POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Просуществует ли Кыргызстан до 2020 года?

05.12.2011 15:46 - Polit.kg

Доклад был озвучен на форуме общественных и политических сил «За обновление Кыргызстана» Сарымсаковым К., членом политического клуба «Кебел»

Что ждет Кыргызстан впереди?  Это большой вопрос, на который нет ответа. Но, несмотря на это, совершаются сделки, ведутся дискуссии и разрабатываются «стратегии-2020».

Несмотря на разнообразие сценариев, ответ неумолим – чуда не случится. Какие перспективы могут быть у государства с архаичными институтами, сырьевой экономикой, повальной коррупцией, незащищенной собственностью, продажными судами, «изнасилованными» выборами, аморальной властью и безучастным обществом? Эксперты расходятся лишь в сроках и деталях: тлеющее расползание или молниеносный развал.

Я почти уверен, что Кыргызстан не просуществует в нынешних границах до 2020 года. Это не демократическая страшилка или псевдопатриотическая спекуляция, а неизбежное следствие политики последнего десятилетия. Замечу для «патриотов», что цель этой статьи – не подталкивание к сепаратизму, экстремизму и сионистскому заговору. Скорее, это сто первая попытка бить в колокола в надежде обратить внимание общества на спасительные сценарии, тем более, что методы опробованы.

Сегодняшнее тревожное настроение заставило меня вспомнить о появившемся больше 40 лет назад эссе молодого советского диссидента Андрея Амальрика «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года».

Вот как выглядел анализ Амальрика: «Регенерация бюрократической элиты шла бюрократическим путем отбора наиболее послушных и исполнительных. Этот бюрократический «противоестественный отбор» наиболее послушных старой бюрократии, вытеснение из правящей касты наиболее смелых и самостоятельных порождал с каждым разом все более слабое и нерешительное новое поколение бюрократической элиты. Привыкнув беспрекословно подчиняться и не рассуждать, чтобы прийти к власти, бюрократы, получив власть, превосходно умеют ее удерживать в своих руках, но совершенно не умеют ею пользоваться. По-видимому, мы уже достигли той мертвой точки, когда понятие власти не связывается ни с доктриной, ни с личностью вождя, ни с традицией, а только с властью как таковой: ни за какой государственной институцией или должностью не стоит ничего иного, как только сознание того, что эта должность – необходимая часть сложившейся системы. Естественно, что единственной целью подобного режима должно быть самосохранение. Его девиз: не троньте нас, и мы вас не тронем. Его цель: пусть все будет, как было».

Амальрик утверждает в своем эссе, что бюрократы не умеют пользоваться властью. Примеряя сказанное к нашей действительности, мы можем сказать, что сегодня умеют. Правда, исключительно в личных целях. Сегодняшняя власть, как когда-то акаевская и бакиевская, стала заложницей созданной ими самими ситуации. Даже если вдруг на минуту предположить, что она захочет уйти или радикально изменить систему, сделать это ей не дадут. Власть стала знаменем элитных групп, считающих государство своей собственностью. Глава государства, расставшись с формальным титулом гаранта Конституции, приобрел неформальный – гаранта коррупции. Сохранение такой элиты у власти до 2020 г. может стать одной из главных причин развала страны. Дело даже не в том, что коррумпированная бюрократия не способна на экономические и политические реформы, а дело в том, что всякие благие намерения власти, если бы вдруг такие появились, увязнут в ней, как топор в тесте.

А что же общество? Снова цитирую Амальрика: «Проводимое десятилетиями планомерное устранение из жизни общества наиболее независимых и активных его членов наложило отпечаток серости и посредственности на все слои общества – и это не могло не отразиться на заново формирующемся среднем классе». Народ по-прежнему не связывает себя с властью и не пытается на нее влиять. Народ по-прежнему не ходит на выборы, забывая о своем праве выбора. Люди динамично освоили современные стандарты потребления, но не поведения. Гражданскую активность усыпили относительным материальным благополучием. Но когда упадет достаток, проснется гражданская агрессия». Андрей Амальрик недооценил экономический фактор. Тем неизбежнее звучат сегодня предсказания 40-летней давности.

Государственный внешний долг Кыргызстана в 2011 году составил 2 миллиарда 709 миллионов 847 тысяч долларов США. Кредитный портфель состоит из 115 действующих займов.

Все кредиты, получаемые от международных финансовых организаций и стран-доноров, предоставляются на льготных условиях со сроками погашения 15-40 лет и процентной ставкой 0,75-3%.  Каждый из пяти миллионов населения Республики (включая только что родившегося младенца и глубокого старца) должен около 400 долларов США. Нетрудно подсчитать, сколько времени каждому жителю страны не надо есть, одеваться и так далее, чтобы выплатить такой долг.

 

Структура внешнего долга                                             Тысяч долларов США

Двусторонние льготные займы                                     901 187

Экспортно-Импортный Банк Китая                                 151 127

Натексис Банк (Франция)                                                  6 631

Японский Банк Международного Сотрудничества       338 945         

Банк KfW (Германия)                                                           73 187

Экспортно-Импортный Банк Кореи                                  15 941

Кувейтский Фонд Арабского Экономического Развития (КФАЭР)   15 356

Россия                                                                                              300 000

Двусторонние нельготные займы                                             251 991

Данида (Дания)                                                                   3 348

Гермес Кредитверзихерунгс-Актингезельшафт (Германия)     8 315

Россия                                                                                              190 943

Экспортно-Кредитный Банк Турции                               49 385

Многосторонние льготные займы                                            1 548 433

Международный Валютный Фонд (МВФ)                      175 526

Фонд Международного Развития (ОПЕК)                      2 387

Азиатский Банк Развития (АБР)                                       608 619

Международная Ассоциация Развития (группа Всемирного Банка)   684 238

Исламский Банк Развития (ИБР)                                      60 630

Международный Фонд Сельскохозяйственного Развития (МФСР)    10 125

Северный Фонд Развития (СФР)   6 908

Многосторонние нельготные займы     7 114

Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)  7 114

Условные обязательства     1 122

Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)  1 122

Общая сумма внешнего долга        2млр. 709млн. 847тыс.

Согласно прогнозу МВФ*, к 2023 году, с учетом нарастания процентов, долг Кыргызстана удвоится 


 

За 20 лет – боле 3 млрд доларов. а ведь ничего в стране не построено, в космос не полетели, университеты с мировыми именами не создали…

Я привел один лишь факт, любой студент экономического факультета назовет десяток таких факторов, несущих в себе угрозу развала. Среди них – сырьевая зависимость, низкая производительность труда, чрезмерная централизация власти, неэффективный, коррумпированный и раздутый госаппарат, продажный и зависимый суд, фактическое отсутствие институтов гражданского общества, технологическая отсталость, инвестиционная непривлекательность, порождающая порочный круг бедности в большинстве регионов, отсутствие национальной и демографической политики, а также долгосрочной стратегии развития, бегство умов и капиталов из страны. Всё это сегодня характерно для Кыргызстана.

Можно ли представить, что Белый дом все-таки попытается что-то изменить в ближайшее время. Учитывая, что не для всех представителей политической элиты перемены означают политическое самоубийство, минимальный шанс такого развития событий есть. Даже декларация о твердом намерении укрепить гражданские и рыночные институты способна стать позитивным сигналом и привести к ускорению экономического роста.         

Но пока Белый дом посылает иные сигналы: создает странные объединения, пытается включать демократическую риторику, не забывая «играть мускулами». Но эти попытки демонстрации силы уже никого не могут обмануть. Пару лет назад в латиноамериканской стране один из сенаторов на правительственной презентации демонстрировал телевизионный ролик, в котором собакам отрубали головы со словами: «Так мы поступаем с врагами революции». Замечу, что профессионалы политконсалтинга – люди с редким самообладанием. Ему был задан такой вопрос: Как подобная телереклама отразится на инвестиционной привлекательности страны?». – «Смело», – ответил чиновник.

Кризис способен вызвать настоящие перемены - это доказала мировая история. Сегодня мы подошли к такому рубежу нашей истории. Но когда наступает кризис, необходимы новые идеи и многое зависит от ценностей населения. Мне кажется, сегодня основной задачей думающих и неравнодушных людей должна стать разработка альтернатив существующей политике. Пока политически невозможное – не станет политически неизбежным.

Версия для печати   |   Просмотров: 3811   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная