POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 01 октября 2014
RSS

О ситуации в Кыргызстане



Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кто даст работу простому народу?

12.11.2011 17:45 - Polit.kg

11 ноября в Бишкеке обсуждался вопрос особой важности – нужна ли Кыргызстану государственная политика занятости. Семинар-конференция «Занятость в Кыргызской Республике: проблемы и политический выбор страны» собрал за одним столом представителей Министерства труда, занятости и миграции, независимых экспертов, представителей бизнес-структур, а также неправительственного сектора.

По данным министерства, каждый год рынок труда в Кыргызстане пополняется на 70 тысяч человек, а постоянных рабочих мест становится больше только на 20 тысяч. Такое непропорциональное развитие рынка – головная боль министерства. Самое страшное, однако, то, что однозначного решения проблемы этой никто ещё не придумал. Структура рынка труда, сильно изменившаяся с первых лет независимости Кыргызстана, естественным образом переориентировалась на экспорт трудовой силы. Разрушенная в ходе хищнической (по некоторым оценкам – преднамеренно хищнической)  приватизации промышленность и ставшее – уже в результате земельной реформы – неэффективным сельское хозяйство поставили сотни тысяч граждан КР перед выбором: идти в сферу услуг, строительство либо мелкую торговлю. Естественно, ценность вчерашних крестьян и пастухов  в их новом качестве оказалась пропорциональной кризисной системе профессионального образования. Масса работников, не удовлетворённых своими доходами в Кыргызстане, осознала, что в России и Казахстане, делая ту же нехитрую работу, можно зарабатывать значительно больше – и хлынула туда. Менее подвижная часть экономически активного населения сконцентрировалась в столице и на её окраинах. В итоге мы получили ситуацию, которую Алыбек Кадыров, председатель совета Национальной конфедерации работодателей КР характеризует следующими словами: «В аилах сейчас не найдёшь трудоспособного населения». Конфедерация Работодателей озабочена и тем, как происходит воспитание будущих кадров: «На уроки труда в школах КР в прошлом году отводилось два часа в неделю, в этом – один час. В прошлом месяце я посетил одну школу. Из 12 девчат, которых я застал на уроке, все, как оказалось, готовятся стать швеями-мотористками. А мальчики в это время играют в футбол. Программа трудового воспитания отсутствует как таковая. Обучение не отвечает сегодняшним требованиям. Надо так изменить законодательство, чтобы обучающую функцию взял на себя работодатель. Заниматься этим по 60 часов в неделю, как это написано в законе, никто сегодня не станет – найдите хоть одного фермера, который оставит ради этого свою работу». Этим претензии Алыбека Кадырова к законодательству не исчерпываются. По его наблюдениям, действующий и изменённый в начале ноября закон «О местном самоуправлении в КР» не содержит ни одного пункта по занятости и социальному партнёрству притом, что в реальной практике местные власти встречаются с проблемами соответствующего характера ежедневно. Вердикт таков: «Министерство труда ещё не нашло свою роль в политической системе. Новое политическое руководство вопрос о создании рабочих мест пока не решает. А крайними оказываются работодатели».

Татьяна Темирова, представитель общественного объединения «Алга», считает, что Министерство труда, занятости и миграции, делает всё возможное для исправления ситуации, но является  «связанным законодательными путами». Само министерство, к слову, не переоценивает эффективность своей работы. Констатируя это, статс-секретарь МТЗиМ Тынычбек Табылдиев отмечает, что одно министерство не располагает рычагами для кардинального изменения ситуации, а «у руководителей Правительства за последние 20 лет так и не проявилось собственное видение политики занятости».  По словам чиновника, важный законопроект «Об оказании содействия занятости граждан КР» с 2008 года лежит на рассмотрении в Жогорку Кенеше, и никто из законодателей за всё это время о нём не вспомнил. Негативную оценку даёт чиновник тому факту, что с недавнего времени в государственных программах учитываются лишь объём ВВП и уровень инфляции и, в то время как в других странах учитывается ещё и уровень безработицы. Законодательство, регулирующее сферу занятости, говорит статс-секретарь МТЗиМ, пестрит курьёзами: «Несколько лет назад, когда обсуждался вопрос о страховых взносах, Фонд занятости был ликвидирован. А закон, где упоминается Фонд занятости, остался нетронутым». Вот статистика, которую приводит министерство за прошедшие месяцы текущего года: «В этом году за 10 месяцев создано 59 тысяч рабочих мест, 28 тысяч – ликвидировано». Естественно, такая нестабильность в экономике формирует огромную армию безработных, которых надо как-то поддерживать. Тут, по мнению чиновника, существует два варианта: 1) традиционные социальные выплаты, 2) микрокредитование. «Искать дополнительные инвестиции из-за рубежа не надо, нужен просто государственный подход в использовании бюджетных средств. По данным Министерства социальной защиты в этом году 130 тысяч человек – безработные со справкой. Благодаря этой справке они получают пособия для детей из малообеспеченных семей. Общая сумма, которая на это ежегодно выделяется – 200 млн. сомов. То есть, эти деньги идут на детей, родители которых не работают. Государственной политикой было бы микрокредитование родителей, поощрение их активности», - считает Тынычбек Табылдиев.

Свой взгляд на проблему занятости имеют бизнесмены. Предприниматель и член профсоюза рынка «Дордой» Исмат Шамиев говорит, что, в первую очередь, его беспокоят дорогие патенты, размер которых растёт, несмотря на то, что прибыльность во многих отраслях стремительно падает, а также высокие проценты, под которые сегодня дают кредиты. Ни то, ни другое не способствует созданию новых рабочих мест. «В Китайской народной республике работодателя всегда спрашивают: чем тебе помочь, чтобы люди не шли к нам, а удовлетворялись своим положением на рабочем месте?», - замечает бизнесмен. Тынычбек Табылдиев также находит подобные действия способствующими выходу из трудного положения: «В общемировой практике заведено, что если работодатель берёт на себя какие-то определённые функции, вроде подготовки кадров, он имеет право требовать от государства определённые налоговые послабления, денежные компенсации и т.п.» В свою очередь, Манас Бексултанов, представитель «Гильдии директоров Кыргызстана», указывает на то, что политика властей сегодня абсолютно не учитывает интересы работодателя: «Сейчас входит в действие норма, согласно которой чем больше число работников на предприятии, тем больше должны быть страховые отчисления, взимаемые с работодателя. Как работодателя, эта норма вынуждает меня сокращать число рабочих мест, а это отнюдь не содействует увеличению занятости».   

«Мы не открываем рабочие места, мы создаём для этого условия», - говорит о своей миссии глава Министерства труда, занятости и миграции Алмазбек Абытов. Аида Ажиходжаева, начальник департамента занятости МТЗиМ одним из главных достижений органа называет анализ потребностей на рынке труда до 2014 года, однако делает оговорку: «На данный момент этот анализ требует обновления, так как государство претерпело много изменений». Она называет следующие проблемы, существующие в сфере занятости:

- отсутствие согласованной политики на рынке труда;

- отсутствие условий для организации труда;

- рост уровня безработицы;

- недостаточное количество создающихся рабочих мест ;

- увеличение объёмов трудовой миграции;

- опустошение приграничных территорий.

По мнению начальника департамента, в основу новой государственной политики занятости, должно лечь «укрепление социального диалога» и «разделение прав и ответственностей социальных партнёров».

Таким образом, претензии  и работодателей, и министерства обращены к высшему руководству страны и законодательству, а следовательно – к парламенту. Пока же, при наличии огромного недовольства, остаётся неясным, какую роль в создании новых рабочих мест должен играть каждый участник – будь то министерство, руководство Правительства и бизнес. В принципе, цели разумной политики известны. Каждая сторона может варьировать их сегодня в зависимости от собственной точки зрения. Например, Татьяна Темирова, председатель Общественного наблюдательного совета при МТЗиМ, предлагает следующий список необходимых шагов в осуществлении государственной политики занятости (приводится не полностью):

- проведение сбалансированной налоговой  и инвестиционной политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест;

- развитие малых предприятий;

- вывод предприятий из теневого рынка труда;

- развитие механизмов индивидуальной трудовой деятельности – прежде всего, в регионах с критической ситуацией на рынке труда;

-развитие нестандартных видов занятости: частичной, надомной;

- реформирование системы назначения и выплат пенсий и пособий по безработице. При определении размера пособия по безработице отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;

- дальнейшее развитие системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственные отношения;

 - создание программ для отдельных слоёв населения: молодёжи, молодых женщин с маленькими детьми, инвалидов;

- поощрение работодателей, создающих рабочие места.

«В связи с тем, что Кыргызстан заявил о своей готовности вступления в Таможенный союз и зону свободной торговли, актуальными становятся задачи повышения конкурентоспособности внутреннего рынка труда и потенциала наших трудовых ресурсов», - считает Александр Коак, программный директор Центра общественных технологий. Настоящее положение вещей обрисовывает эксперт Института исследований и анализа общественной политики Улан Рыскельдиев: «Качество трудовых ресурсов в Кыргызстане настолько низкое, что они неконкурентоспособны на мировом рынке. Я видел, что в России киргизы занимаются тем же, чем и здесь: торгуют, работают на стройке и в сфере обслуживания. И всё! Из этого я делаю вывод, что качество наших трудовых ресурсов если и может быть востребовано, то на самом низком уровне». Интересно и суждение уже упоминавшегося Алыбека Кадырова: «Мы пробовали заниматься обучением. При поддержке фонда «Евразия» внедрили модульное обучение. Выдали сертификаты международного образца сорока пяти новым сварщикам, электрикам, мотористам и токарям. ВСЕ уехали в Россию! Ради чего, спрашивается, тратили время?»

Таким образом, мы приходим к выводу, что вопрос занятости далеко не так однозначен, чтобы разрешить его, превратив республику, по мысли А. Атамбаева «в большую швейную машинку». Целый ряд факторов держит систему занятости в постоянном напряжении. И тут нельзя будет сделать ничего, дёргая за какую-либо отдельную ниточку. От нынешнего руководства Кыргызстана требуется умение ставить цели, создавать стратегии по их достижению и следить, чтобы отдельная своекорыстная нить не вылезла из клубка формирующегося (а пока - разлагающегося) трудового рынка. Кто этого достигнет, определённо останется для народа героем.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ


Версия для печати   |   Просмотров: 915   |   Все статьи

Мы и мир

16.06.2014 15:46

В Душанбе идут дискуссии по вопросу возможного вступления Таджикистана в Евразийский экономический союз. DW опросила как сторонников интеграции, так и ее критиков.

В Душанбе создан Центральноазиатский евразийский экспертный клуб (ЦАЕЭК). Первое его заседание прошло 12 июня. На форуме прозвучал ключевой вопрос - нужно ли Таджикистану в ближайшем будущем вступать в Евразийский союз или же выбрать собственный путь развития.  ЦАЕЭК - это первый опыт создания международной общественной организации под конкретную интеграционную идею в Центральной Азии. По признанию наблюдателей, прежде инициативы различных объединений, как правило, спускались сверху. Общество же в регионе просто ставилось перед фактом. Так было в случае с созданием СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты