POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Нужен ли узбекскому языку статус «регионального» и по каким учебникам узбеки должны учить государственный язык?

13.10.2011 16:27 - Polit.kg

С прошлого года наш портал изучает вопрос о  положении национальных меньшинств. Тогда состояние дел было плачевным. Что изменилось за прошедший год? Вроде бы  после известных летних событий 2010 года Правительство должно было более чутко отслеживать текущее положение  дел, стараться улучшить ситуацию в межэтническом аспекте. А что  мы имеем в реальности?

Чтобы найти ответы на ряд вопросов, мы решили побеседовать с сопредседателем правления Общественного Объединения «ДАВР»,  действующего по Жалал-Абадской области,  Мазаитовым Сабыржоном Исматуллаевичем, и побывать в селе Сузак Сузакского района, - именно это село в прошлом году в течении месяца держало оборону, не допустив на свои окраины ни военнослужащих Министерства обороны,  ни радикально настроенную толпу.

- Сабыржон Исматуллаевич, что  изменилось за прошедший год?

- Изменения есть, как положительного направления, так и отрицательного.

- Сегодня политические деятели и чиновники забывают, что хотим мы этого или нет, но позиции узбекского языка в регионе довольно сильны, и с этим нужно считаться. Да, и учитывая конституционное право граждан, государство должно давать возможности для динамичного развития узбекского языка.

- Вы верно заметили. У каждого гражданина есть свои права, при этом я хочу отметить права национальных меньшинств.  Иной раз  власти любого уровня говорят, что вот, мол, приезжают японцы или американцы и в течении трех месяцев легко обучаются кыргызскому языку. Неужели  нельзя за такой же срок обучить  население языку? Нет, нельзя! Эти люди жестоко заблуждаются. Да, иностранные волонтеры изучают язык, но, как правило, уровень владения у них бытовой. Вроде бы волонтеры приезжают к нам с благотворительной миссией, но, согласитесь, что у них есть и иные интересы. Молодежь при общении с иностранцами при изучении иностранного языка забывает свою культуру, у них появляются иные взгляды на жизнь и государство, что порой идет в разрез с интересами общества и Родины, страдает наш менталитет, культура и историческое национальное наследие. Понимаете, смысл не в том,  чтобы ускоренно овладеть кыргызским языком, а в том, чтобы понимать культуру, знать литературные обороты,  владеть по настоящему кыргызским.

Например, чтобы быть образованными,  мы учимся 10 лет в общеобразовательной школе и при этом вы видите, что многие кандидаты в президенты не знают кыргызского языка.  При встрече с руководителями различных звеньев я вижу, что и они не в достаточном объеме знают кыргызский язык. Посмотрите на документооборот в местных государственных организациях, литературный кыргызский язык, разве он такой, в смысле беден?

При Советском Союзе, когда государственным языком считался русский язык, люди хоть узбеки, таджики или кыргызы учили русский язык, и уровень образования был высок, и учителя подготовленные, материально-техническая база совершеннее, были свои преференции по изучению русского языка. А что происходит в наши дни? Как мы изучаем кыргызский язык, имеются в виду национальные меньшинства? Материально технической базы нет, книг нет, грамотных преподавателей, способных обучить детей, тоже нет. Нет системы. И власти еще хотят, чтобы все с такого-то срока говорили на кыргызском языке?

- Так будут ли национальные меньшинства говорить на кыргызском?

- Сегодня в диаспоре многие просто покупают диплом, родители не хотят инвестировать в своих детей, чтобы они получили качественное образование, они не верят в школу и высшие учебные заведения, население сегодня обучает детей на промысел - на парикмахера, жестянщика или автослесаря, чтобы у него был кусок хлеба.

- Статус «регионального языка»? Что это и для чего?

- Многие руководители говорили о том, чтобы дать статус регионального языка узбекскому языку. В данное время простому среднестатистическому узбеку с кыргызстанским паспортом он не нужен. Но если  присмотреться, то от принятия статуса регионального языка выигрывает, прежде всего, само государство. Ну, дали бы этот статус, предложили бы  создать центры по развитию языку, чтобы у нас в Кыргызстане был свой узбекский язык, и учились мы по своим отечественным учебникам, развивалась бы наша кыргызстанская узбекская литература. В государственных администрациях объявления и приказы дополнительно публиковались бы на узбекском языке, ведь если миллион этнических узбеков проживает в Кыргызстане, то это уже как минимум 20 процентов населения страны, это те же налогоплательщики, избиратели, защитники отечества и прочее, прочее.

Естественно,  автономию и статус само население не просило и просить не будет, чтобы не говорили  чиновники и депутаты. За свою долгую практику я даже не видел, чтобы группа лиц узбекской национальности в чайхане или на собраниях серьезно говорили об автономии или статусе языка. Сегодня узбеки не могут претендовать на серьезную роль в политической игре, за долгие годы выработалась своя ниша в экономике  и культуре.

Существующую образовательную систему необходимо менять. Она просто не отвечает интересам нашего государства и общества в целом. Обилие вузов качества не дает. Получается, что необразованным людям дают документы об образовании. А эти люди устраиваются на работу, и все летит в пух и прах. Чем профессионал отличается от непрофессионала можно увидеть, элементарно выйдя на улицу и оглядевшись по сторонам. Вы же видите разницу.

Так вот, в школах дети в кыргызских классах изучают свой родной язык по 6 часов в неделю, а узбекским классам дают на изучение 2 часа. Если политические лидеры хотят побыстрее перейти на кыргызский язык, неужели нельзя найти средства в бюджете для этих 4 часов разницы? Тем более население само заинтересовано в этом. Это еще ничего, например,  учебной литературы в средних школах для узбекских школ совсем не хватает, чиновники должны сперва что-то дать и только после этого требовать.

Без развития узбекского языка государство столкнется со многими проблемами. Учебники должны отражать интересы государства, а сегодня во многих школах используются учебники  Узбекистана. И о чем эти учебники говорят? А после этого мы удивляемся, почему растет безграмотность населения, почему население все больше прислушивается к иным религиозным организациям? Почему в приграничных селах дети считают столицей своей родины город Ташкент.

 

Школьный вопрос – тоже национальный

 

Школа имени Сейдулата Акбарова (бывшая 50-лет Октября) в селе Сузак  - одна из крупных, обучение ведется здесь на русском и узбекском языках. Всего в средней школе обучается 2136 учеников, а это уже 70 полных комплектов классов. Приходится местному коллективу работать в четыре смены.

«Ситуация с учебниками стоит остро, - делится завуч по учебным вопросам Маматисакова Ибат Исраиловна, – Книги по узбекскому языку и литературе перепечатываются в Жалал-Абадской типографии, это учебники для 8-9-х классов. Естественно, учебная программа Узбекистанская. Лишь учебники для 5-х классов изданы в Бишкеке. Книги по русскому языку покупаются на рынках, минимальная стоимость - 200 сомов, а это уже сильно бьет по семейному бюджету. Мы в составе рабочей группы разработали для 7-х классов учебники по узбекскому языку и литературе, где отобразили наши реалии, то есть примеры и задания на базе нашего отечества, наших писателей и нашей Кыргызстанской истории, но ответа пока не получили».

В Жалалал-Абадской области к 2010 году насчитывалось 470 школ, из них с русским языком обучения 11 школ, с узбекским языком обучения 39 школ, с кыргызским языком обучения 344 школ, смешанные школы с кыргызким и русским языком обучения - 34, кыргызко-узбекские – 26, узбекско-русские 10, кыргызко-узбекско-русские - 6 школ.

Для должного содержания школ и  персонала государство выделяет деньги в минимальном объеме, да и те используются не совсем эффективно. В Жалал-Абадской области во всех школах без исключения катастрофически не хватает учебников. По ряду дисциплин учебники в стране не издаются, а значит, и их содержание не отвечает идеологическим и нормативным требованиям. Все учителя соглашаются, что лучший вариант, когда Министерство образования само займется изданием учебников, учитывая реалии страны. Родители сегодня за свой счет переиздают учебники по узбекскому языку и литературе.

При таком отношении к образованию ситуация в межнациональных отношениях еще долго будет не самая благоприятная.

Эсен Шишкараев

Версия для печати   |   Просмотров: 3425   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная