POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Нил Мелвин: Постконфликтная справедливость была справедливостью победителя

16.06.2011 08:30 - Polit.kg

Июньские события 2010 года должны стать предупреждением для правительств государств Центральной Азии и международного сообщества о необходимости принятия мер по ключевым вопросам, говорит эксперт по этнополитике.

Через год после того, как Кыргызстан пережил беспрецедентный конфликт, приведший к трагическим последствиям, в стране развернулись националистические настроения. И никто из политических лидеров открыто не выказывает желания им серьезно противостоять, говорит ведущий эксперт по региону.

В своем интервью для IWPR доктор Нил Мелвин рассматривает причины прошлогоднего кровопролитного конфликта и тревожные предположения о волне национализма, которые с тех пор появились на политической сцене Кыргызстана.

В настоящее время являющийся директором программы «Вооруженные конфликты и управление конфликтами» при Стокгольмском международном институте исследования проблем мира, доктор Мелвин в период с 2001 по 2005 годы был старшим советником Верховного комиссара ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств, ответственным за государства Центральной Азии.


IWPR: Оглядываясь назад, как бы вы описали прошлогодние события на юге Кыргызстана – в свете опубликования выводов и решений официальных и международных исследований?

Нил Мелвин: Во многих отчетах события на юге Кыргызстана называют этническим конфликтом. Ясчитаю, чтоэтонесовсемверно. Это подразумевает, что источником насилия стал конфликт между этническими кыргызской и узбекской общинами.

Думаю, источник конфликта находится в другой области кыргызстанского общества – за власть шла жесткая борьба между различными политическими фракциями, сконцентрированными на получении контроля над страной. Это была преимущественно моноэтническая, кыргызская борьба, целью которой было смещение президента Бакиева и его сторонников [в апреле 2010 года].

Жестокое противостояние, явившееся результатом этой борьбы, затронуло в итоге межэтнические отношения, так как оппозиция призвала лидеров узбекской общины присоединиться к борьбе. Именновэтотмоментсобытияприобрелиэтническуюокраску. Источники этнической напряженности, несомненно, существовали на юге и до июня 2010 года, но в данном конкретном случае дело было не в них.

Таким образом, я считаю, что события прошлого лета были межэтническими столкновениями в контексте более широкого политического конфликта.

 

IWPR: Как бы вы оценили текущее состояние в плане восстановления отношений и попытки предотвратить возможное повторение подобного конфликта?

Мелвин: Кыргызстан достиг значительного политического прогресса с июня 2010 года с принятием новой Конституции [в конце июня 2010 года], парламентскими выборами [октябрь] и формированием коалиции.

Однако все это было достигнуто без заметного прогресса в восстановлении отношений или создании стабильного многонационального общества.

Фактически, если на то пошло, развитие пошло по другому пути – национализм разгорелся в полную силу, и ни один из нынешних политических лидеров не высказывает желания оказывать ему сильное сопротивление. Узбекскуюобщинуочернилииодностороннеобвиниливконфликте.

Вряд ли делались серьезные попытки понять сложные исторические и политические процессы, приведшие к насилию, или задуматься над действиями лиц, способных повлиять на происходившее. Постконфликтнаясправедливостьбыласправедливостьюпобедителя.

 

IWPR: После конфликта национализм поднялся на одну из самых высоких строчек в политическом плане действий, и существуют признаки того, что он оказывает влияние на процесс принятия политических решений. Почему националистические планы становятся такой важной частью политики?

Мелвин: Национализм является центральным течением в кыргызстанской политике еще со времен получения страной независимости. В то время как он долгие годы находился не на поверхности, основные высказывания и процесс построения государства в Кыргызстане были этническими, национальными.

Что произошло в последние годы – это то, что борьба за власть между конкурирующими кыргызстанскими группами все больше и больше затрагивала национальные темы. Оппонентыклеймилинаходящиесяувластилица «непатриотичными», непредставляющимиинтересыкыргызовинеподнимающимиважныхдлянихвопросов. Особенно эффективным этот момент оказался с сельским населением Кыргызстана, которое испытывает значительные трудности и ухудшение экономического положения, села столкнулись с постоянными социальными лишениями.

Трагические события прошлого лета ускорили движение в этих направлениях, в то время как политики готовятся к осенним президентским выборам [в октябре 2011 года], широко используя националистические вопросы для дискредитации оппонентов и доказательства их собственной пригодности по подходу к национальным вопросам.

 

IWPR: Существует мнение, что власти недостаточно решительны в порицании подобных проявлений национализма. Почему, по вашему мнению, они не могут проявить достаточную решительность?

Мелвин: Власти крайне слабы в противостоянии растущим этно-националистским настроениям частично потому, что они – часть этого движения. Апрельское антибакиевское движение использовало националистические идеи, и некоторые члены временного правительства отражают эти взгляды.

Мало кто из представителей меньшинств на серьезных должностях во властных структурах Кыргызстана в состоянии бросить вызов таким взглядам. Кроме того, как показало прошлое лето, а также правосудие постконфликтного победителя, сегодня опасно противостоять превалирующим настроениям.

Перед предстоящими президентскими выборами никто из политиков не хочет терять голоса, вступаясь за меньшинства. Явная иллюстрация этому – решение парламента объявить персоной нон грата Киммо Кильюнена, главу международной комиссии, которая занималась расследованием трагических межэтнических столкновений на юге страны.

 

IWPR: Аналитики предупреждают, что ряд политических партий разыграет националистическую карту для продвижения своих кандидатов на предстоящих выборах. Какова вероятность того, что следующим президентом станет политик с националистическими взглядами, в отличие от Розы Отунбаевой, нынешнего президента, которая придерживается умеренных взглядов?

Мелвин: Сейчас трудно сказать, что кто-либо, кроме политика с сильным уклоном на этнических кыргызов, может победить на президентских выборах. Конечно, некоторые из наиболее экстремальных личностей могут не достичь успеха в силу соперничества друг с другом, что чревато тем, что они отберут друг у друга электорат.

Может, однако, произойти такое, что политик, делающий эмоционально окрашенные комментарии во время президентской гонки, окажется более умеренным во взглядах, когда он окажется у власти. Нахождение во власти требует умения находить компромисс и приходить к консенсусу. Это и есть демократия. Тут у международного сообщества будет крайне важная роль – помочь убедить нового президента и правительство попытаться справиться с последствиями событий лета 2010 года более всесторонним и эффективным способом.

 

IWPR: В своем отчете вы раскритиковали международное сообщество за его несостоятельность или нежелание действенно отреагировать на развернувшиеся события. Что они делают для достижения мира и восстановления отношений, и как бы вы оценили их усилия?

Мелвин: За время, прошедшее с лета 2010 года, международное сообщество – правительства, международные организации и НПО – значительно расширило свои усилия по оказанию помощи Кыргызстану. Были начаты различные инициативы по предоставлению гуманитарной помощи, укреплению мер по предотвращению конфликтов, обучению милиции и т.д.

К сожалению, международному сообществу не хватает четкой согласованной политической стратегии по продвижению примирения и предотвращению повтора трагических событий. В 1990-е Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств сыграл положительную роль в Эстонии, Латвии, Украине и на Балканах. Сегодня ОБСЕ ослаблена, но больше ни одна международная структура не взяла на себя эту роль.

Существует острая необходимость в том, чтобы международное сообщество разработало специализированный политический диалог с кыргызстанскими политиками, с помощью практических мер и при поддержке ключевых международных игроков – России, Европейского Союза, США, Узбекистана и крупных донорских организаций – для того, чтобы обуздать национальный экстремизм и разработать пути продвижения мирной интеграции.

 

IWPR: Какие уроки следует извлечь из кровопролитных событий на юге Кыргызстана исходя из постконфликтного восстановления и примирения?

Мелвин: Насилие на юге Кыргызстана летом 2010 года, последовавшее за апрельской революцией, когда был свергнут бывший президент Бакиев, подчеркнуло растущую непрочность ситуации в Центральной Азии. Кыргызстан, как и Таджикистан, борется с серьезными проблемами, которые ни та, ни другая страна не в состоянии решить самостоятельно.

В то же время в регионе открывается вакуум безопасности. Ни одна из существующих сетей безопасности – ОБСЕ, Организация договора о коллективной безопасности или Шанхайская организация сотрудничества – не в состоянии предоставить безопасность, необходимую для обеспечения полной стабильности.

События лета 2010 года стали предупреждением правительствам Центральной Азии и международному сообществу о том, что существующее положение дел необходимо менять, и что необходимо обратить внимание на проблемы региона, растущие обязательства и ресурсы, в особенности в таких областях, как предотвращение конфликтов и управление конфликтами. Было бы также разумно начать планировать возможность проведения миротворческих операций в регионе когда-либо в будущем.

Если мы не увидим повышения внимания к проблемам региона, мы столкнемся с реальным риском того, что события 2010 года станут начальной фазой растущего конфликта.

 

Сауле Мухаметрахимова, редактор IWPRпо Центральной Азии в Лондоне.

Версия для печати   |   Просмотров: 2336   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная