POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как сделать тендер действенным механизмом борьбы с коррупцией?

19.07.2011 14:06 - Polit.kg

Ситуация с тендерами в Кыргызстане да и вообще во всем мире отражает общую картину развития внутренних рынков. Отечественный характеризуется менее цивилизованным подходом к тендеру, как со стороны рекламодателей, так и со стороны коммуникационных агентств и государства. Причин множество. Например, предметом тендера в нашей стране зачастую являются разовые проекты, в то время как в Европе тендеры проводятся в основном для заключения долгосрочных контрактов. У нас не стесняются приглашать подрядчика к участию в тендере за пару дней до него или вообще накануне. Бриф отсутствует, а тендер «по-быстрому» превращается в обычное знакомство. Естественно, участники приходят со стандартными презентациями и без конкретных предложений. Это еще один из лучших вариантов. В Кыргызстане первое, что приходит на ум, слыша слово «тендер» - это коррупция.

Хотя с ней у нас боролись и пытаются бороться каждый год. Кажется, бесполезно. По подсчетам аналитиков-экономистов, ущерб, наносимый коррупционной деятельностью только по  направлениям гос.закупок по самым заниженным оценкам, составляет примерно 20 млрд. сомов.А происходило это примерно по такой схеме: мэрией были объявлены и проведены тендеры по закупке товаров и услуг, а их было не мало (ремонты, стройматериалы, ГСМ, путевки и прочее ). Сидит в своей частной конторке кучка лиходеев во главе с чьим-нибудь племянничком, занимается подбором "своих" людей, ведет с ним переговоры и дебаты об откатах, в то время как ему сливают информацию о коммерческих и технических предложениях конкурентов. И никого не волнует, когда проходят предложения, гораздо менее приемлемые по цене и качеству, потому что к власти пришли новые лица, но все с теми же корыстными интересами под лозунгами построения процветающего Кыргызстана.  Иногда тендер вообще проводится «для галочки». К примеру, у компаний есть проверенные партнеры, но они обязаны проводить конкурсы (если затраты превышают допустимый порог) для соблюдения корпоративных процедур. Становится вдвойне обидно, если учитывать, что участие в таких тендерах заведомо нецелесообразно.

Совсем недавно Парламент Кыргызстана в трех чтениях одобрил законопроект, направленный на совершенствован­­ие системы государственных­­ закупок. 
По словам статс-секретаря­­ Министерства финансов Динары Шайдиевой, законопроект «О госзакупках» направлен на снижение коррупции в этой системе. «Необходимо исключить человеческий фактор, поскольку практика показывает, что злоупотребления­­ обычно имеют место в ситуациях, когда перед должностным лицом имеется выбор нескольких вариантов дальнейших действий», - заявила представитель Минфина. Также для сокращения коррупции вносится новый метод «электронных госзакупок», предоставляющий­­ участникам торгов единую электронную торговую площадку, а также возможность ведения аудио- и видеосъемки при вскрытии тендерных заявок. С внедрением новых технологий появится общественный контроль за проводимыми тендерами и информацией о результатах проведенного тендера, ценах, объемах.

С этими вопросами мы обратились к самому главному звену во всей этой запутанной цепочке - заведующему отделом методологии государственных закупок Министерства финансов КР Акжигит уулу Мелису. Этот сравнительно маленький отдел несет на себе столь непосильную ношу – государственные закупки и тендеры.

- Расскажите, как проходят торги на государственном уровне. И почему мы так мало слышим и знаем о тендерах?

 - Нередко приходится сталкиваться с тем, что доступ к информации подобного рода затруднен, и, как следствие, более конкурентоспосо­­бные поставщики не могут принять участие в тендере из-за незнания о планируемых торгах. Согласно действующей практике, доступ к информации о госзакупках может получить только ограниченный круг претендентов. Это субъекты, подписавшиеся на специализирован­­ное издание, выпускающееся ограниченным тиражом, который может быть продан в одни руки. Так вот,  раньше тендеры объявлялись в этом самом специализированном бюллетене, который практически нигде не распространялся (начальник вынимает из стопки бумаг желтоватую газетенку, которую, осмелюсь сказать наперед, никто из вас никогда не видел). Не был исключен вариант сговора между потенциальными поставщиками продукции и услуг, когда функция тендерной комиссии закупающей организации будет сведена только к выбору между «дорогой закупкой» и «очень дорогой закупкой».

- Можно ли что-то сделать, чтобы исправить такое положение?

- 15 июля был принят Закон о внесении изменений в совершенствование системы государственных закупок. Законопроект охватывает все аспекты в системе государственных закупках, однако акцент делается на коррупционные механизмы. С внедрением новых технологий появится общественный контроль за проводимыми тендерами и информацией о результатах проведенного тендера. Подобная система государственных закупок в России и Казахстане уже успешно реализовалась и показала свои результаты в  снижении уровня коррупции в системе. Теперь кыргызстанцы смогут в режиме онлайн ознакомиться с проведением тендеров. 

- По данным Всемирного банка, из-за коррупционных действий чиновников мы теряем 75% наших инвесторов. Коррупция у нас распространена на всех уровнях – от айыл окмоту и до высших эшелонов власти. И по большому счету, наша страна богата и полезными ископаемыми и безработными. Но тендеры выигрывают иностранные компании. Неужели нашей стране это выгоднее?

- Отрицать сей факт, что коррупция в этой системе есть, я не могу. Мы с ней боремся, как можем. И сказать, что  на 100% искоренится она или нет -  я не могу. Первый шаг к уничтожению коррупции – это электронная система госзакупок,  такая на сегодняшний день действует в Корее. Там настолько все отлажено, открыто и прозрачно, что даже  при большом желании не совершить никакого «маневра». У нас эту систему пока ввести невозможно, все будет происходить поэтапно, в ближайшие 2-3 года.

 Касаемо иностранных компаний, участвовавших в тендерах, отвечу так: зачастую это, действительно выгоднее. Приведу пример: объявляется тендер на закупку электроники, которую Кыргызстан, естественно, не выпускает. Посредники местных компаний, выступающие посредниками, предлагают товар дороже, так как они его сами перекупают. Нам выгоднее купить изделие у производителей, чем переплачивать.

- А  когда тендеры выигрывают иностранные компании, у которых мы ничего не закупаем? Например, картина с дорожными работами в Бооме. Почему китайцы? Сколько наших нетрудоустроенных ходят в поиске заработка?

- Конкурс выиграла КНР и строительство дороги идет частично из казны государства. Из бюджета Кыргызстана не взято ни тыйына. Соответственно, кто финансирует, тот и диктует. Китай поставил нам свои условия, с которыми нам приходится соглашаться. Это первое. Второе – это техника, предоставленная нам Китайской Народной Республикой. У нашего государства таковой нет. Есть  техника, которой мы один котлован будем два года копать.

- А как же лизинг?

- В лизинг нам такую технику не дадут. И кроме того, иностранные компании выигрывают тендеры не потому, что мы так хотим.

- Ваше агентство хоть что-то делает, чтобы привлекать отечественные компании для участия в конкурсах и торгах?

- Конечно. Это льготы. Закупающая организация может предоставить льготы на предложенную цену до 20 процентов при оценке тендерных заявок на товары, произведенные на территории Кыргызской Республики, по сравнению с тендерными заявками на товары иностранного производства, а также на работу до 10 процентов на предложения внутренних подрядчиков по сравнению с предложениями зарубежных фирм.

Если предметом закупок являются работы, осуществляемые на территории Кыргызской Республики, закупающая организация предоставляет льготы внутренним подрядчикам при условии использования местных трудовых ресурсов, а также не менее 30 процентов местного сырья и материалов. Могу также сказать, что до 2010 года 99.9 % выигранных тендеров имели наши местные компании.

- СМИ и НПО имеют право проводить видеосъемку тендеров при осуществлении госзакупок?

- Да, имеют. Отныне это законно. Самое важное здесь – не мешать экспертной комиссии проводить процедуру и принимать решение.

- Скажите, первый фактор, по которому определяется победитель, это цена?

- Да. Решающим фактором победы в государственных тендерах зачастую является цена. Чем она ниже, тем выше шансы победить. Качество и контент предложения часто даже не рассматриваются.

- Вы можете назвать текущее состояние с тендерной политикой в Кыргызстане плачевным?

- Состояние я могу назвать переходным. Скоро дела пойдут в гору.

Сложившуюся систему изменить можно. В Европе существуют общепринятые правила проведения тендера, рекомендованные индустрией и разделяемые как рекламодателями, так и агентствами. Там нет непонятного механизма отбора предложений, финальное решение по тендеру у зарубежных коллег  обсуждается с каждым участником. У нас принято доводить до сведения участников только в форме «вы выиграли» или «вы проиграли». Будем ждать и надеяться, что и в нашей стране все скоро станет честно и прозрачно.

 Анна Мягчилова.

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2358   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная