POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Проблемы образования в КР: блиц-обзор

25.11.2011 21:45 - Polit.kg

23 ноября был презентован отчёт Министерства образования и науки КР за период, предшествовавший 2011-2012 учебному году. В организованном по этому поводу круглом столе приняли участие руководство МОиН, координаторы областных образовательных центров, заведующие районными и городскими отделами образования, представители ЮНИСЕФ и неправительственного сектора.

Выяснилось, что в августе текущего года была проведена республиканская перепись детей школьного возраста. Органы образования выявили 5254 детей, не охваченных обучением. Совместными усилиями с организациями по поддержке семьи 3385 из них были возвращены в школу.

 

«Не учатся, потому что не на что»

По словам начальника Управления школьного образования МОиН КР Дамиры Кудайбергеновой, одной из причин такого положения дел является материальное неблагополучие в семьях.

«Нами было выявлено много учащихся, которые не ходили в школу из-за тяжелого материального положения. Многие живут в приёмных семьях или у бабушек-дедушек из-за того, что их родители уехали за границу на заработки. Также многие дети работают. Не учатся по простой причине:  не на что. Не желают ходить в школу из-за отсутствия одежды, денег на ремонт школы и покупку учебников», - отметила Дамира Кудайбергенова. Чаще всего с такими проблемами, заявила она, можно столкнуться в Нарынской, Ошской и Джалал-Абадской областях. «Дети, понимая обстановку в семье идут работать. По нашим данным, только в столице Кыргызстана на учёте центров семейной медицины состоит 696 работающих детей. Около половины из них - в возрасте от 7 до 14 лет, приезжие из регионов страны. Большая их часть работает на рынках «Дордой», «Аламединский», «Ошский», «Орто-Сайский». Прошу заметить, что это только та малая часть, которая попадает на учёт к врачам (уверена, что зарегистрировать всех не удастся) и числится в столице Кыргызстана. Многие из работающих ребят «гнут спину» в своём регионе».

Итак, одной из главных причин того, что дети не ходят в школу, является социально-экономическое неблагополучие в семьях. В масштабах всей республики по этой причине не обучается сегодня 1869 детей. Так в данном случае выглядит статистика по областям:

Джалал-Абадская область – 470;

Иссык-Кульская область –193;

Нарынская область –   42;

Баткенская область – 226 учащихся;

Ошская область – 528 учащихся;

Таласская область – 36 учащихся;

Чуйская область – 241 учащихся;

г. Бишкек – 73 учащихся;

г. Ош – 60 учащихся.

 

«Уровень суицида среди детей растёт»

«С начала 2011 года покончило с собой 94 ребенка, - озвучила страшные цифры Дамира Кудайбергенова, - Сегодня суицид среди подростков становится большой проблемой. Так, если в 2009 году количество самоубийств среди школьников равнялось 76, то в 2011-м эта цифра уже выросла до 94. Чаще всего добровольно прощаются с жизнью ученики 8-х и 9-х классов, однако уже есть случаи и среди учащихся 5-х классов. Одной из основных причин суицида является низкое материальное положение родителей, которые не могут обеспечить детей одеждой, учебниками, что влечет за собой унижение со стороны сверстников, а также давление  учителей на ребят,  которые не могут заплатить за ремонт школы».

 

«Counter-Strike» всё ещё держит свои позиции

Это можно понять не только зайдя в любой игровой клуб столицы. Масштабное исследование, которое проводилось Министерством образования и науки при поддержке Детского фонда ООН в 2010 году демонстрирует следующие результаты. Из 130 опрошенных детей 123 оказались не на шутку увлечены игрой в Counter-Strike, а точнее серией жестоких командных компьютерных игр в жанре шутера («стрелялки»). «Налицо чрезмерная увлеченность детей компьютерными играми и игровыми автоматами. Необходимо возрождать дворовые клубы и отвлекать детей от компьютерных игр и телевизора»,- сообщили представители ЮНИСЕФ.

 

Разговор с руководством министерства

Корреспондентам Polit.KG удалось задать несколько вопросов, касающихся наиболее актуальных (хотя и никак не связанных между собой) проблем, лично Канату Садыкову, министру образования КР.

 

Канат Жалилович, сегодня остро стоит вопрос нелегальной продажи учебников: в подземных переходах столицы учебники продаются по такой цене, что даже бизнесмены не всегда могут купить их своим детям. Стоимость непомерно завышена. Как Вы оцениваете эту ситуацию?

Вы правы, цена одного учебника колеблется от 150 до 500 сомов. Проблема дефицита учебников в школах Кыргызстана в скором времени будет решена. Мы планируем уменьшить дефицит, разрешив издательским домам тиражировать учебники для розничной продажи. В советское время это было разрешено.  За счет этого финансовое бремя государства по обеспечению школьников учебниками было снижено. Родители, которым позволяло материальное положение, сами покупали учебники.

Министерство образования по-прежнему будет выполнять госзаказ. То есть, учебники будут закупаться из бюджетных средств при опоре на количество школ и число учащихся,. Однако для восполнения дефицита учебных пособий, издательские дома будут выполнять дополнительное тиражирование. При этом стоимость учебников будет строго контролироваться, осуществлять наценку на каждый учебник можно будет не больше чем на 15%. Это поможет решить вопрос нелегальной продажи учебников.

Касательно перехода на болонскую систему в высшем образовании. Можно ли быть уверенным, что система приживётся в Кыргызстане?

Знаете, многие выступают против перехода на эту систему, но я отвечу на этот вопрос исходя из фактов. Болонская система - это новый  подход к подготовке, предусматривающий сокращение числа специальностей по пятилетней программе и укрупнение направлений. Допустим, если Вы идете учиться на журналиста, для чего Вам знания экономики или отечественной истории? Вы получили их в школе. Процессы глобализации и информационной революции сегодня меняют требования к традиционным профессиям и уровню компетенции студентов. То, что дипломы отечественных вузов будут признаваться за рубежом – один из важнейших факторов. Произойдет гармонизация  европейской и кыргызстанской образовательных систем, более того, образовательные программы станут более гибкими и индивидуальными, будут сокращены бюджетные средства, выделяемые на подготовку кадров.

На Ваш взгляд, почему сокращается число детей, охваченных школьным  образованием?

Опять же, причин много. Система образования не может быть лучше, чем работник образования. Никакой модернизации не состоится, если ее сути не поймет и не примет учитель, от действий и позиции которого, в конечном итоге, зависит ее итог. Педагог – это тот, кто призван обеспечить результат образовательной политики государства. И если мы хотим, чтобы результат был удачным, мы должны понимать, что «вчерашний» учитель не даст «завтрашнего» результата». О непосещении школ учениками, могу сказать, что в этом отношении система образования одна не в состоянии ее решить, нужно подключиться другим структурам: органам местного самоуправления, неправительственным организациям. Привлекать детей к урокам обязаны и директора школ.

 

Своим мнением поделился и заместитель министра образования и науки Гульжигит Соронкулов.  Он заявил, что самая главная проблема развития системы образования — это недостаточное финансирование: «В 2010 году на образование было выделено более 12 миллиардов сомов. Но как распределяются эти средства? Сначала они уходят в органы местного самоуправления, айыл окмоту и только после этого доходят непосредственно до директоров школ. При этом самому Министерству образования и науки из этой суммы достается только около миллиарда, поэтому у нашего ведомства просто нет рычагов, с помощью которых можно было бы как–то повлиять на ситуацию с уровнем образования в стране. Кроме того, мы видим, что большая часть средств оседает в Бишкеке, а отдаленные районы влачат нищенское существование».

Еще одной проблемой системы образования чиновник назвал недостаточную подготовку кадров. Касаясь вопроса подготовки преподавательского состава, Гульжигит Соронкулов привел в качестве примера тестирование, которое было проведено среди учителей Нарынской области. Из 95 протестированных педагогов лишь 43 подтвердили свои знания и квалификацию. Комментарии тут излишни.

Анна Мягчилова

Версия для печати   |   Просмотров: 6313   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная