POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Каким быть образованию в Кыргызстане к 2020 году?

16.07.2011 13:52 - Polit.kg

«Стратегия развития образования Кыргызской Республики до 2020 года» была презентована на одноимённой национальной конференции, прошедшей 14-15 июля в Бишкеке. Документ подвёл черту под нынешним состоянием образовательной системы и наметил основные направления предстоящих реформ – без них, родимых, никуда. Впереди парламентские слушания и тому подобные процедуры. А пока – заявления, намерения и цитаты из текста.

В ответ на просьбу пояснить один из общих принципов реализации Стратегии развития образования (далее – СРО) - «от максимального регулирования с минимальной подотчётностью к минимальному регулированию с высокой подотчётностью» - министр образования и науки КР Канат Садыков дал краткий, но ёмкий комментарий. Он сказал, что в виду имеется переход образовательных  учреждений «от формата жёсткого административного управления к большей автономии и более гибкому реагированию на запросы общества и рынка». Мы ещё вернёмся к этому определению.

Как выяснилось, рынок был упомянут не для красного словца: одним из центральных моментов предстоящей реформы являются изменения в формате финансирования – в первую очередь, средних школ. Нынешнее положение дел Стратегия 2020 обрисовывает так: «…средства, выделяемые из бюджета на систему образования, распределяются не через Министерство образования и науки, а Министерством финансов – непосредственно на уровень айыл-окмоту, а потом уже в школы. […] Существующая в настоящее время форма финансирования школьного образования затрудняет мониторинг и контроль качества расходования средств». Спрашивается, а что предлагает реформа? Начальник отдела мониторинга и стратегического планирования МОиН КР Лариса Марченко говорит о «широкосекторальном подходе(SWAp)», который «позволит консолидировать средства бюджета и доноров, поступающих в систему образования». Это значит, что распределением финансов займётся МОиН в связке со своими крупными партнёрами. То есть без доноров, конечно, не обойдётся. Так или иначе, один из них – Европейская комиссия – уже приступил, при полной поддержке министерства,  к осуществлению двухгодичного проекта по внедрению того самого широкосекторального подхода …

Разработчики СРО считают, что в ближайшие 8 лет в развитие системы образования необходимо будет вложить 155 млн. долларов. Ну а пока Шанталь Эбберехт, глава представительства Европейского Союза в Кыргызстане сообщает о готовности ЕС выделить на осуществление стратегии только 20 млн. долларов. Впрочем, тут с нами  согласится всякий чиновник, и такая сумма оправдает любые реформы – даже невидимые и неосязаемые.

Интерес внешних доноров понятен: на «реформу содержания образования» как главное направление для вложения донорских средств СРО указывает прямо, ничего не скрывая. В действительности, возможность влиять на содержание, скажем, тех же учебных программ – неплохой задел для упрочнения влияния на молодёжь республики в целом.

А ещё финансирование образовательной системы грозится стать подушевым. План министерства образования – к 2014 году перевести на систему подушевого финансирования все государственные школы. Более высокий уровень детализации, по мысли реформаторов, должен помочь достижению такого высокого уровня открытости, при котором ни директора школ, ни кто-либо ещё не сможет наживаться на средствах, получаемых из бюджета и от доноров.

«Образование должно готовить человека к жизни в состоянии высокой степени неопределённости», - гласит Стратегия 2020. Там же мы находим утверждение, что Реализация СРО  «обеспечит создание системы образования, готовящей граждан, которые будут:

- обладать выраженными коммуникативными навыками;

- способны действовать независимо, выражать открыто своё мнение; использовать творческие и инновационные подходы;

- уважать культурное, этническое и политическое многообразие;

- владеть общими и специализированными знаниями и навыками, которые позволят им быть успешными в жизни и на рынке труда».

Видимо, именно в этой связи предполагается переход к профильной старшей ступени средней школы (10 и 11 классы) с возможностью каждому учащемуся выбирать для себя специализацию уже на этом этапе.

На оторванность системы образования от рыночных реалий, а, следовательно, и необходимость исправить это положение, указывается также в контексте высшего образования. «Ребят с дипломами у нас много, но приступить к профессиональной деятельности без дополнительной подготовки могут не многие из их числа», - говорит Лариса Марченко. Она уверяет, что преодолеть этот разрыв может увеличение количества студентов, принимаемых на обучение по согласованию с их работодателями. К слову, пока эта практика в Кыргызстане не распространена.

Не остался без внимания авторов СРО и пласт дошкольного образования. Более того – на нём они сделали особый акцент: именно в дошкольных учреждениях, по мысли стратегов, происходит «формирование умений учиться». Проблема в том, что в настоящее время только 13,4% от количества 3-6-летних детей в стране охвачено дошкольным образованием. К 2020 году этот показатель планируется довести до 20%.

СРО даёт также свой комментарий результатам исследования PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) – международной программы по оценке образовательных достижений среди 15-16-летних учащихся. Напомним, что по результатам 2009 года Кыргызстан занял 65-ое место из 65-ти возможных. Авторы Стратегии замечают: «…это не столько оценка достижений учащихся, сколько оценка стране по тому, как она относится к образованию или, иными словами – сколько страна вкладывает в образование». Отсюда же, видимо, растут корни у следующего описанного там же казуса: «В 2011 году из более, чем 3000 выпускников 11-го класса общеобразовательных организаций республики, претендентов на получение аттестата о среднем общем образовании с отличием – успешно справились с тестированием Национального центра тестирования по предметам родной язык, математика и история Кыргызстана только 95 человек».

Дополнительным средством по выходу республики из ямы невежества видится разработчикам Стратегии 2020 создание условий для непрерывного образования в течение всей жизни. Цель – «адаптация экономически активного населения к быстро меняющимся требованиям рынка труда». Министр образования и науки Канат Садыков говорит, например, о «непрерывном образовании  на протяжении всей жизни», причём «ориентированном на результат». Нынешняя ситуация в этой сфере, как вы уже могли догадаться, не самая идеальная. Вот, хотя бы одна проблемная грань: лицензией на предоставление различных курсов владеют сегодня свыше тысячи учебных центров по всей стране. Однако «многие эксперты с сомнением относятся к качеству преподавания в этих организациях, поскольку лицензия выдана, а контроль качества существует только со стороны получателей услуг, которые выясняют, что услуги некачественны только в процессе обучения, когда финансовые средства уже вложены».

Отдельный раздел СРО посвящён «самому забытому» сектору начального и среднего  профессионального образования. Положение дел отлично характеризуют следующие строки: «Так как нет институциональной программы по развитию персонала, большинство преподавателей не имеют информации о современных методологиях преподавания и о совершенствованиях технологий в их областях специализации». И далее по тексту: «Существующие квалификационные требования в среднем профессиональном образовании  устарели, и поэтому выпускники не обладают навыками и знаниями, востребованными на рынке труда». Красной нитью сквозь перечень проблемных мест проходит отсталость материально-технической базы. Внести позитивную динамику, как следует из СРО, должно укрепление социального партнёрства на базе так называемых попечительных советов промышленности.

Переход на многоуровневую систему – вот что СРО готовит, в свою очередь, нашим вузам. К слову, переход к двухуровневой системе бакалавр-магистр был утверждён ровно год назад, но до сих пор только 30% от общего числа вузов восприняло это как сигнал для перехода. Прогноз на 2014 год – 92% перешедших. Кроме того, реформаторы готовы сделать всё, чтобы устранить разрыв между подготовкой кадров в вузах и требованиями рынка труда. К 2014 году они берутся достичь 50%-ого показателя по трудоустройству выпускников, а к 2020 г. – 80%-ого (сейчас этот индикатор находится на уровне 30%). Пожалуй, наиболее амбициозный пункт стратегии.

Ещё один проблемный вопрос, не обделённый вниманием, - привлечение кадров в школы республики. Авторы стратегии констатируют: законодательство по стимулированию учителей на местах практически не работает. О какой-то результативности говорится только в связи с программой «Депозит молодого учителя», по которой в отдалённых районах Кыргызстана работает сегодня около трёх тысяч человек. Решение пресловутого кадрового вопроса разработчики Стратегии видят в повышении заработной платы, особенно её стимулирующей части, которая должна «переориентировать учителей к работе на результат». На что ориентированы эти учителя сейчас – неизвестно.

В ходе презентации СРО министр Садыков особенно удивил, сообщив о планируемом создании нового педагогического университета, «который станет базовым для подготовки педагогов нового поколения». Ко многому обязывающее заявление!

Не хочется дискредитировать главу министерства, из недр которого вышел такой документ, как Стратегия 2020, но хронологический контекст всё же обязывает кое о чём нашему читателю рассказать. Не далее, как 12 июля, уволенный ректор Кыргызского Национального университета Аалыбек Акунов на пресс-конференции в АКИ-Пресс распространил информацию о том, что его увольнение – дело рук нынешнего министра образования  и является результатом интриги, затеянной тем ещё в начале нынешнего года. Как выразился Акунов, новый ректор крупнейшего вуза республики Искендер Исамидинов – «свой человек» для Садыкова. Сам министр в качестве причины увольнения Акунова указывает на допущенные последним нарушения трудового законодательства. Оснований не верить министру нет. Тем более, что сегодня господин Садыков, поясняя один из принципов реформирования системы образования (см. второй абзац), подчёркивает  недопустимость назначений «сверху». Остаётся надежда, что это как раз тот случай, когда слова с делами не расходятся. Будет всё же обидно, если описанное выше наложит свой негативный отпечаток на прогрессивную деятельность министерства. Обидно, потому что банально: такое мы наблюдали уже столько раз, что глаза «замылились» и почти не отличают уже настоящие реформы от пресловутого ведомственного «самореформирования».

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

Версия для печати   |   Просмотров: 3195   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная