POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Растет влияние ислама на юге Кыргызстана

26.12.2011 19:46 - Polit.kg
Растет влияние ислама на юге Кыргызстана

В течение последнего десятилетия ислам завоевывает все более уверенные позиции на юге Кыргызстана. Но это не только традиционный ислам. В последнее время все большее влияние на решение бытовых проблем населения оказывают не официальные лица уровня айыл окмоту,  районных и городских властей, а местные муллы в мечетях и аксакалы, совершившие Хадж.

 

Ислам на юге:

С 1990-х годов в Кыргызстане началось активное строительство мечетей. Население, изголодавшееся по религии, начало посещать мечети, не опасаясь осуждения партийных органов, ушедших в прошлое. Но открытым остается вопрос комплектования вновь построенных мечетей кадрами, обучения религиозных деятелей,  борьба с представителями радикального толка в исламе.

Жунусалиеву Даврану Кадыралиевичу 30 лет, уроженец Сузакского района, в настоящее время является помощником Казы Жалал-Абадского областного Казията. Несмотря на свой молодой возраст, уже успел совершить хадж к святым местам. Верующие в мечети обращаются к нему не иначе как Давран-ажи, что подчеркивает его общественный статус верующего, свершившего паломничество.

- Многие чиновники, служащие государственных органов не понимают роль мечети, - говорит Давран Кадыралиевич.  – Непосвященному человеку, далекому от религии,  всегда кажется, что мечеть - это потенциальный рассадник экстремизма или радикального ислама. На самом деле мечети непосредственно оказывают услуги населению для совершения пятикратного намаза, проведение даватов,  где  верующие получают более глубокие знания ислама, учат население  традиционному исламу, уберегая их от иных путей. К примеру, после известных событий лета 2010 года, в том числе именно через мечети люди нашли пути примирения, ведь в исламе людей не делят на национальности, да и местное население -  будь то кыргызы или узбеки -  доверяют мечетям. И естественно, через мечеть многие люди, враждующие между собой,  примирились».

Всего по области функционирует 4 медресе и 1 институт, занимающиеся подготовкой и переподготовкой имамов. Окончившие курсы получают соответствующие сертификаты, свидетельствующие о получении образования по теологии. Также представителей Жалал-Абадского Казията приглашают в Ошский государственный университет, где они объясняют студентам тонкости и традиции ислама.

- До 2010 года в наших мечетях была проблема, связанная с деятельностью представителей и сторонников радикально-экстремистской партии «Хизб-Ут-Тахрир аль Ислами» и прочими движениями нетрадиционного ислама,  - продолжает Давран Ажи.  –  Некоторые лица приходили на пятничные молитвы в мечети и после молитвы начинали свою агитацию, иногда даже раздавая листовки. Естественно,  мы нашли контрмеры, теперь, как и полагается, в мечетях никто не имеет права проводить дават кроме имама, толковать исламские нормы может только имам, так как у него есть соответствующее образование. Если есть желающие провести дават и набралось количество верующих нуждающихся в этом, то на это разрешение дает только имам, поставив Казият в известность, естественно, загодя проверив образовательный уровень и надежность даватчы.

В Жалал-Абадской области по данным областного Казията насчитывается 565 мечетей, которые прошли соответствующую регистрацию в Государственной комиссии по делам религии. Все мечети укомплектованы соответствующими кадрами.

- Когда в СМИ говорят об экстремистах, работающих в мечетях,  мы в недоумении, придите и покажите этих экстремистов, арестуйте и накажите в рамках закона!  - говорит Давран Ажи . –  Просто такого рода информации  бросают тень на имамов и верующих. К сведению,  в мечеть, когда по согласию верующих,  посещающих данную мечеть,  назначается имам, он выбирает из числа  верующих 10 аксакалов, назначается кассир, который занимается финансовыми и хозяйственными делами мечети, выбирается мутабали,  которому достается честь призывать верующих округи к молитве. В мечети проводится сбор средств пожертвования, ежемесячно поступившие средства подсчитываются и по решению имама и совета старейшин направляются кассиром на необходимые нужды. Какие нужды? Это  оплата счетов за канализацию, воду, электроэнергию, земельные налоги, купить необходимые вещи для мечети, провести при необходимости косметический или капитальный ремонт, уделить внимание нуждающимся семьям в округе,  и прочее. Все это закрепляется решением имама и старейшин в соответствующем акте, документе, с которым может ознакомиться при желании любой верующий, чтобы убедится, что его взнос пошел на благое дело по содержанию мечети и помощи нуждающимся.

 

Свершил паломничество и что дальше?     

С развитием традиционного ислама местное население  потянулось в Аравийскую пустыню, чтобы  свершить один из пяти столпов мусульманства. Вернувшись на Родину,  паломники представляются перед сородичами в новом свете.

- Звание ажи обязывает ко многому. Паломники становятся образом для подражания среди верующих, завоевывают  авторитет, естественно, меняется их жизнь, они автоматически превращаются в публичных людей. К ним обращаются за советами или помощью,  - объясняет Давран ажи.  –  Естественно, необходимо следить за собой. Быть строже к себе, ведь если Вы паломник,  совершивший Хадж.  Вы должны достойным образом выделяться своими знаниями и богоугодным поведением. Все больше молодежи приходит в мечеть и хотят получить образование. И это радует. Вот и в наших медресе получает образование молодежь, после окончания обучения они проходят стажировку помощниками имамов в наших мечетях.Если в будущем они непосредственно в мечетях покажут свои знания и завоюют свой авторитет среди населения, то при соответствующем обращении населения мы можем рассмотреть вопрос о назначении данной кандидатуры имамом. В  течение весны и лета текущего года мы провели большую работу по переподготовке имамов, до этого бытовало мнение, что наши имамы  - это бывшие рэкетиры или еще какие либо люди, занимавшиеся до этого незаконными делами. Учитывая такие мнения,  мы провели данное обучение, по  итогам провели жесткие экзаменационные мероприятия, чтобы убедиться, что имамы не подведут и смогут удовлетворить все потребности верующих, выдали  по окончанию соответствующие сертификаты. Мы их обучили, как проводить нике (бракосочетание по мусульманским обычаям – прим. Э.Ш.), богослужения, экскурс в историю мусульманства и прочее.

Все больше молодых пар предпочитают прежде  зарегистрировать свой брак в мечети, и лишь после идут подавать заявления в ЗАГС. Мечеть с каждым годом играет все большую роль в жизни юга страны. Мечети строятся повсеместно,  начиная с отдаленного аула, где нет благ цивилизации, и заканчивая кварталами городов и районных центров.

 

Экстремизм или чистая вера?

По долгу работы мне приходилось освещать мероприятия по задержанию религиозных экстремистов,  организованные сотрудниками правоохранительных органов. При задержании люди, которые до этого жили с нами бок о бок, занимались торговлей, частным извозом и прочим, вели себя тихо. На первый взгляд нельзя было и подумать, что данные граждане состоят в  таких религиозно экстремистских организациях как «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами» или «Исламское движение Туркестана». В разговоре отмечают, что ничего плохого не совершали, не воровали, а честно жили на свои заработки. Вместе с соседями по кварталу ходили в мечеть, молились. Но изъятые у них брошюры и другая литература явственно говорят нам об их принадлежности к религиозным течениям, стремящимся построить на нашей земле Исламский Халифат.

Население Жалал-Абадской области доселе не отличалось религиозностью, но сегодня в мечетях можно увидеть и местных чиновников, частных предпринимателей, сотрудников правоохранительных и специальных органов, учителей и преподавателей. Мечеть посещают как кыргызы, так и узбеки, хотя до последнего времени считалось, что узбеки более склонны к религии, чем кыргызы. Увеличилось количество браков, заключаемых в мечетях, люди считают, что данный шаг значим, так как брак заключается, прежде всего, в угоду Всевышнего.

Строятся  новые мечети, что  в последнее время связывают с активной работой фондов из Саудовской Аравии, которые спонсируют часть затрат. Хотя представителей этих фондов никто не видел. В Казияте нам разъяснили, что с инициативой о строительстве мечети должно, прежде всего, обратиться местное население, органы местного самоуправления должно выделить землю под строительство, и только после этого инициаторы должны провести подобие фандрейзинга по сбору средств на непосредственно строительно-монтажные работы, приветствуются и ашарные методы строительства.  

Муллы -  в основном местные жители, приезжих фактически нет. Теологическое образование верующие получили преимущественно в Египте, Саудовской Аравии и Пакистане. Но в данное время они это особо не афишируют.

 

Наша справка:

Мулла – от арабского буквально «наместник», «хранитель» или «хозяин». Арабское мусульманское духовное звание богослова, ученого мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран, хадисы и нормы шариата. У суннитов Центральной Азии часто употребляется как синоним звания имама, избираемого главы общины верующих.

Молдо – слово, присоединяемое к именам у кыргызов в качестве составной части к именам мужчин, получивших мусульманское образование. Молдо, мулла – грамотный человек.

Имам – от арабского буквально «предводитель». В исламе - духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Имам также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший всего 8 лет.      

 

В течение 2010-2011 годов в Жалал-Абадской области активизировались члены религиозной организации «Таблиг-Жамаат». Данное движение, как стало известно, входит в список запрещенных религиозных организаций в соседних странах Центральной Азии. В Кыргызстане они проповедуют легально, впрочем, они не имеют своих мечетей, но количество сподвижников растет. Активных членов можно узнать легко, как правило, одеты они в национальные одеяния арабов, пакистанцев или афганских пуштунов.

В общении это  добродушные, улыбчивые и вежливые люди. Конкретных данных по количеству членов «Таблинг-Жамаат» практически ни у кого нет, но недавно директор южного отдела государственной комиссии по делам религии Курбаналы Узаков озвучил цифру в 12 тысяч человек. Активисты религиозной организации проводят обширную и на первый взгляд не заметную работу в Базар-Коргонском районе, Сузакском районе и пригороде Жалал-Абада. Интервью давать сторонник религиозной организации «Таблиг-Жамаат» первоначально отказался, мол, не культурно и не красиво афишировать свое богоугодное дело, но затем уделил несколько минут, попросив не называть его имени, был скуп на слова. Отмечает, что финансирование движения происходит за счет добровольных пожертвований местного населения, братья  выезжают в отдаленные аулы, где нет мечетей, проводят все виды богослужения, нике и похорон, в общем, помогают населению.

 

Мечеть

По данным Жалал-Абадского областного Казията  в области функционируют 565 мечетей. По данным Госкомиссии по делам религии в Жалал-Абадской области -  598 мечетей, из них на сегодняшний день официально прошли процедуру регистрации лишь 144. Откуда взялась разница в цифрах -  не известно.

«Мечеть»  происходит опять-таки от арабского и означает «место поклонения». К примеру, на юге страны некоторые кварталы даже соревнуются между  с собой в ухоженности и красоте своих мечетей. В городе Жалал-Абаде одной из красивых мечетей является мечеть имени «Имам аль Бухари»,  расположенная в парке «Жениш». Вход в мечеть выложен из  кирпича, с орнаментом,  и ворота украшают орнаменты в восточном стиле. Само здание мечети делится на несколько комплексов:  это и помещение для молитвы, отдельное помещение для пятничной молитвы, уютный двор, место для совершения жертвоприношения.

- Строили мечеть с 1993 года. Раньше это место принадлежало парку. Финансирование  - пожертвования населения, кто сом кинет, кто и целых 500 сомов,  - говорит Ходжа ак.  – Сейчас вот занимаюсь починкой краников, из-за непривычных холодов вода в трубах замерзла, прихожанам приходится пользоваться привозной водой. Население у нас  отзывчивое, есть и кыргызы, узбеки, русские и другие. Помогаем  друг другу, кто чем может, разногласий нет и быть не может.

Но есть  и другая сторона медали. После прошлогодних межэтнических событий этнические узбеки стали  активнее посещать мечети. Проводят домашние собрания без предупреждения имама. Что они обсуждают там и кто проводит дават  - говорить сложно. Распространение ислама приводит к тому, что целые школы в пятницу не функционируют. В частности, в узбекскоязычных школах в 2008-2010-е годы наблюдалась тенденция – по  пятницам большинство старшеклассников убегали с занятий в мечети на пятничную молитву. Все активнее  местные жители требуют от муфтията, казията и местных властей проведения религиозных мероприятий на мусульманских праздниках на центральных площадях городов и районных центров.

  

Продолжение следует.

Подготовил Эсен Шишкараев

Версия для печати   |   Просмотров: 2660   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная