру, об общем настрое населения, можно судить по показателям, как нельзя лучше характеризующим параметры предпочтений людей. Почти половина из общего числа опрошенных мужчин и женщин полностью одобряют вступление Кыргызстана в ТС трех дружественных нам стран.  Ответы около 40% респондентов  зафиксированы как «совершенно не согласны» или «скорее не одобрили бы» участие страны в Таможенном Союзе. И примерно одна десятая доля анкетируемых жителей областей страны затруднились либо просто не захотели отвечать на поставленный вопрос.

Примечателен, на мой взгляд, и такой обретающий все большую актуальность факт. Еще в прошлом году при подведении итогов опроса эксперты сделали вывод: абсолютное большинство населения в каждой из стран региона считает, что в ближайшие 5 лет страны бывшего СССР как минимум не будут отдаляться друг от друга. В частности, тогда доля ответов  «Страны будут отдаляться» ни в одном из государств не имела первого ранга, а в Таджикистане и Казахстане доля респондентов, считающих, что в ближайшие пять лет страны бывшего СССР будут сближаться, вообще превышала 50%. Причем, интеграционные предпочтения населения имеют значимую взаимосвязь с возрастом, и эта зависимость имеет две разновидности. Первая характерна для Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана и в несколько менее выраженной форме для Казахстана: в старшей возрастной категории притяжение к кластеру «Страны бывшего СССР» существенно выше, чем по всей выборке, а к кластерам «Страны Евросоюза» и «Другие страны» — значительно ниже. Другая разновидность зависимости интеграционных предпочтений от возраста характерна для Грузии, Армении, Молдовы, Украины, Беларуси и России: с уменьшением возраста увеличиваются доли упоминаний стран Евросоюза и остального мира, тогда как доля упоминаний стран постсоветского пространства практически не меняется. Ключевое отличие перечисленных стран от стран Центральноазиатского региона и Азербайджана заключается в том, что в них респонденты старшего поколения не сильно отличаются по своим интеграционным ориентирам от представителей средней и младшей возрастной категории. При этом в странах Центральной Азии старшее поколение испытывает относительно большее тяготение к странам бывшего СССР. Вместе с тем, важно отметить тот факт, что отношение к интеграционным объединениям, как правило, формируется не ввиду целесообразности и эффективности самих объединений, а отчасти вследствие консерватизма определенных групп населения – прежде всего, в старших возрастных когортах – и наличия положительных воспоминаний об СССР. Следовательно, успешность интеграционных процессов на постсоветском пространстве находится в прямой зависимости от привлекательности этих процессов для сегодняшней молодежи, точка зрения которой будет главенствовать в общественном мнении стран при смене поколений.

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1327   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты