POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Понедельник, 19 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Аскар Акаев: «В ближайшие годы мировую экономику ожидают трудности и спад…»

31.08.2011 19:32 - Polit.kg

- После того, как оправдался ваш прогноз о начале новой волны экономического кризиса, многие вспомнили статью, опубликованную в последнем номере журнала «Экономическая политика» за прошлый год, который издается Академией народного хозяйства и Институтом экономической политики имени Егора Гайдара. Статья называлась «О возможности предсказания нынешнего глобального кризиса и его второй волны». На чем основывался ваш прогноз?

- Было хорошо известно, что глобальные циклические финансово-экономические кризисы следуют за спекулятивным взрывным ростом цен на высоколиквидные ресурсы, вызывающим надувание пузыря и последующее его лопание. Так случилось в 2008 году, когда летом цены на нефть взлетели с 60 долларов за баррель до 147 долл./баррель, а затем резко упали до 30 долл./баррель. Правда потом цены поднялись и стабилизировались на уровне 70-80 долл./баррель. Осенью того же года случился финансовый кризис, который перерос в глубокую экономическую рецессию 2008-2009 г., сравнимую со спадом в период Великой депрессии 1930-х годов. Это закономерное явление, поскольку нефть является кровью, питающей современную экономику. Обычно глобальные кризисы накатываются двумя-тремя волнами. Так было, например, в 1970-1980-х годах. Так вот мы показали, что предвестником второй волны кризиса служат цены на золото и другие драгметаллы. А самое главное, нам впервые удалось построить адекватную математическую модель процесса взрывного роста цен и его обрушения. Пользуясь этой моделью мы и рассчитали, ещё год назад, что вторая волна кризиса начнется 3 августа 2011 г. с крушения фондовых рынков. Фактически, финансовое крушение началось 4 августа с обвала на азиатских фондовых биржах. Таким образом мы ошиблись всего на один день! Сейчас мы работаем над прогнозом начала третьей волны кризиса, который ожидается в 2013-2015 гг. Пока у нас недостаточно данных для точного прогноза, но скоро мы их получим. Это зависит от предстоящих решений ФРС США, например, будет ли третий раунд количественного смягчения (QE3), каков будет его объем.

 

-  В интервью «МК» вы ответили, что кризис может продлиться два года. Какие признаки на это указывают?

На это указывают два признака. Во-первых, нынешний мировой кризис – это долговой кризис. Последние два-три десятилетия США и другие развитые страны Запада культивировали долговую модель экономики, суть которой заключается в «финанциализации» экономики, т.е. превращения спекулятивного финансового сектора в локомотив экономики. Символом этой модели стал бывший председатель ФРС США Алан Гринспен, искусно надувавший пузыри то в одном, то в другом секторе мировой экономики с помощью инструмента деривативов, пока очередной пузырь не ударил по экономике самих США в 2008 г. В итоге, государственные долги США и большинства развитых стран Запада зашкаливают за все критические границы. То же самое имеет место в отношении бюджетных дефицитов, которые и ведут к накоплению госдолга.

Ещё со времён Адама Смита известно, что для уменьшения бремени госдолга необходимо урезать расходы, повышать налоги и ускорять экономический рост. Сегодня мы наблюдаем, что все кризисные страны без исключения решают проблемы госдолга исключительно за счет новых заимствований. Яркие примеры – США и Греция. А это лишь усугубляет проблемы и оттягивает «час расплаты».

Во-вторых, вся ликвидность, предназначенная для выхода из экономического кризиса 2008-2009 гг., пошла на спасение все той же банковской, финансовой системы, которая и привела к кризису 2008 г. За последние 2,5 года для этой цели было напечатано 10 триллионов долларов США (в США – 6,5 трлн. долл.; в ЕС – свыше 1 трлн. евро; в Китае – около 1 трлн. долл., в Японии – 0,5 трлн. долл.) Причем, это ничем не обеспеченные деньги. Львиную долю этих денег банки направили на товарные биржи в целях спекулятивной наживы, а кредитование реальной экономики как сжималось после кризиса, так и продолжает сжиматься. Поэтому вместо экономического роста имеет место затяжной спад. Исключение составляют Китай и ряд стран с развивающимися рынками.

 

- Как отразиться кризис на экономике Кыргызстана и его основных экономических и торговых партнерах – России, Казахстане, Китае, Турции?

- Начну с России и Казахстана. Как известно, состояние экономик этих двух ведущих стран СНГ в существенной мере определяется мировыми ценами на нефть. По прогнозам экспертов цены на нефть в ближайшие годы будут сильно колебаться, однако будут оставаться в относительно высоком коридоре от 80 до 110 долл./баррель нефти марки Брент, т.е. средняя цена составит 90 долл./баррель, что является вполне комфортной для экономик России и Казахстана. Им остается только своевременно компенсировать бюджетные дыры, которые будут появляться вследствие резких скачков цен, за счет накопленных резервов. Но так будет продолжаться только до 2014-2015 гг. Далее цены на нефть снизятся до среднего уровня 55-60 долл./баррель, что приведет к значительным бюджетным дефицитам в обеих странах и спаду в экономике. Поэтому дальнейшее благополучие в экономиках России и Казахстана зависит от того сумеют ли они к тому времени диверсифицировать свои экономики на новой инновационно-технологической основе.

Китайскую экономику также ожидают трудные времена, но они связаны с перегревом. Главная проблема для Китая – это прогрессирующая инфляция, вызванная безудержным печатанием гигантской массы долларов в США, не имеющей твердого обеспечения. Поэтому китайское правительство и монетарные власти вынуждены сокращать инвестиции, последствием чего станет спад китайской экономики. Уже в 2012 г. темпы роста китайской экономики снизятся с рекордных ежегодных 10% до 6-7%, что, в свою очередь, приведет к спаду во всей мировой экономике, поскольку Китай в последние годы служил локомотивом мирового развития. Турцию ожидает то же самое.

Вполне естественно, что все это негативно скажется на экономике Кыргызстана, поскольку Кыргызстан живет за счет импорта и реэкспорта дешевых товаров из Китая, Турции и других стран, а самое главное – за счет международной помощи, которая значительно сократится.

 

-  В свете происходящих тенденций в мировой экономике считаете ли вы целесообразным вступление Кыргызстана в Таможенный союз? Не усугубит ли это экономическое положение страны?

- На этот вопрос должно ответить правительство Кыргызстана. А оно неспособно, потому что там нет профессионалов, поэтому вопрос политизируется. Этот вопрос не политический, а чисто экономический. Надо подсчитать состояние и динамику торгового баланса хотя бы на среднесрочный период. В 1995-1997 гг. мы провели такой анализ и убедились, что торговый баланс страны в рамках СНГ крайне отрицательный. Необходимо было открыть беспошлинную дорогу дешевым товарам из Китая, Турции и других стран. Исходя из этого мы приняли решение о вступлении в ВТО и первыми среди стран СНГ стали членами ВТО в 1998 году. Вслед за нами вступал Китай. Кыргызстан как полноправный член ВТО получил значительные преференции в торговле с Китаем и уже с 1999 г. в Кыргызстан хлынул мощный поток беспошлинного ширпотреба из Китая. Он вдохнул жизнь в крупнейшие торговые рынки «Дордой» – на Севере и «Кара-Суу» - на Юге республики. Так началось бурное развитие торгово-посреднической деятельности и Кыргызстан стал основной базой для реэкспорта товаров в соседние страны – Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, а также в Восточные регионы России – Урал, Западный и Центральные районы Сибири.

Дешевое оборудование, материалы и полуфабрикаты из Китая стали основой возрождения легкой промышленности, в особенности швейной отрасли. Мы предполагали тогда, что за счет членства в ВТО мы обеспечим примерно 100 тыс. рабочих мест в торговле и 400 тыс. – в легкой промышленности. Недавно я обнаружил данные российских экспертов, которые подсчитали, что в этой сфере занято около 800 тыс. человек с хорошей зарплатой для Кыргызстана 300-500 долларов, т.е. вдвое выше ожидаемого показателя. Как известно, в «Дордое» нашли работу примерно 100 тыс. человек, а в «Кара-Суу» - порядка 60 тыс. человек. Таким образом, членство в ВТО в прошлом десятилетии дало Кыргызстану около 1 млн. высокодоходных рабочих мест в сфере торговли, швейной отрасли и связанной с ними инфраструктурной сфере. Так что, вступление в ВТО было основано на трезвом экономическом расчете и оно оправдало себя сторицей! Об этом следовало бы помнить моим критикам, которые до сих пор не могут понять зачем мы вступали в ВТО. Я уж не говорю о побочных эффектах, таких, например, как выбивание долгов с бывших союзных республик на стадии их вступления в ВТО, когда нашим единственным рычагом влияния на них было членство в ВТО.

Вступление в ВТО не было легким делом, как некоторым это сегодня представляется. Посмотрите какие титанические усилия прилагает, например, руководство соседнего Казахстана, включая лоббирование правительства США, однако до сих пор не смогли стать членами ВТО. Поэтому Кыргызстану следовало бы дорожить членством в ВТО.

 

-  Вы предсказали начало этого кризиса. Можете ли вы дать такой же математически точный и четкий прогноз развития экономики Кыргызстана? И в каком направлении ей следует развиваться?

- Для прогноза экономики Кыргызстана не требуется никакой математики. Пока в стране не будет политической стабильности и профессионального правительства, имеющего ясную, целевую и подкрепленную ресурсами экономическую программу, долгосрочный прогноз не имеет смысла. Что же касается краткосрочного прогноза, то очевидно, что экономика Кыргызстана стремительно движется к состоянию дефолта. Дефицит бюджета по данным МВФ составляет 12% ВВП (около 580 млн. долл.), тогда как в начале 2000-х годов он не превышал 1-2%. Для устойчивого развития экономики Кыргызстана дефицит не должен превышать 150 млн. долл., т.е. 3% ВВП. Инфляция в последние годы составляет 20-30%, тогда как ранее она не превышала 3-4%, а сом считался самой твердой валютой в регионе. Сегодня же покупательная способность кыргызского сома резко упала. А это означает снижение жизненного уровня большинства населения. Одним словом Кыргызстан через каких-нибудь полгода ожидает судьба Греции. Но Грецию сегодня спасает вся объединенная Европа, а кто будет спасать Кыргызстан?

О том как ухудшались дела в экономике революционного Кыргызстана можно судить из нижеследующей таблицы:

 

Таблица. ВВП на душу населения в независимых государствах Центральной Азии (в долларах США)

Страна

2005 год

2011 год

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Казахстан

1728

1413

1970

8699

900

1880

1340

11750

Видно, что за прошедшие шесть лет значительный прогресс был достигнут только в Казахстане. Таджикистан также улучшил ситуацию, а вот в Узбекистане и Кыргызстане произошел откат, причем в Кыргызстане ситуация значительно ухудшилась и подушевой доход упал почти в два раза, что означает соответствующее ухудшение жизненного уровня. Если в 2005 году жизненный уровень был лучше чем в Таджикистане, то сегодня – хуже в два раза. Обычно для удвоения душевого дохода требуется 10-15 лет и экономический рост темпами 5-7% ежегодно. Это означает, что экономика страны за годы правления Бакиева – Отунбаевой – Атамбаева отброшена на десять-пятнадцать лет назад! Именно потому, в свое время, я провозглашал лозунг «Стабильность и эволюция лучше, чем революция». Революции ничего кроме разрушения не приносят. Так что Кыргызстану прежде всего нужна стабильность – социальная и политическая, а народу Кыргызстана – единство и согласие. Не дай Бог Кыргызстану третьей революции!

 

-  А как по Вашему отразится на экономическом развитии Кыргызстана внешнее заимствование? Ведь госдолг Кыргызстана растет из года в год.

- Факт заключается в том, что Кыргызстан, не имея достаточных внутренних ресурсов, не может развиваться без внешних заимствований. Но важно, чтобы они работали на создание условий, которые в будущем позволят экономике страны стать самодостаточной, способной к саморазвитию. Они должны направляться на создание современной инфраструктуры и институтов рыночной экономики, а в кризисные периоды – на социальную поддержку и социальную мобилизацию населения.

Вспомним начало 1990-х годов. Рухнул СССР. Прекратились дотации из Центра, доходившие до 25% республиканского бюджета. Кризисные явления поразили промышленность, энергетику и транспорт. Цены на энергоносители, которые Кыргызстан традиционно импортирует, взлетели до мировых. Нечем было платить зарплату и пенсии. В обществе начали возникать элементы деморализации. Без внешней помощи было не выжить. Окажись в то самое тяжелое время страна без внешней помощи, мы не смогли бы выжить, выстоять, создать национальную государственность.

Да, внешняя задолженность страны в первые четырнадцать лет достигла 1,8 млрд. долларов США. Но она помогла нам выжить в самые трудные времена, построить наш собственный государственный дом, в котором мы живем; она помогла создать современную инфраструктуру, без которой невозможно дальнейшее развитие страны.

В самом начале становления независимого Кыргызстана в 1992-1994 г.г. Кыргызстан получил финансовую помощь от МВФ, ВБ, АБР и правительства Японии в размере 240 млн. долларов США. Все эти деньги были направлены  в значительной мере на поддержку бюджета и, в первую очередь, на финансирование социальных статей – зарплаты, пенсий и пособий. Часть этих ресурсов также была использована для критических закупок в ключевых жизнеобеспечивающих отраслях экономики – энергетике, транспорте, сельском хозяйстве, что позволило предотвратить их развал и постепенно вывести из кризиса.

Большая часть кредитов была направлена на инвестирование в развитие инфраструктуры и социальной сферы. Наглядные результаты использования внешней помощи видны на всей территории нашей страны: автомобильная дорога Бишкек-Ош, потребовавшая инвестиций в объеме около 400 млн. долларов; модернизация и реконструкция аэропортов «Манас» и «Ош» - 100 млн. долларов; создание современной международной телекоммуникационной системы в Бишкеке с наземной спутниковой станцией стандарта «А» и установка цифровых телекоммуникационных станций связи более чем в 50 городах и населенных пунктах страны – свыше 100 млн. долларов; строительство высоковольтных линий электропередач на Иссык-Куле, в Нарыне, Таласе и Баткене, а также десятков крупных трансформаторных подстанций по всей республике -  свыше 200 млн. долларов; реконструкция теплосетей г. Бишкека, установка и запуск самой мощной турбины №11 в Бишкекской ТЭЦ – 100 млн. долларов; развитие и реабилитация ирригационных систем и каналов совместно с берегоукрепительными работами – свыше 100 млн. долларов; строительство сотен новых школ и медицинских учреждений с оснащением их современными учебным и медицинским оборудованием, приборами, инвентарем и компьютерами -  свыше 100 млн. долларов.

Таким образом, только на развитие и модернизацию объектов инфраструктуры и социальной сферы было инвестировано свыше 1,2 млрд. долларов! 

-  За всеми этими цифрами, думается, стоит огромный зримый позитив внешней помощи.

- Дорога Бишкек-Ош надежно связала север и юг страны, дала прямой выход в Китай для всех стран центрально-азиатского региона, создала десятки тысяч новых рабочих мест по всей трассе. Более того, эта дорога возрождает древний Великий Шелковый путь, преимуществами которого нам еще следует в полной мере воспользоваться. Аэропорт «Манас» после реконструкции стал воздушным портом международного класса и только от нас самих зависит, сможем ли мы превратить его в транзитный пункт между Европой и Юго-Восточной Азией. Создание современной международной телекоммуникационной системы открыло прямые спутниковые каналы связи со всеми странами на всех континентах и дало возможность неограниченного доступа к Интернету. Новые ЛЭП, новые трансформаторные подстанции и модернизация Бишкекской ТЭЦ обеспечили в последнем десятилетии бесперебойное и надежное тепло- и энергообеспечение всех регионов страны. Благодаря инвестициям в здравоохранение и образование мы не только сохранили достижения советской эпохи, но и приумножили их.

Во-вторых, значительные ресурсы были направлены на поддержание промышленности и сельского хозяйства. Известно, что эти секторы экономики Кыргызстана были дотируемыми отраслями и в советское время. С 1992 и по 2005 год для восстановления и поддержания предприятий промышленного сектора было привлечено свыше 100 млн. долларов. Средства были направлены на модернизацию предприятий текстильной, фармацевтической, мебельной, легкой, машиностроительной, электротехнической отраслей промышленности. Для перевода сельского хозяйства на рыночные рельсы потребовалось больше ресурсов – свыше 150 млн. долларов. Они были направлены на реализацию проектов по созданию жизнеспособных и устойчивых финансово-кредитных учреждений, предоставляющих финансовые услуги сельскому населению, фермерским и крестьянским хозяйствам; на повышение активности перерабатывающих, маркетинговых и торговых предприятий; повышение эффективности внутрихозяйственного орошения; создание системы регистрации земельных участков и т.д.         

 В-третьих, для поддержания национальной валюты и обеспечения потребностей хозяйствующих субъектов в иностранной валюте государству требовалось наличие валютных запасов. В первые годы обращения сома, резервы составляли менее 65 млн. долларов, что было крайне недостаточно для нормального функционирования экономики, но уже к началу 2005 года золотовалютные запасы Кыргызстана составляли почти 550 млн. долларов США, которые и сегодня хранятся в целости и сохранности в резервном банке США в Вашингтоне, а эта чистая неиспользованная часть внешнего долга страны. Ощутимая помощь в создании международного валютного резерва, контролируемого НБКР,  была оказана МВФ. Поэтому когда говорим о долге в 1,8 млрд. долларов надо помнить, что 600 млн. долларов из них и сегодня хранится  как резерв.

Таким был расклад внешней финансовой помощи. Привлечение помощи подчинялось строгой логике необходимости проведения своевременных и поэтапных реформ в социально-экономической сфере. Конечно, какая-то часть проектов помощи не была столь эффективной как ожидалось, как например, кредит на реорганизацию сектора предприятий (ПЕСАК) или проект по развитию овцеводства. Но это неизбежные издержки строящейся системы, не обладающей   всеми необходимыми качествами эффективного управления в новых рыночных и демократических условиях.

-  А состоянии ли мы выплачивать наши внешние долги?

- Тщательные расчеты, которые были проведены в 2003-2004 г.г. показали, что для Кыргызстана эта задача посильна! Ведь большая часть долгов представляет собой заимствования на самых льготных условиях и на весьма длительные сроки – 30-40 лет. Нашим правительством уже была проделана огромная работа по реструктуризации и списанию внешних долгов. В результате успешных переговоров с Парижским клубом кредиторов  (ПКК) о сокращении внешнего долга страны, Кыргызстан 10 марта 2005 года стал первой страной добившейся достойной реструктуризации долга на самых льготных, так называемых «неапольских» условиях, что позволило сократить общую сумму накопленного долга на 550 млн. долларов США. В целом госдолг был сокращен с уровня 130% ВВП до уровня 87% ВВП, что незначительно превышало допустимый уровень в 75%. Была также намечена программа работ по дальнейшей реструктуризации долга, вплоть до полного его списания. В этом направлении по пути   реструктуризации и надо было двигаться новому правительству. Но эта работа требовала высокопрофессиональных переговорщиков, имеющих бесценный опыт работы с ППК, таких как Торомырзаев Э. и другие, которые оказались невостребованными революционными властями. Во-вторых, чтобы обеспечить успех на этом пути нужна сильная стратегия экономического развития, обеспечивающая ежегодные темпы роста экономики в 7-8%. В 2003-2004 г.г. Кыргызстан вышел на этот уровень, и это принесло успех на переговорах с ППК в 2005 г. К сожалению, в последние годы экономика страны пошла на резкий спад. В этом вся проблема и поэтому в одно время страну даже хотели загнать в ХИПИК.

За последние шесть лет революционная власть набрала кредитов в объеме более чем на 1 млрд. долларов. А где результаты, назовите хоть один объект, который был реализован на эти средства? Вот это и называется коррупционным разворовыванием иностранной помощи. Именно это имел в виду бакиевский Генпрокурор А. Бекназаров, когда утверждал, что «настоящая коррупция началась при Бакиевском правлении, она достигла невиданного размаха».

 

-  Можете ли вы сказать, какие последствия для существующего миропорядка будет иметь этот кризис?

- Последствия нынешнего глобального финансово-экономического кризиса для миропорядка будут кардинальными. Наступает конец эры «PaxAmericana», завершается столетняя эпоха лидерства США. Борьба за мировое лидерство между США и Китаем вступает в решающую фазу. По нашим прогнозам шансы Китая на победу гораздо выше и уже через 20 лет Китай станет бесспорным мировым лидером не только по экономической и геополитической мощи, но и самой передовой технологической державой мира. Уже через 10 лет китайская валюта – юань будет способна заменить доллар в качестве главной резервной валюты. Центр мирового развития перемещается Юго-Восточную Азию. Именно этот регион определит новый мировой порядок, отвечающий вызовам XXI века.

 

-  Что должно измениться в системе мировой экономики и экономических отношений, чтобы не допустить повторения рецессии? Или хотя бы сделать их менее болезненными для экономик, раз кризисы носят циклический характер?

- Для этого необходимо выполнение трех условий.

Во-первых, США и Евросоюз должны прекратить печатать ничем не обеспеченные доллары и евро, которые наводнили мир и трансформировались в спекулятивный капитал, разгоняющий цены на все виды сырья: продовольствие, энергоносители, металлы и особенно драгметаллы, что привело к резкому торможению мировой экономики. Взрывной рост цен на продовольствие вызвал социальную напряженность во всех бедных и развивающихся странах. Именно резкий рост цен на пшеницу стал спусковым крючком революций на Ближнем Востоке и Северной Африке.

Во-вторых, требуется прекратить спекуляции на товарных биржах, а для этого, например, необходимо ввести жестокий налог на спекуляции капиталом, так называемый налог Тобина (Тобин Джеймс – лауреат Нобелевской премии по экономике).

В-третьих, нужно, как говорится, «влить кровь» в кровеносные сосуды реальной экономики, т.е. направить значительную часть ликвидности для кредитования инновационных продуктов и технологий, начать таким образом технологическую модернизацию экономики. Для этого правительствам и монетарным властям требуется принять ряд непопулярных решений налогово-бюджетного и денежно-кредитного характера.

В какой мере выполнимы эти условия? Во-первых, сегодня в мире нет силы способной заставить США и ЕС не печатать пустые доллары и евро, пока это им выгодно. Недавно, после начала второй волны кризиса, Китай выступил с резкой критикой «безответственного отношения США как держателя главной резервной валюты мира». Немедленно последовал визит вице-президента США Дж. Байдена в Пекин и в результате ему удалось успокоить Китай, предложив определенные гарантии китайским инвестициям в США. Остальные страны просто боятся выступать против разрушительной финансовой политики США. Во-вторых, как показало летнее «потолочное шоу» по госдолгу в Конгрессе США, власти США намерены решать кризисные проблемы исключительно за счет среднего класса и бедноты, за счет сокращения социальных программ. А вот налоги на богатых были категорически отклонены законодателями. В-третьих, правительства ведущих стран в предстоящие годы не станут рисковать, не будут принимать непопулярных решений, затрагивающих интересы богатых, поскольку 2012-й год – год больших выборов. Предстоят выборы президента США, Франции и ряда других стран, смена политического лидера в Китае. Подводя итоги можно смело утверждать, что в ближайшие годы не следует ожидать позитивных перемен в мировой экономике. Мировую экономику ожидают трудности и спад. Политические лидеры заинтересованы лишь поддерживать её на плаву, лишь бы не тонула.

Версия для печати   |   Просмотров: 3295   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная