POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 28 августа 2015
RSS

О ситуации в Кыргызстане



Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кто даст работу простому народу?

12.11.2011 17:45 - Polit.kg

11 ноября в Бишкеке обсуждался вопрос особой важности – нужна ли Кыргызстану государственная политика занятости. Семинар-конференция «Занятость в Кыргызской Республике: проблемы и политический выбор страны» собрал за одним столом представителей Министерства труда, занятости и миграции, независимых экспертов, представителей бизнес-структур, а также неправительственного сектора.

По данным министерства, каждый год рынок труда в Кыргызстане пополняется на 70 тысяч человек, а постоянных рабочих мест становится больше только на 20 тысяч. Такое непропорциональное развитие рынка – головная боль министерства. Самое страшное, однако, то, что однозначного решения проблемы этой никто ещё не придумал. Структура рынка труда, сильно изменившаяся с первых лет независимости Кыргызстана, естественным образом переориентировалась на экспорт трудовой силы. Разрушенная в ходе хищнической (по некоторым оценкам – преднамеренно хищнической)  приватизации промышленность и ставшее – уже в результате земельной реформы – неэффективным сельское хозяйство поставили сотни тысяч граждан КР перед выбором: идти в сферу услуг, строительство либо мелкую торговлю. Естественно, ценность вчерашних крестьян и пастухов  в их новом качестве оказалась пропорциональной кризисной системе профессионального образования. Масса работников, не удовлетворённых своими доходами в Кыргызстане, осознала, что в России и Казахстане, делая ту же нехитрую работу, можно зарабатывать значительно больше – и хлынула туда. Менее подвижная часть экономически активного населения сконцентрировалась в столице и на её окраинах. В итоге мы получили ситуацию, которую Алыбек Кадыров, председатель совета Национальной конфедерации работодателей КР характеризует следующими словами: «В аилах сейчас не найдёшь трудоспособного населения». Конфедерация Работодателей озабочена и тем, как происходит воспитание будущих кадров: «На уроки труда в школах КР в прошлом году отводилось два часа в неделю, в этом – один час. В прошлом месяце я посетил одну школу. Из 12 девчат, которых я застал на уроке, все, как оказалось, готовятся стать швеями-мотористками. А мальчики в это время играют в футбол. Программа трудового воспитания отсутствует как таковая. Обучение не отвечает сегодняшним требованиям. Надо так изменить законодательство, чтобы обучающую функцию взял на себя работодатель. Заниматься этим по 60 часов в неделю, как это написано в законе, никто сегодня не станет – найдите хоть одного фермера, который оставит ради этого свою работу». Этим претензии Алыбека Кадырова к законодательству не исчерпываются. По его наблюдениям, действующий и изменённый в начале ноября закон «О местном самоуправлении в КР» не содержит ни одного пункта по занятости и социальному партнёрству притом, что в реальной практике местные власти встречаются с проблемами соответствующего характера ежедневно. Вердикт таков: «Министерство труда ещё не нашло свою роль в политической системе. Новое политическое руководство вопрос о создании рабочих мест пока не решает. А крайними оказываются работодатели».

Татьяна Темирова, представитель общественного объединения «Алга», считает, что Министерство труда, занятости и миграции, делает всё возможное для исправления ситуации, но является  «связанным законодательными путами». Само министерство, к слову, не переоценивает эффективность своей работы. Констатируя это, статс-секретарь МТЗиМ Тынычбек Табылдиев отмечает, что одно министерство не располагает рычагами для кардинального изменения ситуации, а «у руководителей Правительства за последние 20 лет так и не проявилось собственное видение политики занятости».  По словам чиновника, важный законопроект «Об оказании содействия занятости граждан КР» с 2008 года лежит на рассмотрении в Жогорку Кенеше, и никто из законодателей за всё это время о нём не вспомнил. Негативную оценку даёт чиновник тому факту, что с недавнего времени в государственных программах учитываются лишь объём ВВП и уровень инфляции и, в то время как в других странах учитывается ещё и уровень безработицы. Законодательство, регулирующее сферу занятости, говорит статс-секретарь МТЗиМ, пестрит курьёзами: «Несколько лет назад, когда обсуждался вопрос о страховых взносах, Фонд занятости был ликвидирован. А закон, где упоминается Фонд занятости, остался нетронутым». Вот статистика, которую приводит министерство за прошедшие месяцы текущего года: «В этом году за 10 месяцев создано 59 тысяч рабочих мест, 28 тысяч – ликвидировано». Естественно, такая нестабильность в экономике формирует огромную армию безработных, которых надо как-то поддерживать. Тут, по мнению чиновника, существует два варианта: 1) традиционные социальные выплаты, 2) микрокредитование. «Искать дополнительные инвестиции из-за рубежа не надо, нужен просто государственный подход в использовании бюджетных средств. По данным Министерства социальной защиты в этом году 130 тысяч человек – безработные со справкой. Благодаря этой справке они получают пособия для детей из малообеспеченных семей. Общая сумма, которая на это ежегодно выделяется – 200 млн. сомов. То есть, эти деньги идут на детей, родители которых не работают. Государственной политикой было бы микрокредитование родителей, поощрение их активности», - считает Тынычбек Табылдиев.

Свой взгляд на проблему занятости имеют бизнесмены. Предприниматель и член профсоюза рынка «Дордой» Исмат Шамиев говорит, что, в первую очередь, его беспокоят дорогие патенты, размер которых растёт, несмотря на то, что прибыльность во многих отраслях стремительно падает, а также высокие проценты, под которые сегодня дают кредиты. Ни то, ни другое не способствует созданию новых рабочих мест. «В Китайской народной республике работодателя всегда спрашивают: чем тебе помочь, чтобы люди не шли к нам, а удовлетворялись своим положением на рабочем месте?», - замечает бизнесмен. Тынычбек Табылдиев также находит подобные действия способствующими выходу из трудного положения: «В общемировой практике заведено, что если работодатель берёт на себя какие-то определённые функции, вроде подготовки кадров, он имеет право требовать от государства определённые налоговые послабления, денежные компенсации и т.п.» В свою очередь, Манас Бексултанов, представитель «Гильдии директоров Кыргызстана», указывает на то, что политика властей сегодня абсолютно не учитывает интересы работодателя: «Сейчас входит в действие норма, согласно которой чем больше число работников на предприятии, тем больше должны быть страховые отчисления, взимаемые с работодателя. Как работодателя, эта норма вынуждает меня сокращать число рабочих мест, а это отнюдь не содействует увеличению занятости».   

«Мы не открываем рабочие места, мы создаём для этого условия», - говорит о своей миссии глава Министерства труда, занятости и миграции Алмазбек Абытов. Аида Ажиходжаева, начальник департамента занятости МТЗиМ одним из главных достижений органа называет анализ потребностей на рынке труда до 2014 года, однако делает оговорку: «На данный момент этот анализ требует обновления, так как государство претерпело много изменений». Она называет следующие проблемы, существующие в сфере занятости:

- отсутствие согласованной политики на рынке труда;

- отсутствие условий для организации труда;

- рост уровня безработицы;

- недостаточное количество создающихся рабочих мест ;

- увеличение объёмов трудовой миграции;

- опустошение приграничных территорий.

По мнению начальника департамента, в основу новой государственной политики занятости, должно лечь «укрепление социального диалога» и «разделение прав и ответственностей социальных партнёров».

Таким образом, претензии  и работодателей, и министерства обращены к высшему руководству страны и законодательству, а следовательно – к парламенту. Пока же, при наличии огромного недовольства, остаётся неясным, какую роль в создании новых рабочих мест должен играть каждый участник – будь то министерство, руководство Правительства и бизнес. В принципе, цели разумной политики известны. Каждая сторона может варьировать их сегодня в зависимости от собственной точки зрения. Например, Татьяна Темирова, председатель Общественного наблюдательного совета при МТЗиМ, предлагает следующий список необходимых шагов в осуществлении государственной политики занятости (приводится не полностью):

- проведение сбалансированной налоговой  и инвестиционной политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест;

- развитие малых предприятий;

- вывод предприятий из теневого рынка труда;

- развитие механизмов индивидуальной трудовой деятельности – прежде всего, в регионах с критической ситуацией на рынке труда;

-развитие нестандартных видов занятости: частичной, надомной;

- реформирование системы назначения и выплат пенсий и пособий по безработице. При определении размера пособия по безработице отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;

- дальнейшее развитие системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственные отношения;

 - создание программ для отдельных слоёв населения: молодёжи, молодых женщин с маленькими детьми, инвалидов;

- поощрение работодателей, создающих рабочие места.

«В связи с тем, что Кыргызстан заявил о своей готовности вступления в Таможенный союз и зону свободной торговли, актуальными становятся задачи повышения конкурентоспособности внутреннего рынка труда и потенциала наших трудовых ресурсов», - считает Александр Коак, программный директор Центра общественных технологий. Настоящее положение вещей обрисовывает эксперт Института исследований и анализа общественной политики Улан Рыскельдиев: «Качество трудовых ресурсов в Кыргызстане настолько низкое, что они неконкурентоспособны на мировом рынке. Я видел, что в России киргизы занимаются тем же, чем и здесь: торгуют, работают на стройке и в сфере обслуживания. И всё! Из этого я делаю вывод, что качество наших трудовых ресурсов если и может быть востребовано, то на самом низком уровне». Интересно и суждение уже упоминавшегося Алыбека Кадырова: «Мы пробовали заниматься обучением. При поддержке фонда «Евразия» внедрили модульное обучение. Выдали сертификаты международного образца сорока пяти новым сварщикам, электрикам, мотористам и токарям. ВСЕ уехали в Россию! Ради чего, спрашивается, тратили время?»

Таким образом, мы приходим к выводу, что вопрос занятости далеко не так однозначен, чтобы разрешить его, превратив республику, по мысли А. Атамбаева «в большую швейную машинку». Целый ряд факторов держит систему занятости в постоянном напряжении. И тут нельзя будет сделать ничего, дёргая за какую-либо отдельную ниточку. От нынешнего руководства Кыргызстана требуется умение ставить цели, создавать стратегии по их достижению и следить, чтобы отдельная своекорыстная нить не вылезла из клубка формирующегося (а пока - разлагающегося) трудового рынка. Кто этого достигнет, определённо останется для народа героем.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ


Версия для печати   |   Просмотров: 1130   |   Все статьи

Мы и мир

27.07.2015 23:34
POLIT.KG размещает этот материал как наглядный пример просчитанной и четко реализованной провокации. Правда, западные политологи не ожидали, что Кыргызстан может так «подставиться», сразу по целому ряду позиций оказаться в самом неудобном положении. Хотя можно допустить, что такой вариант тоже просчитывался. Но как бы то ни было, внешнеполитический жест Кыргызстана  нанес ущерб  не только его собственному имиджу, но и тем странам, с которыми намерен выстраивать интеграционные связи. Понятное дело, что это не Москва подсказала США идею о награждении Аскарова, и не Кремль так оперативно  среагировал на эту, совершенно не убойную акцию. Возможно, что  об этом Соглашении российские власти вообще никогда бы не вспомнили. Но вот западные технологи не упустили возможности еще раз  проехать по зависимости Кыргызстана от России, как-то сразу забыв о том, что зависимость Кыргызстана от американских финансовых институтов куда сильнее. Вот посмотрите, как это делается:
08.05.2015 23:42
Победа — одна на всех! Но цена уже везде разная… Можно с уверенностью сказать, что список руководителей стран, подтвердивших своё участие в мероприятиях по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в  Москве являет собой перечень государств, с уважением относящихся к исторической правде и народу, разгромившему в середине прошлого века могущественного и сильного агрессора в лице Третьего Рейха. Так уж получилось, что народ этот, некогда единый, представляет ныне собой более дюжины народов. Каждая из республик бывшего СССР выбрала свой  путь. Но в этом не было бы ничего страшного, если бы подразумеваемые страны не втравливались методично в искусственное противостояние с целью окончательно развести нас по разным лагерям. Совершенно ясно, что руководят процессом стравливания силы милитаристского Запада.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты