POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Омурбек Текебаев: «Эпоха политического радикализма уходит в прошлое»

22.11.2011 20:01 - Polit.kg
Омурбек Текебаев: «Эпоха политического радикализма уходит в прошлое»

Этот доклад «отца действующей Конституции» был озвучен на международной конференции «Развитие парламентской демократии в Кыргызстане», организованной парламентской фракцией «Ата-Мекен» при поддержке Шведского фонда им. Улофа Пальме 18 ноября в Бишкеке. Знакомясь с текстом выступления Омурбека Текебаева, важно понимать, что перед нами – в первую очередь, презентация политических достижений современного Кыргызстана для представителей политических элит СНГ и Европы.

Сегодняшняя конференция проходит в год, имеющий для Кыргызстана символическое значение. Три месяца назад наша республика отметила двадцатилетие своего государственного суверенитета. Могу уверенно заявить, что это время не прошло даром. 20 лет назад у Кыргызстана не было опыта самостоятельного развития. В советский период основные управленческие решения принимались в союзном центре – за тысячи километров от столицы республики. Мы были составной частью большого проекта. Когда в 1991 году этот проект свернули, никто в Кыргызстане не знал, что делать дальше.

В момент обретения Кыргызстаном суверенитета – в 1991 году – у нас не было, да и не могло быть четкого понимания, как строить демократическое управление. В качестве исходного материала мы имели систему и культуру управления, сложившиеся в советский период. Например, традицию политического управления в обход конституционных органов и процедур.

В 1993 году была принята первая Конституция суверенного Кыргызстана. Однако после этого в стране развернулась борьба между сторонниками усиления роли президента с одной стороны и парламента – с другой. Апологеты президентской власти утверждали, что без широких полномочий главы государства страна зайдет в тупик. После семикратного изменения Конституции с 1995 по 2007 годы власть президента стала огромной и, фактически, бесконтрольной. Результатом такой монополии явились восстания 2005 и 2010 годов.

Сравнивая процессы в Кыргызстане и других государствах постсоветского пространства, мы отмечаем некоторые параллели. В Узбекистане в начале года была изменена Конституция. Сокращены полномочия президента и расширена роль парламента. Теперь правительство этой страны будет формировать партия, победившая на парламентских выборах. В Казахстане близятся досрочные выборы парламента, которые проводятся для того, чтобы его состав пополнили оппозиционные партии. В России в преддверии выборов участники правящего тандема – президент и премьер-министр – заявляют о необходимости децентрализации и усиления конкуренции в политической системе.

Год назад руководители некоторых соседних государств были настроены по отношению к нашей конституционной реформе недружелюбно. Так, например, Дмитрий Медведев открыто критиковал переход Кыргызстана к парламентскому правлению и предвещал распад или «афганизацию» государства. События в арабском мире изменили оценки процессов в нашей республике. Недавно, на заседании ШОС в Санкт-Петербурге Владимир Путин заявил, что «арабская весна» началась в Кыргызстане и признал, что сегодня ситуация у нас нормализовалась.

Действительно, в свете «арабской весны» прошлогодние события в Кыргызстане выглядят как звено в цепи масштабного мирового процесса. Тем более что между кыргызской и арабскими революциями есть очевидные сходства. Это:

- свержение авторитарного семейно-кланового режима;

- запуск реформы политической системы в направлении укрепления институтов современной демократии: парламента, многопартийности, избирательной системы;

- установление сроков переходного периода (в Кыргызстане – 1,5 года);

- формирование органов власти на переходный период (Временное Правительство, Высший Военный Совет и т.д.);

- попытки сторонников свергнутого режима спровоцировать конфликты между различными группами населения (в Кыргызстане на этнической почве, в Египте – на религиозной и т.д.).

Усталость граждан от многолетнего авторитарного, неэффективного, устаревшего правления вызвала волну протестов и восстаний по всему арабскому миру. Однако будущее демократии в большинстве этих стран до сих пор остается туманным. В Тунисе только спустя 9 месяцев избрана Национальная учредительная ассамблея, которой предстоит разработать новую Конституцию, подготовить и провести выборы парламента и президента. В Египте внесены отдельные изменения в Конституцию, но выборы парламента отложены Высшим военным советом до конца нынешнего – начала будущего года. В Ливии несколько месяцев продолжалась гражданская война. Выборы Учредительной ассамблеи должны пройти через 8 месяцев, в течение которых страной будет руководить Временное правительство. Ни в одной из этих стран переход к демократии не завершен и легитимная власть не сформирована. В этой связи остро встает вопрос о поиске оптимальной модели перехода от авторитарного режима к демократической системе управления.

По оценкам международных экспертов, не случись трагический июньский конфликт на юге Кыргызстана, переход к демократии в нашей стране можно было бы считать идеальным. В максимально сжатый срок принята новая Конституция, избран Жогорку Кенеш, проведена реформа судебного, избирательного, административного и административно-территориального законодательства. Полмесяца назад избран новый Президент Кыргызстана. Запущен механизм смены судейского корпуса. Местные кенеши депутатов избирают руководителей местных государственных администраций и глав органов местного самоуправления. Возможно, вступление в должность нового Президента придаст этому процессу дополнительный импульс.

События на Ближнем Востоке показали, что процесс, начавшийся в Кыргызстане после свержения авторитарного режима в апреле 2010 года, мог пойти в другом, гораздо менее мирном русле.

Почему Кыргызстану удалось избежать сценария затяжного, конфликтного переходного периода? Потому что, в отличие от Египта, Туниса и Ливии, в Кыргызстане к моменту смены власти были два предварительных условия:

- общепризнанная кадровая альтернатива режиму в форме общенационального оппозиционного движения из нескольких политических партий;

- согласованная ведущими оппозиционными силами и заранее анонсированная концепция новой политической системы.

Объединенная оппозиция режиму и ее идеологическая основа в форме концепции новой политической системы складывалась с 2005 года. За это время проект не раз обсуждался, дополнялся и оттачивался. Под лозунгом реформирования системы управления проходили многотысячные митинги. Объединенная оппозиция участвовала в парламентских выборах 2007 и президентских выборах 2009 года. Лишь массовые фальсификации помешали прогрессивным силам сменить власть в республике мирным путем. В ноябре 2008 года оппозиционное движение публично выдвинуло свое обобщенное видение будущего – концепцию новой политической системы. Программная и кадровая основа реформ готовилась заранее. Временное Правительство, созданное после свержения режима Бакиева, твердо понимало, в каком направлении двигаться. Мы обсуждали только сроки, механизмы реализации проекта новой системы. Поэтому схема демократического перехода сработала, а его сроки в целом были выдержаны.

 

Новая политическая система: почему парламентаризм?

Как отмечалось выше, последовательность перехода к демократии в Кыргызстане была связана с наличием заранее подготовленной, согласованной политической альтернативы в форме проекта парламентской республики.

Выбор в пользу усиления парламента не случаен. Практика показала, что в наших условиях широкие полномочия главы государства ведут к формированию авторитарного режима. Слабое развитие гражданского общества, вековые традиции патернализма, сакрализации власти позволяли президентской команде манипулировать общественным мнением и монополизировать механизм государственного управления.

Поэтому сторонники демократического развития (в том числе и партия «Ата-Мекен») с 1990-х годов последовательно выступали против режима личной власти. Однако президенты защищали свою монополию. Первого главу государства – Аскара Акаева – народ  сверг в марте 2005 года. Поводом к восстанию стали фальсификации на парламентских выборах. Вторым президентом стал Курманбек Бакиев, публично обязавшийся положить конец авторитарному правлению и осуществить кардинальные демократические реформы. Однако после своего избрания в июне 2005 года он сменил риторику и стал защищать систему управления, выстроенную прежним режимом. Демократические силы не смирились - они требовали обещанных перемен. 2006 и 2007 годы прошли в жесткой политической борьбе. Когда давление со стороны партий, гражданского общества достигло апогея, режим пошел на уступки. Осенью 2006 года Жогорку Кенеш принял компромиссную редакцию Конституции. Но позднее, воспользовавшись изменением политической ситуации, режим перешел в контрнаступление. С помощью массовых фальсификаций в ходе октябрьского референдума 2007 года, парламентских выборов в декабре 2007 года, президентских выборов 2009 года Курманбек Бакиев и его окружение взяли реванш. Глава государства окончательно подмял под себя всю политическую систему. Это усугубило пороки системы управления. В правление Бакиева коррупция, непотизм и «семейственность» окончательно сломили иммунную систему государства и дали метастазы по всему организму общества. В политическом управлении появился новый субъект – криминал. Убийства оппозиционных политиков, журналистов стали практически обыденным явлением. На откуп родственникам, приближённым президента отдавались «доходные» ведомства и госпредприятия, целые отрасли национальной экономики, регионы страны. Апогеем антинародной политики явились создание параллельного правительства во главе с сыном и по сути, частной армии под руководством брата президента, незаконная приватизация объектов энергетики, астрономическое увеличение тарифов на электричество, коммунальные услуги, мобильную связь. На исходе своего правления Бакиев заявил, что выборы Кыргызстану не подходят, и анонсировал установление некой «совещательной» демократии. Режим окончательно уверовал в свою безнаказанность. Закономерным итогом пятилетнего правления Курманбека Бакиева стало народное восстание 6-7 апреля 2010 года. Главная претензия людей к режиму Бакиева – это дискредитация им демократической идеи, лежавшей в основе первого восстания в марте 2005 года.

 

Выстраданный выбор: испытание на прочность

Между ситуациями, сложившимися после свержения президентских режимов в 2005 и 2010 годах, были существенные различия. Если Аскар Акаев оставил Дом Правительства, фактически не оказав сопротивления, то Курманбек Бакиев устроил на площади «Ала-Тоо» кровавую бойню. Даже покинув столицу, он не собирался сдаваться. Окружив себя вооруженными телохранителями и прикрываясь мирными жителями как щитом, свергнутый президент окопался в родовом селе. В интервью агентству Reuters он заявил, что если против него начнутся активные действия, то страна «утонет в крови».

В тот момент власти у Временного Правительства на Юге практически не было. Некоторые силовики Юга остались лояльны прежнему режиму или заняли выжидательную позицию. Тем временем в Бишкеке родственники и близкие граждан, погибших 7 апреля, требовали немедленно задержать Курманбека Бакиева и его братьев. В противном случае они обещали самостоятельно снарядить для его поимки специальный отряд добровольцев.

Сам Бакиев заявлял, что готов сложить полномочия, если новые власти выполнят ряд его условий. Временное Правительство наотрез отказалось вести с ним какие-либо переговоры. Сложилась патовая ситуация, в которой ошибка могла привести к массовому кровопролитию. Перед страной замаячила реальная угроза гражданской войны. Тогда Роза Отунбаева от лица Временного Правительства, под гарантии США, России и Казахстана согласилась выпустить свергнутого президента из Кыргызстана в обмен на его заявление о добровольном сложении полномочий. Однако, улетев в Минск, Курманбек Бакиев в присущей ему манере отказался сделать это.

Отказ Бакиева от заявления об отставке послужил для его сторонников сигналом к действию. Они не раз пытались захватить власть на местах и еженедельно организовывали провокации. В мае при столкновении у здания обладминистрации в Джалал-Абаде вновь погибли люди. Настойчивое раскачивание реваншистами ситуации на Юге не могло пройти бесследно. На фоне ослабления центральной власти в результате умело организованной провокации в регионе разгорелся трагический и братоубийственный конфликт в Оше и Джалал-Абаде.

Июньский конфликт прошлого года стал подлинной трагедией для всего народа Кыргызстана. Мирные жители Юга – кыргызы и узбеки – стали заложниками ситуации и чужих политических игр. Силовые структуры, политизированные и утратившие профессионализм при бакиевском режиме, не могли или не хотели защищать население от разгоревшихся беспорядков. Временное Правительство приложило максимум усилий, за несколько дней перебросив на Юг страны около полутора тысяч милиционеров из столицы и других регионов. Но истинным героем июня стали обычные граждане. Мудрые аксакалы и гражданские активисты, выступившие миротворцами и остановившие кровопролитие. Добровольцы, защищавшие своих близких, друзей, соседей, помогавшие в восстановлении разрушенных зданий. Беженцы, нашедшие в себе силы вернуться в родные дома спустя два-три дня после конфликта. Граждане смогли понять, что провокаторы пытались сорвать конституционную реформу и помешать стабилизации ситуации в стране. Ведущие международные организации призвали Временное Правительство не откладывать проведение референдума по принятию Конституции и избранию нового Президента. Мы придерживались такой же позиции. Через две недели после окончания конфликта в Кыргызстане прошло голосование. В тот день многие избиратели, потерявшие в апрельских, майских, июньских событиях своих близких, плакали прямо на участках референдума. Выбор в пользу будущего давался нашему обществу нелегко. Но никто не отступил.

Кстати, о беженцах. Хочу подчеркнуть, что конфликт привел к миграции сотен тысяч жителей юга Кыргызстана. История показывает, что обычно после таких событий возвращение беженцев в места их прежнего проживания растягивается на долгие годы. В нашем случае беженцы поверили гарантиям Временного Правительства и не только вернулись в родные дома менее чем за две недели, но и приняли активное участие в принятии новой Конституции.

Организация голосования, активность избирателей на референдуме в постконфликтном Кыргызстане стали для всего мира открытием. Даже в полуразрушенных Оше и Джалал-Абаде жители показали такое гражданское единение, которое не оставляло сомнений в их искреннем стремлении к переменам и примирению. Новая Конституция принесла Кыргызстану мир. Уже на следующий день после голосования на улицах Оша, Джалал-Абада начался разбор завалов, заработали городские службы. Все поняли, что самое страшное – позади.

Результаты референдума 27 июня не оставили реваншистам шансов на ревизию. Отдав за новую Конституцию и избрание Розы Отунбаевой Президентом КР более 90% голосов, избиратели Кыргызстана сняли вопрос о статусе находившегося в Минске Курманбека Бакиева окончательно и бесповоротно.

 

Политическая конкуренция: от теории к практике

Основная миссия Временного Правительства была выполнена. После этого для обеспечения равных условий всем участникам будущих парламентских выборов его лидеры подали в отставку. Выборы Жогорку Кенеша в октябре 2010 года стали первыми в нашей истории выборами, результат которых не был известен заранее. То, что состязание между партиями было свободным, открытым и конкурентным, признали как местные, так и международные наблюдатели. Но лучшим доказательством послужили официальные итоги голосования. Из четырех «правящих» партий, входивших во Временное Правительство, две проиграли голосование, не пройдя в законодательный орган. Две другие заняли II и V места. По общей сумме набранных голосов и полученных в парламенте мандатов победителем фактически стали оппозиционные Временному Правительству партии – «Ата-Журт», «Ар-Намыс» и «Республика». Никогда прежде в нашей истории такого не случалось.

Разумеется, в проведении выборов проявились и некоторые недостатки.

1. В ряде районов административный ресурс по инерции продолжал работать на отдельные партии. Причем, поддержкой административного ресурса пользовались не только на партии-члены революционного Временного Правительства, но и реваншистски настроенные сторонники свергнутого режима. Их союзниками в государственном аппарате стали те чиновники в центре и на местах, которые были назначены в период правления Бакиева и ожидали приближающегося увольнения. Для них эти выборы стали последним боем в их ожесточенной борьбе за выживание. Однако в целом административный ресурс не оказал на выборы такого влияния, как это было прежде.

2. Большое влияние на результаты голосования оказала психологическая травма, нанесенная сознанию избирателей трагическим межэтническим конфликтом на юге Кыргызстана в июне 2010 года. К моменту голосования на парламентских выборах многие люди по-прежнему оставались заложниками постконфликтной, упрощенной до примитивного радикализма картины мира. Стихия инстинктивной самозащиты вызвала формирование иррациональных типов коллективного мышления и поведения. На этом фоне успеха добились политические силы, выступавшие под националистическими, регионалистскими, реваншистскими лозунгами.

3. В отсутствие сильной центральной власти на местном уровне начали подниматься организованные преступные группировки. В определенный момент они стали реальной политической силой, а некоторые представители криминальных кругов были включены в избирательные списки партий. Позднее и Президент, и премьер-министр Кыргызстана были вынуждены признать, что преступные элементы сумели проникнуть в законодательную и исполнительную власть.

4. Мощное воздействие на результат выборов оказали привлеченные к ним финансовые средства. По объему расходов участвующих партий на предвыборную кампанию парламентские выборы 2010 года оказались рекордными для Кыргызстана. Перерасчёт этих расходов на душу населения показывает, что практически каждый избиратель оказался под мощным финансовым прессом. Некоторые такого соблазна не избежали.

5. Внешний фактор на парламентских выборах 2010 года проявился в двух главных вызовах. Во-первых, в нашем регионе есть экономически более успешные и развитые государства с недемократическим правлением. Пример их достижений в рамках авторитарной модели управления служил вызовом, который ставил под сомнение наши усилия по демократизации Кыргызстана. Опираясь на их пример, противники реформ утверждали, что демократия не способствует или даже препятствует социально-экономическому росту. На некоторых избирателей эта пропаганда оказала свое воздействие. Вторым вызовом стало непосредственное вмешательство внешних игроков в избирательный процесс. Оно выразилось в политической, информационной и финансовой поддержке отдельных партий.

Все эти факторы оказали влияние на конфигурацию сил в новом парламенте, на состав коалиции большинства, а также  Правительства.

 

Новая избирательная система: испытание выборами

Прошедшие месяц назад президентские выборы позволяют сравнить, как изменился избирательный процесс за минувший год. Влияние негативных факторов ослабло. Нынешние президентские выборы были менее дорогими, явного вмешательства внешних сил, криминала, административного ресурса не отмечалось. Следует отметить, что это первые выборы, которые прошли после реформы избирательного законодательства.

Новый парламент принял новые законы в сфере избирательного законодательства. Они фактически создали новую ветвь государственной власти – избирательную власть. Центральная избирательная комиссия сформирована президентом, правящей коалицией, парламентской оппозицией в равных пропорциях (по 1/3 состава). Главой ЦИК избрали представителя оппозиционной партии. Это стало очередным прецедентом для нашего региона.

Составы территориальных избирательных комиссий были сформированы по схеме ½ состава от местных парламентов (кенешей) и ½ состава – от политических партий. Партии формируют избирательные комиссии вне зависимости от своей позиции в политической системе. Например, наша партия – «Ата Мекен», партия «Ата-Журт» и партия «Бутун Кыргызстан» являются конкурентами СДПК. Тем не менее, от каждой из перечисленных партий включено по две тысячи представителей, что означает членство практически в каждой избирательной комиссии страны. Всего же в избирательных комиссиях всех уровней представлены 26 партий. Теперь они стали не просто участниками, но организаторами, администраторами избирательного процесса. Это должно повысить уровень доверия избирателей и политиков к его результатам.

Новые избирательные правила узаконили голосование избирателей по месту их фактического проживания. Раньше голосование допускалось лишь по прописке. Учитывая, что внешней и внутренней миграции в Кыргызстане подвержено до 1 миллиона человек, или около 1/3 избирательного корпуса, старый порядок мешал реализации избирательных прав граждан и существенно влиял на результаты голосований.

Расширена роль политических партий в формировании местных государственных администраций, органов местного самоуправления. Теперь выборы депутатов местных кенешей районов, городов будут проходить по пропорциональной системе с голосованием по партийным и беспартийным спискам. Цель этого новшества – укрепление политических партий на местах, в регионах. Раньше на голосованиях лидировали группы, опиравшиеся на принципы землячества, родства, клановости, этнической и конфессиональной принадлежности. Теперь им на смену смогут прийти политические организации идеологического характера – партии. На республиканском уровне управления они уже формируют парламент и правительство. На очереди местный уровень управления.

30 октября проведено первое общереспубликанское голосование по новому избирательному законодательству. Разумеется, в нем тоже были недостатки и на то есть объективные причины. Не всем новичкам-членам избирательных комиссий удалось показать хорошую работу. Сказалось отсутствие опыта и дефицит времени для обучения новым правилам избирательной системы. Тем более что эти комиссии создавались практически одновременно с объявлением выборов. Однако, в общем и целом, для первого раза все прошло на достойном уровне.

 

Консолидация демократии: от прецедента к традиции

Прошедшие президентские выборы завершили запланированный Временным Правительством полуторагодичный переходный период. В силу объективных и субъективных причин не все мероприятия удалось завершить до избрания нового главы государства. В частности, не завершено обновление судейского корпуса, многие руководители местных государственных администраций, органов местного самоуправления остаются в статусе исполняющих обязанностей. Такая ситуация нежелательна, поскольку сознание временности своего положения не способствует эффективному и ответственному исполнению чиновниками и судьями своих должностных обязанностей. Поэтому процесс формирования постоянного состава управленческого аппарата необходимо завершить как можно скорее.

В заключение хотелось бы напомнить, что реформы в Кыргызстане пока не завершены. Впереди ждет самый длительный этап преобразований. В его рамках нам предстоит создать новую политическую элиту страны. Новую не только, и не столько по возрасту, сколько по новизне видения будущего страны, ее общественно-политического, социально-экономического устройства. Также предстоит вырастить новую политическую культуру. Культуру конкуренции, диалога, согласований и компромиссов. Эпоха политического радикализма, как в форме авторитарной власти, так и в форме непримиримой оппозиции уходит в прошлое.

 

Текстовую часть подготовил пресс-секретариат партии «Ата-Мекен» и корреспонденты Polit.KG

Фото: Игорь Коваленко

Версия для печати   |   Просмотров: 2291   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная