POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 18 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

О «пользе» и «вреде» мифотворчества, Или кому мешала статуя «Эркиндик»?

04.08.2011 15:29 - Polit.kg
О «пользе» и «вреде» мифотворчества,  Или кому мешала статуя «Эркиндик»?

…И настал тот день, когда герой, сплотивший НАЦИЮ, внёс разлад в наше ОБЩЕСТВО. В скором времени в самом центре центральной площади Бишкека будет стоять скульптура Манаса Великодушного. А теперь – о разладе. Дело даже не в том, что монумент «Эркиндик» всё-таки пошёл под снос, а в том, как это событие восприняли наши граждане. Мифология захлестнула всех: и противников демонтажа (чего стоят возгласы вроде «Нас лишают Свободы»), и яростных его сторонников. То, что в итоге это всё вылилось в потасовку у ещё не снесённой статуи – дело было 28 июля – вполне ожидаемый итог. Вот как отразили произошедшее потерпевшие -  участники акции «Я не согласен!» - в своей группе на известной социальной сети (название "Спасем свою Свободу!" говорит о направленности их митинга довольно красноречиво):

«Сегодня на центральной площади Ала-Тоо группа молодых активистов собралась на акцию протеста против сноса статуи Эркиндик, являющейся символом независимости Кыргызстана. Целью акции было выражение протеста кулуарному решению вопроса о смене главного памятника республики без общественных слушаний, дискуссий и открытого конкурса. Однако, акция была сорвана агрессивно настроенными людьми, которые стали угрожать физической расправой участников.

Активистов встретила группа крайне агрессивно настроенных людей 30-40 человек во главе с лидерами движения “Акшумкар Кут”, которые стали вырывать листки с надписью “Я не согласен!”. Кроме того, в адрес Тимура Шайхутдинова и Ильи Лукаша выкрикивали прямые угрозы: “Уходи отсюда!”, “А давайте здесь всех убьем” и т.д.

Наиболее агрессивную часть возглавляли председатель ОО «Жаштар Кенеши»Мавлян Аскарбеков и торага молодежного крыла общественного объединения «Ак Шумкар Кут» Айбек Бусурманкулов.

Агрессия была направлена в основном в адрес участников акции не кыргызской национальности.

Таким образом, де-факто, акция была сорвана не начавшись. Инициаторы акции приняли решение уйти с площади, во избежание насилия и столкновений».

Итак, на наших глазах разворачивается борьба двух мифов. С одной стороны – либерального, с другой – «официально-националистического»: характеристики в данном случае условны.  И если знаменем одной из сторон стала Свобода (пусть даже такая абстрактная, как в случае с монументом «Эркиндик»), то другая находится под водительством Манаса – по крайней мере, претендует на это. 1 августа представители «национального лагеря» дали пресс-конференцию, где выразили не только радость по поводу демонтажа «Эркингуль» - а именно так, уничижительно именуют эти ребята монумент «Эркиндик» - но и резкое недовольство по иному поводу. Ряд политических деятелей страны они оптом зачислили в «страдающих манкуртизмом»: министра культуры Ибрагима Жунусова – за предложение перенести монумент на площадь Победы, депутатов ЖК КР Равшана Жээнбекова и Ширин Айтматову – за декларацию либеральных ценностей, «не соответствующих культурным ценностям кыргызского народа». Что касается обвинений в националистических выпадах 28 июля, был использован старинный приём «перевод стрелок». «Там был конфликт идей, а не конфликт между нациями. В межэтническую плоскость его  переносят либералы», - заявил, например, Мавлян Аскарбеков, представитель объединения «Жаштар Кенеши» («Молодёжный парламент»). Он же сообщил, что даже не вступал в контакт с молодыми либералами, которые забили тревогу сразу после потасовки – Ильёй Лукашовым,  Тимуром Шайхутдиновым – и разговаривал исключительно с депутатом Жээнбековым.

Собственно, о мифологии. «Официал-националисты» ещё до того, как вышло соответствующее решение Правительства, утверждали, что статуя несла кыргызскому народу проклятие, «сохранившееся с древних времён и провозглашённое в эпоху исторических битв, когда Кыргызский каганат вёл сражение с Джунгарским каганатом» и поэтому её необходимо уничтожить. Тот факт, что Кыргызский каганат прекратил своё существование в 924 г., а Джунганрское ханство вышло на мировую арену в 1635 г., ребят ничуть не заботит. Главное – процитировать мифическое проклятие, якобы посланное кыргызскому народу одним джунгарским ханом: «Я истреблю вас до последнего семени, не оставлю в роду вашем мужчин и заставлю ваших женщин поднимать ваш тюндюк (элемент юрты: решётчатое отверстие, пропускающее воздух и свет, - прим. ред.)» Подразумевается, конечно, бедная «Эркингуль», которой скульптор вставил в руку именно обозначенную часть юрты. Впрочем, Провидение… то бишь, Правительство, уже вмешалось: «Свобода» «попрана» и на первый план выходит Манас…

Миф, как и некоторые другие вещи в этой жизни, чрезвычайно заразителен. В тот же день, 1августа, ещё одну «трезвую инициативу» выдвинули общественные объединения «Буу биримдиги» и «Апрель баатырлары». Идея проста – переименовать столицу Кыргызстана из Бишкека… правильно, в Манас. На вопрос, что это изменит, получаем лаконичный ответ: «Психологию». Бюджет, как выясняется, никто и не думал просчитывать. «Сперва мы должны решить, переименовать или нет, а деньги дадут настоящие патриоты: мы, вы», - говорит Турусбек Сагынаев из «Героев Апреля» и продолжает: «Переименование города в Манас станет отправной точкой…», но обрывает свою мысль - видимо, за неимением рациональных для неё  обоснований. Но что поделать: душа горит! 

Чтобы показать, как действует миф, мы попробуем в рамках эксперимента развить сценарий этого нео-эпоса. Как водится, любая деталь здесь приобретает особое значение. Обратим же внимание на самое важное: в столице Кыргызстана уже есть один большой памятник Манасу работы скульптора Т. Садыкова. Подумайте, не вступит ли тот «Манас», что будет установлен на площади (а площадь Ала-Тоо – это в нашей стране символ восстания угнетенных и униженных народных масс), в противоречие с «Манасом» у Филармонии – культурным (ну а как же, музыкальному искусству он уж точно не чужд!), образованным (в непосредственной близости – два университета), ГОРОДСКИМ (расположен напротив здания столичной Мэрии). Не приведёт ли установка второго большого памятника к расколу великого кыргызского народа? Один народ – один Манас, два Манаса – уже не один народ.

К чему мы это… К тому, что мифологическое пространство позволяет вогнать в нужные рамки всё, что угодно: достаточно только воображения. Если Вы, прочитав предыдущий абзац, не улыбнулись, а пришли в негодование – значит, миф овладел уже и вами. Это не психиатрия, но к деятельности центральной нервной системы отношение имеет.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

 

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2421   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная