POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 13 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Российская Федерация берет пример с Кыргызстана

12.01.2012 23:59 - Polit.kg
 Российская Федерация берет пример с  Кыргызстана

В последнем (22 декабря 2011 года) Послании Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев  заявил о своём желании провести в России «комплексную реформу политической системы». Именно так охарактеризовал свою миссию на ближайшие два месяца сам глава государства. Интересно, что меры, о которых речь пойдёт ниже, за некоторое время до того, как о них заговорил Медведев, были применены у нас, в Кыргызской Республике. Может быть, именно на удачный в некоторых моментах опыт нашей страны обратили внимание кремлёвские мужи, работавшие над Посланием?

 

Кыргызстан  – маяк демократии для стран СНГ

Вес президентских посланий Федеральному Собранию (высший представительный и законодательный орган в России, объединяющий Государственную Думу и Совет Федерации) характеризуется уже тем, что ежегодно они оглашается в присутствии не только депутатов обеих палат, но и приглашенных. В числе последних члены правительства, председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Генпрокурор, председатель Центризбиркома, глава Счётной палаты, члены Государственного Совета, главы основных конфессий и представители Общественной палаты РФ.

Все предложения Медведева, так или иначе перекликающиеся с кыргызстанской действительностью, можно свести в следующий список:

1) «Ввести упрощённый порядок регистрации партий. …по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны»;

2) «отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы»;

3) «сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тысяч»;

4) «Представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено»;

5) «решить вопрос о создании общественного телевидения – возможно, на базе одного из существующих федеральных каналов».

Что касается первого пункта, то, если учитывать общую численность населения Российской Федерации, соотношение инициаторов партийного строительства к этому числу оказывается ещё более либеральным, чем в Кыргызстане – и это при том, что у нас, чтобы зарегистрировать партию, нужно всего десять человек[1].

Далее. Ни слова о сборе подписей для участия в выборах в Жогорку Кенеш не найти в соответствующем законе о выборах в редакции от 25 ноября 2011 года[2]. Так что и тут мы первые.

30 тысяч подписей в поддержку кыргызского кандидата в президенты  – и 100 тысяч в поддержку российского. Опять-таки предложение Медведева кажется даже чересчур либеральным. Впрочем, опыт Кыргызстана показывает, что итоговое количество подписей может быть существенно занижено искусственным путём уже в офисе ЦИК.

Оправданность такого шага, как включение в состав территориальных и участковых избирательных комиссий представителей политических партий доказали прошедшие в конце 2011 года президентские выборы в Кыргызстане. Порядок формирования и работы ТИК-ов и УИК-ов с участием партийцев подробно описывается в пятой главе Закона КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов»[3], который вступил в силу ещё 30 июня 2011 года.

Что касается общественного телевидения, то тут можно говорить чуть ли не о самом успешном пост-революционном начинании в Кыргызской Республике. Но и тут наших российских друзей надо предупредить о некоторых сложностях. Все мы помним, с каким скрипом[4]шёл процесс принятия закона «Об общественной телерадиовещательной корпорации КР», кто только кого и в чём не обвинял. Наша практика показала, что в этом вопросе всё зависит от принципиальной позиции Президента[5]. Президент Медведев в Послании Федеральному Собранию продемонстрировал понимание того, что общественное ТВ – это, в первую очередь, особая форма собственности: «…ни один из владельцев этого нового средства массовой информации не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений: ни государство, ни частный владелец». Кыргызстанский опыт предлагает следующее устройство: высшим органом общественной телерадиокорпорации становится Наблюдательный совет, состоящий из пятнадцати членов, избираемых на 5 лет. От Президента, парламента и гражданского общества представляется по пять членов.

Надо отметить, что последние значимые инициативы Президента Медведева стали, образно говоря, первыми ласточками в деятельности Президента Атамбаева. Уже в самом начале своего президентства последний подписал, наконец, Закон КР «Об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики», принятый депутатами ЖК КР ещё в апреле 2011 года, но подвергнутый серьёзной доработке под нажимом гражданского общества[6]. Подписание состоялось ещё до наступления нового года. Теперь в течение трёх месяцев должно состояться избрание нового состава Наблюдательного совета, который, в свою очередь, на конкурсной основе, выберет генерального директора ОТРК. Функция последнего – чисто исполнительская. Тем временем, общественное телевидение работает уже полтора года – и как раз на базе бывшего государственного.

Также незадолго до Нового года Президент КР подписал новый закон «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»[7]. Экспертных суждений по этому поводу пока не слышно. Очевидно, некоторые «неудобства», как всегда, начнут всплывать ближе к следующим парламентским выборам.

 

Учиться, учиться, учиться

Между тем, совершенствованию демократических механизмов пределов нет.

Одной из важнейших инициатив Президента РФ стал переход к прямым выборам губернаторов. «В настоящее время предложения о назначении губернатора в России вносятся президентом на утверждение в региональный парламент из числа кандидатов, предложенных победившей на выборах партией. […] Согласно закону, президент не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий главы региона представляет свою кандидатуру на эту должность законодательному собранию региона, кандидатура рассматривается в течение 14 дней. Решение по кандидатуре считается принятым, если за него проголосует более половины от установленного числа депутатов. В двухпалатном законодательном органе за кандидатуру должны проголосовать более половины от установленного числа депутатов каждой из палат», - комментирует этот момент агентство РИА Новости[8]. Может быть, это повод и нашим, кыргызским законодателям задуматься о том, что принадлежность к конкретному партийному клану ещё не делает главу обладминистрации хорошим управленцем?

Внимания заслуживает также идея перехода к  «бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению». То, что сегодня воспринимается как «модные веяния», завтра станет привычной практикой, о чём свидетельствует опыт развитых стран. Впрочем, уровень технической грамотности и оснащённости, характерный для них, нами ещё не достигнут. Да и с электричеством перебои случаются…

 

Слово – закон?

До сей поры планы Президента Медведева, которые тот оглашал в рамках ежегодных Посланий, находили реальное воплощение примерно в 80% случаев, если верить РИА Новости[9]. Однако в данном случае всё осложняет цейтнот, в котором находится нынешний Президент России: до следующих президентских выборов там осталось уже меньше двух месяцев. Сам же он оговаривается: «…как будет выглядеть федеральная и исполнительная власть в последующий период, зависит от выбора граждан нашей страны». В то же время фаворит мартовской гонки Владимир Путин о поддержке намеченной в Послании линии Дмитрия Медведева пока не заявлял. Наоборот, в прямом эфире телеканала «Россия» он в конце декабря 2011 года  подверг сомнению целесообразность проведения выборов губернаторов. «Обязательно нужно сохранить фильтр на уровне президента», - сообщил Путин, указав на угрозу сепаратизма в регионах.

По мнению российских экспертов, предложения Медведева являются шагом на пути выстраивания доверительных отношений с обществом – и в частности с тем сегментом, который заявил о себе на декабрьских митингах в Москве и других городах России. Аналогичные шаги кыргызстанского руководства воспринимаются как завоевания Апреля.

Делаем вывод: в обоих случаях запалом для институциональных изменений стали массовые манифестации. И пусть российский и кыргызстанский типы манифестаций сильно отличаются друг от друга, смысл в том, что политическая элита в демократических странах просто не имеет права не реагировать на столь  тревожные сигналы. Гражданам не только России, но и всех стран Союза Независимых Государств, хочется пожелать чуткой к их разумным запросам власти, способной слушать и слышать. А Кыргызстану – оставаться на пике демократических преобразований.

Иосиф ИЛЛАРИОНОВИЧ, обозреватель POLIT.KG 



[1]http://student.toktom.kg/document.phtml?st=doc&code=37437&lang=rus&ctx=%C3%CE%D1%D3%C4%C0%D0%D1%D2%C2%C5%CD%CD*%20%D0%C5%C3%C8%D1%D2%D0*%20%DE%D0%C8%C4%C8%D7%C5%D1%CA*%20%CB%C8%D6*%20%D4%C8%CB%C8%C0%CB*%20%CF%D0%C5%C4%D1%D2%C0%C2%C8%D2%C5%CB%DC%D1%D2%C2*#scroll0, http://minjust.gov.kg/?p=6419

[2]http://student.toktom.kg/document.phtml?st=doc&code=106136&lang=rus&ctx=%C2%DB%C1%CE%D0*%20%CF%D0%C5%C7%C8%C4%C5%CD%D2*%20%CA%DB%D0%C3%DB%C7%D1%CA*%20%D0%C5%D1%CF%D3%C1%CB*%20%C4%C5%CF%D3%D2%C0%D2*%20%C6%CE%C3%CE%D0%CA*%20%CA%C5%CD%C5%D8*#scroll0

[3]http://www.president.kg/ru/posts/4e0c49bbf4d552053d000001

[4]http://www.kyrtag.kg/?q=news/12829

[5]http://www.medialaw.kg/?q=node/1050

[6]http://president.kg/ru/posts/4f0aa1b7f4d552592d000003

[7]http://kabar.kg/rus/politics/full/24537

[8]http://ria.ru/politics/20111222/523319027.html

[9]http://ria.ru/politics/20111222/523319027.html

Версия для печати   |   Просмотров: 2877   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная