POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Школы Кыргызстана: обучение с риском для жизни…

30.11.2011 17:39 - Polit.kg

В Кыргызстане отдавать детей в школу  с каждым годом становится все страшнее. Сегодня никто не может дать гарантии родителям, что их ребенок не подвергнется насилию не только со стороны молодежных группировок, но зачастую и самих учителей.

 

После распада СССР в нашей республике сложилась непростая ситуация в политической сфере, экономике, военной области и, конечно, в образовании. Большинство проблем не решены по сей день, некоторые из них стали еще более актуальными. Конечно, проблема образования не выходит на передний план, как политика или экономика, но от этого она не становится менее важной. Как построить сильное, процветающее, уважаемое государство? Вопрос непростой. Проще ответить на вопрос «кто это может сделать?». Ответ –  грамотные, образованные, сильные и честные люди. А где прививаются все эти качества? Естественно, в школах и университетах. В этом вопросе школа – как слепок общества, по которому можно четко и ясно посмотреть на ситуацию в стране.

Каждый год в республике проводятся встречи на высоком уровне в целях решения проблем с непосещением школ детьми. Лично мне не раз приходилось присутствовать на «круглых столах»  по проблемам в школьном образовании,  и каждый раз, несмотря на эмоциональность выступлений, невольно складывалось впечатление, что многие из участников приходили ради галочки. Встречи начинались и заканчивались одинаково: признавая серьезность угрозы, каждый пытался оправдаться и переложить часть ответственности на других. В результате принимались пространные резолюции и рекомендации, составленные загодя, которые потом, скорее всего, ложились под сукно в кабинетах чиновников. Все признают, что в республике процветает школьный рэкет, но никто не знает, как искоренить это зло.А тем временем 29 тысяч детей  отказываются  ходить в школу!  Может быть, на фоне миллиона школьников это не так уж много, но тенденция, однако, тревожная.   

В начале 2010 года Детским фондом ООН в Кыргызстане (Юнисеф), совместно с институтом Омбудсмена (Акыйкатчы) и Министерством образования и науки было проведено республиканское исследование распространенности и динамики насилия в школах Кыргызстана. Исследование проводилось в 55 школах по всей республике в течение всего года. Основной акцент сделали на южный регион и на учеников 9-11 классов.

 По итогам этого исследования стало очевидно, сегодня в школах царит настоящий беспредел. Причем, телепередачи о драках девочек оказываются не таким уж и экзотическим событием повседневной школьной жизни, происходят вещи и похуже. Просто такие факты не всегда становятся достоянием общественности.  

 

Школьный налог - вещами и деньгами

«В нашей школе в прошлом году в сентябре  ученик 7 класса Азиз совершил суицид. Он повесился. Семья ученика была необеспеченной, отца вообще не было. Как потом выяснилось, мальчика «грузили» старшеклассники. Он до этого жаловался матери, но она не придала значения и не отреагировала своевременно….»

Это выдержки из того самого исследования по динамике насилия в школах. Теперь давайте разбираться, почему это происходит.

40%  детей разного возраста, которые выступили в качестве респондентов, заявили, что насилие в их школах присутствует в полной мере. На вопрос: «Что такое для тебя насилие?» они ответили, что это вымогательство, рэкет, избиение, издевательства с применением силы, угрозы и даже действия сексуального характера. Причем этот самый злосчастный рэкет набрал самый высокий балл среди всех остальных видов насилия.

А на вопрос: “Существуют ли в твоей школе регулярные поборы?” — утвердительный ответ дали две трети опрошенных. Размеры ежедневной “дани” в среднем составляют 30 сомов с одного ребенка. Причем доходит до абсурда – в школе за все надо платить старшим, вплоть до посещения туалета.

Если раньше рэкет носил преимущественно индивидуальный характер, то сегодня он стал коллективным. Создается настоящая криминальная пирамида, в которую привлекаются даже девочки. Город и в том числе школы поделены бандитскими группировками на территории влияния. Они назначают главного по территории — “смотрящего”, обещая защиту и поддержку. Под руководством главаря действует группа подростков, которые собирают деньги для него и воровского “общака”. У жертв чаще всего забирают или занимают без возврата деньги, отнимают сотовые телефоны, дорогие вещи, заставляют оплачивать какие–нибудь расходы. Зачастую этим занимаются дети из неблагополучных семей, которые окружают себя так называемыми "торпедами" - физически крепкими ребятами, готовыми вступить в драку при необходимости. Применяются шантаж, угрозы опозорить перед одноклассниками. Если слова не действуют, в ход идет грубая сила. Нападают на жертву и запугивают ее чаще всего толпой. Остальные боятся заступаться под страхом расправы или опасаются стать изгоем. Не помогают созданные в школах службы безопасности, потому что “наезды” чаще всего происходят вне стен учебных заведений. Подвергшиеся насилию дети становятся замкнутыми, раздражительными, начинают хуже учиться, пропускать занятия или отказываются ходить в школу. Отсюда и неутешительная цифра, озвученная президентом на совещании по обсуждению проблемы непосещения школ детьми  – 29 тысяч детей не посещают школу.

 

Почему криминал добрался до школы?

На этот вопрос Министерство образования дает 3 возможных ответа: атмосфера в семье,   качество подготовки учителей и пропаганда насилия в кино и по телевидению.

Юнисеф, в свою очередь приводит цифры:

Количество детей в семье

Процент

1 ребенок

2 детей

3 детей

4 детей

5 детей

6 детей

7 детей

5,1%

18,5%

21,6%

28,4%

10,4%

3,1%

 

2,7%


Многодетные семьи – это, конечно хорошо. Никто на это дело вето пока не налагал. Но, по мнению психологов,  один из минусов многодетных семей заключается в том, что у детей в таких семьях занижена самооценка,  они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего «я». В школьном возрасте это оборачивается гиперкомпенсацией: ребенок начнет самоутверждаться всеми возможными и невозможными способами, доказывая свою уникальность и неповторимость.

 

Материальный достаток в семье тоже вносит свой определенный психологический настрой у школьника. Как правило, ребенок, у которого работают оба родителя, не будет вымогать деньги на пирожок у младшеклассника. Но, к сожалению, 55,5% детей проживают в материально уязвимых семьях, где работает только один родитель или вообще  не работают оба.

Плохая психологическая атмосфера в семье отражается на поведении ребенка в школе, во взаимоотношениях с учениками и учителями, и зачастую является причиной проявления агрессии или, напротив, приводит  к формированию у ребенка «синдрома жертвы». А истоки детской агрессии лежат, прежде всего, в семье, когда ребенок видит домашнее насилие или сам подвергается ему.

Опрошенные родители утверждают, что у их детей отнимают или вымогают деньги обычно 1-2 раза в месяц. На самом деле, 28 % школьников, подтверждающих наличие рэкета в школах, отмечают, что поборы происходят ежедневно, 20 %- еженедельно, 5 % - ежемесячно. Размер поборов составляет до 800 сомов в месяц. Сравнивая ответы школьников и их родителей, можно прийти к выводу, что родители плохо владеют сложившейся ситуацией и оценивают масштабы похищенных у их детей денег и вещей заметно ниже, чем это происходит в действительности. Основной причиной, почему школьники не рассказывали членам семьи о рэкете, является неверие в то, что можно изменить ситуацию

Где же дети берут средства для выплат рэкетирам? Копят карманные деньги - 51 процент, просят у родителей - 34,7 процента, пытаются заработать - 7,4 процента, отбирают у младших - 5,3 процента, занимают - 1,6 процента. Обращает на себя внимание, что 5,3 процента школьников, признавшихся, что они регулярно выплачивают рэкетирам деньги, сами по существу являются рэкетирами, отбирая деньги у младших.

 

Причины появления насилия в школах по мнению учащихся

 

Утверждения

Процент

 

Потому, что в кино, по телевизору только такие отношения показывают как нормальные

 

Потому, что насилие - это явление, которое всегда было, есть и будет в школе

 

Потому, что мальчикам и девочкам во что бы то ни стало важно выделиться, но других путей, кроме насилия, они не знают

 

Потому, что усиливается разрыв между богатыми и бедными

 

Потому, что культура общества оказалась под влиянием криминального мира

 

21,8%

 

16,9%

 

13,2%

 

 

13,1%

 

12,9%

 

 

Причины появления насилия в школах по мнению учителей

 

Утверждения

Процент

 

 

Потому, что насилие - это явление, которое всегда было, есть и будет в школе

 

Все общество основано по принципу насилия, а школа отражает это

 

Потому, что усиливается разрыв между богатыми и бедными

 

Потому, что многие дети живут в семьях, где применяется насилие

 

Потому, что мальчикам и девочкам во что бы то ни стало важно выделиться, но других путей, кроме насилия, они не знают

 

Потому, что в кино, по телевизору только такте отношения показывают как нормальные

 

Потому, что культура общества оказалась под влиянием криминального мира

 

Потому, что родители не говорят, что насилие – это плохо и мало уделяют внимания детям

 

7,5%

 

6,4%

 

14,6%

 

10,9%

 

8,7%

 

 

29,4%

 

14,8%

 

8%

 

 

Проблема с учителями

«…В нашей школе ребенок пожаловался родителям, что учитель начальных классов оскорбляет детей, обзывает их «баранами» или иногда даже может ударить ребенка или публично унизить его….»

Проблема не только острой нехватки учителей, но и растущей их жестокости также «помогает» уровню образования падать вниз с неведомой силой.

Исследование фактического количества учительских вакансийпоказало, что реальная нехватка квалифицированных учителей в школах составляет в среднем 28%, а в отдельных школах доходит до 36%. Все 100% школ испытывают нехватку в квалифицированных учителях.
Во многих школах на протяжении 3-5 лет не преподаются предметы: математика, физика, химия, английский, кыргызский и русский языки, музыка, черчение, информатика и история. Имеются случаи, когда из-за нехватки учителей школа нанимает на работу неквалифицированных работников. Например, электрик ведет уроки русского языка и литературы, экономист преподает математику и английский язык, а строитель – физкультуру и труд. Нынче специальность учителя не прибыльна и не престижна.  А тот, кто идет на работу в школу, нередко не обладает достаточными квалификацией и знаниями, вследствие чего не совсем хорошо справляется со своими обязанностями. Это в свою очередь приводит к тому, что у учеников падает интерес к  обучению и получению знаний, и заставляет их искать себя в других областях.

Обижаться на учителей тоже грех. «Получая мизерную зарплату, мы ежедневно приходим в класс, где сидят 30 человек, 29 из которых не готовы к уроку, а один неотрывно играет в сотовом телефоне. При этом молчать уже просто невозможно. Сдают нервы»,- признаются сами учителя.

Ежегодное повышение заработной платы учителей практически неощутимо для низких ставок, которые все равно остаются ниже потребительской корзины. Число учителей, средняя зарплата которых ниже черты бедности, составляет 23419 человек или 9,6% от их общего числа. Декларирование статуса учителя заключается в том, что начальный уровень ставок заработной платы учителя должен быть не ниже уровня средней заработной платы по республике, который на 2010 год установлен в размере 7400 сом. Причем в минимальный размер оплаты труда учителя не включаются доплаты и надбавки. Но учителя в регионах о такой цифре и не слышали.

Случаи некорректного поведения учителей в отношении учеников

Утверждения

Процент

Подавляли инициативу учеников

Наказывали за неправильный ответ

Некорректные замечания по поводу внешнего вида

Высмеивали ученика при всем классе                                   

Оскорбляли унизительными, нецензурными словами

Сравнивали одного ученика с другим

Ставили ученика в угол

Могли стукнуть указкой, дать подзатыльник, дернуть за ухо

13,3%

 

17,4%

 

37,8%

13,2%

 

7,6%

 

60,9%

26,5%

16,9%

 

Телевизор как главный враг

Когда проблему не на кого свалить, мы делаем крайними всех, но только не себя. Этим «крайним» в нашем случае стал телевизор, точнее руководители ТВ-компаний, которым Министерство образования и Юнисеф вынесло, так сказать «мягкий выговор».

По данным того же исследования выяснилось, что свободное время школьники большей частью проводят у телевизора. 61,5 % детей ежедневно проводят у телевизора минимум 2 часа. 4 часа, не отрываясь от экрана,  сидят 27%, и больше 5 часов смотрят «ящик» 5,3%.

Более того, в исследовании упоминаются СМИ, которые наиболее часто показывают сцены насилия, агрессии и эротики. Из местных каналов лидирует в этом списке ЭлТР.

 

СМИ

Сцены насилия

Количество/длительность

Сцены агрессии Количество/длительность

Эротические сцены Количество/длительность

Сцены убийств Количество/длительность

Сцены насилия в детских передачах

Кол-во/длит.

НТРК

ЭлТР

5 канал

РТР

1й (РФ)

41

165

 

66

196

 

35

768

476

 

316

615

 

196

48

123

 

53

56

 

69

746

396

 

171

305

 

215

1

16

 

9

41

 

43

10

60

 

30

153

 

107

22

52

 

27

99

 

3

176

167

 

75

236

 

12

42

119

 

3

1

 

0

183

324

 

9

3

 

0












 

По большому счету, что-то изменить в этой сфере невозможно.  Потому, что в столице большинство детей все-таки предпочитают западные каналы (спутник). А это уже неискоренимо. Можно, конечно, разработать и присваивать ТВ-программам специальные коды, как это делается, к примеру, в Канаде: код С – детские программы, С8 – программы для детей старше 8 лет, PG – просмотр только вместе со взрослыми и так далее. Но весь вопрос в том, кто будет это делать. Захотят ли, смогут ли взрослые  контролировать, что смотрят их дети? Вот это и есть главная проблема!

Таким образом, всем понятно, что виновно не само ТВ, а бесконтрольность просмотра программ детьми. В конце концов, если уж взрослые с таким предубеждением относятся к ТВ, то не проще ли будет просто не покупать телевизор?

 

Учебники нам теперь выпускают соседи

Безнадежно устарели большинство программ и учебников, по которым идет обучение, и многие из них ориентированы на Россию, где и были разработаны. Нынешнее время и ситуация требует разработки новых или модернизации старых методик и пособий, и ориентации их  на  нашу республику. Недавно в СМИ обсуждался вопрос об использовании в узбекских школах Кыргызстана учебников истории, напечатанных в соседней стране. По нашему мнению, каждое государство должно иметь свои учебники. А то, что происходит в на юге страны, есть ни что иное как  крайняя политическая близорукость не только министерства образования Кыргызстана.

Сегодня в нежелании детей учиться виноват не «агрессивный телевизор» или старый учебник,  - утеряна ответственность родителей за поведение детей, ослабла воспитательная цепочка «школа – родители – государство».

В итоге получается: государство не обеспечивает школы, школы заставляют родителей дополнительно платить за образование, родители снижают контроль за детьми, дети выходят  из школ с недостаточными знаниями, а главное - нежеланием эти знания получать в дальнейшем, в конечном итоге государству не хватает  специалистов.

Вот и получается замкнутый круг, выйти из которого очень не просто при нынешней политико-экономической ситуации. Но выходить непременно нужно,  потому что основой любого  государства являются его грамотные, высоконравственные граждане, которые способны решать любые экономические и иные проблемы своей страны.

 

 Анна Мягчилова

 

Версия для печати   |   Просмотров: 3591   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная