POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кыргызстану нужен не президент, а Власть народа

27.09.2011 16:11 - Polit.kg

Сегодня в гостях POLIT.KG адвокат  Ашыркул уулуТокторбек. Он член Международной Юридической организации. Недавно   вернулся из рабочей поездки в Сеул, где  выступал на конференции адвокатов и читал доклад о двух революциях Кыргызстана.


- Как восприняли Ваш доклад?

- Я участвую в подобного рода конференциях с 2002 года и уже побывал в девяти странах. Конференции, и в том числе наши поездки, полностью оплачиваются приглашающей стороной. Мы в свою очередь лишь рассказываем о том, что происходит в нашей стране. А это: о правоохранительных органах, о защите прав человека, судебно-правовой системе, о том, соблюдаются ли нормы международного права.

Мой доклад был одним из самых бурнообсуждаемых. Хотел бы начать с того, что я думаю, что кыргызский народ любит Бог. Почему? Потому, что без кровопролития  от советской тоталитарной диктатуры мы мирным путем перешли в демократию, стали суверенным государством. Первым президентом был Аскар Акаев, который, я могу сказать без преувеличения,  первые 5, может, 10 лет  работал в интересах народа. Но проблема вся была в его окружении, которое так сильно поменяло Акаева. Хотя как человек он был и остается высокоинтеллектуальный и образованный.

Первый раз я слышал, как ему аплодировали лорды в Англии, когда он читал лекцию на английском языке,  - это было шоком для всех. Тогда ни один из претендентов в президенты и читать не мог на английском языке.

Предвыборная гонка 2000 года проходила совсем аморально: всех видных деятелей и «умов» Кыргызстана, которые накопили опыт за границей,  пытались не допустить к  выборам. А знаете, под каким предлогом? Что якобы эти люди по несколько лет не живут в родной стране, и, естественно, не смогут руководить. Среди них были и Сыдыков Усен, и Мамбетжунус Абылов и Ишенгуль Болджурова и Роза Отунбаева и многие другие. Народ просто не знал, что по Конституции и по Международным нормам права эти люди имели полное право быть избранными во власть. Так как любое Консульское учреждение за рубежом является неотъемлемой частью той республики, к которой они относятся.

Но со временем свободолюбивый народ Кыргызстана не вытерпел несправедливых нападок со стороны бывшего президента.

Потом пришел к власти Бакиев. Никто не ожидал, что ситуация повторится. Революцию делают фанаты, а пользуются ею политики.

Конституция Кыргызстана достаточно демократичная. Была. Исковеркана и изменена несколько раз она была в пользу нескольких лиц. Вообще, скажу я вам, хотят этого большинство или не хотят, но необходимо вернуть Конституцию 1993 года. Хотя бы для того, чтобы сберечь для наших потомков наше богатство, недра и вообще страну. Вот посмотрите, кто копает наше золото в Кумторе? Канадцы. А Канада считается одним из лидеров по добыче золота. У них самих очень много ископаемых.  Но когда они поняли, что этот процесс дает  не только золото, но и приносит вред экологии, добычу этого драгметалла они  немедленно прекратили. И переключились на Монголию и Среднюю Азию.

 

- Выходит, канадцы – народ дальновидный,  они оставили свои богатства для будущих поколений?

-Да, совершенно верно! А наши что? Наши, думаете, не понимают этого? Насколько я помню, многие ученые и исследователи говорили об этом не один раз. Посмотрите, что творится последнее время в онкологии: заболеваемость раком увеличилась в 15 раз. Откуда это все, если климат остался тем же самым? Это все ископаемые, которые и приводят к этому. Вот бакиевские госчиновники и натворили всю эту беду. Приведу вам один такой пример. Известно, что один из приближенных Бакиева – министр энергетики Бактыбеков -  пришел к власти и работал очень долго, но впоследствии он уже знал лазейки, через которые можно найти богатство. Известно, что он купил остров в Нидерландах за 800 000 $. И я думаю, что он не отдал за него свои последние деньги, потому, что на этом острове ему еще как-то нужно жить, и он, естественно, припрятал деньги в заначку. И это не единственный чиновник, который бежал за границу и прихватил с собой более миллиарда долларов. Таких насчитывается более 15 человек. Напрашивается вопрос: откуда такие деньги в стране? Да все от этих наших богатств, которые неизвестным образом отдаются и продаются. А народ остается не у дел.

 

- Давайте подробнее остановимся на вопросе власти. Вы, как адвокат, хорошо понимаете что такое судебная власть…

 

- Прежде чем говорить о судебной власти, необходимо посмотреть на сущность и функции законодательной власти у нас в стране, с которой я в корне не согласен. Само название «парламентское правление» должно остаться, но суть и механизм, который сейчас работает, не нужны народу. Почему? Потому что там пять партий приватизировали власть. Практически во всех структурах исполнительной власти работают сторонники или ставленники этих партий. Сейчас нашли новый путь. Если раньше правили семьи, то теперь правит кучка людей из этих самых партий. А народ остался где-то в стороне. Хотя в Конституции сказано, что источником власти должен выступать народ. Но там народа я не вижу.

 

- Я бы сказал, наблюдается  девальвация власти…

-Приватизация в чистом виде.

 

- И как нам быть? Избрать другой механизм? И какой?

- Да, однозначно, другой. Я скажу так: законодательная власть должна быть чисто законодательной. Никакой контролирующей функции. Контроль должен заканчиваться на исполнении изданных ими законов. Все.

Нам нужны не законописаки с кошельками, а специалисты, которые будут издавать нужные людям законы.

Хочу затронуть еще один момент. У нас всегда было представительство народа. Я был участником последнего Великого Курултая. Там были сказаны такие слова: демократия, которая навязывалась нам все последние 20 лет международными организациями, не прижилась. Я бы немного добавил: она приживется  только в некоторых частях. Я скажу вам, какие это части. Это права человека. В части, где говорится о структуре власти, демократия не работает. То есть, этим я хочу сказать, что Жогорку Кешеш нам не нужен. Нашей стране со своей особой спецификой вместо этого органа нужен Курултай. Но это должен быть  не просто совет народных представителей, это должен быть совет специалистов.

 

- Как  Вы считаете, может,  именно это имело в виду руководство России, когда высказало свое мнение по поводу  парламентаризма в Кыргызстане?

- Совершенно верно! Вот, например, та система, о которой я вам говорю,  в Монголии называется Великий Хурал. Но почему наши не хотят этого? Потому, что все, кто приходят к власти в Кыргызстане,  и так достаточно богаты, но хотят наживаться дальше. А народ оставить у разбитого корыта.

 

- То есть, они не хотят терять свои рычаги власти?

- Абсолютно точно. Они ведь уже знают все пути наживы и обогащения.

Теперь давайте перейдем к следующему этапу нашей истории.  В 2005 году, когда создавалась очередная конституция, я задал вопрос Омурбеку Чиркешевичу, который на то время был спикером и председателем Конституционного совещания: «Скажите, вот есть у нас Конституция. Там написано: источником власти является народ. Во-вторых, есть три ветви власти. Вы мне скажите, к какой власти по Конституции относится Президент?». Я ответа на свой вопрос так и не услышал. Я вам  так скажу – нам президент вообще не нужен. Тем более, такому бедному государству. Если будет Курултай, мы просто не будем в этом «высоком посту»  нуждаться. Вы ответите на вопрос, к какой ветви власти относится президент? Я отвечу: ко всем трем ветвям. Президент вправе и подписывать указы и издавать указы – следовательно имеет законодательную власть. Президент издает распоряжения – имеет и исполнительную власть. Президент вправе помиловать – выходит, он имеет и исполнительную власть, и силу. Такого не должно быть. Это бардак. Стране нужна Великая власть. Это Курултай.

Вот  теперь перейдем к судебной власти, вокруг которой сейчас происходит такой ажиотаж.  Совет по отбору судей выбирался абы как, на скорую руку. Что выяснилось? Минимум компетентных людей, которых вообще неизвестно как и откуда  пригласили, как они прошли Комитет Жогорку Кенеша? Просачиваются слухи, что якобы им платили деньги за определенные действия. Причем, платили те самые монопольные партии. Вот о какой приватизации власти я говорил вам вначале. Теперь они хотят приватизировать и суды и посадить туда людей  угодных. Их принцип: все люди, сидящие в судебной системе, должны быть одобряемы. А итог – большинство судей не могут высказать свое мнение, потому, что они зависимы.

Еще в 2004 году Акаев говорил, что 70% населения не доверяют судам. Пришел Бакиев. Его цифра была 80%. Сегодня я могу сказать, что 99% людей не доверяют судам и судебной системе в целом.

Недавно Кыргызстан согласился подписать Международный пакт. Хорошо. Он будет работать или нет, это уже второй вопрос. Могу сказать, что наша Конституция противоречит некоторым его нормам. К примеру, сейчас поднимается  вопрос о том, что должны главенствовать две религии. А вам не кажется, что тем самым мы ущемляем права  всех остальных религиозных меньшинств. Нарушаются  нормы  пакта. Раз пакт подписан, то об этом не может быть и речи. А если завтра наши надумают вновь менять Конституцию?

Если Верховный Суд будет отчитываться перед Курултаем, изменения будут существенные, так как на сегодняшний день Верховный суд не отчитывается ни перед кем.

 

- К Вам, как к юристу, такой вопрос. Насколько правомерно, с юридической точки зрения, проводить экзамен по государственному языку? 

- Для этого открываем Токтом, 12 статью. Там сказано: кыргызский язык является государственным языком. Открываем 5 статью.  Впервом пункте написано: кыргызский язык является государственным, а русский – официальным языком в Кыргызстане. Идем дальше: четвертый пункт той же статьи гласит: не допускается унижать или ущемлять гражданина за незнание официального или государственного языка. А кандидаты, которые получили «неуд» по госэкзамену, уходили, оскорбленные комиссией. Это нарушение. Но мы не можем обжаловать эту норму, потому, что у нас нет Конституционной Палаты. Я вам скажу, для чего вся эта экзаменационная волокита была придумана. Вся эта система была придумана Акаевым, дабы не пропустить Феликса Кулова до президентского кресла. Я говорю все это с полной уверенностью, так как я защищал Кулова, когда он судился.

 

- Может тогда нужно отменить эту норму?

- Ее не то, что нужно, а необходимо искоренять. Покажите мне, где еще есть такая норма? В Казахстане нет, в Узбекистане нет, в России нет, в Таджикистане нет и так далее. Вообще нигде на постсоветском пространстве такого нет.

 

- И последний вопрос. Пройдут выборы. Насколько наша судебная власть готова к реагированию на определенные сложившиеся ситуации?

- Судебная власть всегда готова, как пионер, а вот в правовой системе творится беспредел. Ты своих прав не добьешься. Как было при Акаеве, при Бакиеве, так происходит и сейчас. Я хочу предложит иную, новую систему. Всех тех, кого сейчас там избирают нужно распустить. Должны придти совершенно новые люди в правовую систему. Для этого нужно проводить реформу. В Уголовном кодексе есть такая статья: «Уголовная ответственность судьи за применение правомерного решения». Эта статья мертвая. Она не работает совершенно. Для справки:  за 2 года в Кыргызстане 450 оправданных дел. А много ли по этим оправданным делам привлечено к уголовной ответственности судей, прокуроров и следователей за незаконное возбуждение, арест, осуждение?  Ни одного. О чем мы тогда говорим, о какой реформе? Я больше, чем уверен, что из 450 оправданных дел в 50% сыграло свою роль такое сладкое слово, как взятка. И эта система неизменна. Она и сейчас царит в стране. Сегодня нынешняя судебная система не готова к выборам. Она готова к выполнению заказов. Кто сейчас правит? Пять фракций. Вся власть идет именно оттуда.

 

(мы старались максимально сохранить стиль речи собеседника)

 

  Беседовал Аркадий Гладилов.

Версия для печати   |   Просмотров: 1639   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная