POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Понедельник, 21 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Российская Федерация берет пример с Кыргызстана

12.01.2012 23:59 - Polit.kg
 Российская Федерация берет пример с  Кыргызстана

В последнем (22 декабря 2011 года) Послании Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев  заявил о своём желании провести в России «комплексную реформу политической системы». Именно так охарактеризовал свою миссию на ближайшие два месяца сам глава государства. Интересно, что меры, о которых речь пойдёт ниже, за некоторое время до того, как о них заговорил Медведев, были применены у нас, в Кыргызской Республике. Может быть, именно на удачный в некоторых моментах опыт нашей страны обратили внимание кремлёвские мужи, работавшие над Посланием?

 

Кыргызстан  – маяк демократии для стран СНГ

Вес президентских посланий Федеральному Собранию (высший представительный и законодательный орган в России, объединяющий Государственную Думу и Совет Федерации) характеризуется уже тем, что ежегодно они оглашается в присутствии не только депутатов обеих палат, но и приглашенных. В числе последних члены правительства, председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Генпрокурор, председатель Центризбиркома, глава Счётной палаты, члены Государственного Совета, главы основных конфессий и представители Общественной палаты РФ.

Все предложения Медведева, так или иначе перекликающиеся с кыргызстанской действительностью, можно свести в следующий список:

1) «Ввести упрощённый порядок регистрации партий. …по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны»;

2) «отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы»;

3) «сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тысяч»;

4) «Представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено»;

5) «решить вопрос о создании общественного телевидения – возможно, на базе одного из существующих федеральных каналов».

Что касается первого пункта, то, если учитывать общую численность населения Российской Федерации, соотношение инициаторов партийного строительства к этому числу оказывается ещё более либеральным, чем в Кыргызстане – и это при том, что у нас, чтобы зарегистрировать партию, нужно всего десять человек[1].

Далее. Ни слова о сборе подписей для участия в выборах в Жогорку Кенеш не найти в соответствующем законе о выборах в редакции от 25 ноября 2011 года[2]. Так что и тут мы первые.

30 тысяч подписей в поддержку кыргызского кандидата в президенты  – и 100 тысяч в поддержку российского. Опять-таки предложение Медведева кажется даже чересчур либеральным. Впрочем, опыт Кыргызстана показывает, что итоговое количество подписей может быть существенно занижено искусственным путём уже в офисе ЦИК.

Оправданность такого шага, как включение в состав территориальных и участковых избирательных комиссий представителей политических партий доказали прошедшие в конце 2011 года президентские выборы в Кыргызстане. Порядок формирования и работы ТИК-ов и УИК-ов с участием партийцев подробно описывается в пятой главе Закона КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов»[3], который вступил в силу ещё 30 июня 2011 года.

Что касается общественного телевидения, то тут можно говорить чуть ли не о самом успешном пост-революционном начинании в Кыргызской Республике. Но и тут наших российских друзей надо предупредить о некоторых сложностях. Все мы помним, с каким скрипом[4]шёл процесс принятия закона «Об общественной телерадиовещательной корпорации КР», кто только кого и в чём не обвинял. Наша практика показала, что в этом вопросе всё зависит от принципиальной позиции Президента[5]. Президент Медведев в Послании Федеральному Собранию продемонстрировал понимание того, что общественное ТВ – это, в первую очередь, особая форма собственности: «…ни один из владельцев этого нового средства массовой информации не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений: ни государство, ни частный владелец». Кыргызстанский опыт предлагает следующее устройство: высшим органом общественной телерадиокорпорации становится Наблюдательный совет, состоящий из пятнадцати членов, избираемых на 5 лет. От Президента, парламента и гражданского общества представляется по пять членов.

Надо отметить, что последние значимые инициативы Президента Медведева стали, образно говоря, первыми ласточками в деятельности Президента Атамбаева. Уже в самом начале своего президентства последний подписал, наконец, Закон КР «Об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики», принятый депутатами ЖК КР ещё в апреле 2011 года, но подвергнутый серьёзной доработке под нажимом гражданского общества[6]. Подписание состоялось ещё до наступления нового года. Теперь в течение трёх месяцев должно состояться избрание нового состава Наблюдательного совета, который, в свою очередь, на конкурсной основе, выберет генерального директора ОТРК. Функция последнего – чисто исполнительская. Тем временем, общественное телевидение работает уже полтора года – и как раз на базе бывшего государственного.

Также незадолго до Нового года Президент КР подписал новый закон «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»[7]. Экспертных суждений по этому поводу пока не слышно. Очевидно, некоторые «неудобства», как всегда, начнут всплывать ближе к следующим парламентским выборам.

 

Учиться, учиться, учиться

Между тем, совершенствованию демократических механизмов пределов нет.

Одной из важнейших инициатив Президента РФ стал переход к прямым выборам губернаторов. «В настоящее время предложения о назначении губернатора в России вносятся президентом на утверждение в региональный парламент из числа кандидатов, предложенных победившей на выборах партией. […] Согласно закону, президент не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий главы региона представляет свою кандидатуру на эту должность законодательному собранию региона, кандидатура рассматривается в течение 14 дней. Решение по кандидатуре считается принятым, если за него проголосует более половины от установленного числа депутатов. В двухпалатном законодательном органе за кандидатуру должны проголосовать более половины от установленного числа депутатов каждой из палат», - комментирует этот момент агентство РИА Новости[8]. Может быть, это повод и нашим, кыргызским законодателям задуматься о том, что принадлежность к конкретному партийному клану ещё не делает главу обладминистрации хорошим управленцем?

Внимания заслуживает также идея перехода к  «бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению». То, что сегодня воспринимается как «модные веяния», завтра станет привычной практикой, о чём свидетельствует опыт развитых стран. Впрочем, уровень технической грамотности и оснащённости, характерный для них, нами ещё не достигнут. Да и с электричеством перебои случаются…

 

Слово – закон?

До сей поры планы Президента Медведева, которые тот оглашал в рамках ежегодных Посланий, находили реальное воплощение примерно в 80% случаев, если верить РИА Новости[9]. Однако в данном случае всё осложняет цейтнот, в котором находится нынешний Президент России: до следующих президентских выборов там осталось уже меньше двух месяцев. Сам же он оговаривается: «…как будет выглядеть федеральная и исполнительная власть в последующий период, зависит от выбора граждан нашей страны». В то же время фаворит мартовской гонки Владимир Путин о поддержке намеченной в Послании линии Дмитрия Медведева пока не заявлял. Наоборот, в прямом эфире телеканала «Россия» он в конце декабря 2011 года  подверг сомнению целесообразность проведения выборов губернаторов. «Обязательно нужно сохранить фильтр на уровне президента», - сообщил Путин, указав на угрозу сепаратизма в регионах.

По мнению российских экспертов, предложения Медведева являются шагом на пути выстраивания доверительных отношений с обществом – и в частности с тем сегментом, который заявил о себе на декабрьских митингах в Москве и других городах России. Аналогичные шаги кыргызстанского руководства воспринимаются как завоевания Апреля.

Делаем вывод: в обоих случаях запалом для институциональных изменений стали массовые манифестации. И пусть российский и кыргызстанский типы манифестаций сильно отличаются друг от друга, смысл в том, что политическая элита в демократических странах просто не имеет права не реагировать на столь  тревожные сигналы. Гражданам не только России, но и всех стран Союза Независимых Государств, хочется пожелать чуткой к их разумным запросам власти, способной слушать и слышать. А Кыргызстану – оставаться на пике демократических преобразований.

Иосиф ИЛЛАРИОНОВИЧ, обозреватель POLIT.KG 



[1]http://student.toktom.kg/document.phtml?st=doc&code=37437&lang=rus&ctx=%C3%CE%D1%D3%C4%C0%D0%D1%D2%C2%C5%CD%CD*%20%D0%C5%C3%C8%D1%D2%D0*%20%DE%D0%C8%C4%C8%D7%C5%D1%CA*%20%CB%C8%D6*%20%D4%C8%CB%C8%C0%CB*%20%CF%D0%C5%C4%D1%D2%C0%C2%C8%D2%C5%CB%DC%D1%D2%C2*#scroll0, http://minjust.gov.kg/?p=6419

[2]http://student.toktom.kg/document.phtml?st=doc&code=106136&lang=rus&ctx=%C2%DB%C1%CE%D0*%20%CF%D0%C5%C7%C8%C4%C5%CD%D2*%20%CA%DB%D0%C3%DB%C7%D1%CA*%20%D0%C5%D1%CF%D3%C1%CB*%20%C4%C5%CF%D3%D2%C0%D2*%20%C6%CE%C3%CE%D0%CA*%20%CA%C5%CD%C5%D8*#scroll0

[3]http://www.president.kg/ru/posts/4e0c49bbf4d552053d000001

[4]http://www.kyrtag.kg/?q=news/12829

[5]http://www.medialaw.kg/?q=node/1050

[6]http://president.kg/ru/posts/4f0aa1b7f4d552592d000003

[7]http://kabar.kg/rus/politics/full/24537

[8]http://ria.ru/politics/20111222/523319027.html

[9]http://ria.ru/politics/20111222/523319027.html

Версия для печати   |   Просмотров: 3084   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная