POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 22 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

О «пользе» и «вреде» мифотворчества, Или кому мешала статуя «Эркиндик»?

04.08.2011 15:29 - Polit.kg
О «пользе» и «вреде» мифотворчества,  Или кому мешала статуя «Эркиндик»?

…И настал тот день, когда герой, сплотивший НАЦИЮ, внёс разлад в наше ОБЩЕСТВО. В скором времени в самом центре центральной площади Бишкека будет стоять скульптура Манаса Великодушного. А теперь – о разладе. Дело даже не в том, что монумент «Эркиндик» всё-таки пошёл под снос, а в том, как это событие восприняли наши граждане. Мифология захлестнула всех: и противников демонтажа (чего стоят возгласы вроде «Нас лишают Свободы»), и яростных его сторонников. То, что в итоге это всё вылилось в потасовку у ещё не снесённой статуи – дело было 28 июля – вполне ожидаемый итог. Вот как отразили произошедшее потерпевшие -  участники акции «Я не согласен!» - в своей группе на известной социальной сети (название "Спасем свою Свободу!" говорит о направленности их митинга довольно красноречиво):

«Сегодня на центральной площади Ала-Тоо группа молодых активистов собралась на акцию протеста против сноса статуи Эркиндик, являющейся символом независимости Кыргызстана. Целью акции было выражение протеста кулуарному решению вопроса о смене главного памятника республики без общественных слушаний, дискуссий и открытого конкурса. Однако, акция была сорвана агрессивно настроенными людьми, которые стали угрожать физической расправой участников.

Активистов встретила группа крайне агрессивно настроенных людей 30-40 человек во главе с лидерами движения “Акшумкар Кут”, которые стали вырывать листки с надписью “Я не согласен!”. Кроме того, в адрес Тимура Шайхутдинова и Ильи Лукаша выкрикивали прямые угрозы: “Уходи отсюда!”, “А давайте здесь всех убьем” и т.д.

Наиболее агрессивную часть возглавляли председатель ОО «Жаштар Кенеши»Мавлян Аскарбеков и торага молодежного крыла общественного объединения «Ак Шумкар Кут» Айбек Бусурманкулов.

Агрессия была направлена в основном в адрес участников акции не кыргызской национальности.

Таким образом, де-факто, акция была сорвана не начавшись. Инициаторы акции приняли решение уйти с площади, во избежание насилия и столкновений».

Итак, на наших глазах разворачивается борьба двух мифов. С одной стороны – либерального, с другой – «официально-националистического»: характеристики в данном случае условны.  И если знаменем одной из сторон стала Свобода (пусть даже такая абстрактная, как в случае с монументом «Эркиндик»), то другая находится под водительством Манаса – по крайней мере, претендует на это. 1 августа представители «национального лагеря» дали пресс-конференцию, где выразили не только радость по поводу демонтажа «Эркингуль» - а именно так, уничижительно именуют эти ребята монумент «Эркиндик» - но и резкое недовольство по иному поводу. Ряд политических деятелей страны они оптом зачислили в «страдающих манкуртизмом»: министра культуры Ибрагима Жунусова – за предложение перенести монумент на площадь Победы, депутатов ЖК КР Равшана Жээнбекова и Ширин Айтматову – за декларацию либеральных ценностей, «не соответствующих культурным ценностям кыргызского народа». Что касается обвинений в националистических выпадах 28 июля, был использован старинный приём «перевод стрелок». «Там был конфликт идей, а не конфликт между нациями. В межэтническую плоскость его  переносят либералы», - заявил, например, Мавлян Аскарбеков, представитель объединения «Жаштар Кенеши» («Молодёжный парламент»). Он же сообщил, что даже не вступал в контакт с молодыми либералами, которые забили тревогу сразу после потасовки – Ильёй Лукашовым,  Тимуром Шайхутдиновым – и разговаривал исключительно с депутатом Жээнбековым.

Собственно, о мифологии. «Официал-националисты» ещё до того, как вышло соответствующее решение Правительства, утверждали, что статуя несла кыргызскому народу проклятие, «сохранившееся с древних времён и провозглашённое в эпоху исторических битв, когда Кыргызский каганат вёл сражение с Джунгарским каганатом» и поэтому её необходимо уничтожить. Тот факт, что Кыргызский каганат прекратил своё существование в 924 г., а Джунганрское ханство вышло на мировую арену в 1635 г., ребят ничуть не заботит. Главное – процитировать мифическое проклятие, якобы посланное кыргызскому народу одним джунгарским ханом: «Я истреблю вас до последнего семени, не оставлю в роду вашем мужчин и заставлю ваших женщин поднимать ваш тюндюк (элемент юрты: решётчатое отверстие, пропускающее воздух и свет, - прим. ред.)» Подразумевается, конечно, бедная «Эркингуль», которой скульптор вставил в руку именно обозначенную часть юрты. Впрочем, Провидение… то бишь, Правительство, уже вмешалось: «Свобода» «попрана» и на первый план выходит Манас…

Миф, как и некоторые другие вещи в этой жизни, чрезвычайно заразителен. В тот же день, 1августа, ещё одну «трезвую инициативу» выдвинули общественные объединения «Буу биримдиги» и «Апрель баатырлары». Идея проста – переименовать столицу Кыргызстана из Бишкека… правильно, в Манас. На вопрос, что это изменит, получаем лаконичный ответ: «Психологию». Бюджет, как выясняется, никто и не думал просчитывать. «Сперва мы должны решить, переименовать или нет, а деньги дадут настоящие патриоты: мы, вы», - говорит Турусбек Сагынаев из «Героев Апреля» и продолжает: «Переименование города в Манас станет отправной точкой…», но обрывает свою мысль - видимо, за неимением рациональных для неё  обоснований. Но что поделать: душа горит! 

Чтобы показать, как действует миф, мы попробуем в рамках эксперимента развить сценарий этого нео-эпоса. Как водится, любая деталь здесь приобретает особое значение. Обратим же внимание на самое важное: в столице Кыргызстана уже есть один большой памятник Манасу работы скульптора Т. Садыкова. Подумайте, не вступит ли тот «Манас», что будет установлен на площади (а площадь Ала-Тоо – это в нашей стране символ восстания угнетенных и униженных народных масс), в противоречие с «Манасом» у Филармонии – культурным (ну а как же, музыкальному искусству он уж точно не чужд!), образованным (в непосредственной близости – два университета), ГОРОДСКИМ (расположен напротив здания столичной Мэрии). Не приведёт ли установка второго большого памятника к расколу великого кыргызского народа? Один народ – один Манас, два Манаса – уже не один народ.

К чему мы это… К тому, что мифологическое пространство позволяет вогнать в нужные рамки всё, что угодно: достаточно только воображения. Если Вы, прочитав предыдущий абзац, не улыбнулись, а пришли в негодование – значит, миф овладел уже и вами. Это не психиатрия, но к деятельности центральной нервной системы отношение имеет.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

 

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2461   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная