POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как на Юге Киргизии утверждалась власть… Колчака

29.11.2011 17:42 - Polit.kg

(забытые страницы истории)

 

Мы уже писали о том, как в рамках гражданской войны начала XX века Советская власть боролась на территории современного Кыргызстана с  басмаческим движением. Сегодня мы вспомним ещё одно действующее лицо – Крестьянскую армию, в 1919 году вышедшую из подчинения Красной армии и организовавшую настоящий крестьянский бунт на Юге Кыргызстана.

Официальная советская историография басмачей и белогвардейцев не жаловала и вспоминала нечасто. Забыты, например, фамилии первых юнкеров из числа каракиргизов (так тогда называли собственно  кыргызов), разделивших горькую судьбу всех участников  белого движения. Понять Туркестан того смутного времени нам помогут воспоминания о Джалал-Абадской Крестьянской Армии под предводительством Константина Ивановича Монстрова. Это  формирование в союзе с влиятельными басмачами в своё время едва не вытеснило Красную Армию из Ферганской долины.

Как показывает история гражданской войны, в большинстве случаев успешные бои с Красной Армией проводили казаки или бывшие кадровые офицеры. Но в этом случае освободить несколько крупных городов долины от большевиков смогли простые крестьяне-переселенцы – в основном, украинского происхождения. Справку даёт  председатель ассоциации «Славянская диаспора» в городе Джалал-Абад Валерий Улеев:  «У нас (на юге Киргизии) казаков никогда не было. Только в городе Ош они стояли с 1876 года, после разгрома Кокандского ханства - и всё. А здесь по столыпинской реформе жили одни украинцы. Массу сёл, которые считали русскими, населяли именно украинцы. Традиций казачества на нашей земле не было, было украинское крестьянство».


Из служащих – в землевладельцы. Из землевладельцев – в командиры.

Константин Иванович Монстров происходил из переселенцев первой волны, осевших  на окраине кишлака Джалал-Абад во второй половине XIXвека. Простой конторский служащий, в 1914 году – аккурат перед войной – он стал одним из состоятельнейших людей Джалал-Абада, уже получившего к тому времени статус города. Достичь такого успеха ему удалось, скупив у местных бай-манапов необрабатываемые земельные участки. Экспозиция краеведческого музея города Джалал-Абад сообщает о нём немного. Однако там упоминается, что в 1918 году тот организовал Крестьянскую Армию из числа переселенцев для защиты своих земель от набегов криминальных элементов, выпущенных декретом Временного Правительства на свободу.

В 1917 году в городе Жалал-Абаде проживало 5 тысяч человек. 29 декабря, на исходе года, там создаётся комитет общественной безопасности, в который было включено 10 человек. В январе 1918 года этот орган преобразуется в революционный комитет. Вместо отстраненного от власти волостного старшины (станового пристава) назначается, соответственно, военный комиссар. В его распоряжение поступает вооружённый добровольческий отряд в количестве 15 человек, состоящий из местных жителей. Последний, к слову, положит начало созданию городской милиции: он сразу же начинает  выполнять функцию «ограждения личной и имущественной безопасности граждан» и содержится на средства населения.

С приходом к власти большевиков началась смута. Церкви были разграблены, базарные площади национализированы. Начались гонения на бывших царских чиновников, которые подозревались в симпатии к белогвардейцам. Люди арестовываются целыми семьями.

Растёт недовольство населения методами новой власти. В начале ноября, как пишет в своей книге историк В. Ф. Трунов, на помощь Джалал-Абадскому гарнизону по просьбе местного ревкома прибыл отряд красногвардейцев под командованием Д.С. Коновалова. Тогда-то и формируется так называемая Крестьянская Армия. Её штаб возглавляет К.И. Монстров. Туда же, по данным официальной советской историографии, проникают  белогвардейские офицеры, командированные Сибирской Армией Колчака. Они, по тем же данным, и спровоцируют крестьян восстать против Советской власти.


Джалал-Абадская Крестьянская Армия: «белые» начинают и….

Штаб Крестьянской Армии располагался в городе Джалал-Абаде, поэтому личный состав армии формируется большей частью из местных переселенцев. Монстров воспользовался тем, что на территории Ферганской области большевиками не проводилась широкомасштабная мобилизация из числа переселенцев в Красную Армию (даже частичная мобилизация была проведена лишь осенью 1918 года). Забытая современными историками России и Кыргызстана, Крестьянская Армия была единственным подразделением Красной Армии, где не было политических ячеек и органов, контролировавших личный состав, то есть его благонадежность. Монстров лично требовал от командования Ферганским фронтом, чтобы в Крестьянской Армии не было политических работников из числа большевиков. Также он сохранил ношение погон, что исключалось в Красной армии как пережиток царского прошлого.Это не мешало ему беспрепятственно получать от того же командования амуницию, боеприпасы и жалование.

Крестьянская Армия делилась на 10 полков, четыре из которых  предназначались для активных походов, ещё четыре - для охраны крестьянских владений, а два полка составляли резерв и набирались преимущественно из подростков и стариков, не пригодных для боя. Большую часть времени Крестьянская Армия занималась сельскохозяйственными работами, и из 10 полков к реальным боевым действиям  (и то -  лишь отчасти) были готовы лишь первые четыре.

15 марта 1919 года от командования Ферганским фронтом в местный ревком приходит приказ вести наблюдение за Монстровым, а также разъяснительные работы среди переселенцев и личного состава Крестьянской Армии. Доходит до того, что штаб армии решается переподчинить КА Андижанскому уезду, где располагался тогда оперативный штаб. Штаб Крестьянской Армии делать это отказывается. Это и положит начало конфликту.  

К тому времени большевики уже развернули деятельность по продразверстке и  распределению земли среди бедноты. Местное население (имеются в виду славяне-переселенцы), видя, что Красная Армия не может защитить их имущество от набегов басмачей, поддерживает Монстрова, который умеет находить общий язык с последними.

Летом 1919 года Монстров заключает соглашение с видным лидером басмачей Мадамин-беком о совместной борьбе с большевиками. Басмачи пообещали впредь не нападать на крестьянские селения. Этим же летом начались активные боевые действия с регулярными силами Красной Армии. Объединённые силы Крестьянской Армии и басмачей (всего 20 тысяч штыков) занимают города Узген, Ош и объявляют там власть Верховного Правителя государства Российского Адмирала Колчака. Земли возвращаются помещикам и биям (те, впрочем, не успели принять этот дар новой власти), здания и объекты – их прежним владельцам. Реввоенсоветы упраздняются. На сторону Монстрова и Мадамин-бека переходит и пограничная стража, дислоцированная в селе Гульча (Алай). Начинается наступление на Андижан, где располагался штаб красного командования Ош-Андижанским участком.

Небольшой гарнизон, рабочие и партийная дружина Андижанского горкома организовывают оборону города. На помощь андижанцам прибывают красноармейцы -  в том числе и  Казанский полк, переброшенный с Закаспийского фронта. К крестьянской армии обещанная помощь из Омска так и не поступает. Это, в итоге, и  переламывает  ход гражданской войны в Ферганской долине.

Осада города Андижан длилась с 10 по 24 сентября. Реввоенсовет Ферганского фронта, председатель которого погибает в последний день осады в бою, постановил зачислить в Красную Армию всех своих сторонников. Политотдел опубликовал воззвание «К крестьянам Ферганы», призывавший к борьбе с контрреволюцией.

В.Ф. Трунов в своих трудах о гражданской войне в Ферганской области приводит следующую хронологию:

26 сентября: после короткого боя Красная Армия освободила древний город Ош. Гарнизон Крестьянской Армии разбежался при приближении Красной Армии. Захвачены склады с вооружением и боеприпасами. Над бывшей резиденцией Туркестанского генерал-губернатора вывешен революционный красный флаг.

28 сентября:  практически без боя освобожден древний город Узген.

29 сентября: после продолжительного боя освобожден город Джалал-Абад.

«Белые» рассеяны. С административного здания срываются старые флаги – их заменяют красные полотнища. В последующем из города исчезнут практически все атрибуты прошедшей эпохи.

 

Бесславный конец

Большая часть личного состава Крестьянской Армии разбежалась по своим хуторам. Остаток Крестьянской Армии вместе с Монстровым и Мадамин-беком бежал в горные районы Киргизии, где 22 октября 1919 года было создано Временное Ферганское Правительство. Однако уже 17 января 1920 года Константин Иванович Монстров с остатками свой армии возвращается в город Джалал-Абад, где добровольно сдаётся большевикам в обмен на амнистию для своих солдат и их семей. Позднее он был расстрелян, а его соратник Мадамин-бек… перешел на сторону Советской власти и позднее даже участвовал вместе с М.В. Фрунзе в смотре войск Красной Армии и красных басмачей.

Так окончилась попытка местных крестьян противостоять Советской власти. К сожалению, данная история сегодня забыта. Жители современного Жалал-Абада, где доля  русскоязычного населения неуклонно уменьшается, практически ничего не помнят о тех днях.

Но самое обидное даже не то, что мы забываем свою историю, а то, что пытаемся её исказить и заменить разного рода суррогатом. Красноречивый пример тому – величественный монумент в честь некоего Мурзакул Болуша (1861-1936), установленный на пересечении улиц Ленина и Токтогула в Жалал-Абаде. Создатели монумента предлагают титуловать его ни много, ни мало – «основателем города». Их, видимо, не смущает, что в 1877 году, когда Джалал-Абад получил статус города, этому «основателю» было всего 16 лет. Дорога из города Жалал-Абад в одноименный курорт, проложенная также носит имя этого неизвестного – в прямом смысле слова – героя. И пока местные власти поощряют подобные инициативы, настоящая  история края забывается.
 

Эсен Шишкараев

При подготовке статьи использованы материалы из Жалал-Абадского краеведческого музея, предоставленные директором В.Мусиной и личного архива историка, почётного гражданина Жалал-Абада В.Ф.Трунова, а также его книги «Жалал-Абад – хроника событий 1877-1999 гг».

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2441   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная