POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Истоки кыргызского регионализма

03.11.2011 21:23 - Polit.kg

Восток – дело тонкое, грубостей не прощает

Наверно, не будет  открытием, если скажем, что прежде чем говорить о причинах и виновниках прошлогодней июньской трагедии на юге Кыргызстана, отголоски которой раздаваться будут еще долго, необходимо беспристрастно и профессионально разобраться  в  ее истоках. К сожалению, до сих пор  всю тяжесть и главную вину продолжают валить лишь на  поддавшихся на провокации узбеков и … Временное правительство. При этом забывая историю вопроса, берущее свое начало с прошлых веков. Посему есть резон еще раз напомнить любителям  жаренных фактов и острых ощущений о том, что пока всякий, кто бы ни хотел  профессионально освещать кыргызскую действительность, в первую очередь должен хорошо  разобираться в самом предмете. Что касается беглых, поверхностных и вопиюще дилетантских самоотчетов о наших событиях отдельных коллег из ближнего и дальнего зарубежья, то их материалы в лучшем случае никакую информационную нагрузку не несут, а в худшем - способны породить разного рода трения, разногласия в обществе, а то и конфликтные ситуации. Но самое худшее, чего добиваются сии ангажированные СМИ, это порождение неприязни к России и его руководству. Следовало бы знать, что в мусульманской  Азии любые необдуманные публичные слова, публичная ложь, задевающие национальные чувства, признания и утверждения в СМИ в первую очередь воспринимаются с точки зрения государства происхождения сих средств массовой информации, иными словами – их местонахождения. Простые граждане не будут разбираться, какой из СМИ частный, а какой – государственный. Главным к примеру,  для массового кыргызского или казахского читателя и телезрителя является то, что  редакция СМИ находится в России или Гондурасе. И, соответственно слова «Независимой газеты» или «Коммерстанта» воспринимаются как позиция и настрой россиян.  И точка.

 Другой истиной Востока считается то, что здесь испокон веков слово ценилось и до сих пор ценится выше всего. История - свидетельница того, что одно лишь  неосторожное слово  положило начало бесконечной кровавой родовой мести,  из-за него  вспыхивали  вооруженные  столкновения между народами,  войны государств. Но когда ментальные чувства задеваются инородцами и ложь происходит от них,  реакция последует мгновенно и отнюдь недружественная.    Диву даешься от незнания сих простых истин многими московскими, и, порою, даже  местными  коллегами.

В то же время, слава Богу, в Кыргызстане сегодня люди в большинстве своем научились отделять зерна от плевел. Приходит понимание того, что виртуально мыслящие московские политологи, журналисты, аналитики и представители разного рода  общественных организаций, сверхполитизированных центров  и таких же  фондов - отнюдь не вся Россия. Одновременно с этим, с большим сожалением приходится констатировать  безынициативность, застойность мышления, застарелый подход к делам бывшей метрополии, а ныне - ближнего зарубежья, также государственных институтов, федеральных информационно-аналитических  центров и СМИ. Ну, куда это годиться, когда уважаемые, близкие к президенту и правительству братской России СМИ выходят с устрашающими заголовками вроде «В Жалал-Абадской области волнения!  Митингующие перекрыли стратегические дороги» и т.п. Когда в действительности лишь у зданий нескольких госадминистраций южного региона, без  экстремистских замашек на мирные пикеты   с грамотно и понятно написанными красочными плакатами на руках собрались человек 50-100, и те расходятся после соответствующих разъяснений представителей госорганов. Главное в этих протестных акциях то, что они, в отличие от прошлых лет, проходят в цивилизованных рамках, соблюдая Конституцию. Ну, это определенным СМИ видимо, не интересно.

Как юг подорвался на коммунистической мине

Ситуация в южном регионе напоминает  блуждающую по морям и окиянам мину давних времен, которая ждет своего часа столкновения с  неосторожным кораблем. К ужасу, на этой мине отчасти подорвался Кыргызстан  прошлым летом. На мине, сконструированной и   сброшенной в наш  фарватер  летом 90-го года прошлого века. Конструктором была коммунистическая верхушка  Киргизской ССР , а непосредственным «подрывником» на месте  был тогдашний руководитель обкома КПК У.Сыдыков, позволивший сородичам отбирать возделываемые узбеками земли.   Как неоднократно и публично подчеркивал в те годы  председатель областного управления КГБ Аскарбек Мамеев,  глава ЦК КП Киргизии А.Масалиев проигнорировал его тревожные депешы по поводу накаляющейся атмосферы межнациональных отношений на юге. Не выдержав махровую бюрократию и трусливость партийного руководства республики, генерал-чекист, как он впоследствии признался,  на одном из закрытых заседаний руководства в весьма резких тонах  призвал первых лиц к решительности и потребовал незамедлительного увольнения и наказания руководителей области. Но его не слушали, после чего и случилась ошско-узгенская резня 90-го года.

Помнится, еще в те годы советская подцензурная пресса, тем не менее,  без прикрас описывала и предметно критиковала существовавшие в тогдашнем республиканском и региональном руководстве нравы. Речь шла о негласном мафиозном раскладе ролей в южном регионе Киргизии. Согласно сей иерархии, кыргызам отводилась руководящая и указующая роль, узбекам - хозяйственно-экономическая. Проще и нынешним рыночным языком  говоря, узбекское население растило хлеб, торговало  и кормило, а кыргызы – распределяли и  разводили. Под кыргызами имелось в виду, конечно же, власть и партноменклатура, начиная от первичных организаций до областного масштаба. Как догадываетесь, в данном разделе сфер жизнедеятельности и влияния как-то выпало  местное, простое  кыргызское население.    Надо помнить и такую немаловажную вещь, что в то время на юге существовала одна Ошская область, включавшая в себе сегодняшние Жалал-Абадскую и Баткенскую области, и  фактически охватывающая почти половину республики. С обретением независимости,  на волне суверенитетных настроений простое титульное   население вдруг почувствовало себя обделенным при существовавшем разделе сфер. Оно тоже захотело хозяйствовать наравне с узбеками, хотя уровень земледельческой культуры у него  был ниже. Вдобавок ко всему, почти все пахотные и орошаемые земли оказались в  «чужих» руках. Других земель не было. Оставался единственный путь восстановления   «справедливости» -  экспроприировать. Что и осуществило местное кыргызское населения с позволения властей. Результат известен. Плоды такого попустительства и безнаказанности мы сегодня и пожинаем.

Посему постапрелевской власти можно лишь посочувствовать. Сегодня, спустя двадцать лет, она пожинает плоды головотяпства, близорукости и преступного попустительства коммунистического руководства, вдобавок   взвалила на себя тяжкую ношу распутывать то, чего не успела доделать в свое время специальная следственная группа Генпрокуратуры СССР во главе с В.Колесниковым, впоследствии зам.генпрокурора России.

Истоки розни

Ферганская долина издревле  жила в своем  естественном политико-географическом соответствии, пока не грянуло административно-территориальное разделение в 1924 году. Во времена Российской империи сей оазис сложнейшей средневековой цивилизации частями входил в составы Бухарского и Кокандского ханств. Естественной границей, отделяющей долину от нынешнего Кыргызстана, являлись Алайский и  Ферганский хребты, предгорья которых и населяли кыргызы. Северные кыргызы с ферганскими сородичами общались через Кетмень-Тюбинскую  долину (ныне Токтогульский район). Обо всем этом, в частности, свидетельствуют многочисленные описания в произведениях кыргызского фольклора и историко-художественной литературы. К примеру, романы «Сломанный меч», «Захват» («Чапкын») и  другие творения классика современной национальной литературы Толегена Касымбекова, который популярно и профессионально описывает реальные события из истории ферганских кыргызов, начиная с  позапрошлого века. Надо отметить, что многие спорные и нежелательные моменты этой истории в  касымбековских произведениях  советского времени были изъяты по известным причинам. Ныне романы Т.Касымбекова изданы в оригинале писателя и некыргызский читатель немало познавательного мог бы усвоить из них для себя.

Даже при первоначальном размежевании после Октябрьской революции 1917 года бывшей царской азиатской окраины на Туркестанскую Республику (нынешние Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан) 30 апреля 1918 года и   Киргизскую АССР  (куда входила территория нынешнего Казахстана) 26 августа 1920 года  нынешний наш юг оставался на естественных границах в составе Сырдарьинской, Ферганской областей и Бухарского эмирата, без строгого административно-территориального разделения. То есть,  при В.Ленине не была нарушена целостность Ферганской долины. Но настал роковой 1924 год и, уму непостижимым образом, называемая Золотой чашей цветущая Фергана была раскромсана на три части и включена в составы Киргизской, Узбекской  и Таджикской ССР. Неестественность и пагубность такого волевого раздела целостной ткани сказывается до сих пор. К примеру, лидер Таджикистана Э. Рахмон периодически, в периоды напряженности во взаимоотношениях не забывает  напомнить узбекскому коллеге об исторической  принадлежности таджикам большей части Узбекистана, включающей Бухарскую, Хорезмскую и Самаркандскую области. Узбеки, в свою очередь, считают долинную часть Ошской и Жалал-Абадской областей историческими ареалами собственного обитания, и правы в этом. Подобное несогласие  с волевым размежеванием 1924 года пока что выражается в  спорадических полемиках в верхах по случаю и кулуарных разговорах простых граждан…

На сей счет существует и другое мнение о том, что, будь кыргызские руководители двадцатых годов поумней и посмелей,  не стоило  им лезть во взрывоопасный ферганский котел. Согласно этому мнению, в южном направлении надо было   ограничиться Алайским и Ферганским хребтами, вместо нынешних ошского,  жалал-абадского  и баткенского регионов включить горный Памир, ныне Горно-Бадахшанскую АО Таджикистана, где традиционно жили и поныне живут кыргызы, а на северном направлении размежеваться по территории бывшей царской Семиреченской области. Тогда бы не было нынешних трений по региональному  принципу и, этнического противостояния на самом  юге. Мнение, конечно, спорное, а главное, высказывается с опозданием почти на век, но зерно рационализма, думается, в нем есть.

Российский фактор

Еще в прошлые века исконно кыргызы, остерегаясь  хищных соседей-джунгар,  китайской и британской  экспансии,  опасаясь за будущее своих владений, обратили  взор на север, в поисках надежной защиты и сохранения собственной государственности. Таким защитником им виделась сильная Российская империя. И еще в середине 18 века, собравшись на всенародный курултай, решили запросить высочайшего волеизъявления русских царей принять их в собственное подданство. Мудрые кыргызские вожди того времени Атаке бий,  Ормон хан, Боромбай манап и другие чувствовали приближение опасного рубикона, за которым в условиях непрекращающихся набегов соседей, кровавых родоплеменных распрей и разрозненности сил, нацию ждет неминуемая гибель и исчезновение. Забегая вперед, скажем, что те же  родоплеменные распри, махровый трайбализм и поныне продолжают оставаться в крови кыргызов, лишь  принимая современную окраску. Вот где следует искать истоки и причины сегодняшнего регионализма и родоплеменной самоидентификации отдельных политиков в Кыргызстане.

Не вдаваясь в дебри и подробности вопроса, лишь отметим, что вера в надежность и могущество Государства Российского наглядно проявилась через века, во время прошлогодних кровавых событий на юге. Когда оставшиеся без защиты, с оголенными границами после бегства родных погранцов южане со слезами на глазах встретили  небольшой отряд  северных казаков-семиреков во главе с генералом-чекистом  Мирославом Ниязовым.  Местное население после испытанного ужаса кровавой резни и диких погромов не поверили, что это свои же чуйские и иссык-кульские  станичники, и все время повторяли, что это посланные Медведевым  и Путиным русские солдаты. В этой связи думается,  зря тогда ульяновских десантников на полпути повернули обратно. При их виде ошане и жалал-абадцы быстрее бы избавились от шока маленькой дикой войны, обрели бы спокойствие духа.

Садырбек  Чериков

Версия для печати   |   Просмотров: 2198   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная