POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Рецепты национальной идеи по-казахски

16.03.2011 15:19 - Polit.kg

Все постсоветские страны проходят процесс нациостроительства. Везде он сопровождается реконструкцией истории, поэтизацией старины, активным мифотворчеством в области истории государственности, народной культуры.

Цель таких трудов вполне понятна - встроить еще один  кирпич в здание суверенной Нации. Строительство этого здания набирает силу день ото дня, при этом фундамент и основные стены определяются и переопределяются официальными идеологами на протяжении всех лет независимости.  Тому подтверждением выступает поток публицистики, научных и идеологических трудов, набирающий в последнее время все большую и большую силу. Сегодня имеет место уже "римейк политизации этничности", "перезагрузка национальной идеи" и другие сложные процессы на очередном витке нациостроительства.

Для полиэтничного Казахстана до сих пор наиболее остро стоит вопрос о нации - согражданстве и нации-этносе. Если называть население страны многонациональным народом Казахстана, то на первый план выходит гражданская идентичность "казахстанцы" (как американцы, французы, россияне). Если настаивать на преимуществе этнической принадлежности, тогда неизбежно верховенство государствообразующей казахской нации, а все остальные этнические группы сводятся к уровню диаспор.

В 2004 году Назарбаев объявил, что в Казахстане сформировалась казахстанская нация. Сейчас это положение принято в качестве официального, социологам предписано использовать понятие "казахстанское общество", журналистам - "казахстанцы" и т.д.

Рецепт от Президента: единство и конкурентоспособность нации

 Летом 2007 года Назарбаев констатирует: "Мы реализовали собственную модель сохранения и укрепления межнационального согласия и формирования казахстанской идентичности.  С самых первых дней независимости в основу казахстанской идентичности был заложен принцип не этничности, а гражданственности. Наша стратегическая задача - дальнейшая консолидация общества и формирование единой казахстанской, конкурентоспособной нации". 

Рецепт: сильный, процветающий и демократический Казахстан

В апреле 2005 года на страницах Казахстанской правды было опубликован совместный текст четырех известных политологов Казахстана под названием "Национальная идея: предложения к обсуждению". Ими были названы цивилизационные идеалы для страны: "демократичное и сильное Государство; справедливое и процветающее Общество; свободная и уважаемая Личность". Была предложена формулировка национальной идеи: "Не забывая истоки, мы вместе строим сильный, процветающий и демократический Казахстан во благо каждого казахстанца". В декабре 2007 года Институт философии НАН РК, возглавляемый академиком А.Н.Нысанбаевым, провел круглый стол на тему "Содержание и мобилизующий потенциал общенациональной идеи". Свою приверженность президентскому концепту "казахстанская нация" он выразил следующими словами: "Ведь можно являться казахом, признавать свою этническую самобытность, болеть душой за судьбу казахов и в то же время считать себя казахстанцем, т. е. органической составляющей единого казахстанского народа.  Этническая самобытность сохраняется и сберегается в казахстанском сообществе, именуемом президентом Нурсултаном Назарбаевым казахстанским народом и, более того, казахстанской нацией". Эта мысль Нысанбаева идет, в частности, вразрез с открытым "Письмом-73", подписанным представителями казахской интеллигенции, где они выступили против понятия "казахстанская нация". Таким образом, идеи, предлагаемые сверху, не всегда спокойно усваиваются обществом, особенно, его наиболее творческой частью. И споры будут продолжаться.

Рецепт: народность, государственность, пантюркизм и евразийство

Марлен Зиманов считает, что главные составляющие национальной идеи - это народность и государственность. Основные идейные ориентиры семейно-демографической политики - "гражданственность вместо потребительского космополитизма и культ большой семьи вместо западнического индивидуализма и одиночества духа".

Рецепт: укрепление статуса казахского языка

Берик Абдыгалиев в своем сборнике статей  Казахская миссия (2008) пишет о том, что необходимо "сформировать новую идентичность, основанную на идеологии государственничества". И дальше: "Одной из основ новой национальной идентичности является знание всеми гражданами Казахстана казахского языка". Отмечая факт "невротического сознания" у казахов, Абдыгалиев призывает "перестать бесконечно мифологизировать прошлое, искать внешних врагов в современных бедах и проблемах казахов". Из-за недостатка позитивных стимулов, говорит он, выработался своего рода комплекс неполноценности, провал в самооценке, потеря позитивной групповой идентичности, самоуважения, заниженное чувство чести и достоинства нации. Поэтому автор формулирует: "Мы Великий народ, и не надо стесняться об этом говорить! Народ, имеющий девятую по площади территорию в мире, уникальную культуру и славную историю, не может не быть великим. Казахи - потомки грозных завоевателей Евразии, мудрых правителей Великой степи, наследники духовного богатства своих предков".

Советхан Габбасов считает, что "основа основ казахской нации - это земля и язык". Соответственно, земля должна быть национализирована, а казахский язык - занять главенствующее положение в обществе. В вузах должны преподаваться основы народной педагогики и национальной психологии. Полезно было бы восстановить суд биев+.

Рецепт: примат казахского

Историк и политолог Азимбай Гали считает, что "сегодня казахская нация становится урбанизированной, в ее среде появляются свои буржуа в хорошем смысле этого слова. И, наконец, казахи трансформируются в общность отдельных индивидов, когда прежние традиционные родовые связи оказались разрушены". В этом смысле казахи сегодня мало чем отличаются от русских или англичан.

Важной чертой казахского народа является уважение к власти, отношение к ней как к чему-то сакральному. Так же высоко оценивает Гали статус национальной интеллигенции, "не пригретой властью".

Рецепт: возврат к своим истокам через историю

Известный этнолог Нурбулат Масанов в своей последней работе "Мифологизация проблем этногенеза казахского народа и казахской номадной культуры" убедительно показал множество примеров переписывания, профанации, мистификации дореволюционной истории казахов, имеющих место в последние десятилетия после обретения независимости. Поток ненаучной продукции, беллетризованной истории, конструирования мифов продолжается и сегодня. Масанов откровенно и резко разоблачает попытки удревления истории казахского этноса, попытки назвать казахами Чингисхана, Атиллу, Аль-Фараби, Томирис и других известных деятелей. Так же непримиримо выступал он и против утверждений о сильной и древней государственности казахов, о влиянии Казахской степи на всю Европу и другие части света и т.д.

В контексте данной работы нам интересно, как Масанову виделось возможное содержание национальной идеи для современного Казахстана. В конце указанной работы читаем: "Дух романтизма, престижа своего прошлого, возврат к своим истокам через историю, внутренний туризм - вот главные составляющие нашего народа, нашего патриотизма, нашей любви к своей родине. И история кочевничества здесь может сыграть огромную роль. Это наше культурно-историческое достояние, наш национальный, если хотите, бренд, которым нужно гордиться".

Рецепт: гражданская, патриотическая, духовная идея

Среди лиц, недавно появившихся в интеллектуально-политической среде Казахстана и не оставшихся незамеченными, необычное место занимает Адил Тойганбаев, казахский зять Аскара Акаева, муж Бермет Акаевой, ныне живущий в Алматы. Сначала он удивил общественность своей первой книгой - "Технология мечты", посвященной целиком национальной идее для Казахстана, его будущему, культуре, идеологии, ориентации в мире. Недавно вышла вторая книга в соавторстве с Дм. Верхотуровым под названием "Казахстан близкого будущего. Нужно действовать!", предназначенная, в основном, для экспертного сообщества.

В предисловии к первой книге автор пишет: "Идеология нового поколения должна быть и будет конкретна и проста. Ее вполне можно свести к четырем принципам... Ясно видеть мир. Рубить узлы. Укрощать Хаос. Создавать Будущее".

Стилистика Тойганбаева поражает образностью и романтическим оптимизмом. Эти качества в сегодняшнем Казахстане выглядят если не вне времени, то немного неуместно. Хотя, с другой стороны, именно такого рода публицистика, на мой взгляд, способна хоть как-то придать пассионарности национальному духу.Пассионарность Тойганбаева зашкаливает,  бьет через край! Пессимистам и скептикам дается пример позитивного и уверенного взгляда в будущее. Гимн национальной самости казахов, их великому прошлому и будущему звучит со всех страниц "Технологии мечты". Оптимизм этой книги сравнится разве что с трудами Н.Назарбаева и официальных идеологов. Убежденность автора, что Казахстан должен стать членом Совета Безопасности ООН, войти в число первых мировых лидеров (а не в пятьдесят ведущих экономик мира, по плану Назарбаева) не могут не заражать оптимизмом, если бы не реалии геополитики...

Критикуя тактику разных партий, проигравших на выборах 2007 г. пропрезидентскому "Нур Отану", Тойганбаев отмечает, что апелляция этих партий к среднему классу оказалась ошибочной. Средний класс малочислен, его ценности не стали всеобщими, и тезис о защите частной собственности не может сплачивать нацию. Следует "акцентировать тему патриотизма и достоинства, а не тему собственности".

Если профессор Н.Э.Масанов остро критиковал мифотворчество в исторической науке, то Тойганбаеву можно, похоже, приписать мифотворчество в идеологии. Тем не менее, появление подобной небезынтересной публицистики в конце скептического первого десятилетия 21 века довольно показательно.

 Рецепт: национальное кино

Проблемам национальной идеологии идентичности посвящен интересный сборник Гульнары Абикеевой "Нациостроительство в Казахстане и других странах Центральной Азии и как этот процесс отражается в кинематографе" (2006).

В предисловии она приводит слова британской исследовательницы Ширин Акинер, отвечающей на вопрос " "Что же должно обрести коллективное бессознательное народа для полноты чувствования собственной национальной идентичности?". Ее ответ: Казахи должны прибрести историческое самоощущение нации. Чувство единства и целостности народа. Чувство исторической преемственности - общности истории.

Чувство исторической и территориальной целостности. Ощущение самобытности, неповторимости и ценности казахского языка. Ощущение самобытности и уникальности казахской культуры. Ощущение уникальности религиозной культуры казахов, где в равной степени присутствуют ислам и тенгрианство. Чувство общности мифов, легенд, сказаний героических персонажей и т.д.

Что еще, как ни национальный кинематограф, может на художественном уровне рассматривать эти процессы и влиять на формирование национальной идентичности народа?" - резюмирует Г.Абикеева.

Рецепт: возрождение мифов своего народа

В статье, посвященной выходу в свет книги Асылбека Бисенбаева "Мифы древних тюрков",Максут Алиханов рассуждает о роли мифотворчества в национальной идеологии, полезности знания древних мифов своего народа для воспитания сознательного патриотизма. Приведем целиком цитату.

"Общие черты мифологической системы, на которой базировалось движение этноцентризма:

мифы о необычайной древности этнической культуры и языка;

мифы, стремящиеся, проецировать современные границы как можно дальше в прошлое и как можно больше расширять территорию прародины;

идентификация этноса с языком;

убеждение в существовании дочерних народов, живущих на территории данного этноса, и утверждение своего патерналистского статуса по отношению к ним;

стремление найти древних великих предков в прежнем (ушедшем) великом народе;

стремление возвысить свои культурные или политические достижения;

преувеличение степени этнической консолидации, недоучет родоплеменных делений;

причисление к своей общности других этнических групп".

Автор отмечает, что современная идеология США также строится на мощном мифотворчестве (комиксы - для бедных, продукция Голливуда - для средней массы, труды отцов-основателей Америки - для историков и интеллектуалов, в том числе, миф о древних корнях американской демократии, ведущей начало с 1100 года - от конфедерации пяти племен ирокезов).

В заключение статьи журналист объясняет, чем полезна мифология для современных казахстанцев. Мифология, во-первых, помогает "вычленить положительные образы и стереотипы ... для формирования в общественном сознании четких моральных принципов", во-вторых, удастся найти место своего народа, своей цивилизации - древних тюрков - в мировой системе цивилизаций. (...) Какие из тюркских богов или героев имеют братьев из мифов других народов? Разве это не интересно и не полезно для осознания себя частичкой глобальной истории?".

 Рецепт: мораль и ислам

Теолог и востоковед-арабист Алмаз Асан полагает: "Если нация, будучи молодой, не успела запятнать себя несправедливой кровью или преступлениями против других, то у нее есть шанс на долгое и славное существование - таков закон Аллах в этом мире. ... Уровень интеллекта и образования наших молодых людей действительно поражает. Но, наверное, не это главное достоинство нашего народа, а доброта, уважение к старшим и терпимость. Однако хромают порядочность и принципиальность. Склонность к коррупции действительно еще глубоко сидит в наших людях".

 Рецепт: перевод казахского языка на латиницу

 Валихан Тулешов в статье "Как нам изменить казахское самосознание?" утверждает, что переход казахского языка с кириллицы на латиницу может вдохнуть новые силы в возрождение национальной культуры и консолидацию народа, позволит "пробиться с общемировое культурное пространство". Приводятся примеры Турции, Азербайджана и Татарстана, использующих латиницу.

Рецепт: молиться Аллаху по-казахски, а не по-арабски

Исламское общество  призывает: "Надо повышать образовательный уровень знания Ислама нашего народа. Ислам - это не только борода и платок, намаз и арабская речь. Совершать ритуальную молитву-намаз люди могут и на родном казахском языке, ибо Аллах - Создатель всех языков, и Он поймет молитву любого человека и любой национальности".

С этим соглашается и страстно призывает к переводу богослужения на родной язык и профессор экономики Айгуль Тулембаева. Она предлагает: "Если бы среди казахских умных священнослужителей нашелся такой самоотверженный патриот (или патриоты), праведник в высоком смысле этого слова, который был бы готов посвятить свою жизнь духовному благоденствию казахского народа и составил бы сборники обращений к Создателю на казахском языке для всех слоев населения, нашел бы основания, чтобы объяснить людям, что можно молиться на казахском, что Всевышний будет рад услышать искренние обращения, а не просто заученные тексты, и если бы государство всячески поддержало его, то мы бы добились сразу нескольких стратегически важных результатов, за нами потянутся другие тюркские народы, и казахский народ станет действительно духовным лидером азиатского мира".

Рецепт: создание новых героев, в том числе сказочных

Помимо перевода мусульманского богослужения на казахский язык, Айгуль Тулембаева предлагает в качестве национальной идеи воспитание детей на национальных героях сказок. Она пишет: "Именно во имя Родины, прежде всего, гражданин должен много и честно работать, развивать демократию и культуру, уважать традиции и сохранять семейные ценности. А какой сказочный герой сегодня у нас? Только Алдар Косе - обманщик, мошенник, плут и вор. ... он внушает детям, что если ты обманываешь или обворовываешь богатого, то это вовсе не грех, а даже наоборот - геройство. Может, поэтому у нас процветает коррупция? Никто не боится воровать у государства, потому что оно богатое. Наши новые национальные герои должны противодействовать сильнейшему влиянию Шреков, Человеков-Пауков, Гарри Поттеров, Барби и т.д., чтобы дети идентифицировали себя как граждан Казахстана, а не Америки или Англии".

Рецепт: современное искусство

Валерия Ибраева известна резкими  публикациями о состоянии арт-процесса в Казахстане, о новинках современного, близкого ей, искусства, и художниках - авангардистах, более признанных в других странах, чем на родине. В своей недавней статье она пишет: "Небогатый и постоянно повторяемый набор исторических, этнографических и современных артефактов (...) - юрта, Золотой человек, петроглифика, конные памятники историческим и мифологическим героям -, спровоцировали поиск новых стержневых понятий, иных определений идентичности, приближенных к человеку, характеризующих страну через эмоцию, критику и анализ.

В видеоперформансах Алмагуль Менлибаевой природа степной эротики - зона абсолютной свободы и животной адаптации. В ее женщинах-волчицах, окруженных то снежным ландшафтом, то пылающей степью, то частями бараньей туши - идея родоначалия, земной силы, жадной способности к выживанию в скудости пейзажа. Не документ, но легенды лежат в основе ее работ: миф о капитолийской волчице выглядит сладкой сказкой рядом со среднеазиатской, в которой у выкормленного ребенка отрублены конечности". Оценивая же в целом идеологические проекты Казахстана, Ибраева ставит весьма жесткий диагноз: "Неспособность официальной части общества к самоиронии, самоанализу и самокритике, этноцентризм, построенный на идее исключительности, и самодовольство невероятно затрудняют процесс нациостроительства, являясь камнем преткновения в создании дорогостоящих имиджевых проектов, новых "позиционирований" и прочей красочной рекламы для многочисленных "ответов Борату".

 Рецепт: гендерное равенство и... кино

Валихан Тулешов, ратующий за перевод казахского языка на латиницу, летом прошлого года заявил совершенно неожиданную вещь. Критикуя фильм Сергея Бодрова "Монгол" и восхищаясь фильмом Тимура Бекмамбетова "Особо опасен", он приходит к интересному выводу, что основой национальной идеи Казахстана должно стать гендерное равенство. Вот как аргументирует он свою позицию: "Казахи никогда, как бы тяжело ни было, не оставляли без присмотра и внимания женщин, чьи мужья погибли или находились в плену, никогда не бросали женщин на произвол судьбы. (...) Сегодня пришло время поднять с колен, возвеличить казахскую женщину, канонизировать ее лучшие культурно-исторические свойства, нравственные черты и ее современный содержательный цивилизованный облик. Возвеличить не на словах, а на деле. Права и свободы казахская женщина заберет и реализует сама, даже без "политической поддержки" со стороны мужчин. (...) В этом сегодня, как мне кажется, зарыт шифр тайного кода казахов...".

Фильм "Монгол" не устраивает Тулешова за, как ему кажется, легкомысленный образ Борте - любимой жены Чингисхана, родом их казахского племени конырат, показанной обесчещенной врагом Чингисхана. Автор строит свои рассуждения на том, что у казахов в степи никогда не было проституции, поскольку, будучи тенгрианками, казашки не верили в добропорядочность врага. Казашка - воплощение архетипа матери, степной волчицы. "У казахов даже тогда не было гендерного неравенства, но было лишь бытовое разделение труда. Казашки поэтому были такими же отважными воинами, защитниками шанырака (символ домашнего очага). И только с распространением ислама стали подвергаться ущемлению своих имущественных и личных прав, приспосабливая, насколько это возможно, ислам под Тенгри".

Возможна ли национальная идентичность без женской компоненты? Очевидно, да. Но использование таких базовых ценностей общества, как продолжение рода, передача культурного кода нации, семейное воспитание, структурирующие культурно-этическую часть национальной идеи, без женщин немыслимо. И с этим тоже приходится считаться.

 

Светлана Шакирова

"Гендерные символы национальной идеи: современные дискуссии в Казахстане", http://www.gender.univer.kharkov.ua/gurnal/19/13.pdf   

 

Версия для печати   |   Просмотров: 3992   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная