POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Партнёрство по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии - этообъединение государств Средней и Южной Азии под управлением США, но без участия России, Китая и Ирана

11.10.2011 17:31 - Polit.kg

В докладе «Путь к миру и согласию в Афганистане», подготовленном российским Институтом демографии, миграции и регионального развития и имеющемся на сайте института, прямо отмечено, что разрастающееся вмешательство Штатов и в Афганистане, и в Средней Азии «несёт в себе весьма конкретные угрозы для России». Самая главная из которых – расширение присутствия вооружённых сил США и их союзников в виде сети супербаз на территории Афганистана и соседних государств, разумеется – и в Средней Азии.


Враг на экспорт (планы США по экспорту напряжённости в странах Средней Азии)

25 августа 2011г.
Мустафа Омар

 

Всё, что уже было сказано в отношении усилий США по нагнетанию напряжённости в Закавказье, в принципе, применимо и к странам Средней Азии с учётом местных особенностей механизма репродуцирования власти. Главным отличительным фактором является то, что в качестве повода для американской экспансии в Среднюю Азию используется "День 11 сентября" и связанная с ним международная антитеррористическая борьба против движения «Талибан» в соседнем Афганистане.

За этим процессом с тревогой наблюдает Россия, вблизи границ которой проводятся все эти (пока) политические маневры. В докладе «Путь к миру и согласию в Афганистане», подготовленном российским Институтом демографии, миграции и регионального развития и имеющемся на сайте института, прямо отмечено, что разрастающееся вмешательство Штатов и в Афганистане, и в Средней Азии «несёт в себе весьма конкретные угрозы для России». Самая главная из которых – расширение присутствия вооружённых сил США и их союзников в виде сети супербаз на территории Афганистана и соседних государств, разумеется – и в Средней Азии. Сейчас таких баз как минимум три: «Манас» в Киргизии, «Ханабад» в Узбекистане и на границе Таджикистана с Афганистаном. Однако уже года три наблюдатели прогнозируют, что такие же базы появятся и в Казахстане.

Причём инициатива исходит от самих казахстанских властей. В остальном, Афганистан из-за продолжающихся боевых действий и иностранного вмешательства в его внутренние дела является все более серьезным источником угроз, которые через среднеазиатские республики бывшего СССР затрагивают Россию и повышают общую нестабильность в этом регионе.

С данными доклада трудно не согласиться. Впервые со времен СССР войска США без боя появились на территории постсоветских государств (Прибалтика не в счёт), и это непреложный факт. В Средней Азии у американцев уже есть то, чего им пока не удалось получить (по крайней мере, официально) в Закавказье – в марионеточной Грузии и подконтрольном Вашингтону Азербайджане.

Доктринальной основой присутствия США в регионе являются проект «Большой Ближний Восток» (Greater Middle East), охватывающий мусульманский мир от Афганистана до Марокко, и проект «Большая Центральная Азия» (Greater Central Asia), подразумевающие тотальный контроль над макрорегионом от русской Сибири до севера Индии.

Как изложено в опубликованной в марте 2005 года работе Фредерика Старра «Партнёрство «Большой Центральной Азии» для Афганистана и его соседей», задачей геопространственной доктрины Большой Центральной Азии является «оказание содействия трансформации Афганистана и всего региона, ядром которого он является, в зону обеспеченных с точки зрения безопасности суверенных государств, разделяющих принципы жизнеспособной рыночной экономики, секулярных и относительно открытых систем правления, уважающих гражданские права и поддерживающих позитивные отношения с США. Появление этой зоны, которую с этого момента можно называть «Большой Центральной Азией», отбросит силы, способствующие росту экстремизма, и усилит континентальную безопасность».

Но реально суть предлагаемого Старром Партнёрства по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии (ПБЦА) сводится к объединению государств Средней и Южной Азии под управлением США, но без участия России, Китая и Ирана.

Создание ПБЦА позволит Вашингтону не только вырвать центральноазиатские государства из «объятий России и Китая», окончательно закрепиться в Центральной Азии, но и превратить регион в свой протекторат, а Афганистан – в своего рода сухопутный мегаавианосец. Таким образом, в результате антитеррористической операции в Афганистане вместо ликвидации террористических баз США получили контроль над этой страной.

Под предлогом разрешения конфликта в Афганистане были размещены военные базы (Кабул, Кандагар, Герат, Шинданд, Баграм), а также в Средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан). Американцы получили уникальную возможность из одной точки контролировать Россию, Китай и Иран, а при необходимости - использовать свои базы для атаки на эти и другие страны региона.

Таким образом, США и их европейские партнеры геостратегически закрепились в Центральной Евразии, которую известный неоконсерватор Збигнев Бжезинский 10-12 лет назад прямо назвал «главным геополитическим призом для Америки». Уже давно очевидно, что под предлогом борьбы с терроризмом в Центральной Азии американские стратеги в Афганистане решают следующие задачи:

1)контролировать Россию, Китай и Иран;

2)не допустить реинтеграции стран СНГ;

3) обеспечить контроль над энергетическими ресурсами и выгодными для их транспортировки коммуникациями в Кавказско-Каспийском и Центрально-Азиатском регионах;

4)обеспечить стратегическое присутствие в глубоком тылу КНР;

5)взять под контроль непокорный Иран;

6)иметь возможность устроить конфликт, способный стать предлогом для начала глобальных военных акций.

При этом ключевым партнёром в Средней Азии американцы считают Казахстан, с которым уже налажен доверительный и конструктивный диалог. США считают президента и руководство этой республики «наиболее вменяемым, прагматичным и надёжным партнёром». Казахстан важен для Америки в энергетическом и военно-стратегическом измерениях, поскольку непосредственно граничит с Россией, Китаем, и имеет выход к Каспию.

Казалось бы, нонсенс – для чего американцам провоцировать в таком сложном и, прямо скажем, не до  конца отформатированном регионе какие бы то ни было конфликты? Но стратегия всё та же, что и в Закавказье, и везде в мире, где есть следы американского присутствия: создать ситуацию «управляемого хаоса». По сути дела, длительное время американцы были неактивны только в двух среднеазиатских государствах – Туркменистане (в силу его «закрытости» и провозглашения статуса нейтралитета в эпоху так называемого Туркменбаши - Сапармурата Ниязова) и Таджикистане (в котором после гражданской войны были сильны позиции России и Ирана как миротворцев).

А вот Казахстан с 1990-х годов привлекает американские инвестиции в свой нефтяной сектор. Соответственно, большую часть идей Вашингтона о новых маршрутах нефте- и газопроводов Астана либо поддерживает, либо открыто играет с американцами в одной команде. Для самого Казахстана сотрудничество с США важно не только с точки зрения инвестиций и модернизации армии, но и поддержки лидерских устремлений в Центральной Азии и «прорыва в Европу» (наряду с Турцией). Именно Казахстан благодаря поддержке США получил пост председателя в ОБСЕ в 2010 году, так как Вашингтон планировал использовать это председательство для продвижения своих интересов в ЕС.

Однако всё это не мешало и не мешает Вашингтону резко критиковать режим президента Казахстана Нурсултана Назарбаева за «антидемократичность» и «авторитаризм». Конечно, такие стрелы критики летят в адрес всех среднеазиатских правительств. Однако в памяти еще свежи события, как американцы пытались трансформировать эту критику в те же самые «цветные революции» (например, в Киргизии их уже устроили целых две) или же в открытую помощь местным исламистам.

Вспомним события 2002-2004 годов в Ферганской долине, в Андижане. Среди экспертов еще тогда утвердилось мнение, что Вашингтон таким образом готовится к смене правления президента Узбекистана Ислама Каримова и всей постсоветской элиты этой республики на режим «конструктивных исламистов». Ведь когда режим Каримова подавлял выступления в Андижане, это были действия не против «оппозиции», а против вооружённых и, видимо, неплохо проинструктированных боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ).

Тут есть и параллель с Кавказом – уже было доказано, что боевики ИДУ, оказывается, проходили «тренинги» не где-нибудь, а в боях в Закавказье и на Северном Кавказе (в Нагорном Карабахе против армян и в Чечне против российских войск). Именно «обида» Ислама Каримова на США в те годы сыграла решающую роль в том, что Узбекистан, с 1999 года вступивший было в антироссийский блок ГУАМ (Грузия-Украина-Азербайджан-Молдавия), в 2004-ом объявил о выходе из него, а затем восстановил своё членство в ДКБ/ОДКБ СНГ (Ташкентском договоре). Также не следует забывать, что исламисты прорывались в Узбекистан через Баткенский регион Киргизии. Поэтому трудно назвать случайностью, что первой «революционеркой» в Средней Азии также стала Киргизия.

Отчего же вашингтонские стратеги так стараются расшатать Среднюю Азию? Несмотря на заверения американцев о непримиримой борьбе с мировым терроризмом и радикал-исламистами, известно, что долгие годы верными союзниками США в регионе были боевики Гульбеддина Хекматияра и «Талибан». А ИДУ и их киргизские сторонники тесно связаны с ними. Да и сейчас в мировую прессу все чаще проникают сведения, что после 10 лет безуспешной антитеррористической операции в Афганистане американцы вновь начали секретные переговоры с «Талибан».

Для чего? Все становится ясно, если задуматься о том, куда может хлынуть волна зеленых революций «под знаменами Аллаха». Учитывая крайне небольшие возможности сопротивления со стороны правящих режимов бывших среднеазиатских республик СССР, нетрудно догадаться, что главными объектами приложения усилий «революционеров» станут Россия и Иран. И это – главная цель поддержания нестабильности в регионе, а также экспорта сюда любых «борцов за демократию».


 

РЕПЛИКА-МНЕНИЕ POLIT.KG

 

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая на международном форуме в Москве, выразил  недоумение тем, что НАТО и, в частности, США не хотят уничтожать опиумные посевы в этой стране, опасаясь, что это создаст сложности для сельхозпроизводства и подтолкнет крестьян вступать в ряды "талибана".

"Нам трудно понять, почему наши американские партнеры не хотят, чтобы международные силы содействия безопасности в Афганистане этим занимались… Но почему-то в Колумбии и других странах Латинской Америки уничтожение плантаций коки является абсолютным приоритетом для тех же наших партнеров", - отметил глава МИД РФ.

Афганистан является мировым лидером по производству наркотиков, поставляя на международный "черный рынок" более 80% всех производимых в мире опиатов. По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России, ежегодно в Афганистане производится порядка 150 миллиардов разовых доз героина и около 30 миллиардов разовых доз гашиша. Через Таджикистан и Пакистан наркотики поступают в Европу и Россию.

Как сообщает "Reuters", Лавров также заявил, что Соединенные Штаты усугубляют проблему ВИЧ/СПИДа в России и на Западе, отказываясь использовать свои силы для уничтожения опиумных плантаций в Афганистане.

Спрашивается, зачем бороться с теми угрозами, которые для США угрозы не представляют? Поэтому и не уничтожаются маковые плантации в Афганистане, что основной поток наркоты идет в Россию и страны Европы. Здесь нужно не недоумевать, а  принимать ответные меры, ведь наркотики не менее опасны для государства, чем террористы.

Все-таки и Россия, и Китай, и Иран – это достаточно серьезные оппоненты в споре за влияние на территории, которые находятся не на других континентах, а непосредственно примыкают к границе этих стран. И здесь речь идет даже не о каком-то политическом или ином влиянии, преследующем корыстные цели, а о создании пояса безопасности, и в интересах в первую очередь этих самых государств, которые как бы попадают в зону влияния. Наркотики способствуют быстрому зарождению и укреплению в странах их транзита мощных преступных группировок. Так, по сообщению правоохранительных органов, в Кыргызстане в недалеком прошлом  наркотрафик контролировал клан самого президента страны Курманбека Бакиева! Его зарубежные покровители не знали об этом?

Или не знают, кто сейчас «крышует» наркопоток через Кыргызстан? Не знают, на какие цели идут деньги, полученные на этих преступных деяниях? Знают все. В самой республике об этом говорить открыто  не решаются. И не только из-за страха перед «курбаши», но больше потому, что самой республике выгодно заниматься преступным промыслом. Миллионы долларов прибыли – весомый вклад в экономику (потребления), не сравнимый с доходами от промышленности и сельского хозяйства вместе взятых.

Таким образом, в споре сверхдержав за влияние в регионе местные политические и криминальные группировки (нередко объединенные) играют роль шакалов, умудряющихся время от времени урывать куски мяса от трапезы львов. Одной рукой брать кредиты и гранты, а другой рукой наносить весьма болезненные удары, подсыпая своим благодетелям отраву – наркотики. И самое печальное заключается в том, что население стран региона, благодаря достаточно эффективному промыванию мозгов, убеждено в том, что военное присутствие на их территории «миротворцев» - это благо, это дополнительные доходы в бюджет и рабочие места для десятка местных жителей.

 

POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 2630   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная