POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Госкадровая служба Кыргызстана взяток не берет, и другим не дает это делать

06.10.2011 16:58 - Polit.kg
Госкадровая служба Кыргызстана  взяток не берет, и другим не дает это делать

Приемная кабинета директора Государственной кадровой службы. Хороший ремонт, дорогая мебель, яркий свет. Видно, что  кадровики у нас в стране на хорошем счету. Большую очередь к директору пришлось отстоять: просто так там никого не пропускают, даже «своих». Полчаса,  и я в компании нового эксперта POLIT.KGЧолпонкула Арабаева. Он возглавляет ГКС, является государственным советником юстиции 3 класса, доктором юридических наук, профессором.

- Начну с того, что нашей организации уже 7 лет. Государственная кадровая служба – это мечта многих государств. В частности, и России. А при парламентской форме правления страна нуждается в ГКС еще больше. Хочу отметить,  что в направлении строительства государственной службы за годы независимости сделано немало. Остановлюсь на наиболее значимых достижениях прошедших лет. Прежде всего,  создана нормативно-правовая база государственной службы, регулирующая принципы ее построения и кадровой политики; впервые образован институт статс-секретарей, призванный стать гарантом ее стабильности; запущена система конкурсного отбора на административные должности государственной службы; создана система управления государственной службой в лице Совета по государственной службе, уполномоченного государственного органа (ГКС КР) и статс-секретарей. Кроме того, утвержден Реестр должностей госслужбы; введены классные чины, обязательная норма декларирования доходов; разработаны требования к этике поведения; внедрена оценка государственных служащих через аттестацию, квалификационные экзамены и многое другое. Все эти меры позволили урегулировать важнейшие вопросы правового обеспечения государственной службы как профессиональной сферы и как социально-правового института. В целом можно сказать, что на основе поэтапных административных реформ в республике сложились конституционные основы государственной службы как профессиональной сферы и механизма государственного управления.

Среди достижений последних лет Государственной кадровой службы — создание в 2009 году Центра тестирования, разработка и внедрение Информационной системы тестирования в целях оказания содействия государственным органам в вопросах конкурсного отбора кадров на вакантные административные должности, а также при проведении аттестации и сдачи госслужащими квалификационного экзамена на присвоение классного чина. Наша задача – деполитизировать государственных работников.  Сегодня госслужащих  18 тыс. человек по Кыргызстану. Именно они решают государственные  дела. Их надо выбирать, обучать, тестировать, кого-то отсеивать. Этим и занимается наше ведомство.

- 18 тысяч госслужащих? Не много ли на 5 с половиной миллионов человек?

- Я считаю, что нужно сократить число госслужащих на 20%, а труд остальных лучше оплачивать.  Мы живем не в эпоху царизма или Советского Союза – сегодня  есть техника, которая делает труд человека более эффективным, поэтому  человеческий  ресурс можно и нужно сокращать.

- Кроме кадровой политики, ГКС также  сверяет данные, которые чиновники указывают в декларациях о доходах.

- Декларационная кампания направлена на создание системы открытости и прозрачности доходов высших должностных лиц, их подотчетности и ответственности перед гражданами Кыргызстана. А это значит, что до 1 марта чиновники республики обязаны сдать данные о своих доходах за 2010 год в Государственную кадровую службу. Это в свою очередь также является действенным механизмом в борьбе с коррупцией на государственной службе. Коррупция существует во многих странах, независимо от их политического устройства, уровня политического развития, и отличается лишь масштабами. Как показывает мировая практика, особенно уязвимыми к воздействию коррупции являются развивающиеся страны и страны, находящиеся в переходном периоде, из-за специфики стоящих перед ними социальных и экономических проблем. Коррупция серьезно тормозит дальнейшее продвижение реформ, порождает бедность и угрожает стабильности государства.  
Госслужащие, замещающие политические и иные специальные госдолжности, представляют сведения о доходах, имуществе и финансовых обязательствах как на себя, так и на своих близких родственников. Госслужащие, замещающие административные госдолжности, представляют сведения на ближайших членов семьи, находящихся на их иждивении или попечении.

- … По итогам декларационной кампании получилось, что первый вице-премьер-министр Кыргызстана Омурбек Бабанов - довольно бедный человек. Но при этом он строит прекрасный развлекательный центр. Интересно, на какие деньги, он ведь беден? Кто должен это отслеживать?

- Это работа нашего ведомства, но отслеживать это должно общество. Мы говорим, публикуем, доносим до сведений общественности. А они уже делают определенные выводы.

- Но таким образом  ведь проблему не решить…

- Вы затронули больной вопрос. Мы тоже все это понимаем. У нас в законе о декларировании доходов таких широких полномочий нет. В России, например,  Медведев сам контролирует эти декларации. Теперь мы хотим внести дополнения в закон о декларировании, расширить полномочия, то есть, если, скажем, у Иванова в прошлом году был такой-то доход, в  этом году у него появилось то-то при заработной плате в 300 долларов, мы будем обязаны выяснить, откуда у него это. Я не могу обещать, что эти расширенные дополнения внесутся в закон, но буду стараться. Мы будем следить за этим. Народ Кыргызстана должен знать о благосостоянии наших чиновников.

- Для чего проводится аттестация статс–секретарей государственных органов? И что дало введенное тестирование?

- В первую очередь, возможность объективной оценки уровня профессиональной подготовки, квалификации, знаний законодательства и способностей к логическому мышлению участников тестирования. Во-вторых, стандартные условия испытания, равенство требований ко всем участникам, ограничение коррупционных действий. Должен сказать, что в части обеспечения объективности конкурсного тестирования нам предстоит еще поработать, имею в виду пресечение утечки информации по содержанию тестовых вопросов, лоббирования «своих» кадров на стадии собеседований непосредственно в государственных органах и др. Однако, несмотря на имеющуюся критику системы конкурсного отбора и исследования на полиграфе, хочу особо подчеркнуть, что на сегодня они реально являются фильтром против проникновения на государственную службу некомпетентных, недобросовестных лиц.

Впервые за время функционирования  института статс-секретарей  с 2004 года проводится аттестация статс-секретарей наших государственных органов. Аттестация является одной из форм по стимулированию профессионального развития государственного служащего и  определению результативности его деятельности. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственной службе госслужащие подлежат аттестации один раз в три года. Учитывая, что госорганы часто подвергаются преобразованию и слиянию определенных функций, указанные статс-секретари  не проходили аттестацию с 2005 года. Но и не только по этим причинам. В связи с трагическими событиями, выпавшими  именно на период трехлетнего рубежа, некоторые статс-секретари отработали более 5 лет.

- А зачем вообще нужны эти  статс-секретари? Почему эта штатная единица иногда сидит в парламенте Кыргызстана и защищает от имени министров законопроекты, почему встречается с донорами и иностранными делегациями и дает пресс-конференции по итогам работы родного ведомства?

- Вы абсолютно правы, статс-секретари выполняют обязанности сверх определенной нормы. Этот вопрос меня всегда волнует, и я считаю, что статс-секретари должны заниматься своим делом – это управлением человеческих ресурсов, повышением квалификации, проведениями конкурсов, аттестации и так далее. Они, действительно, выполняют не только свои функции, но и работу министров. Все это происходит почему? Потому, что министры сменяют друг друга довольно часто, а статс-секретари, как я уже говорил, эта наиболее постоянная должность сегодня. Более того, никто лучше статс-секретаря не знает проблемы данного ведомства.

- Но для таких случаев есть заместители министров, заместители заместителей, у нас ведь нет проблем с наличием кадров. Почему отдуваются одни секретари?

- Статс-секретарь знает, где и что лежит лучше всякого министра и его зама. Потому, что сегодня нет ни одного министра, проработавшего 5 лет в одном государственном органе. Это глаза, ноги и уши каждого министерства.

-Зачем проводить экзамены для госчиновников каждые три года? Если тебя изначально взяли на работу, то это уже должно означать, что ты знаешь свои  обязанности. Важно ведь то,  как хорошо ты выполняешь работу, а не как ты готовишься к теоретическим экзаменам. Вообще  каждый год - в середине и в конце - госслужащий должен проводить просмотр полугодовой и годовой работы с его непосредственны  начальством. Начальник в свою очередь со своим начальником. Так делается во многих западных  организациях.

- Я с вами и соглашусь, и поспорю. Почему соглашусь. На западе, действительно, порядок наведен в этих ведомствах уже давно, этим наши кыргызские организации  и отличаются. Но проведение обязательного тестирования для госслужащих обязательно, это мы и переняли у развитых стран. Если все это искоренить, система будет устаревать. А у нас ежедневно вводятся изменения, нововведения. Во-вторых, еще со времен древних римлян всегда проводилось повышение квалификации госслужащих. На семинарском занятии они потом делятся опытом. Поэтому я не могу сказать, что эта пустая трата времени. И потом, кто сказал, что тестирование проходит только на теоретическом уровне? Это огромный процесс, показывающий, насколько госслужащий сегодня готов исполнять возложенные на него задания.

- Расскажите подробнее о полиграфе. Насколько  известно, его применяют при тестировании госслужащих?

- Да, в интересах отбора на государственную службу не подверженных коррупции управленческих кадров, а также искоренения и предупреждения условий, порождающих коррупционные явления, Указом Президента Кыргызской Республики от 27 августа 2010 года в ряде фискальных государственных органов введена система тестирования на полиграфе. Всего проведено 315 тестирований на полиграфе, в том числе 24 — при конкурсном отборе статс-секретарей госорганов. Надо подчеркнуть, что путем жесткого мониторинга соблюдения законодательства мы добились резкого снижения внеконкурсных назначений кадров на государственную службу. По итогам 2010 года этот показатель достиг 0,8% против 60% в 2005 году.

- А какие вопросы задает детектор лжи?

- Начинается все с простых вопросов: «Какой сегодня день?», «Где Вы живете?», этим самым человека готовят психологически и смотрят на работу полиграфа. Дальше идут вопросы, затрагивающие темы взяток и кумовства. Кстати, процедура прохождения теста на детекторе требует особой подготовки. За несколько дней до этого нельзя принимать спиртное и находиться в сильнейшем возбужденном состоянии. Вообще тестирование проходит в несколько этапов. В первую очередь испытуемого оценивают подчиненные, во- вторых, дает оценку его деятельности руководитель госоргана, потом общественный наблюдательный совет,  в который, между прочим, входят  представители СМИ, и только после этого они проходят тестирование на полиграфе. После этого они проходят компьютерный тест, который, в свою очередь, тоже делится на два этапа:  общие и предметные тесты. Общий тест охватывает вопросы Конституции, закона о госслужбе, трудового кодекса, теорию менеджмента и типовые положения по документообороту. По общему тесту есть несколько сотен вопросов. Второй предметный тест идет в соответствии с профилем каждого ведомства. Кроме того, есть еще один этап – ситуационные задачи, практическая часть, подготовленная работниками ГКС. Результат по всем турам тестирования проводится на большом заседании совета методом вскрытия запечатанного письма.  На 1 сентября 2011 года в базе данных Центра тестирования Государственной кадровой службы Кыргызстана значится 54 тысячи 135 вопросов на государственном и официальном языках.  В августе 2011 года центр провел 129 тестирований, из них 114 - для кандидатов на замещение вакантных административных госдолжностей, 10 - для госслужащих, подлежащих аттестации на соответствие занимаемым должностям, а также 5 квалификационных экзаменов для присвоения классных чинов госслужащим.

- Были случаи, когда испытуемый «проваливался» на полиграфном испытании?

-Конечно, были! В большинстве это люди более взрослого возраста, молодежь в этом отношении меня очень радует – практически не берут взятки.

- А Вы сами пробовали себя на детекторе?

- Еще нет, не хочется, чтобы это делали подчиненные. Но скоро обязательно себя попробую!

- А с результатами где можно ознакомиться? Вы не особо делитесь с прессой ими.

- Почему? Все это открыто и доступно на нашем сайте.

 -А почему бы вам не начать обучать министров и тестировать их?

- Министры - чисто политические фигуры. Мы начали обучать только госслужащих. У нас нет пока  возможности обучать высший эшелон власти. Конечно, желательно бы начать обучение сверху вниз.

- У вас нет таких полномочий?

- Полномочия есть, некоторые министры и сами не прочь получить уроки. Но нехватка денежных средств не дает нам сейчас такой возможности.

- А что, на это уходят колоссальные финансовые затраты?

- Ну, знаете, чтобы обучить министра, мы не можем пригласить учителя с юга. Нам приходится приглашать академиков ведущих российских вузов, оплачивать им транспортные расходы, гостиницу и так далее.

- Насколько мне известно, последнее обучение проходило за счет России. Лично Дмитрий Анатольевич выделил  средства, дабы наши чиновники вновь посидели за партами и научились управлять страной. Кстати, с нашей стороны кто отвечал за это?

- Да, Роза Исаковна тогда лично попросила Медведева поддержать нас. Президент России выделил нам 3 миллиона долларов. Обучение проводилось через Славянский Университет. Мы создали специальный фонд поддержки госслужащих Кыргызской Республики и рабочим органом этого фонда является госкадровая служба. Я могу вам с уверенностью казать, что за каждую копейку мы отчитались перед Россией. Кстати, тогда, по итогам проведенного обучения и тестирования, посол Валентин Степанович Власов сказал очень приятные слова в адрес нашего ведомства. «Впервые мы видим ощутимый результат от поддержки России»

- А теперь - об отношениях между ГКС и Министерством экономрегулирования. Почему МЭР подняло столько шуму и требует вообще ликвидировать ГКС?

- К большому сожалению, налицо непродуманность и поспешность в этом предложении МЭР. Я могу вам заявить, что ГКС действительно необходима сегодня республике. И я вам привел ряд аргументов - почему и зачем? Я заявляю это не потому, что я являюсь ее директором и мне некуда потом будет идти работать. Я хочу и пытаюсь вернуть доверие народа к госслужащим. А ГКС – это единственный механизм, который может прозрачно провести конкурс. Не хотите? Хорошо, давайте продавать должности, как при Бакиеве.  Знаете, некоторые министры попросту не хотят, чтобы им назначали неугодных статс-секретарей и поднимают шумиху. Эти  политические фигуры хотят приводить  своих людей. Так произошло и с министром эконом регулирования Ташбаевым. Комиссия из нескольких человек, в том числе представителей Президента, Парламента, НПО, избрала статс-секретарем МЭРа  Козубаева. Этот человек стал неугоден Ташбаеву. Теперь выходит, что ГКС нужно ликвидировать. Видите ли, мы никакой пользы не приносим. При этом все функции благополучно распределить между другими госорганами. Знаете, если следовать логике МЭР, то необходимо ликвидировать, к примеру, Министерство обороны КР, поскольку в настоящее время отсутствуют какие-либо боевые действия.

- Можно сказать, что у вас произошел личностный конфликт?

- Я думаю, что Учкунбек Ташбаев устроил заварушку, так как в обиде за то, что ГКС не утвердила статс-секретаря, которого он хотел бы видеть в своем ведомстве. Наши министры ловки на то, чтобы распустить всех и набрать своих родственников,  братьев,  сватов, земляков и так далее. Но мы не дадим этого. Я лично буду бороться с тем, чтобы политические фигуры не приводили «своих» людей. 

- Чолпонкул Исаевич, а Вы сами родом из какой области?

- Я с Нарына, село Доболу Тянь-Шаньского района.

-Ну,  неужели к Вам ни разу не приходили земляки и не просили помочь устроить своего внучатого племянника на должность статс-секретаря?

- Приходили. И просили. Я вам расскажу один забавный случай. Один мой знакомый попросил помочь сыну при тестировании на некую должность. Я устал им объяснять, что там все механизировано и я смогу помочь им, если только сам за них сяду и напишу тест. Не понимают. Прибегнул к такому варианту: согласился, что помогу, а сам – даже носу не сунул. В итоге молодой человек успешно проходит на вакантную должность. Звонит его отец и горячо благодарит меня.

 

-Вы признались, что не помогали?

- Да, мне было приятно, что сын его неглупый парень, прекрасно со всем справился сам. Вот этот механизм «заручения» - это тормоз всего прогресса. С этим мы и боремся. Я не беру взяток и не провожу своих. Когда меня об этом просят, я говорю: «Если с гроба встанет мой дед, расстрелянный в 1937 году, чью фамилию я гордо ношу, и разрешит мне сделать это – тогда я сделаю»

- Последний вопрос. Скажите, почему так много людей стоит в очереди, чтобы попасть к директору ГКС?

- Я по профессии – юрист. Долгое время преподавал в национальном и Славянском университетах. Потом получил Заслуженного юриста Республики. Со всеми своими знаниями я готов делиться с людьми. Некоторые из них, которых я вообще не знаю, приходят ко мне за советом и помощью. Вы же знаете, сколько сейчас стоит мнение специалиста-нотариуса. Но, прежде всего, это рабочие моменты, мой кабинет – это причал для всех сотрудников ГКС, все идут сюда со всеми интересующими их вопросами .

 

Беседовала Анна Мягчилова.

Версия для печати   |   Просмотров: 3282   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная