POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как и кто переписывает историю кыргызов и Кыргызстана?

09.09.2011 19:27 - Polit.kg

С середины 90-х годов прошлого века, в преддверии полувекового юбилея Великой победы над фашизмом в Кыргызстан  стали поступать учебники и книги для внеклассного чтения в средних учебных заведениях. Отечественные школы были обеспечены литературой, в том числе  по истории, где взгляд на исторические факты был несколько иной.  А именно – с позиций  западного мировоззрения.

Так что  и как сегодня  преподносится школьникам?

 

Промывка мозгов?

Учитывая, что наши дети стали меньше читать художественную и другую  литературу возникла  необходимость понизить планку  развития детей до оптимального минимума. Красочная детская литература, издаваемая в России вплоть до середины 2005 года на финансовые средства западных фондов, отличается от советских книг в первую очередь своим содержанием, в котором наблюдается  серьезный крен к западной идеологии. Эти книги для внеклассного чтения доступны школьникам в ряде средних учебных заведений юга страны, и притом одобрены Министерством образования Кыргызской Республики, раз доступны для чтения в школьных библиотеках. Книг много, но мы рассмотрим один конкретный пример.

Научно познавательное издание для детей «Современный мир» под авторством Стивена Хоара, редактор Е.Б.Аузан, корректор А.В.Федина. Отпечатано с диапозитивов «Sımon & SchusterYoung Books», АО «Слово» Москва в 1994 году. Это восьмой том 8-томной детской «Всемирной истории в иллюстрациях». На обложке дарственной книги стоит печать «Фонд Сорос-Кыргызстан».

Начнем обзор по порядку, с Первой мировой войны. Во времена Российской Империи называвшаяся Второй Великой Отечественной Войной, в советской историографии прозванной Мировой Империалистической, в народе называвшаяся «Германской». 

«Россия была не подготовлена к войне,  - пишется в ней. – Пока Франция и Англия сражались на Западном фронте, русские войска вступили в Восточную Германию, чтобы поддержать союзников. Но 29 августа 1914 года немцы разгромили их при Танненберге. Остатки русских войск вынуждены были отступить». Далее говорится о том, что русские потерпели поражение в Австро-Венгрии и отдали большую часть Польши, в то время входившую в состав Российской Империи.

Естественно, большая часть страниц для наших школьников описывает успешные операции союзных войск на Западном фронте и Ближнем Востоке. В углу красуется портрет Лоуренца Аравийского, британского военного, как образца доблести в давно минувшей войне. Но если разобраться по сути дела, элементарно посмотреть авторитетные источники или проследить за ходом  войны, то картина меняется в иную сторону. В отличии от Франции и Британии Российская Империя вела войну на громаднейшем фронте,  раскинутым от побережья Балтийского моря до Черноморских низменностей. Также для самой Турции основным фронтом в те времена являлся фронт с Россией от черноморского побережья до Иранской границы. И в отличие от союзников, Россия начало войны провела на территории противника,  освободив Галицию и вторгшись в восточную Пруссию, создав угрозу осады Кенигсберга (ныне Калининград), в то время как на Западе немцы и австрияки вели борьбу у ворот Парижа, оккупировав Бельгию. И только переброска части войск из Западного фронта на восток дала возможность Центральным державам опрокинуть Российскую Императорскую Армию, но при этом лишив их возможности взятия Парижа. Об этом книга умалчивает.

На страницах,  посвященных Первой мировой войне в данном издании красочно отмечены карты с участием сражений на Западе и Ближнем Востоке, но нет карт тяжелых боев на востоке. Есть картинки с изображением британских и немецких самолетов, хотя большая часть авиации была развита именно в России, одна только авиационная «петля Нестерова»  свидетельствует о мастерстве российских воздушных асов.

           

Кто победил фашизм?

Под заголовком «Мир охвачен войной» в этом же издании идет речь о вступлении в войну Советского Союза. Правда, о нашем участии в войне говориться как бы вскользь. Больше внимания уделено операции «Оверлорд» - десанта союзных экспедиционных войск в Нормандии в 1944 году и участия Америки в войне. Также идет реч о блестящей операции в северной Африке генералом Монтгомери о ликвидации Африканского корпуса генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля (хотя его там почему-то именуют просто генералом). Вот и рисунок танка,  под ним подпись «основным танком западных союзников СССР времен второй мировой войны был американский «Шерман»». Вступление Америки в войну мотивируется бомбардировкой японцами Перл-Харбора и тем, что немцы…  готовы были взять Москву. И ни слова про битву под Москвой и блокаду Ленинграда, Мюнхенский сговор тоже обделен вниманием.    

Следующая страница «Перелом в ходе войны» начинается с вступления – «поражение сил «оси» в мае 1943 года расчистило союзникам путь к высадке в Нормандии и Италии. Это означало открытие второго фронта в Европе, чего давно уже добивался Сталин».  Далее ниже говорится – «из Сицилии союзные войска перебрались на Апенинский полуостров и начали форсированный марш по Италии. К началу 1944 года они достигли Рима».

Поражение Германии в СССР описывается бегло, правда упоминается Сталинград и Курская битва, так же показывается, что СССР наряду с Польшей и Германией понес самые большие потери в этой войне. На страницах размещена карта операции союзников в Италии.

Удивительно, что такие масштабные войсковые операции, где одновременно с обеих сторон участвовали несколько фронтов и группировок войск,  как Курская битва, Сталинградская битва, битва под Москвой приравнены к операции союзников в северной Африке. Про битву за Кавказ, прорыв восточного вала, деблокирования Ленинграда и освобождение Европы ничего не упоминается.

Очевидно, что данная литература ориентирована на западного детского читателя. Наверняка,  она там пользуется, как ни посмотри, это правильно, когда государство старается преувеличить свой вклад в войну, отметить своих героев, выдвинуть свое мнение. Мы - жители постсоветского пространства - должны сами защищать своих героев, отмечать их доблесть, жесткие лишения в тылу. Самое главное, что эти герои у нас есть!

В разделе «Научные открытия» речь идет об открытиях, сделанных на Западе. Некоторые родители уже не удивляются, когда под именем изобретателя радио именуется итальянский инженер Маркони, а не «наш» Попов ( не забывайте, что первый радиообмен успешно произведен кораблями Черноморского императорского флота в России). Дети знают про братьев Райт, помнят  астронавта Армстронга. Также написано про Александра Флеминга,  ученого,  создавшего антибиотик «пенициллин», при этом не отмечено что нынешний используемый в медицине пенициллин имеет советские корни. Эти вроде бы мелочные вопросы по медицине, инженерии и иным наукам меняют восприятие ребенка на уровень «все лучшее - на Западе».

В разделе «Освоение космоса» большая часть текста отдана  описанию американских программ по освоению Луны. Правда,  стоит отдать должное, про Гагарина и первый спутник земли не забыли, упомянули как бы между прочим.

Про холодную войну тоже есть страницы, естественно, текст не в нашу пользу, учитывая, что Кыргызстан был в составе Союза ССР. Конечно же, привычно видеть комментарии к Пражской весне, строительству Берлинской стены и продовольственному дефициту. Но тогда стоило бы упомянуть про Вьетнамскую войну, Панамскую операцию, немалое количество переворотов и вмешательства во внутренние дела суверенных государств странами НАТО. Хотя бы привести пример с Президентом Альенде в Чили, после смерти которого, с помощью США, в стране надолго воцарился диктаторский режим.

 

С каких позиций анализировать историю?

Вот еще одна книга для внеклассного чтения, тоже иллюстрированная с красочными рисунками хорошего качества. Дети сразу обращает внимание на такие книжки. Издана в Москве в 1994 году, Филип Уилкинсон и Жаклин Динин, скромное вступление – переломные моменты истории,  «Выдающиеся личности, изменившие мир»,  иллюстрации Роберта Ингпена.

Можно не вникать в содержание, а просто посмотрим оглавление. В книге описаны личности «изменившие мир», среди них Конфуций и его учение, Гаутама и буддизм, Афинская республика, Иисус Христос и христианство, Мухаммед и ислам, Путешествие Марко Поло в Китай. Так же не забыты -  Ужасы «черной смерти», Медичи и эпоха Возрождения, Колумб открывает Америку, Лютер и протестанты, Путешествие Магеллана вокруг света, «Мэйфлауэр» прибывает в Америку, Путешествие капитана Кука, Фрейд истолковывает сны, Голод в Ирландии и прочее, прочее. Что радует, хоть про голод в Ирландии не забыли.

Так же обрадовали и отечественные издатели и авторы. От 1995 года есть учебник для высших учебных заведений под наименованием «История Кыргызстана с древнейших времен до конца 19 века». Причем, учебник подготовлен группой ученых из института истории НАН КР. Спонсором является «Фонд Сорос-Кыргызстан».

Учебник  применяется  в вузах страны, один  экземпляр был найден нами в Жалал-Абадской областной библиотеки. Здесь есть весьма интересные моменты, вольная трактовка определенных событий.

На страницах учебника написано - «Таким образом территория Кыргызской Республики была в составе четырех областей и девяти уездов. Такая административная структура крайне отрицательно сказывалась на процессе этнической, хозяйственной, политической и духовной консолидации кыргызского народа, складывании внутреннего рынка. При образовании административных единиц царские чиновники руководствовались единственным критерием – как «управлять» исходя из принципа «разделяй и властвуй». Языково-культурные, этнические признаки абсолютно не учитывались. В законодательных актах управления основным являлся военно-коллониальный принцип. Верховная власть в крае была полностью сосредоточена в руках генерал-губернатора. Военные губернаторы областей осуществляли как гражданскую, так и военную власть.  Они правили областями с помощью распределительного, хозяйственного и судебного отделов, во главе которых стояли  старшие советники. А всем областным правлением руководил вице-губернатор области. Уездные начальники подчинялись областным губернаторам».

Смотрим дальше – «В кочевых волостях и айылах, в оседлых кыштаках выбирался бий или казий сроком на три года. Они утверждались военным губернатором. Таким образом, административно-судебная политика российского правительства целиком соответствовала принципал колониальной системы самодержавия».

 А как и из  кого  нужно было выбирать казиев и биев?  И как  нужно было руководить территориями? По какому принципу? В то время еще не было ООН, и о «правах и свободах человека» речь не шла вообще, и до демократии в ее нынешнем облике было очень далеко.  И вообще, если анализировать историю с идеологических принципов сегодняшнего дня, можно смело выставлять миллиардные счета всем соседним государствам…

Продолжение следует.

 

Эсен Шишкараев

Версия для печати   |   Просмотров: 3340   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная