POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Митинговая демократия» в Кыргызстане: место встречи изменить нельзя?

28.10.2011 16:12 - Polit.kg

Митинг – это слово, набившее кыргызстанцам (а более всего - жителям столицы) устойчивую оскомину. За частым его повторением как-то и забылось уже, что изначально митинг – это всего-навсего встреча: именно так переводится это колючее слово с английского. Сразу встаёт вопрос: ЧЬЯ это встреча? «Ну как же, - ответите вы, - встреча чем-то недовольных граждан». Ошибка! Отечественные эксперты говорят сегодня о том, что встреча, которую подразумевает среднестатистический кыргызский митинг – это встреча недовольных… с ВЛАСТЬЮ. Более того: в настоящее время это вообще единственная площадка для встреч подобного рода.

Выразить своё мнение по поводу «митинговой демократии» (которая, как выяснилось, имеет к демократии довольно косвенное отношение), экспертам помог круглый стол, организованный Институтом общественной политики 26 октября. Вот что мы там услышали:

 

Динара Ошурахунова, руководитель Коалиции «За демократию и гражданское общество»:

Митинги – это показатель того, что у людей очень много проблем и при этом – низкое правовое образование. С мая по октябрь нынешнего года мы проводили мониторинг 67 мирных собраний по стране, и по его результатам были получены следующие данные. В среднем, на таких собраниях участвует от 25 до 70 человек. Это участники, которые продвигают какие-то требования. На двадцати митингах количество участников превысило планку в 150-200 человек. Большую часть участников мирных собраний составляют женщины и молодёжь. Преобладающее количество собраний проводится стихийно, в отсутствии какого-либо «оргкомитета». Длятся митинги, как правило, от часа до трёх. Выход представителей власти к митингующим, по нашим наблюдениям, значительно снижает накал. Чем дольше затягивается такой выход, тем , соответственно, накал становится больше.

Когда мы проанализировали требования митингующих, то оказалось, что большая их часть была связана с нарушением прав собственности (как частных лиц, так и предприятий), вопросами по кредитам и списанию задолженностей. Большей частью обращения митингующих направляются Президенту КР – люди думают, что Президент решает все вопросы в стране. Более 40% обращений были направлены депутатам Жогорку Кенеша, причём конкретным личностям, которых участники митингов считают «сильными политиками». Меньше всего надежд возлагается на представителей местных властей.

Часто наблюдается такое явление, как объединение различных митингов: кто-то говорит о сельском хозяйстве, кто-то о добыче золота, например. Это зародило в нас идею, что люди видят митинги как возможность для выражения своего мнения и поднятия определённых вопросов. Когда мы спрашивали, пробовали ли эти люди писать официальные письма в соответствующие органы, почти все сказали, что всё равно на письмо никто не ответит. При этом выяснилось, что у многих участников митингов просто отсутствуют навыки составления вопросов: пишут очень много, очень сложно уловить суть проблемы. Также очень редко в таких письмах можно найти конкретные рекомендации – часто всё ограничивается лозунгами.

Что касается взаимодействия митингующих с представителями правоохранительных органов, то, в основном, последние ведут себя очень пассивно и бездействуют даже тогда, когда митинг теряет мирный характер. Например, когда не так давно митингующие ворвались в офис Красного Полумесяца, милиция не предприняла никаких действий. Когда мы подали соответствующий запрос в МВД, нам ответили, что их сотрудники несут ответственность за порядок на территории 50 м. от здания, а ближе должны действовать уже сотрудники службы безопасности.

Надо отметить, что простые люди в регионах не знают законов, не знают, что нельзя препятствовать сотрудникам правоохранительных органов и избивают их при попытке милиционеров остановить митинг. 

Сегодня мы становимся свидетелями появления митингов-шантажей, цель которых – надавить на конкретный орган. Такие акции устраивают в последнее время даже представители правоохранительных органов.

 

Гульшаир Абдирасулова, независимый консультант общественного фонда «Кылым Шамы»:

По официальным данным Министерства внутренних дел, за последние 9 месяцев в Кыргызстане прошло более тысячи митингов и акций разного характера. Правозащитный центр «Кылым Шамы» за последний год провёл мониторинг 218 акций. Большинство из них– 61 акция – проводилось по политическим мотивам. 43 акции касались экономических вопросов. 33 – социальных: выделение земельных участков, льготы учителям и т.д. 54 собрания выявили протестный характер в отношении работы судебного корпуса и работы Совета по отбору судей. 8 акций носили поминальный характер. Во всех указанных акциях приняло участие более 57 тысяч человек. Отмечается тенденция увеличения акций по экономическим вопросам с января по сентябрь 2011 года. Актуальность вопроса правосудия отмечается на протяжении с апреля 2010 по сегодняшний день. Увеличение акций политического характера связывается с началом предвыборного процесса.

Не все собрания были мирными: они либо начинались как мирные, а потом переходили в не-мирные, либо с самого начала имели антиконституционный и националистический характер. Согласно норме действующей Конституции КР, каждый имеет право на участие в мирных собраниях и в целях обеспечения безопасности каждый вправе подать уведомление в местные органы власти. Заметьте, уведомление является не обязанностью, а правом организаторов митинга. Соответственно, действующий закон «О мирных собраниях» от 5 августа 2008 года полностью противоречит Конституции. Этот же закон запрещает проводить собрания возле магистралей международного и государственного значения, здания Жогорку Кенеша (Белого дома), Центризбиркома и судов. Если вы помните, именно эта норма стала поводом для ареста участников акции «Я не верю!», которые 18 декабря 2007 года вышли к Центризбиркому с протестом по поводу итогов досрочных парламентских выборов. Тот же закон обязывает уведомлять местные власти за 12 дней до проведения собрания – это, в свою очередь, ограничивает возможность граждан обратить внимание на какую-то проблему своевременно.

К сожалению, у нас митинги собираются даже тогда, когда проблему можно решить в правовом поле. Это говорит о том, что сегодня митинги стали самым быстрым и эффективным способом решения проблем. Всё началось в 2005 году, когда ещё очень слабая власть начала заигрывать с митингующими и раздавать обещания. Граждане, которые «проглатывали» эти обещания, чувствовали напряжение от их невыполнения. Это дало толчок к насильственным действиям со стороны участников и организаторов митингов: они начали захватывать земельные угодья, административные здания. А власть вместо того, чтобы решать проблемы, начала постепенно устраивать ограничения для проведения новых собраний. Сегодняшняя ситуация от той ничем не отличается. После вооружённых революционных событий 2010 года власть также много обещает митингующим. Что-то выполняется, что-то - нет. Но граждане понимают, что, в любом случае, для решения каких-то проблем легче выйти на митинг, чем проходить через бюрократию ответственных государственных органов. В конечном счёте это приведёт к тому, что когда власть окончательно легитимизируется, все митинги (особенно политического, оппозиционного характера) начнут подавляться. Эту тенденцию отмечает недавний случай, когда люди перекрыли  трассу Бишкек-Аэропорт возле села Раздольное и были жестоко разогнаны. 

Выход из сложившегося положения я связываю, в первую очередь, с незамедлительным принятием закона «О мирных собраниях», который бы соответствовал Конституции. С одной стороны нужно, чтобы он предусматривал право каждого на мирные собрания, а с другой стороны – правила для органов местного самоуправления в случае, если собрания приобретают немирный характер, в случае возникновения насильственных действий.

 

«Никакой опасности в большом количестве не будет, если они несут мирный, не противоправный характер. Мы же понимаем, что митинг – это нормальная форма общественного протеста. Мы понимаем митинги как способ самозащиты граждан», - считает, в свою очередь, разработчик действующего закона «О мирных собраниях», юрист Алмаз Эсенгельдиев. Истоки «митинговой демократии» он усматривает в двух моментах, характеризующих нынешнее состояние государства:

- Действия власти не носят прозрачный характер;

- Не налажен механизм отчётности власти перед гражданами.

Эксперт констатировал наличие большой опасности в том, что митинги стали сегодня инструментом решения личных проблем: «Когда люди поняли, что, митингуя, можно оказывать давление на власть (в своё время, под таким нажимом был освобождён из-под стражи Азимбек Бекназаров), они восприняли это как инструмент решения мелких личных проблем».

 

Развеять миф о «стихийности» митингов попытался и Сергей Масаулов, президент Центра перспективных исследований:

Сама по себе «митинговая демократия»  - это только симптом, который указывает на реальные болезни общества. Среди последних можно выделить две. Первая – это наблюдаемый у нас в стране дефицит справедливости. Ни одна власть, ни один режим пока не смогли решить этот вопрос. Вторая болезнь – это дефицит государственности. Фактически, мы не имеем эффективного государства. Вот поэтому люди и действуют напрямую, в стиле «митинговой демократии».

Наши исследования показывают, что стихийных митингов у нас нет – все они организованы под тот или иной интерес, ту или иную задачу.

Что касается вопроса о гражданских правах, тут нужно в первую очередь говорить о росте гражданского качества и политической культуры. Часто под прикрытием «гражданской активности» у нас решаются проблемы частного порядка.

Люди, которых выводят на митинги, находятся в состоянии недоверия и непонимания. При этом есть такой уровень недоверия, который можно снизить лишь одним способом: выйти к народу и публично признать свою неправоту. В феврале 2010 года мы рекомендовали сделать так президенту Бакиеву – в поданной ему записке мы зафиксировали, что на 24 февраля уровень социального протеста составил 72%.  Для сравнения: Акаева свергали при уровне 40%.

В стране отсутствует МЕСТО ДОГОВОРА, и его формирование становится сейчас реальной стратегической задачей.

«Митинговая демократия» - это, конечно, не демократия. Демократия подразумевает строгое соответствие прав и обязанностей. На моих глазах около Верховного суда США проходила массовая демонстрация. Из здания вышла пара полицейских. Они встали на жёлтой линии и начали вяло помахивать длинными дубинками. За два метра от них проведена красная линия – они смотрели на неё, не обращая внимания ни на что. Как только со стороны митингующих кто-то выступал за эту самую красную линию, полицейские делали небольшой шаг внутрь и работали дубинкой. Смысл такой: за красной линией говори всё, что тебе вздумается, но знай – что переступать её нельзя. У нас, образно говоря, такой линии нет, поэтому митинги превращаются в грубый способ «продавить» власть, чья сакральность разрушена ещё в 2005 году.

У людей, живущих вне Бишкека, есть только один способ защиты собственных интересов – использовать формат традиционного общества. Здесь надо отметить, что Кыргызстан состоит из многих «Кыргызстанов»: там есть общество, организованное традиционным способом, общество, организованное демократическим способом, общество организованное по-советски, зарождающееся информационное общество. Когда люди выходят на митинги, мы видим традиционный Кыргызстан. Через митинг проглядывает возможность некоего общественного договора и появления настоящих курултаев. В устройстве страны при изменении Конституции, которое, я так понимаю, будет проведено в следующем году, своё место должен занять Большой Курултай. Он должен быть не заменителем парламента – он должен быть РЯДОМ, как место связывания этноконфессиональных, традиционных интересов в стране. Туда должны приходить люди, которые смогут потребовать отчёта от Президента, Правительства, Счётной палаты и т.д. – хотя бы раз в пять лет. У этого курултая должен быть свой постоянный орган. Это поможет снять митинговую стихию, ведь только так традиционное общество сможет получить форму реализации своих интересов.

 

Своё мнение по поводу «митинговой демократии» выразил и Каравай Асаналиев, лидер движения ветеранов силовых структур. В последнее время в ветеранской среде растут митинговые настроения, о чём уже писал Polit.KG. Сам Каравай Асаналиевич считает такие методы борьбы за свои права деструктивными, но препятствовать проведению всё новых и новых акций со стороны свих соратников не может:

К сожалению, власть сегодня не слышит народ, поэтому народ и выходит на митинги. Мы, ветераны силовых структур, очень законопослушные люди: держали присягу, служили Отечеству. Не выполняет законы само Правительство! Я говорю о законах по пенсионному обеспечению военнослужащих. Высказывания отдельных чиновников приводят к тому, что  сегодня ветераны силовых структур из Нарынской области уже дважды перекрывали трассу Торугарт-Бишкек. 25 октября они пообещали начать в случае невыплаты задолженности по пайковым бессрочную голодовку.

Я понимаю, что митинги – это выражение демократии. Но разве они должны быть бесконечными? В советское время любое замечание в какой-нибудь районной газете давало свой эффект. А сейчас - митингуй – не митингуй – никакой реакции от власти не дождёшься. Я согласен с тем, что у нас в стране огромный дефицит справедливости: есть «любимчики», а есть «сироты»…

 

Своё объяснение такой не-реактивности власти дала Чолпон Джакупова, директор правовой клиники «Адилет»:

Мы в очередной раз наблюдаем ситуацию, когда люди, к которым власть «свалилась на голову» вдруг начинают заигрывать с толпой. Не заигрывают только с теми, кто заведомо законопослушен. Это касается тех, кто вырос в советское время – у кого законопослушание заложено в подсознание.

У государственности должны быть свои носители. А их нет – по крайней мере, на том месте, где им быть положено.

Для тех, кто думает, что можно чего-то добиться, изменив закон, скажу следующее. Закон в нашей стране умер, и профессия юриста потеряла всякий смысл. На судебных процессах от доводов адвоката уже, например, ничего не зависит.

Когда идёт процесс по событиям 7 апреля, давать определения мирным митингам бессмысленно. Всем ведь понятно, что тогда митинг был однозначно вооружённым.

 

P.S. Как показал период «бакиевского» правления – заигрывать с толпой бесконечно государство не может. «За 2007 год было проведено 420 с небольшим митингов разного характера. В 2008 их уже чуть больше двадцати, а в 2009 - ноль. Это показатель того, как государство «закручивало гайки», не занимаясь решением проблем», - напоминает Алмаз Эсенгельдиев. Посему вопрос о новом «месте встречи» с течением времени будет приобретать всё большую актуальность. Игры со стихией традиционного общества, живущего вне времени, чрезвычайно опасны. В Советскую эпоху кыргызский народ показал, что ему достаёт мудрости в условиях справедливого правления прятать тёмную сторону своего традиционного лика подальше. Секрет народного спокойствия - отсутствие лицемерия в «верхах». Когда же под маской строительства демократии происходит возвращение в феодализм (в терминологии политолога Зайнидина Курманова – «неовотчинность»), требовать от народа демократической дисциплины довольно глупо: его не обманешь ни новой Конституцией, ни «партийным строительством». И в этом случае место встречи изменить уж точно нельзя – рано или поздно все подобные истории заканчиваются у нас в Белом доме.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

 

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1913   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная